Файл: Характеристика исследуемой организации 5 Основные сведения об объекте исследования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Различия функциональных задач, средств, методов и способов их решения, формируют в рамках службы персонала специализации по видам деятельности:
-
работа по привлечению персонала в организацию; -
оперативная работа с персоналом организации; -
разработка и внедрение психологических средств и методов, влияющих на внешние факторы деятельности.
В ходе проведения исследований в отделе по работе с персоналом в МУ санаторий Центросоюз РФ, было выявлено, что работа по привлечению персонала (или планированию персонала) состоит из четырех базисных шагов:
-
Определение воздействия организационных целей на подразделения организации; -
Определение будущих потребностей (необходимых квалификаций будущего персонала и общего числа служащих, которые требуются для достижения данной организацией поставленных целей); -
Определение дополнительной потребности в персонале при учете имеющихся кадров организации; -
Разработка конкретного плана действия по ликвидации потребностей в персонале.
Отбор кандидатов для трудоустройства осуществляется по следующим этапам.
На первом этапе происходит первичное собеседование кандидата, желающего трудоустроиться в МУ санаторий Центросоюза РФ, с инспектором по работе с персоналом с целью выяснения наличия у кандидата формальных оснований для трудоустройства на ту или иную должность. Соискатель должности представляет документы, подтверждающие опыт работы, наличие образования, навыки работы с тем или иным оборудованием, необходимым в дальнейшем при выполнении своих обязанностей.
На втором этапе ему предстоит заполнить анкету, пройти особые тесты, побеседовать с будущим непосредственным линейным начальником. Безусловным преимуществом претендента является наличие у него грамотно составленного резюме.
На третьем этапе происходит анализ результатов и принятие решения о найме работника.
Только после этого заключается трудовой договор с работником, и заполняются обязательства.
При исследовании процесса отбора и найма новых сотрудников в санаторий, было выявлено следующее соотношение источников приема на работу, представленное на рисунке 2.5.
Рисунок 2.5. Источники приема на работу в МУ санаторий
1 2 3
Центросоюза РФ
Проанализировав данные диаграммы можно сделать вывод о том, что специфика взаимоотношений небольшого населенного пункта, каковым является Белокуриха («все друг друга знают») накладывает свой отпечаток на отбор персонала в МУ санаторий Центросоюза РФ и организация хочет видеть в сотрудниках, прежде всего, «своих людей» (38%). При этом почти в равной степени линейные руководители и менеджеры по работе с персоналом руководствуются направлениями кадровых агентств (34%). 28% составляют другие источники: объявления, содержащие информацию о потребности в персонале, специальные приглашения высококлассных специалистов из других регионов и др.
Целью системы управления адаптацией работников в МУ санаторий Центросоюза РФ является обеспечение более быстрого вхождения в должность (профессию) принятого работника, уменьшение количества возможных ошибок, связанных с включением в работу, формирование позитивного образа организации, уменьшение дискомфорта первых дней работы.
Основными задачами адаптации являются:
-
сокращение периода приспособления вновь принятых работников к требованиям и условиям труда на предприятии (уменьшение периода привыкания новых работников к профессии, приобретения ими в короткие сроки необходимых профессиональных навыков); -
закрепление вновь принятых работников в МУ санаторий Центросоюза РФ, повышение их мотивации; -
сокращение текучести персонала; -
экономия времени непосредственного руководителя и коллег; -
развитие у новых сотрудников благоприятного и позитивного отношения к работе, чувства удовлетворѐнности трудом; -
снижение чувства дискомфорта, тревожности и неуверенности у новых сотрудников; -
уменьшение издержек, связанных со временем достижения новыми сотрудниками необходимых показателей работы.
Общее руководство адаптацией вновь принятых сотрудников осуществляет руководитель службы по работе с персоналом (замдиректора по персоналу). Организационные вопросы решают инспектора по кадрам, социолог, наставники, руководители и линейный персонал подразделений.
Процесс увольнения работников в МУ санаторий Центросоюза РФ происходит с соблюдением норм Трудового кодекса РФ.
Анализ деятельности службы персонала санатория в направлении высвобождения, показал, что большинстве случаев (74%) расторжение трудового договора с предприятием происходит по инициативе сотрудников (рис. 2.6). В случае расторжения трудового договора по инициативе работника, он не позднее, чем за две недели до увольнения пишет заявление, где указывает дату, с которой он хочет уволиться, и причину увольнения. Затем на основании поданного работником заявления оформляется приказ (распоряжение) работодателя о прекращении действия трудового договора с работником.
