Файл: Характеристика исследуемой организации 5 Основные сведения об объекте исследования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
3.1. Составление модели и ее описание

Комплексный анализ системы управления персоналом в МУ санаторий Центросоюза РФ выявил ряд следующих проблем:

    • работа в области адаптации работников санатория противоречит документально зафиксированным положениям и в реальности существует на уровне устных установок, внутреннего ощущения специалистов;

    • управление карьерой и создание кадрового резерва на предприятии имеет фрагментарный характер, отсутствует необходимая для этих целей база данных.

    • наблюдается невысокая эффективность применения социально- психологических методов мотивации работников, что сказывается на уровне корпоративизма и удовлетворенности трудом в отдельных рабочих группах. Как уже было отмечено в МУ санаторий Центросоюза РФ недостаточно внимания уделяется трудовой адаптации персонала. Из-за этого происходит текучесть кадров большинства молодых сотрудников. Они не могут самостоятельно, без наставничества адаптироваться к новым

условиям.

В первую очередь, ответственность за процесс адаптации «новичков» должна ложиться на инспекторов по работе с персоналом, а также линейных руководителей и коллег по работе. Их главная цель – сделать период адаптации молодых работников к условиям работы в санатории минимальным, а сам процесс адаптации наиболее психологически

«безболезненным».

Процесс адаптации должен непосредственно начинаться при приеме и оформлении на работу. Инспектор по работе с персоналом должен провести

краткую беседу, в которой в общих чертах ему необходимо ознакомить нового работника с деятельностью санатория и со спецификой деятельности предприятий санаторно-курортной отрасли в целом, если раннее место работы «новичка» предполагало иную сферу деятельности. Далее работника необходимо проинформировать о работе отдела (службы, подразделения), где ему предстоит работать. Руководитель отдела, в свою очередь, должен провести знакомство с коллегами по работе и с рабочим местом. Начальник отдела должен прикрепить к новичку наставника из числа более опытных и старших работников. Как правило, еще в течение месяца начальник отдела должен проводить периодические беседы с новым работником,
интересоваться трудностями, которые у него возникают, его успехами, и дать систематическую оценку его работы с учетом непродолжительного опыта его деятельности.

Помимо вышеперечисленных мероприятий, работника целесообразно постепенно ознакомить со всей корпоративной документацией, регламентирующей деятельность предприятия и способствующей развитию организационной культуры в коллективе.

Для новых работников нужно организовать специальный курс обучения и развития, призванный наиболее быстро и рационально адаптировать их к стилю и методам работы в санатории «Центросоюз».

В работе по проведению адаптации новых работников инспектор по работе с персоналом должен использовать специальную разработанную программу. Программа адаптации при этом должна подразделяться на общую и специализированную. Общая программа адаптации касается в целом деятельности санатория и должна затрагивать следующие вопросы:

    • общее представление о санатории: тенденции развития, цели, приоритеты, проблемы санатория; традиции, нормы; виды услуг; виды деятельности; организация, структура, связи; информация о высшем руководстве, внутренние отношения;

    • материальное и нематериальное стимулирование: оплата труда; дополнительные льготы, виды страхования, выходные пособия; пособия по болезни, болезням в семье, пособия по материнству; размер пенсии; возможности обучения и повышения квалификации;

    • охрана труда и техника безопасности: меры предосторожности; правила противопожарной безопасности и контроля; правила поведения при несчастных случаях; здравоохранение и оказания первой медицинской помощи;

    • сроки и условия найма: назначения, перемещения, продвижения; права и обязанности работника; дисциплина и взыскания;

    • служба быта: питание; комнаты отдыха; другие службы быта.

После реализации общей программы адаптации должна проводиться специализированная программа адаптации. Она охватывает вопросы, связанные конкретно с каким-либо отделом или рабочим местом. Обычно эту программу обязаны проводить начальники отделов или наставники. Это программа включает в себя следующие вопросы:



    • функции отдела и сектора: цели и приоритеты; организация, структура и функции; взаимоотношения с другими отделами и секторами;

    • обязанности и ответственность; детальное описание текущей работы и ожидаемых результатов; разъяснение, почему эта конкретная работа важна, как она соотносится с другими видами работ в отделе и в санатории в целом; длительность рабочего дня и расписание; требования к качеству выполняемой работы;

    • правила-предписания: правила, характерные только для данного вида работы или данного отдела; правила техники безопасности; отношения с работниками других отделов; питание, курение на рабочем месте; телефонные переговоры личного характера в рабочее время;

    • осмотр рабочего места: местоположение кнопки пожарной тревоги, входы и выходы; места для курения; места оказания первой помощи;

    • представление сотрудникам отдела.

Данную программу можно использовать как для первичной, так и для вторичной адаптации. Так как адаптация молодых работников, которые еще не имеют профессионального опыта, отличается тем, что она заключается не только в освоении информации о санатории, но и в обучении самой работе, в программу адаптации обязательно должно входить обучение.

