Файл: 1 Теоретические аспекты формирования имиджа торгового предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 324

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализируя основные экономические показатели магазина «Малина», можно сделать вывод о том, что в 2016 году по сравнению с 2015 годом наблюдается рост объема товарооборота на 8070 тыс.р. или на 45,44 процента и составил 25828 тыс.р. Это связано прежде всего с удорожанием продаваемой продукции, а также с увеличением покупательского спроса. Так, сопоставимый товарооборот в 2016 году составил 22873 тыс.р., при индексе цен 1,13, что выше 2015 года на 6973 тыс.р. Однако, хотя товарооборот и имеет тенденцию роста, все же прирост сопоставимого товарооборота составил на 43,84 процентов уступая приросту розничного товарооборота на 1,6 процентов, который составляет 45,44 процента.

Средний размер торговой надбавки в 2015 году составил 46,15 процентов, что по сравнению с 2016 годом больше на 7,27 процент и составил 38,88 процентов. Этим объясняется снижение уровня валового дохода в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 79,42 процента, или на 12 тыс. 700 рублей. В связи с увеличением объемов реализации наблюдается увеличение суммы валового дохода на 2038 тыс.р. или на 19,18 процентов.

Издержки обращения в 2016 году увеличились по сравнению с 2015 годом на 487 тыс.р. или на 12,57 процентов, а уровень издержек обращения снизился на 4,93 процента, то есть каждые 100 рублей товарооборота стали обходится на 4,93 пункта дешевле. Снижение уровня издержек обращения характеризует деятельности магазина «Малина» с положительной стороны.

Сумма прибыли от реализации товаров в 2016 году составила 8298 тыс.р., что на 1326 тыс.р. больше по сравнению с 2015 годом. Но сумма прибыли не в полной мере характеризует уровень эффективности работы предприятия. Для этой цели определяют относительный показатель – рентабельность. В 2016 году рентабельность снизилась на 7,13 процент и составила 32,13 процента по сравнению с предыдущим годом. Это означает, что на каждые 100 рублей товарооборота магазин «Малина» получил на 7,13 пункта прибыли меньше, чем а 2015 году. При неизменной торговой площади и при увеличении товарооборота, розничный товарооборот на 1 кв.м торговой площади увеличился по сравнению с 2015 годом на 179,38 тыс.р.

Розничный товарооборот является одним из основных показателей, по которому оценивается хозяйственная деятельность предприятий торговли. Проведем анализ общего объема в поквартальном разрезе в таблицы 3.

Таблица 3 – Анализ общего объема товарооборота в поквартальном разрезе в магазине «Малина» за 2015- 2016 гг.

Кварталы

2015 год

2016 год

Отклонение

(-), (+)

Темп отклонения,

(%)

Сумма, тыс.р

Удельный вес,%

Сумма,

тыс. р.

Удельный вес,%

Сумма,

тыс. р.

Удельный вес,%

I квартал

4173,1

23,5

6327,9

24,5

2154,8

+1,0

151,64

II квартал

3622,6

20,4

5759,6

22,3

2137,0

+1,9

158,99

III квартал

4279,7

24,1

5682,2

22,0

1402,5

-2,1

132,77

IV квартал

5682,6

32,0

8058,3

31,2

2375,7

-0,8

141,81

Итого

17758,0

100

25828,0

100

8070,0

0

145,44


За отчетный год товарооборот магазина вырос на 45,44 процентов, абсолютный прирост составил 8070 тыс. рублей. Товарооборот распределяется по кварталам неравномерно. Более напряженным для предприятия был IV квартал, а менее напряженным III квартал.

В I квартале отчетного года товарооборот увеличился с 23,5 до 24 процентов, а абсолютный прирост составил 2154,8 тыс. рублей. Во II квартале товарооборот по сравнению с предыдущим годом увеличился на 1,9 процента, при абсолютном отклонении 2137 тыс. рублей. В III квартале товарооборот по сравнению с 2015 годом вырос на 32,77 процента, а абсолютный прирост составил 1402,5 тыс. рублей. В IV квартале относительный рост товарооборота составил 41,81 процентов, а абсолютный составляет 2375,7 тыс. рублей.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что увеличился удельный вес I квартала (с 23,5 до 24,0 процентов) и II квартала (с 20,4 до 22,3 процентов). Удельный вес III, IV квартала уменьшился по сравнению с предыдущим годом в связи с уменьшением покупательского спроса в данный период времени.