Рисунок 2.6. Причины высвобождения персонала в МУ санаторий
Центросоюза РФ
8% случаев высвобождения персонала происходит по соглашению сторон (работника и работодателя). При расторжении трудового договора по соглашению сторон в произвольной форме составляется соглашение, где указываются стороны соглашения, условия, на которых работодатель и работник расторгают трудовой договор (дату увольнения, размер, порядок и сроки выплаты выходного пособия и тому подобное). На основании соглашения издается приказ (распоряжение) о расторжении трудового договора.
10% в общем объеме высвобождения по предприятию занимает сокращение численности или штата сотрудников. При расторжении трудового договора по сокращению численности или штата работников в МУ санаторий Центросоюза РФ издается приказ о сокращении численности или штата. Кроме этого, у работодателя имеется в наличии документ, свидетельствующий о письменном уведомлении работника о предстоящем сокращении с его подписью, в случае отказа работника от другой должности его письменный отказ, а также приказ (распоряжение) о прекращении действия трудового договора.
8% увольнений происходит по таким причинам, как несоответствие работника занимаемой должности, неоднократное неисполнение трудовых обязанностей, за появление на работе в состоянии алкогольного опьянения и др.
За 2014-2016 гг. текучесть кадров может быть представлена следующим образом (таблица 2.3).
Таблица 2.3. - Динамика текучести кадров МУ санаторий Центросоюза РФ за 2014-2016 гг.
| 2014 | 2015 | 2016 |
Коэффициент текучести кадров | 0,09 | 0,09 | 0,14 |
Таким образом, можно сказать о положительной динамике текучести кадров за исследуемый период, что в первую очередь может быть свидетельством несовершенного процесса адаптации работников на предприятии.
Для разработки оперативного плана работы с персоналом с помощью специально составленных анкет собирают следующую информацию:
-
сведения о постоянном составе персонала (имя, отчество, фамилия, место жительства, возраст, время поступления на работу и др.); -
данные о структуре персонала (квалификационная, половозрастная, национальная структура; удельный вес рабочих, служащих, квалифицированных рабочих и т.д.); -
текучесть кадров; -
потери времени в результате простоев, по болезни; -
данные о продолжительности рабочего дня (полностью или частично занятые, работающие в одну, несколько или ночную смену, продолжительность отпусков); -
заработная плата рабочих и служащих (ее структура, дополнительная заработная плата, надбавки, оплата по тарифу и сверх тарифа); -
данные об услугах социального характера, предоставляемые государством и правовыми организациями (расходы на социальные нужды, выделяемые в соответствии с законами, тарифными договорами, добровольно).
Структура оперативного плана работы с персоналом в организации приведена на рисунке 2.7.
Рисунок 2.7. Структура оперативного плана работы с персоналом в МУ санаторий Центросоюза РФ
Таким образом, оперативный план, разрабатываемый службой персонала, включает в себя следующие элементы:
-
кадровое планирование; -
определение потребности в персонале; -
привлечение, адаптацию и высвобождение персонала; -
планирование рационального использования персонала; -
обучение, переподготовка и повышение квалификации персонала; -
планирование деловой карьеры и профессионального продвижения; -
планирование расходов на персонал; -
контроль и развитие отдельных видов планирования.
49
В итоге необходимо в целом оценить деятельность службы по работе с персоналом в направлении его формирования.
Оценка была произведена на основании проведенных наблюдений за работой службы персонала санатория, экспертной оценки и устного опроса линейного руководства санатория (табл. 2.4).
Таблица 2.4. - Эффективность работы в направлении формирования персонала МУ санаторий Центросоюза РФ
Элементы системы формирования персонала | Интегральная оценка исследования |
Кадровое планирование | +++ |
Определение потребности в найме | +++ |
Процедура подбора и найма | +++ |
Оформление | +++ |
Адаптация | ++ |
Увольнение | +++ |
База данных документов | ++++ |
Информационная система управления процессами | ++++ |
Правовые вопросы | ++++ |
Таким образом, наиболее слабой стороной использования технологий формирования персонала службой по работе с персоналом в МУ санаторий Центросоюза РФ оказался процесс адаптации.
Необходимо отметить, что работа в области адаптации персонала в санатории формально организована с учетом большей части современных требований и передовых разработок в области менеджмента, однако эта работа недостаточно систематизирована и в реальности существует на уровне устных установок, внутреннего ощущения специалистов.