Файл: Практическая работа к теме педагогические технологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА К ТЕМЕ 3.4.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
(КУРАТОРА)
Кутепова Валерия Руслановна,
МОБУ СОШ № 26 г. Сочи им. Героя Советского Союза Диброва К. С.
В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс.
Позиции педагога в его отношении к воспитанникам «педагог - ученик» обрела новый вариант - «человек - человек», т. е. «безусловного уважения» к ребёнку как человеку. Качество работы классного руководителя зависит от ряда условий:
-
Перспективы планирования процесса воспитания; -
Направленности содержания воспитательной работы на развитие детей; -
Системности воспитательного взаимодействия; -
Ориентации на развитие индивидуальности подростка; -
Технологичности работы; -
Кропотливой диагностической работы классного руководителя.
Перед классным руководителем ежедневно есть проблемы:
1. Как поддержать интерес учащихся к классным часам, внеклассным мероприятиям в условиях современной школы?
2. Как повысить мотивацию и вовлечь учащихся в активную внеурочную деятельность?
3. В какой форме проводить, к примеру, родительские собрания, чтобы родители не потеряли желание посещать школу?
4. Как остаться педагогическим грамотным специалистом, способным научить и воспитать ребёнка, когда современные дети понимают в компьютерных технологиях лучше, чем классные руководители?
Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – система форм, методов, способов, приемов воспитательных средств, позволяющих достигать поставленные цели.
Педагогические технологии могут различаться:
-
по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции); -
по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности); -
по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты); -
по функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями); -
по подходу к ребёнку.
В своей работе применяю следующие педагогические технологии, которые разделяю на личностные и коллективные, причём каждая из них взаимосвязана:
-
технология проектного обучения; -
технология здоровьесбережения; -
технология деловой игры; -
технология развития критического мышления; -
технология КТД И. П. Иванова; -
технология проведения дискуссий; -
тьюторство – технология педагогической поддержки; -
ситуативные технологии; -
технология «Портфолио» -
технология принятия общих решений
Более подробно остановлюсь на некоторых:
Технология КТД И. П. Иванова (коллективные творческие дела)
Каждое дело - творчески, с пользой и для людей!
Технология основана на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным положительным результатом? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся чувством коллективного авторства.
Принципы КТД:
-
коллективное творчество; -
единое дело и добровольное участие в нём; -
свобода выбора форм деятельности; -
содружество взрослых и детей; -
развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.
Виды коллективных дел:
-
Трудовые КТД; -
Интеллектуальные КТД; -
Художественные КТД; -
Спортивные КТД; -
Экологические КТД
Преимущество коллективного творческого дела состоит в том, что оно позволяет классу увидеть себя в зеркале других классов, сравнить, сопоставить. Это очень важно для формирования общественного мнения, коллективной самооценки. Отсутствие официального соревнования, баллов, мест снимает напряжение конкуренции. Процесс самосравнения, лишенный отрицательных эмоций, уходит вовнутрь и становится механизмом совершенствования коллектива. В результате такого подхода эти коллективные творческие дела становятся для всех желанными, понятными, личностно значимыми.
Важное обстоятельство: рамки творческого дела достаточно свободны, они не только позволяют учитывать возраст участников, но и стимулируют инициативу, многовариантность самовыражения класса и отдельного ученика.
Круг социальных ролей обучающихся широко представлен также в системе классного самоуправления. В процессе самоуправленческой работы у школьников развивается коммуникативная культура, лидерские качества, вырабатываются социально значимые качества (активность, ответственность, отзывчивость). Они осваивают социальные роли, приобретают определённые знания и навыки, учатся планировать, осуществлять и анализировать собственную деятельность.
Классному руководителю следует помнить, что в любой работе должен быть системный подход не посредством отдельных и часто разрозненных мероприятий, а путем моделирования и создания единой системы воспитательного взаимодействия педагогов и учащихся.
Ситуативные технологии.
Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.
Классному руководителю, к примеру, необходимо обсудить «ситуацию анализа очередной ссоры»:
-
Задать участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего; -
Дать “пострадавшей стороне” понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию; -
Выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора; -
Обсудить с детьми пути решения произошедшего.
Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).
Можно ли усмотреть в тренингах общения ещё какие-либо педагогические аспекты? Конечно, да. Для разных ребят в силу разных причин кроме позитивного опыта общения могут быть и другие следствия: изменение отношений друг с другом, изменение отношений с педагогом, закрепление или развитие каких-либо личностных образований. Но это – непланируемые как цель эффекты. В лучшем случае это вероятностные прогнозы воспитателя.
