Файл: Учебнометодическое пособие по экономической теории Микроэкономика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кривая спроса отражает обратное соотношение между ценой (P) и количеством товара (Q), которое покупатели хотят и могут приобрести в соответствии с законом спроса.

Кривая спроса на производственные ресурсы – кривая, показывающая, как изменяется объем требуемых производственных ресурсов с изменением цены на них при постоянстве всех прочих факторов спроса на эти ресурсы.

Кривая «цена-потребление» – кривая, соединяющая все точки потребительского равновесия при изменении цен.

Кривая Энгеля показывает зависимость между денежным доходом потребителя и количеством товара X; при этом доход откладывается на вертикальной оси, а количество товара, приобретаемого за определенный период, – на горизонтальной оси.

Ликвидность – способность актива обращаться в деньги.

Личный доход (ЛД) – размер дохода, который население может потратить на личное потребление и уплату налогов.

Личный фактор производства – производительная сила совместного труда, определенная кооперация отдельных рабочих сил, т.е. совокупная рабочая сила в определенной общественно комбинированной форме.

Меновая стоимость – свойство товара, выражающее определенное количественное соотношение его обмена на другой товар.

Метод «затраты выпуск" используется при анализе и прогнозировании процесса производства; анализируются связи между объемами конечного спроса па продукцию в отраслевом разрезе и общим объемом и отраслевой структурой создаваемого продукта.

Микроэкономика – наука об отдельных звеньях экономики, уделяющая основное внимание рыночным процессам.

Монополист – продавец, который контролирует значительную часть предложения какого-либо товара.

Монополия – исключительное право на продажу какого-либо продукта или осуществление определенного вида деятельности.

Монопольная власть – способность воздействовать на цену товара и диктовать условия на рынке, что обеспечивается концентрацией производства и реализации значительной части данного вида продукции.

Монопсония – тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определенного товара.

Несовершенная конкуренция происходит, когда два или более продавца, каждый из которых имеет определенную степень контроля над ценой, конкурируют за продажи на рынке.

Нормальные товары – товары, потребляемые с ростом дохода потребителей в большем количестве.

Ограниченность – несоответствие между желанием иметь определенное количество товаров и услуг и средствами для удовлетворения этого желания.

Ожидания – оценки хозяйственных субъектов будущей хозяйственной конъюнктуры.

Олигополия – рынок, на котором господствующее положение занимают несколько крупных фирм.

Олигопсония – тип рыночной структуры, при которой существует группа покупателей определенного товара.

Оптимальное распределение ресурсов по Парето имеет место, когда невозможно улучшить благосостояние одних, не нанося ущерба благосостоянию других.

Отрасль – группа конкурирующих фирм, продающих па рынке определенный товар.

Отрицательный внешний эффект – стоимость использования ресурсов, не отраженная в цепе продукта; отрицательные внешние эффекты могут возникать как в производстве, так и в потреблении товаров, обмениваемых на рынках.

Полезность – термин, используемый экономистами для характеристики степени удовлетворения потребителей, которое они получают при потреблении товаров или услуг либо ведении какой-либо деятельности.

Положительный внешний эффект – выигрыш, не отраженный и ценах.

Постоянный эффект роста масштаба производства, или постоянный эффект масштаба, существует, когда выпуск продукции увеличивается в той же пропорции, в которой возрастает потребление ресурсов.

Потребительная стоимость – свойство товара, выражающееся в его полезности, способности удовлетворять какую-либо человеческую потребность.

Предельная внешняя полезность – предельный выигрыш, получаемый третьими сторонами, помимо покупателей или продавцов товара.

Предельная индивидуальная полезность – дополнительный выигрыш, получаемый покупателями товара.

Предельная норма замещения товара X товаром Y– количество товара Y, которым потребитель готов пожертвовать, чтобы получить ещё одну единицу товара X, оставаясь на данной кривой безразличия.

Предельная полезность – дополнительный выигрыш (выгода, доход), получаемый при производстве еще одной единицы продукции или совершении ещё одной операции.

Предельная полезность товара измеряется степенью готовности потребителя пожертвовать возможностью потратить доход на другие товары ради приобретения еще одной единицы товара X, оставаясь при этом на той же кривой безразличия; степенью желания заплатить за дополнительную единицу товара X.

Предельные издержки (затраты) на ресурсы – дополнительные издержки, необходимые, чтобы использовать добавочную единицу ресурса после того, как определенный его объем уже оплачен и используется.

Предельные издержки (затраты) на ресурсы для монопсонии – дополнительные издержки на приобретение добавочной единицы ресурса, когда фирма имеет власть монопсонии.

Предельные издержки, предельные затраты – дополнительные затрат па производство еще одной единицы товара или совершение операции; изменение в совокупных издержках, связанное с изменением объема выпуска продукции.

Предельные индивидуальные издержки – дополнительные затраты, которые несет фирма при производстве еще одной единицы товара.

Предельные общественные издержки – дополнительные затраты, которые несут фирмы и любые третьи по отношению к рыночным сделкам лица, когда производится еще одна единица товара.

Предельный доход – изменение дохода в результате продажи дополнительной единицы товара.

Предельный доход от предельного продукта производственного ресурса – предельный продукт ресурса (фактора производства), умноженный на предельный доход, полученный от этого дополнительного продукта.

Предельный продукт переменного ресурса – изменение при постоянстве прочих факторов доли этого ресурса в совокупном продукте, соответствующее изменению и объеме его использования.

Предложение – количество товара, которое продавцы хотят и могут продавать по установленным ценам.

Предпочтения – результаты ранжирования потребителями своих альтернативных возможностей.

