Файл: Конспект урока по истории в 5 классе по теме Древнейший Рим.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аннотация

«СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ;

ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ;

ДАЙ СДЕЛАТЬ – И Я ПОЙМУ».
Конфуций.
        Данная разработка содержит конспект урока по истории в 5 классе по теме: «Древнейший Рим»  с использованием современных интерактивных средств обучения к учебнику истории Древнего мира 5 класс А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая.

Успешность обучения во многом зависит от того, в какой форме организована познавательная деятельность учащихся. Любой урок осуществляется путем функционирования различных форм деятельности учителя и учеников, форм их взаимодействия. Поэтому интерактивные технологии занимают важное место в современном образовательном процессе. Они позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и  формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, текстовыми документами формируется более высокий уровень  самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Учащиеся в 5 классе впервые встречаются с историей как самостоятельной наукой и предметом учебного плана. Важно на самых первых занятиях их заинтересовать, привлечь внимание к предмету изучения, показать образовательные и личностные перспективы при изучении данного предмета.

Цельданной работы понять и оценить возможности использования информационных и коммуникативных технологий для обеспечения качественного и доступного образования, показать эффективность методов  для активизации познавательной деятельности учащихся.

 Задачи: 

 – обеспечить качество усвоения знаний по предмету;

 – содействовать формированию познавательного интереса  учащихся     к предмету; 

– развить общие учебные умения и навыки;

 – воспитывать ответственность, самостоятельность, гуманность, любовь к истории.


Интерактивные методы, использованные мной на уроке:

1. Тренинг- кроссворд. Этот метод очень нравится детям. Помогает хорошо закреплять пройденный материал. Формирует понятийную базу знаний ребенка. Очень помогает в подготовке учащихся к ГИА, так как в экзамен включено задание по терминам.

2. Метод логических цепочек. Развивает логические мышление. Помогает анализировать и синтезировать информацию. Задания такого типа встречаются на олимпиаде по истории. Использование этого метода поможет детям в построении последовательности исторических событий.

3. Поисково- исследовательский метод. Учитель определяет проблему исследования. Дети работают с документами в группах и последовательно составляют логическую цепочку. Она поможет в защите исследовательского проекта. Метод проектов помогает учащимся проявить себя, свои творческие и умственные способности, а также расширить свои знания в определенной, интересной ему области. В поисково-исследовательском методе я использовала несколько приемов:

А)  «Знаем – Хотим узнать». Дети определяют, что они уже знают по данной теме и что хотят узнать. Это помогает правильно поставить цели, продуктивно использовать время работы.

Б) Постановка проблемы. На нашем уроке проблема патриотической направленности. Формирует нравственные ценности, любовь к Родине.

В) «Реконструкция исторических событий». Помогает последовательному изучению новой информации. Учит применять разные источники для формирования полной картины исторического события.

Г) Прием инсерт - маркировка текста значками по мере его чтения. В процессе чтения текста ученик карандашом или маркером делает пометки на полях: “V” - уже знал, «+»- новое, «-» - думал иначе, «?»- не понял, есть вопросы.

Д) Работа с программой Microsoft Power Point. В каждой группе учащихся составляется презентация к защите творческого проекта. Использование цифровых образовательных ресурсов – это уже не дань моде, а насущная необходимость в деятельности каждого педагога. Как показывает практика, использование медиа-ресурсов не только разнообразит уроки, но способствует более глубокому, заинтересованному включению детей в образовательный процесс.
Хотелось отметить, что применение в практике преподавания истории  интерактивных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.



Урок по теме: «Древнейший Рим»

Цель урока: сформировать представление о Древнейшем Риме, как одном из государств Древнего мира.

Ожидаемые результаты:

Предметные:  воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определения терминам: патриции, плебеи, весталка, ликторы;

извлекая необходимую информацию, рассказывать об условиях жизни, занятиях жителей Древнего Рима;

показывать на карте географические объекты.

Личностные: умение выражать свое отношение к героям, событиям;

развивать познавательный интерес к пополнению новых знаний;

работать в группе, вступать в диалог, высказывать своё мнение, участвовать в коллективном обсуждении;

Метапредметные: умение анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе прочитанного, определять тему урока, цели;

выстраивать алгоритм своей работы.

 Задачи формирования УУД

Познавательные УУД:

умение формулировать тему и проблему урока;

умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы на основе прочитанного;

умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД:

развивать умение слушать и понимать других, высказывать свое мнение и аргументировать ответ;

осуществлять совместную познавательную деятельность в парах;

оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные УУД:

развивать умение выражать свое отношение к героям, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией;

воспитание духовно-нравственного чувства и готовности совершать позитивные поступки.

Регулятивные УУД:

умение определять цель деятельности на уроке (собственная целевая установка);

умение проговаривать последовательность действий на уроке;

умение подводить итоги своей деятельности на уроке;

умение оценивать свои учебные действия.

Формы работы на уроке: индивидуально-групповая, фронтальная

Тип урока: урок усвоения новых знаний, формирования УУД

Методы обучения: проблемно-исследовательский, частично-поисковый.

компьютер, мультимедийный проектор, магнитная доска, нетбуки.


Структура урока:

1. Мотивационно-целевой этап (1мин.).

2. Ориентировочный этап (6 мин.).

3. Поисково-исследовательский этап, с представлением материала (20 мин.).

4. Физкультминутка (2 мин.).

5. Рефлексивно-оценочный этап (10 мин.).

6. Домашнее задание (1 мин.).

Класс делится на 3 группы.

Приветствие.

Мотивационно-целевой этап (1 мин).

- Здравствуйте ребята! Я вижу улыбки на ваших лицах и желание активно работать на уроке.

Ориентировочный этап (5 мин).

- В течение нескольких уроков мы изучали тему Древняя Греция. Сегодня мы вспомним и закрепим наши знания по данной теме. Для этого нам предстоит разгадать кроссворд. Итак, Все готовы? Начинаем.

Кроссворд ( презентация 1)

Фронтальный опрос. Учитель читает вопрос, дети отвечают. На экране всплывают правильные ответы.

 Речевая разминка.

- Давайте составим логические цепочки из данных слов…

2 слайд: Полис, Филипп II, Афины, Александр Македонский, Спарта, Гавгамелы, Фаланга, Вавилон, Апеннины.

- Сгруппируйте понятия и имена исторических деятелей.

Дети дают определения или называют дату.

Слайд 3

Греция

Македония

полис

Филипп II

Афины

Александр Македонский

Спарта

Вавилон

Мильтиад

Гавгамелы

- У нас осталось слово - Апеннины. Апеннины – не относится ни к Греции, ни к Македонии. Как вы думаете, что может означать этот термин?

Выдвижение различных версий.

-Сегодня мы приступаем к изучению новой страны Древнего мира, и находилась она на Апеннинском полуострове. Посмотрите на следующий слайд. Это карта Апеннинского полуострова. Предположите, какая это страна? ( Ответы детей, определение темы урока)

- Действительно, Это Древний Рим.

3. Поисково-исследовательский этап, с представлением материала (20 мин).

А) Используемый прием: «Знаем – Хотим узнать»

знаем

хотим узнать













- Давайте определим, что мы знаем об этой стране, и что хотели бы узнать?


Для начала рассмотрим карту Древнего Рима. Какие сведения о стране нам сообщает карта?

Ответы детей. ( Географическое расположение, природные условия, основные занятия населения, реки, горы, моря, омывающие полуостров, крупные города, народы, населяющие континент.)

Б) Постановка проблемы гражданско-патриотической направленности.

- «У римлян было такое чувство народной гордости и патриотизма, как ни у какого другого народа в мире» (Теодор Моммзен).

- Проблема урока – докажите, что римляне гордились и любили свою Родину.

В) «Реконструкция исторических событий»

Историческая реконструкция — воссоздание исторических событий, материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников.


  1. Этап реконструкции – работа групп с письменными источниками .

В работе с письменными источниками группы используют прием инсерт - маркировка текста значками по мере его чтения. В процессе чтения текста ученик карандашом или маркером делает пометки на полях: “V” - уже знал, «+»- новое, «-» - думал иначе, «?»- не понял, есть вопросы.

Письменный источник для группы № 1- Мифологи.

Знакомство с легендой «Об основании Рима». Тит Ливий (римский историк).

Некогда по левому берегу Тибра жило племя латинов. Их царем был Нумитор. Его младшим братом был злой и завистливый Амулий. Он отнял у Нумитора власть, а дочь царя Рею Сильвию сделал весталкой – жрицей богини огня Весты. Весталки жили при храме Весты, им 30 лет запрещалось выходить замуж и иметь детей. Однако, Рея Сильвия родила двух мальчиков. Она клялась, что отец её детей сам бог войны Марс. Разгневанный Амулий приказал слугам утопить близнецов в реке Тибр. Слуги выбросили корзину с детьми в реку, но зацепившись за ветку дерева, она не утонула. На жалобный крик братьев-близнецов прибежала волчица и накормила их своим молоком. Вскоре пастух по имени Фаустул увидел младенцев и принёс их домой. Пастух и его жена Ларенция назвали найденышей Ромулом и Ремом. Ромул и Рем росли сильными и отважными. Долгие годы близнецы вели жизнь пастухов и охотников, а когда узнали тайну своего рождения, задумали отомстить. Вооружив друзей, они ворвались во дворец и убили Амулия, вернув своему деду Нумитору царскую власть. Братья решили основать свой город в тех местах, где были вскормлены волчицей. Вскоре братья поссорились, Ромул убил Рема. Убийство брата не помешало Ромулу основать город и назвать его своим именем Рим – по-латински Рома. Ромул стал первым царем Рима.