Файл: Реферат по теме Формирование финансовой грамотности на уроках математики в 56 классах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



объема фигур







наиболее выгодного финансового

расчета

го исхода ситуации

Координатна я плоскость, графики, диаграммы

Спрос и предложение Цена товара

Спрос, предложение, цена, рынок, равновесная цена

Анализирова ть информацию,

статистическ ие данные представленн ые в различных

графических видах

Устанавливать причинно- следственные связи между спросом, предложением

, ценой и другими экономически

ми показателями


2.1 Формирование финансовой грамотности учащихся на уроках математики посредством решения математических задач

В курсе математики 5, 6 классов формируется математический аппарат, который непосредственно применяется при решении финансовых вопросов встречающихся в повседневной жизни. Это, в первую очередь, относится к понятию процентов и процентных расчетов, на которых базируются такие финансовые понятия, как налог, депозит, кредит, наценка и скидка. Другим примером материала этих классов являются пропорции, пропорциональность и деление числа в данном отношении, которое используется, например, при распределении прибыли пропорционально вкладам.

В качестве еще одного элемента, прямо относящемуся к формированию финансовой грамотности следует отнести диаграммы, которые широко применяются при описании различных финансовых ситуаций. В 5, 6 классах у школьников, в основном, формируется вычислительный аппарат, без которого вообще трудно представить финансово грамотного человека.


Анализ программного материала курса математики 5, 6 классов, показывает, какие финансовые понятия и представления можно сформировать в процессе его изучения.

  1. класс

Денежные знаки (монеты, купюры). Формула стоимости покупки (цена, количество, стоимость). Задачи на повышение и понижение цены товара и услуг. Скидка, распродажа, продажа по акции, банковский процент на депозит и кредит, расчет зарплаты, налогов, премии, транспортный налог, статьи расходов семейного бюджета, планирование семейного бюджета. Бюджет и доходы страны, средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость строительства объектов народного хозяйства и др. Рациональное планирование, в частности, оптимальный выбор, позволяющий минимизировать расходы.

  1. класс

Решение задач на проценты, на увеличение и снижение цены товара, расчет зарплаты и налогов с помощью пропорций. Задачи на распределение прибыли пропорционально внесенным деньгам, распределение оплаты за выполненную работу, составление и определение цены смеси с помощью деления в данном отношении. Выручка, прибыль и себестоимость, связанные соотношением:

прибыль = выручка себестоимость

Оптимальный выбор, позволяющий минимизировать расходы. Задачи, связанные с изменением процентной базы при нескольких изменениях величины. Сложные банковские проценты. Коэффициент наращения, равный процентному отношению новой суммы на счете к начальному вкладу. Бюджет семьи: доходы и расходы. Представление распределения бюджета семьи с помощью диаграмм.

Рассмотрим некоторые задачи:

Условие задачи по теме «Семейный

бюджет»




Мама

Папа

Маша

Ваня

Вода (куб воды)

3

2

1

1

Электричество

(кВт)

90

50

30

25

Тариф за воду: 1 куб воды - 41 руб.

1 кВт/ч – 2 руб.

1) Определите сколько денег семья оплачивает отдельно за воду и за электричество

2) Сколько денег за потребление воды и электричества приходится на каждого члена семьи отдельно?

Для успешного решения данного задания необходимо верно понять таблицу данных и в соответствии с ней понять какими данными нужно воспользоваться, чтобы ответить на один из вопросов задачи.

Так, чтобы определите сколько денег семья оплачивает отдельно за воду и за электричество, необходимо сложить данные построчно и умножить их соответственно на тариф за ту или иную услугу. Чтобы ответить на второй вопрос задачи нужно рассмотреть столбцы, в которых указаны данные об объеме потребляемых услуг каждым членом семьи в отдельности и соответственно перемножить данные по каждому члену семьи на тариф за услугу.

При выполнении данного задания формируются следующие результаты: умение выполнения действий с натуральными числами, верное прочтение таблиц, установление причинно-следственных связей об объеме потребляемых услуг и оплаты за их потребление, расширяется кругозор обучающихся, возникает интерес в принятии бюджета семьи, анализу его статей и возможных путей экономии, повышается культура финансовой грамотности.

Рассмотрим следующую задачу:

Друзья семьи Петровых обратились за помощью. Изучи внимательно квитанцию друзей за январь и скажи сколько рублей им начислено за потребление водоотведения и электроснабжения днем и ночью? Сколько итого по всем услугам им придется заплатить?



Рис. 1 Квитанция об оплате услуг ЖКХ

В этом задании представлена уже реальная квитанция об оплате услуг за ЖКХ. Чтобы верно её решить необходимо также ознакомиться с её устройством и понять какие на какие показания (столбцы) перемножаются.