Проведя анализ объема товарооборота магазина можно проанализировать товарооборот по структуре. В ходе анализа структуры товарооборота определяются выполнение плана реализации по товарным группам, выявляется тенденция их оборотов, определяется удельный вес реализации в общем объеме товарооборота.

Данные анализа товарооборота по структуре представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Анализ структуры товарооборота магазина «Малина»

Виды товаров

Товарные группы

2015 год

2016 год

Отклонение

Темп роста

Сумма

тыс.р.

Удельный вес, %

Сумма тыс.р.

Удельный вес, %

Сумма тыс.р.

Удельный вес, %

Парфюмерия

Духи

2645,9

14,9

4054,9

15,7

1409

+0,8

153,25

Парфюмерная вода

834,6

4,7

1007,3

3,9

172,7

-0,8

120,69

Гигиенические и освежающие дезодоранты

1225,3

6,9

1498,0

5,8

272,7

-1,1

122,26

Туалетная вода

1083,2

6,1

1446,4

5,6

363,2

-0,5

133,53

Гигиеническая косметика

Средства по уходу за кожей

1633,7

9,2

2531,1

9,8

897,4

+0,6

154,93

Средства гигиены полости рта

2077,7

11,7

3073,5

11,9

995,8

+0,2

147,93

Средства по уходу за волосами

3214,2

18,1

5036,5

19,5

1822,3

+1,4

156,70

Средство для интимной гигиены

461,7

2,6

594,0

2,3

132,3

-0,3

128,65

Декоративная косметика

Косметика для макияжа

2184,2

12,3

3021,9

11,7

837,7

-0,6

138,35

Косметика для маникюра и педикюра

2397,3

13,5

3564,3

13,8

1167

+0,3

148,68

Итого

17758,0

100

25828,0

100

8070

-

145,44


Данные таблицы свидетельствуют о неравномерном распределении товарооборота по товарным группам.

Так, наиболее высокими темпами выросли продажи средства по уходу за волосами, средства по уходу за кожей, духи и косметика для маникюра и педикюра.

2.2 Анализ существующего имиджа предприятия

Как показывают результаты анализа товарооборота, наблюдаются значительные колебания объема реализации продукции, поэтому необходимо выявить максимальное число факторов, влияющих на этот процесс.

Стабильность торговли определяется рациональностью, полнотой и устойчивостью ассортимента товаров. От состава и обновления ассортимента непосредственно зависят рост товарооборота и ускорение реализации товаров. Отсутствие в торговле нужных товаров, их узкий, нестабильный или несоответствующий запросам потребителей ассортимента порождают неудовлетворенный спрос, что отрицательно сказывается на эффективности торговли. Принимая это во внимание, был проведен анализ ассортимента с использованием методики ABC.

АВС – анализ является важным инструментом, используемым на предприятии для определения ключевых моментов и приорететов. Сущность АВС - анализа строится на основании принципа Парето: «за большинство возможных результатов отвечает относительно небольшое число причин», в настоящий момент более известного как «правило 20 на 80». Результатом АВС анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат. Считается, что 20% товарного ассортимента дают 80% общего объема продаж. Рекомендуемое распределение товарного ассортимента по методике АВС:

  • группа А – объекты, сумма долей с накопительным итогом которых составляет первые 50% от общей суммы параметров;
  • группа В – следующие за группой А объекты, сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 50 до 80 % от общей суммы параметров;
  • группа С – оставшиеся объекты, сумма долей с накопительным итогом составляет от 80 до 100% от общей суммы параметров.

Таблица 5 – Ранжирование групп товаров методом АВС

Товарная группа

Объем товарооборота тыс.р.

Удельный вес в товарообороте, %

Удельный вес нарастающим итогом, %

Категория товара

Средства по уходу за волосами

5036,5

19,5

19,5

А

Духи

4054,9

15,7

35,2

А

Косметика для маникюра и педикюра

3564,3

13,8

49,0

А

Средства гигиены полости рта

3073,5

11,9

60,9

В

Косметика для макияжа

3021,9

11,7

72,6

В

Средства по уходу за кожей

2531,1

9,8

82,4

В

Гигиенические и освежающие дезодоранты

1498,0

5,8

88,2

С

Туалетная вода

1446,4

5,6

93,8

С

Парфюмерная вода

1007,3

3,9

97,7

С

Средство для интимной гигиены

594,0

2,3

100

С

Итого

25828,0

100

-


По результатам АВС-анализа можно сделать следующий вывод, что наибольшую долю продаж занимает реализация средств по уходу за волосами, духов, а также косметики для маникюра и педикюра. Наименьшие продажи наблюдаются по таким группам как парфюмерная вода и средство для интимной гигиены.

