Файл: Конспект урока по истории в 5 классе по теме Древнейший Рим.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Письменный источник для группы № 2 - Этнографы Выясняют особенности климата, быта и основные занятия жителей Древнейшего Рима.

Город на семи холмах и его обитатели.

Римляне верили в легенду о братьях-близнецах и гордились тем, что основателем их города был сын бога войны Марса. Однако Ромул едва ли существовал на самом деле. В наше время археологи провели раскопки в Риме и доказали, что этот город возник не сразу. Задолго до легендарной даты его основания — в 753 году до н. э. — на холмах левобережья Тибра недалеко от моря существовало несколько поселений. Они постепенно объединялись: их жители осушали болотистые низины между холмами, строили общие укрепления и храмы богам, выбирали общих правителей. Так из этих поселений на Палатинском, Капитолийском и других холмах возник город Рим.

В те времена римляне жили в круглых хижинах, стены которых были сделаны из прутьев и обмазаны глиной. Подле хижин находились сад и огород, а за пределами города были поля и пастбища. Римляне выращивали ячмень и пшеницу, виноград, лен. Они разводили рогатый скот, свиней, коней и ослов, занимались кузнечным делом, ткачеством, изготовлением глиняной посуды. Воюя с другими латинскими городами, римляне угоняли у соседей скот, захватывали оружие и рабов, а главное — пастбища и пашни. Владения Рима неуклонно росли.

В 6-м веке до н. э. Рим превратился в многолюдный город, расположенный на семи холмах.

Письменный источник для группы № 3- Политологи. Изучают систему управления в Древнейшем Риме.

Какое управление было в древнейшем Риме.

Потомки древнейших жителей Рима называли себя патрициями. Они жили большими семьями, в которых власть отцов была очень велика. За непослушание отец мог наказывать даже взрослых сыновей вплоть до продажи их в рабство. Семьи были объединены в род, члены которого справляли общие праздники, оказывали друг другу помощь. Кроме патрициев в городе жили переселенцы из завоеванных Римом латинских поселений, а также из других областей Италии. Их называли плебеями.

В управлении древнейшим Римом принимали участие только патриции. Старейшины родов заседали в совете, который назывался Сенат. Высшая власть принадлежала Народному собранию, состоявшему из мужчин-патрициев. Оно объявляло войну, заключало мир и выбирало царя, правившего пожизненно. По легендам, Римом правили один за другим семь царей. Последнего царя звали Тарквиний, по прозвищу Гордый. Он не был избран, а захватил власть, убив своего предшественника. Одних патрициев Тарквиний казнил, других выселил из Рима, захватив их имущество. Тогда римляне восстали и изгнали Тарквиния вместе со всей семьей. Больше царей они решили не выбирать.


Обсуждение полученных результатов.

2 этап реконструкции – логическая цепочка.

Каждая группа получает конверт с набором фактов, соответствующих событиям, описанным в историческом источнике. Задача групп выстроить из набора фактов логическую цепочку. Данная логическая цепь послужит основой для создания слайд-фильма.

Логическая цепь первой группы – Легенда об основании Рима.

Тайна рождения Ромула и Рема



Амулий приказал слугам выбросить близнецов в Тибр



Чудесное спасение, близнецов согрела и вскормила волчица



Пастух нашел детей и принес их домой



Пастух и его жена назвали детей Ромулом и Ремом



Юность Ромула и Рема



Братья решили основать город, в ссоре Ромул убил Рема



Ромул основал город на Палатинском холме и назвал его Римом




Ромул стал первым царем Рима


Логическая цепь второй группы – Город на семи холмах.

Римляне верили в легенду о Ромуле и Реме, считали 753 год до н.э. датой основания Рима



Возникновение поселений на семи холмах



Жилище древних римлян



Земледелие и скотоводство



Ремесло и торговля



Военные походы



В 6-м веке до н.э. Рим становится крупным и густонаселённым городом


Логическая цепь второй группы – Система управления в Риме.

Население Рима – патриции и плебеи



Большие семьи патрициев



Род патрициев




Старейшины родов



Сенат



Народное собрание



Царь


3 этап реконструкции – создание слайд-фильма.

На основании логических цепочек дети составляют презентации к документу.

Группы должны рассмотреть иллюстрации, заранее загруженные учителем в программе презентаций. Задача группы привести в соответствие логическую цепь и изобразительные источники. Таким образом, у нас выстраивается логическая цепь из изобразительных источников.

4. Этап реконструкции – группы представляют свою работу

Вопросы для 1 группы:

- Как вы думаете, Римляне, жившие в те далекие годы, любили свою страну? Ответы детей

Выступление 2 группы.

- Как вы думаете, Римляне любили свою страну? Ответы детей

Выступление 3 группы.

-И вам задаю тот же вопрос: Как вы думаете, Римляне, жившие в те далекие годы, любили свою страну? Ответы детей.

- Молодцы, ребята, вы смогли доказать, что действительно римляне любили свою Родину. Мы славно поработали. А теперь немного отдохнем.

4. Физкультминутка ( 2мин.)

5. Рефлексивно-оценочный этап (10 мин.)

- Итак, давайте подведем итог нашему занятию, а для этого вспомним, что вы узнали сегодня на уроке?

На экране задание : «Заполните пропуски». Дети читают предложение и заполняют пропущенные слова.

Следующие задание: «Соотнести термины и их значение»

«Рефлексия»

- Закончите предложение:

На сегодняшнем уроке я понял…, я узнал…, я разобрался…

Особенно мне понравилось…

Сегодня мне удалось…

Было интересно…

Было трудно…

Я научился…

Меня удивило…

Учитель ставит оценки за работу на уроке.

Домашнее задание: - п.44, на выбор- на альбомном листе составить тест из 10 вопросов по сегодняшней теме, выполнить проект «Религиозные верования древних греков и римлян»


- Все встали. На правую ладонь мы мысленно кладем знания, с которыми пришли на урок, на левую – знания, которые получили на уроке. А сейчас по моей команде соединим в хлопке наши знания, и хором скажем «СПАСИБО» себе и окружающим за работу на уроке.

Урок завершен.