Файл: Конспект урока по истории в 5 классе по теме Древнейший Рим.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Письменный источник для группы № 2 - Этнографы Выясняют особенности климата, быта и основные занятия жителей Древнейшего Рима.
Город на семи холмах и его обитатели.
Римляне верили в легенду о братьях-близнецах и гордились тем, что основателем их города был сын бога войны Марса. Однако Ромул едва ли существовал на самом деле. В наше время археологи провели раскопки в Риме и доказали, что этот город возник не сразу. Задолго до легендарной даты его основания — в 753 году до н. э. — на холмах левобережья Тибра недалеко от моря существовало несколько поселений. Они постепенно объединялись: их жители осушали болотистые низины между холмами, строили общие укрепления и храмы богам, выбирали общих правителей. Так из этих поселений на Палатинском, Капитолийском и других холмах возник город Рим.
В те времена римляне жили в круглых хижинах, стены которых были сделаны из прутьев и обмазаны глиной. Подле хижин находились сад и огород, а за пределами города были поля и пастбища. Римляне выращивали ячмень и пшеницу, виноград, лен. Они разводили рогатый скот, свиней, коней и ослов, занимались кузнечным делом, ткачеством, изготовлением глиняной посуды. Воюя с другими латинскими городами, римляне угоняли у соседей скот, захватывали оружие и рабов, а главное — пастбища и пашни. Владения Рима неуклонно росли.
В 6-м веке до н. э. Рим превратился в многолюдный город, расположенный на семи холмах.
Письменный источник для группы № 3- Политологи. Изучают систему управления в Древнейшем Риме.
Какое управление было в древнейшем Риме.
Потомки древнейших жителей Рима называли себя патрициями. Они жили большими семьями, в которых власть отцов была очень велика. За непослушание отец мог наказывать даже взрослых сыновей вплоть до продажи их в рабство. Семьи были объединены в род, члены которого справляли общие праздники, оказывали друг другу помощь. Кроме патрициев в городе жили переселенцы из завоеванных Римом латинских поселений, а также из других областей Италии. Их называли плебеями.
В управлении древнейшим Римом принимали участие только патриции. Старейшины родов заседали в совете, который назывался Сенат. Высшая власть принадлежала Народному собранию, состоявшему из мужчин-патрициев. Оно объявляло войну, заключало мир и выбирало царя, правившего пожизненно. По легендам, Римом правили один за другим семь царей. Последнего царя звали Тарквиний, по прозвищу Гордый. Он не был избран, а захватил власть, убив своего предшественника. Одних патрициев Тарквиний казнил, других выселил из Рима, захватив их имущество. Тогда римляне восстали и изгнали Тарквиния вместе со всей семьей. Больше царей они решили не выбирать.
Обсуждение полученных результатов.
2 этап реконструкции – логическая цепочка.
Каждая группа получает конверт с набором фактов, соответствующих событиям, описанным в историческом источнике. Задача групп выстроить из набора фактов логическую цепочку. Данная логическая цепь послужит основой для создания слайд-фильма.
Логическая цепь первой группы – Легенда об основании Рима.
Тайна рождения Ромула и Рема |
Амулий приказал слугам выбросить близнецов в Тибр |
Чудесное спасение, близнецов согрела и вскормила волчица |
Пастух нашел детей и принес их домой |
Пастух и его жена назвали детей Ромулом и Ремом |
Юность Ромула и Рема |
Братья решили основать город, в ссоре Ромул убил Рема |
Ромул основал город на Палатинском холме и назвал его Римом |
Ромул стал первым царем Рима |
Логическая цепь второй группы – Город на семи холмах.
Римляне верили в легенду о Ромуле и Реме, считали 753 год до н.э. датой основания Рима |
Возникновение поселений на семи холмах |
Жилище древних римлян |
Земледелие и скотоводство |
Ремесло и торговля |
Военные походы |
В 6-м веке до н.э. Рим становится крупным и густонаселённым городом |
Логическая цепь второй группы – Система управления в Риме.
Население Рима – патриции и плебеи |
Большие семьи патрициев |
Род патрициев |
Старейшины родов |
Сенат |
Народное собрание |
Царь |
3 этап реконструкции – создание слайд-фильма.
На основании логических цепочек дети составляют презентации к документу.
Группы должны рассмотреть иллюстрации, заранее загруженные учителем в программе презентаций. Задача группы привести в соответствие логическую цепь и изобразительные источники. Таким образом, у нас выстраивается логическая цепь из изобразительных источников.
4. Этап реконструкции – группы представляют свою работу
Вопросы для 1 группы:
- Как вы думаете, Римляне, жившие в те далекие годы, любили свою страну? Ответы детей
Выступление 2 группы.
- Как вы думаете, Римляне любили свою страну? Ответы детей
Выступление 3 группы.
-И вам задаю тот же вопрос: Как вы думаете, Римляне, жившие в те далекие годы, любили свою страну? Ответы детей.
- Молодцы, ребята, вы смогли доказать, что действительно римляне любили свою Родину. Мы славно поработали. А теперь немного отдохнем.
4. Физкультминутка ( 2мин.)
5. Рефлексивно-оценочный этап (10 мин.)
- Итак, давайте подведем итог нашему занятию, а для этого вспомним, что вы узнали сегодня на уроке?
На экране задание : «Заполните пропуски». Дети читают предложение и заполняют пропущенные слова.
Следующие задание: «Соотнести термины и их значение»
«Рефлексия»
- Закончите предложение:
На сегодняшнем уроке я понял…, я узнал…, я разобрался…
Особенно мне понравилось…
Сегодня мне удалось…
Было интересно…
Было трудно…
Я научился…
Меня удивило…
Учитель ставит оценки за работу на уроке.
Домашнее задание: - п.44, на выбор- на альбомном листе составить тест из 10 вопросов по сегодняшней теме, выполнить проект «Религиозные верования древних греков и римлян»
- Все встали. На правую ладонь мы мысленно кладем знания, с которыми пришли на урок, на левую – знания, которые получили на уроке. А сейчас по моей команде соединим в хлопке наши знания, и хором скажем «СПАСИБО» себе и окружающим за работу на уроке.
Урок завершен.