При решении данного задания обучающиеся вспоминают как производятся действия с десятичными дробями, формируется умение применять изученные понятия и методы при решении более сложных задач практического характера, овладение навыками смыслового чтения и отбора необходимой информации из ряда представленной


Рассмотрим задачу, которая звучит так:

Семья Петровых купила диван за 24 000 руб. в кредит. Известно, что 1/6 часть от первоначальной суммы кредита семья заплатила в первые 3 месяца, 1/8 часть от первоначальной суммы кредита в последующие 2 месяца и 1/24 первоначальной суммы кредита в последующий месяц.

Какую часть кредита выплатила семья за эти месяцы? Сколько рублей пришлось оплатить семье за первые 3 месяца? Сколько рублей выплатила семья за все эти месяцы? За какое время они выплатят оставшуюся сумму кредита при таких же условиях оплаты?

Данное задание направленно на отработку навыка умножения обыкновенной дроби на натуральное число и сложения обыкновенных дробей. Но перед тем как преступить к технической части задания сперва необходимо понять его смысловую нагрузку: разобраться с какими числами необходимо работать и какие операции применять, чтобы ответить на тот или иной вопрос задачи. Так, чтобы ответить на вопрос «Какую часть кредита выплатила семья за эти месяцы?» необходимо суммировать обыкновенные дроби из условия, так как именно они и указывают какая часть кредита была погашена в тот или иной период времени. Для ответа на вопрос: «Сколько рублей пришлось оплатить семье за первые 3 месяца?» необходимо перемножить всю сумму кредита на дробь, указывающую какую часть кредита удалось погасить в первые 3 месяца. Следующий вопрос задачи «Сколько рублей выплатила семья за все эти месяцы?» отправляет вновь ученика к первым 2 вопросам задачи и указывает, что ответ на данный вопрос можно получить двумя способами: 1) Если посмотреть на ответ к 1 вопросу задачи, то можно ответить на данный перемножив общую сумму кредита на ту часть, которую удалось оплатить семье за все месяцы

2) Второй вариант решения тоже является верным, но не таким рациональным как первый. Ссылаясь на второй вопрос задачи можно сделать вывод, что, чтобы ответить на данный нужно аналогично вычислить сколько рублей было выплачено за последующие 2 и 1 месяцы соответственно, а затем сложить эти 3 ответа.

Последний вопрос задачи носит скорее аналитический, прогностический характер. При выполнении этого задания формируются навыки смыслового чтения, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные
, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения жизненных задач.

Интересен и нетривиален для рассмотрения на уроке математики следующий номер:

Зная, что ПИН-код банковской карты четырехзначный и что он составлен только из нечетных цифр, назовите сколько комбинаций можно подобрать, если одна нечетная цифра может употребляться в ПИН-коде только один раз.

Данное задание позволяет обучающимся погрузиться в мир безналичных денежных операций, что является актуальным вопросом на сегодняшний день, рассмотреть вопрос кибер безопасности в банковской системе, понять насколько непросто узнать номер ПИН-кода личной банковской карты, даже при смоделированных ограничениях в наборе знаков для этого кода.

При выполнении этого номера формируется знание и умение работать с вероятностными моделями, расширяется кругозор учащегося, повышается уровень финансовой культуры, умение строить

2.2 Методика формирования финансовой грамотности на уроках математики для обучающихся 5 классов

При формировании финансовой грамотности на уроках математики в 5-6 классах необходимо руководствоваться следующими принципами:

1) Принцип модульности: На основании анализа учебников по математике для 5 классов были выделены основные главы и разделы, в которые могут быть внедрены задачи финансовой направленности, а именно: Натуральные числа, числовые и буквенные выражения, округление натуральных чисел, вычисления с многозначными числами, математическая модель; обыкновенные дроби, действия над ними, отыскания части от целого и целого по его части; десятичные дроби, действия над ними, среднее арифметическое, задачи на проценты; задачи на классическое определение вероятности и комбинаторные задачи

2) Принцип полноты: каждый модуль должен иметь следующие основные компоненты: теоретическое ядро, контрольные вопросы по теории, задачи и упражнения для формирования умений, исторические комментарии, помощь по освоению учебного материала.

3) Принцип доступности и наглядности: каждый модуль должен быть преподнесен доступным для учеников языком, содержать максимальную визуализацию, облегчающую понимание и запоминание учебного материала.

Ссылаясь на параграф 1 главы II и параграф 1 главы, можем сделать следующее заключение, в ходе решения задач направленных на развитие финансовой грамотности на уроках математики формируются следующие предметные и метапредметные результаты: