Файл: Управление процессом реализации изменений и нововведений(Понятие и сущность изменений и нововведений в организации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения изменений и нововведений в организации
1.1 Понятие и сущность изменений и нововведений в организации
1.2 Система моделей управления организационными изменениями
1.3 Способы преодоления сопротивления организационным изменениям
2.1 Краткая характеристика деятельности ОАО «Московское речное пароходство»
2.2 Изменения и нововведения в деятельности ОАО «Московское речное пароходство»
Глава 3. Процессы реализации изменений и нововведений в ОАО «Московское речное пароходство»
Введение
В современных условиях очень большое значение приобретает разработка теории и методов управления изменениями и нововведениями на предприятии в целях их адаптации к изменяющимся условиям внешнего окружения, а также максимально эффективного использования собственного потенциала.
Инновация как экономическая категория является объектом воздействия со стороны хозяйственного механизма. Последний воздействует как на процессы создания, реализации, реализации и продвижения инноваций, так и на экономические отношения, возникающие между продуцентами, продавцами и покупателями инноваций. Местом возникновения этих отношений является рынок.
Воздействие хозяйственного механизма на инновации осуществляется с помощью определенных приемов и особой стратегии управления. Изучение этих стратегий сегодня является очень актуальным, так как применение предприятиями в своей деятельности инноваций, изменений, нововведений необходимо для эффективной работы предприятия в конкурентных условиях. Создание на предприятии эффективной системы управления изменениями и нововведениями так же необходимо, для успешного внедрения инноваций, без встречного сопротивления со стороны персонала предприятия. Именно этим и объясняется актуальность выбранной темы курсовой работы.
Вопросы формирования эффективной организационной структуры управления функционированием экономических субъектов микроуровня, соответствующей их задачам и целям в условиях рыночной экономики, освещены в трудах целой плеяды ученых: Акоффа Р., Ансоффа И., Виссемы X., Виханского О., Евсеева С., Кнорринга В., Кузина Б. , Леонтьева С., Лябаха Н., Матвеевой Л., Мескона М. , Наумова А., Новицкого Н., Радченко А., Рюэгг-Штюрма Й. , Старра М., Фалмера М., Фатхутдинова Р., Чудновской С., Шахдинаров Г., Янга С. и др.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопросов управления изменениями и нововведениями на предприятии, и разработка предложений по совершенствованию систему управления изменениями и нововведениями на предприятии.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические основы изменений и нововведений в организации;
- Рассмотреть систему планирования инноваций на предприятии ОАО «Московское речное пароходство»;
- Изучить систему управления процессом изменений и нововведений в ОАО «Московское речное пароходство»;
- Предложить направления совершенствования системы управления процессом изменений и нововведений в ОАО «Московское речное пароходство».
Объектом курсовой работы является предприятие ОАО «Московское речное пароходство».
Предметом курсовой работы являются экономические и институциональные условия, факторы, методы и технологии формирования адаптивных структур управления организационными изменениями в региональных компаниях.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения изменений и нововведений в организации
1.1 Понятие и сущность изменений и нововведений в организации
Сегодня в литературе насчитывается множество определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.
Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения [14].
Иннова́ция, нововведение (англ. innovation) — это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации [8].
Понятие «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение») и приставке «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений» [10].
Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.
В более общем виде это понятие может применяться также и к творческой идее, которая была осуществлена.
С этой точки зрения инновация — это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс) [13].
Понятие инновация относится как к радикальным, так и постепенным (инкрементальным) изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации (инновационная деятельность). Исходя из того, что целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества жизни, удовлетворенности клиентов организации, понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости — бдительности к новым возможностям улучшения работы организации (коммерческой, государственной, благотворительной, морально-этической).
Инновация — это такой процесс или результат процесса, в котором:
- используется частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности;
- и/или обеспечивается выпуск патентоспособной продукции;
- и/или обеспечивается выпуск товаров и/или услуг, по своему качеству соответствующих мировому уровню или превышающих его;
- достигается высокая экономическая эффективность в производстве или потреблении продукта [20].
Й. Шумпетер выделял пять типичных изменений:
- использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа);
- внедрение продукции с новыми свойствами;
- использование нового сырья;
- изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
- появление новых рынков сбыта [20].
Существует так же теория рассмотрения инновации как процесса. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.
Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.
Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации — конечный результат. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические инновации (НТИ) — это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия.
Из сказанного следует, что инновацию — результат — нужно рассматривать неразрывно с инновационным процессом. Инновации присущи в равной мере все три свойства:
- научно-техническая новизна;
- производственная применимость;
- коммерческая реализуемость [3].
Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Обратим внимание на два момента: «материализацию» инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и «коммерциализацию», превращающую их в источник дохода.
На практике понятия «новшество», «новация», «нововведение» нередко отождествляются, хотя между ними есть и некоторые различия.
Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.
Следовательно, научно-технические инновации должны:
- обладать новизной;
- удовлетворять рыночному спросу;
- приносить прибыль производителю. Распространение нововведений, как и их создание, является
- составной частью инновационного процесса (ИП) [9].
Распространение инновации — это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т.п. Дело в том, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.
Диффузия инновации — процесс, посредством которого нововведение (НВ) передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени.
Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т.п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами, диффузия — это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. В результате диффузии возрастает число как производителей, так и потребителей и изменяются их качественные характеристики. Непрерывность нововведенческих процессов определяет скорость и границы диффузии НВ в рыночной экономике.
В реальных инновационных процессах скорость диффузии нововведений зависит от различных факторов:
- формы принятия решения;
- способа передачи информации;
- свойств социальной системы, а также свойств самого НВ [11].
Свойствами НВ являются:
- относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями;
- совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой;
- сложность;
- накопленный опыт внедрения и др.[19]
Согласно теории нововведений Й. Шумпетера, диффузия НВ — это процесс кумулятивного увеличения числа имитаторов (последователей), внедряющих НВ вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.
Й. Шумпетер считал ожидание сверхприбылей главной движущей силой принятия НВ. Однако на ранних стадиях диффузии НВ никто из хозяйствующих субъектов не имеет достаточной информации об относительных преимуществах конкурирующих НВ. Но хозяйствующие субъекты вынуждены внедрять одно из альтернативных нововведений под угрозой вытеснения с рынка.
Внедрение НВ — это всегда трудный и болезненный процесс для любой организации.
Во всех случаях для принятия решений каждым субъектом альтернативные технологии сравниваются с решениями, принятыми предыдущими реципиентами. Но получить такую информацию достаточно сложно, так как это связано с конкурентным положением фирм на рынке. Каждая фирма может быть знакома с опытом ограниченной выборки фирм, меньшей, чем все множество реципиентов. Это обусловливает неопределенность процессов принятия решений и диффузии НВ в рыночной экономике. Другая причина неопределенности связана с самими НВ. На ранних стадиях диффузии их потенциальная прибыльность неизвестна. С накоплением опыта внедрения и использования НВ неопределенность может быть устранена. Однако со снижением неопределенности и риска применения нововведения исчерпывается потенциал его рыночного проникновения и снижается его прибыльность. Возможность извлечения дополнительной прибыли от использования любого нововведения временна и снижается по мере приближения предела его распространения.
Следовательно, диффузия нововведения зависит как от стратегии имитаторов, так и от количества пионерских реципиентов. Предприниматели открывают новые технологические возможности, но их реализация зависит от выбора имитатора. Вероятность доминирования на рынке будет большей для технологии, применяемой большим числом пионерских организаций. Разумеется, результат конкуренции технологий определяется выбором всех агентов на рынке, но влияние более ранних реципиентов будет сильнее, чем последующих.