Этапы изучения ситуации (при этом необходимо ответить на вопросы: почему желательны изменения? Что может быть достигнуто при их помощи? Какова природа явления, подлежащего изменению? Требуют ли изменения действия со стороны каждого члена класса?);
-
подготовка предложений (важно, чтобы группа осознала необходимость перемен; это можно сделать прямым путем - указанием учителя на возникшую проблему или косвенным - с помощью учащихся класса); -
представление предложений группе (они должны быть сделаны в такой форме, чтобы необходимость учета мнения группы была очевидна); -
направление группового обсуждения (авторы различают введение, направление и контроль дискуссии и считают, что последнее означает манипулирование группой; успех при проведении дискуссии обеспечивается максимальной свободой высказывания мнений ее участниками); -
помощь группе в претворении ее решений в действие
Результатами подобной работы в моем классе становится, во-первых, энциклопедия классных идей, которая включает в себя интересные идеи ребят в разнообразных формах: «Наше классное сообщество»; «Общешкольные правила безопасности» (например, там есть раздел «Правило» и «Если мы нарушим правило, то последует...»); «Необсуждаемые правила нашего учителя»; «Физические потребности»; «Таблица упражнений на случай пожара»; «План поведения в чрезвычайной ситуации»; «Потребность в безопасности» (с вводной фразой «Каждый человек должен чувствовать себя защищенным от любых опасностей, оскорблений и позора» и разделами: «Я (учитель) буду стараться», «Мы (ученики) будем стараться»); «Социальные потребности»; «Жизнь в нашей школе»; «Наша игровая площадка»; «Наша столовая»; «Наши туалетные комнаты»; «В школу и домой»; «Проблемы» (данная таблица включает следующие вопросы: «Что такое наша проблема?»; «Эта проблема вызвана нашим поведением?»; «Эта проблема вызвана членами классного сообщества?»; «Есть ли другие причины, которые послужили поводом к возникновению этой проблемы?» «Кто обладает достаточной властью, чтобы изменить ситуацию?»; «Что нам делать, чтобы решить эту проблему?» и т. д.); «Проблемы» (данная таблица включает следующие вопросы: «Что такое наша проблема?»; «Эта проблема вызвана нашим поведением?»; «Эта проблема вызвана членами классного сообщества?»; «Есть ли другие причины, которые послужили поводом к возникновению этой проблемы?» «Кто обладает достаточной властью, чтобы изменить ситуацию?»; «Что нам делать, чтобы решить эту проблему?» и т.д.); «Правила по составлению правил»; «Составление правил для решения наших проблем»; «Учимся на собственных ошибках»; «Домашняя работа»; «Помощники в школе»; «Здравствуйте и до свидания» (новички могут чувствовать себя одиноко в школе; мы знаем много способов, как помочь человеку почувствовать, что ему рады).
Вторым источником разрешения конфликтных ситуаций - обязательное составление классного словаря этики, в котором ребята собирают понятия и их определения.
Мной предлагается свободная интерпретация содержания понятия на основе собственного неосознанного детьми опыта переживания реальных нравственных ситуаций, поступков. Затем происходит свободное обсуждение понятий в классе друг с другом. Кроме того, отбираем афоризмы-определения. В итоге в словаре слово имеет три значения: ученика, из толкового словаря и мнение великих людей.
Например:
Аккуратность…………………………………………………………………
Аккуратность – это вежливое отношение к самому себе. П.Буаст.
Верность……………………………………………………………………….
Верность – это умение держать свои обещания. Л.Вовенгард.
Воспитание……………………………………………………………………
Воспитание есть усвоение хороших привычек. Платон.
Дисциплина……………………………………………………………………
Дисциплина – это добровольное подчинение человека законам человечности. Кант.
Зависть………………………………………………………………………
Зависть – это сожаление о чужом благе. Плутарх.
Наглость…………………………………………………………………….
Наглость – это самоутверждение за чужой счёт. Аристотель.
Ненависть……………………………………………………………………
Ненависть есть активное чувство недовольства, тогда как зависть – пассивное. И.Гете.
Технология «Портфолио».
Главная цель использования мной технологии «Портфолио» в системе воспитательной работы с классом — это самовоспитание учащихся и все что с ним связано: самоизучение, самоанализ, самостоятельное целеполагание, саморазвитие, самоконтроль, самоопределение. Сегодня эти умения можно назвать ключевыми, именно они формируют ответственность и самостоятельность. Развитие этих умений происходит в процессе сбора информации о себе, в процессе осмысления своих достижений и в процессе формирования личного отношения к полученным результатам. Портфолио повышает социальную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Использование технологии Портфолио дает возможность каждому ребенку построить всестороннюю оценку своей личности, а не только учебные навыки.
Данная технология призвана решить такие педагогические задачи, как: