Файл: Конспект урока по истории в 5 классе по теме Древнейший Рим.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Аннотация
«СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ;
ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ;
ДАЙ СДЕЛАТЬ – И Я ПОЙМУ».
Конфуций.
Данная разработка содержит конспект урока по истории в 5 классе по теме: «Древнейший Рим» с использованием современных интерактивных средств обучения к учебнику истории Древнего мира 5 класс А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая.
Успешность обучения во многом зависит от того, в какой форме организована познавательная деятельность учащихся. Любой урок осуществляется путем функционирования различных форм деятельности учителя и учеников, форм их взаимодействия. Поэтому интерактивные технологии занимают важное место в современном образовательном процессе. Они позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.
В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, текстовыми документами формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Учащиеся в 5 классе впервые встречаются с историей как самостоятельной наукой и предметом учебного плана. Важно на самых первых занятиях их заинтересовать, привлечь внимание к предмету изучения, показать образовательные и личностные перспективы при изучении данного предмета.
Цельданной работы понять и оценить возможности использования информационных и коммуникативных технологий для обеспечения качественного и доступного образования, показать эффективность методов для активизации познавательной деятельности учащихся.
Задачи:
– обеспечить качество усвоения знаний по предмету;
– содействовать формированию познавательного интереса учащихся к предмету;
– развить общие учебные умения и навыки;
– воспитывать ответственность, самостоятельность, гуманность, любовь к истории.
Интерактивные методы, использованные мной на уроке:
1. Тренинг- кроссворд. Этот метод очень нравится детям. Помогает хорошо закреплять пройденный материал. Формирует понятийную базу знаний ребенка. Очень помогает в подготовке учащихся к ГИА, так как в экзамен включено задание по терминам.
2. Метод логических цепочек. Развивает логические мышление. Помогает анализировать и синтезировать информацию. Задания такого типа встречаются на олимпиаде по истории. Использование этого метода поможет детям в построении последовательности исторических событий.
3. Поисково- исследовательский метод. Учитель определяет проблему исследования. Дети работают с документами в группах и последовательно составляют логическую цепочку. Она поможет в защите исследовательского проекта. Метод проектов помогает учащимся проявить себя, свои творческие и умственные способности, а также расширить свои знания в определенной, интересной ему области. В поисково-исследовательском методе я использовала несколько приемов:
А) «Знаем – Хотим узнать». Дети определяют, что они уже знают по данной теме и что хотят узнать. Это помогает правильно поставить цели, продуктивно использовать время работы.
Б) Постановка проблемы. На нашем уроке проблема патриотической направленности. Формирует нравственные ценности, любовь к Родине.
В) «Реконструкция исторических событий». Помогает последовательному изучению новой информации. Учит применять разные источники для формирования полной картины исторического события.
Г) Прием инсерт - маркировка текста значками по мере его чтения. В процессе чтения текста ученик карандашом или маркером делает пометки на полях: “V” - уже знал, «+»- новое, «-» - думал иначе, «?»- не понял, есть вопросы.
Д) Работа с программой Microsoft Power Point. В каждой группе учащихся составляется презентация к защите творческого проекта. Использование цифровых образовательных ресурсов – это уже не дань моде, а насущная необходимость в деятельности каждого педагога. Как показывает практика, использование медиа-ресурсов не только разнообразит уроки, но способствует более глубокому, заинтересованному включению детей в образовательный процесс.
Хотелось отметить, что применение в практике преподавания истории интерактивных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.
Урок по теме: «Древнейший Рим»
Цель урока: сформировать представление о Древнейшем Риме, как одном из государств Древнего мира.
Ожидаемые результаты:
Предметные: воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определения терминам: патриции, плебеи, весталка, ликторы;
извлекая необходимую информацию, рассказывать об условиях жизни, занятиях жителей Древнего Рима;
показывать на карте географические объекты.
Личностные: умение выражать свое отношение к героям, событиям;
развивать познавательный интерес к пополнению новых знаний;
работать в группе, вступать в диалог, высказывать своё мнение, участвовать в коллективном обсуждении;
Метапредметные: умение анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе прочитанного, определять тему урока, цели;
выстраивать алгоритм своей работы.
Задачи формирования УУД
Познавательные УУД:
умение формулировать тему и проблему урока;
умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы на основе прочитанного;
умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД:
развивать умение слушать и понимать других, высказывать свое мнение и аргументировать ответ;
осуществлять совместную познавательную деятельность в парах;
оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные УУД:
развивать умение выражать свое отношение к героям, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией;
воспитание духовно-нравственного чувства и готовности совершать позитивные поступки.
Регулятивные УУД:
умение определять цель деятельности на уроке (собственная целевая установка);
умение проговаривать последовательность действий на уроке;
умение подводить итоги своей деятельности на уроке;
умение оценивать свои учебные действия.