С целью выявления потребительских предпочтений и оценки степени удовлетворенности торговым предприятием было проведено социологическое исследование потребителей методом опроса населения города. Исследование, проводилось в феврале 2017 года. В качестве объекта исследования выступало население в возрасте 15 лет и старше. В анкетировании принимали участие 74 человека.

Респондентам предлагалось заполнить анкету (Приложение А), целью которой являлось выявление мотивов, предпочтений и намерений потребителей, при посещении магазина косметических товаров.

Кроме этого была определена целевая аудитория, а именно ее социально-демографические характеристики, выявлены некоторые количественные показатели потребительского поведения, а также определены основные предпочтения потребителей при выборе косметических средств т.д.

Таблица 6 – Распределение респондентов пропорционально половозрастной структуре

Возраст, лет

15—18

19—29

30—39

40—49

50 и старше

Итог

Доля женщин, %

4,6

16,9

19,7

13,6

6,8

61,6

Доля мужчин, %

2,6

10,8

12,7

10,7

1,6

38,4

Из таблицы 6 видно, что главный сегмент потребительского рынка по половозрастному признаку составляют люди среднего возраста - от 19 до 39 лет, при этом доля женщин составляет 61,6%. Это обусловлено тем, что именно данная группа населения является основным потребителем на рынке косметических товаров.

Сегментирование по социально-экономическому признаку предполагает деление населения на группы по уровню образования, роду занятий и уровню доходов.

Таблица 7 – Социально-демографические характеристики потенциальных покупателей магазина «Малина»

Характеристика

Доля, %

Образование

Среднее

7,5

Средне-специальное

26,4

Техническое

16,1

Незаконченное высшее

19,8

Высшее

30,2

Род деятельности

Рабочие

26,4

Предприниматели

17,5

ИТР

12,6

Служащие

15,7

Учащиеся

4,8

Домохозяйки

6,7

Работающие пенсионеры

5,7

Пенсионеры

10,6

Уровень дохода на одного члена семьи

До 4000

37,4

4000-6000

33,8

6000-8000

16,4

8001-10000

9,8

Свыше 10000 руб.

2,6


Большинство потребителей, принявших участие в опросе, - работающие 82,7%), с высшим (30,2%) и средним специальным (26,4%) образованием.

Важнейшим фактором при ориентации на определенный сегмент рынка является материальное благосостояние человека, именно оно оказывает влияние на его потребности, предпочтения и покупательский выбор.

Как выяснилось в ходе исследования, размер дохода на одного члена семьи потенциального покупателя косметических средств до 6000 руб.

Далее анализировались количественные показатели поведения потенциальных покупателей магазина «Малина», а именно частота посещения, сумма, потраченная в магазине за один раз при покупке косметических средств.

Рисунок 5 – Частота приобретения косметических средств

Как выяснилось, приобретение косметических средств чаще всего происходит 1 раз в три месяца (39,5% опрошенных). На открытую часть вопроса, почему вы приобретаете косметические средства именно в такой период, респонденты отвечали следующим образом: 31% ответили, что им хватает купленных косметических средств на это время; 8,2% ответили, что они приобретают косметические средства по мере надобности; 5% говорит, что у них не хватает средств покупать косметические средства чаще; 3,3% ответили, что они хотят выглядеть лучше.

При планировании цены для предприятия розничной торговли очень важно знать какую сумму готов потенциальный покупатель потратить на покупку косметических средств за одно посещение магазина. На данный вопрос большинство респондентов ответили, что готовы потратить от 200 до 500 руб.

Рисунок 6 – Сумма, которую респонденты обычно тратят в магазине при покупке косметических средств за один раз, %

После определялись наиболее важные для респондентов характеристик при выборе магазина для покупки косметических средств, выяснялись факторы, которыми руководствуются покупатели.

При планировании приобретения покупок наиболее существенным для потребителей является фактор расположения торговой точки. Покупать косметические товары потенциальные покупатели предпочитают вблизи места жительства.

Население города можно назвать ценоориентированным, поскольку, по мнению респондентов, самый главный фактор, оказывающий влияние на выбор товара, - соответствие цены качеству (рис. 7). Этот фактор население оценило по 5-балльной шкале в 3,1 балла. Немаловажны для потребителей быстрота обслуживания и широта ассортимента (2,8 и 2,7 балла соответственно).