Особые потребности в адаптации испытывают сотрудники старшего возраста. Они также нуждаются в обучении и их потребности в чем-то схожи с потребностями молодых работников, но им зачастую труднее вписаться в коллектив. Свои особенности имеет адаптация женщин, возвратившихся на работу после отпуска по уходу за детьми, инвалидов, сотрудников, вернувшихся после прохождения учебных курсов. Все это нельзя оставлять без внимания и необходимо учитывать при составлении программ по адаптации.

Следующей, не менее важной проблемой системы управления персоналом в МУ санаторий Центросоюза РФ, является проблема бессистемного управления карьерой работников и формирования кадрового резерва на предприятии.

Ответственным за планирование карьеры в организации должен быть непосредственно руководитель службы по работе с персоналом, в данном случае замдиректора по персоналу. Кроме того, в процесс планирования и управления карьерным ростом работников предприятия должны быть включены все сотрудники службы персонала. При этом, сам сотрудник, предполагающий карьерное продвижение, должен быть максимально активен, а его непосредственный руководитель (линейный менеджер) должен его поддерживать, если для этого имеются определенные
предпосылки.

Во-первых, результаты очередной аттестации должны наглядно свидетельствовать о способностях и стремлении работника к профессиональному росту. Для этого в системе оценки персонала должны быть введены определенные критерии, определяющие такие способности и наклонности. Аттестационные данные должны быть занесены в базу данных

66

службы персонала, на основании которой впоследствии необходимо создать базу данных кадрового резерва санатория и которая должна в дальнейшем активно использоваться, как работниками службы персонала, так и руководителями различных подразделений в процессе планирования потребности в персонале.

Во-вторых, сам работник должен проявлять инициативу и интересоваться процессами продвижения и высвобождения персонала в санатории. Поддерживая такого сотрудника, его непосредственный руководитель и инспектора по работе с персоналом должны предоставлять ему максимум информации, не являющейся конфиденциальной: ознакомить с организационной структурой и штатным расписанием санатория и другими организационными документами, регламентирующими внутрифирменные процессы.

Одним из основных мероприятий по решению проблемы со стороны службы по работе с персоналом в контексте кадровой политики санатория должно стать разработка отдельных положений, посвященных планированию и управлению карьерой в МУ санаторий Центросоюза РФ.

Положения должны отражать субъекты и мероприятия по планированию и управлению карьерой, которые можно представить в виде следующей таблицы (табл. 3.1).
Таблица 3.1. - Субъекты и этапы планирования и управления карьерой


Субъект планирования

Этапы планирования и управления карьерой

Сотрудник

  • Первичная ориентация и выбор профессии

  • Выбор организации и должности

  • Ориентация в организации

  • Оценка перспектив и проектирование роста

  • Реализация роста

Менеджер по персоналу

  • Оценка при приеме на работу

  • Определение на рабочее место

  • Оценка труда и потенциала сотрудников

  • Отбор в резерв

  • Дополнительная подготовка

  • Программы работы с резервом

  • Продвижение





  • Новый цикл планирования



Непосредственный руководитель (линейный менеджер)

  • Оценка результатов труда

  • Оценка мотивации

  • Организация профессионального развития

  • Предложения по стимулированию

  • Предложения по росту


Все предложенные мероприятия не должны противоречить общей кадровой политике МУ санаторий Центросоюза РФ и обязаны стать органичным элементом системы управления персоналом на предприятии в целом.

Кроме того, для создания базы данных кадрового резерва необходимо привлечь штатного либо при необходимости внештатного IT-специалиста для внедрения нового модуля в общую автоматизированную систему управления кадрами в санатории. Для наиболее эффективного использования базы данных модуль, содержащий информацию о кадровом резерве санатория, должен стать доступным не только работникам службы по работе с персоналом, но и всем линейным руководителям предприятия.

Для повышения производительности и качества труда, развития инициативы, поиска новых технологических решений необходимо найти оптимальное сочетание материальных и нематериальных стимулов мотивации работников.

В контексте решения одной из проблем, обозначенных в процессе исследования системы управления персоналом, усиление воздействия социально-психологических методов в МУ санаторий Центросоюза РФ предполагает:

  1. Оценку социально-психологического микроклимата в коллективе и роль в его формировании отдельных работников. Она осуществляется с использованием психологических тестов, наблюдений, анкетирования и т. д.

  2. Разработку мероприятий по развитию социально-психологических отношений в коллективе до требуемого уровня с помощью учебы, психологических тренингов.

  3. Учебу руководителей по овладению социально-психологическими методами управления коллективом, подготовку коллектива к приему социально-психологических методов воздействия со стороны руководителей.

Для оценки социально-психологического микроклимата в коллективе МУ санаторий Центросоюза РФ можно предложить экспресс-методику по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе, разработанную О.С. Михалюком и А.Ю. Шалыто, методику «Определение групповой сплоченности» Сишаро, методику «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири и другие популярные методики.