Формы работы на уроке: индивидуально-групповая, фронтальная
Тип урока: урок усвоения новых знаний, формирования УУД
Методы обучения: проблемно-исследовательский, частично-поисковый.
компьютер, мультимедийный проектор, магнитная доска, нетбуки.
Структура урока:
1. Мотивационно-целевой этап (1мин.).
2. Ориентировочный этап (6 мин.).
3. Поисково-исследовательский этап, с представлением материала (20 мин.).
4. Физкультминутка (2 мин.).
5. Рефлексивно-оценочный этап (10 мин.).
6. Домашнее задание (1 мин.).
Класс делится на 3 группы.
Приветствие.
Мотивационно-целевой этап (1 мин).
- Здравствуйте ребята! Я вижу улыбки на ваших лицах и желание активно работать на уроке.
Ориентировочный этап (5 мин).
- В течение нескольких уроков мы изучали тему Древняя Греция. Сегодня мы вспомним и закрепим наши знания по данной теме. Для этого нам предстоит разгадать кроссворд. Итак, Все готовы? Начинаем.
Кроссворд ( презентация 1)
Фронтальный опрос. Учитель читает вопрос, дети отвечают. На экране всплывают правильные ответы.
Речевая разминка.
- Давайте составим логические цепочки из данных слов…
2 слайд: Полис, Филипп II, Афины, Александр Македонский, Спарта, Гавгамелы, Фаланга, Вавилон, Апеннины.
- Сгруппируйте понятия и имена исторических деятелей.
Дети дают определения или называют дату.
Слайд 3
Греция | Македония |
полис | Филипп II |
Афины | Александр Македонский |
Спарта | Вавилон |
Мильтиад | Гавгамелы |
- У нас осталось слово - Апеннины. Апеннины – не относится ни к Греции, ни к Македонии. Как вы думаете, что может означать этот термин?
Выдвижение различных версий.
-Сегодня мы приступаем к изучению новой страны Древнего мира, и находилась она на Апеннинском полуострове. Посмотрите на следующий слайд. Это карта Апеннинского полуострова. Предположите, какая это страна? ( Ответы детей, определение темы урока)
- Действительно, Это Древний Рим.
3. Поисково-исследовательский этап, с представлением материала (20 мин).
А) Используемый прием: «Знаем – Хотим узнать»
знаем | хотим узнать |
| |
| |
- Давайте определим, что мы знаем об этой стране, и что хотели бы узнать?
Для начала рассмотрим карту Древнего Рима. Какие сведения о стране нам сообщает карта?
Ответы детей. ( Географическое расположение, природные условия, основные занятия населения, реки, горы, моря, омывающие полуостров, крупные города, народы, населяющие континент.)
Б) Постановка проблемы гражданско-патриотической направленности.
- «У римлян было такое чувство народной гордости и патриотизма, как ни у какого другого народа в мире» (Теодор Моммзен).
- Проблема урока – докажите, что римляне гордились и любили свою Родину.
В) «Реконструкция исторических событий»
Историческая реконструкция — воссоздание исторических событий, материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников.
-
Этап реконструкции – работа групп с письменными источниками .
В работе с письменными источниками группы используют прием инсерт - маркировка текста значками по мере его чтения. В процессе чтения текста ученик карандашом или маркером делает пометки на полях: “V” - уже знал, «+»- новое, «-» - думал иначе, «?»- не понял, есть вопросы.
Письменный источник для группы № 1- Мифологи.
Знакомство с легендой «Об основании Рима». Тит Ливий (римский историк).
Некогда по левому берегу Тибра жило племя латинов. Их царем был Нумитор. Его младшим братом был злой и завистливый Амулий. Он отнял у Нумитора власть, а дочь царя Рею Сильвию сделал весталкой – жрицей богини огня Весты. Весталки жили при храме Весты, им 30 лет запрещалось выходить замуж и иметь детей. Однако, Рея Сильвия родила двух мальчиков. Она клялась, что отец её детей сам бог войны Марс. Разгневанный Амулий приказал слугам утопить близнецов в реке Тибр. Слуги выбросили корзину с детьми в реку, но зацепившись за ветку дерева, она не утонула. На жалобный крик братьев-близнецов прибежала волчица и накормила их своим молоком. Вскоре пастух по имени Фаустул увидел младенцев и принёс их домой. Пастух и его жена Ларенция назвали найденышей Ромулом и Ремом. Ромул и Рем росли сильными и отважными. Долгие годы близнецы вели жизнь пастухов и охотников, а когда узнали тайну своего рождения, задумали отомстить. Вооружив друзей, они ворвались во дворец и убили Амулия, вернув своему деду Нумитору царскую власть. Братья решили основать свой город в тех местах, где были вскормлены волчицей. Вскоре братья поссорились, Ромул убил Рема. Убийство брата не помешало Ромулу основать город и назвать его своим именем Рим – по-латински Рома. Ромул стал первым царем Рима.