Предприниматель – активный субъект рыночной экономики, обладающий всеми необходимыми качествами для создания новых комбинаций ресурсов и факторов производства с целью производства новых товаров и получения прибыли, действующий в условиях неопределенности и риска и несущий ответственность за самостоятельно принимаемые решения.

Предпринимательская фирма – организация, учрежденная и функционирующая с целью извлечения прибыли ее собственниками посредством предложения на рынке товаров и услуг.

Предпринимательский доход – прибыль за вычетом ссудного процента и платежей в бюджет (налоги и др.).

Предпринимательство – инициативная, творческая, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода. Предпринимательство осуществляется от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность.

Препятствия для входа на рынок – ограничения, не позволяющие новым продавцам товара выйти на рынок, монополизированный какой-либо фирмой; необходимы для поддержания монопольного положения последней в долгосрочном плане.

Прибыль – разница между продажной ценой товара и издержками производства.

Прибыль балансовая – разница между выручкой от реализации продукции и суммой материальных затрат, амортизации и заработной платы.

Прибыль бухгалтерская – часть дохода, остающаяся после возмещения стоимости затрат всех факторов производства, кроме капитала (явных издержек).

Прибыль монопольная – разница между монопольной ценой и издержками производства.

Прибыль нераспределенная – прибыль корпорации, не распределяемая между акционерами и часто используемая для финансирования основных её проектов при расширении производства.

Прибыль экономическая – разница между валовым доходом (валовой выручкой) и экономическими издержками выпуска данного объема продукции.

Производный спрос – спрос на производственные ресурсы, зависящий от спроса па продукцию, для изготовления которой используются эти ресурсы.

Производственная функция – зависимость максимально возможного объем производства от данного набора производственных ресурсов.

Производственные ресурсы – используемые в производстве труд, капитал и природные факторы.

Рабочая сила – индивидуальная способность к труду – свойство личности человека, его важнейший атрибут.

Равновесие потребителя – сочетание приобретаемых товаров и услуг, при котором полезность для потребителя максимизируется и одновременно выполняется его бюджетное ограничение.

Равновесие рыночное – наблюдается, когда предложение товара соответствует спросу на него и отсутствует тенденция изменения рыночном цены.

Распределение Парето-оптималъное – состояние экономической системы, когда никакое перераспределение ресурсов не может улучшить положение ни одного из участников хозяйственного процесса, не ухудшая при этом положения других.

Рента – один из видов дохода на собственность, плата собственнику за использование природного ресурса.

Рента дифференциальная – избыточная прибыль, возникающая в результате применения более высокой естественной производительной силы, а не капитала.

Рента монопольная – дополнительный доход, который появляется при продаже товаров по монопольным ценам.

Ресурсы – всё, что затрачивается в процессе производства товаров и услуг.

Реформирование – эволюционный переход от одной модели экономической системы к другой.

Рынок – экономическая форма обмена продуктами, которые выступают в качестве товаров; при этом производители потребители выступают в качестве продавцов и покупателей.

Рынок труда – рынок производительной силы труда как товара, равновесная цена и количество которого определяются соотношением спроса и предложения.

Рыночное равновесие существует, когда не наблюдается тенденции к изменению рыночной цены и обращающегося на рынке количества товара.

Совершенная конкуренция существует, когда много фирм продают стандартизированный товар и ни одна фирма не располагает достаточно большой долей рынка, чтобы влиять на его цену.

Совершенно ценовая дискриминация существует, когда монополия взимает с каждого покупателя разную цену.

Совершенно конкурентный рынок – рынок, на котором выполняются условия совершенной конкуренции.

Совершенно конкурентный рынок производственных ресурсов – рынок, на котором действуют много покупателей и продавцов производственных ресурсов и где ни один из них не может воздействовать на цену ресурса.

Спрос – то количество товара, которое могут и желают приобрести потребители при данной цене.

Стоимость – свойство товара, определяемое затратами труда на его производство.

Структура рынка – число покупателей и продавцов на рынке, доля их в объеме покупаемого и продаваемого товара, степень контроля зa рынком и ценами.

Таблица спроса – таблица, показывающая, как количество товара, которое приобретают потребители, увеличивается каждый месяц с уменьшением цены на товар.

Товар – вещь, обладающая определенной полезностью, зримая и осязаемая. Имеет стоимость и потребительную стоимость.

Товар Гиффена – низкокачественный товар, для которого эффект изменения дохода превышает эффект изменения замещения этого товара другими при изменении его цены.

Транзитивность – свойство предпочтений, предполагающее, что если потребитель предпочитает потребительскую корзину товаров А потребительской корзине В и также предпочитает корзину В корзине С, то он должен отдавать предпочтение корзине А перед корзиной С.

Трест – монополистическое объединение определенного типа по производству какого-либо товара.

Труд – целенаправленная деятельность людей, связанная с видоизменением веществ и сил природы и приспособлением их для удовлетворения своих потребностей.

Трудовые ресурсы – часть населения страны в трудоспособном возрасте, обладающая физическими и умственными способностями, необходимыми для работы в народном хозяйстве.

Увеличивающийся эффект роста масштабов производства, увеличивающий эффект масштаба действует, когда объем производства (выпуск) растет в большей пропорции, чем увеличивается использование производственных ресурсов.

Уменьшающийся эффект роста масштабов производства или уменьшающий эффект масштаба преобладает, когда объем производства (выпуск) возрастает в пропорции меньшей, чем объем используемых ресурсов.

Услуги – нематериальные блага, обладающие определенной полезностью; являются товарами и производятся врачами, юристами, банками, финансовыми компаниями и др.

Факторы производства – производственные ресурсы; включают природные, людские ресурсы, капитал и предпринимательство.

Физический износ – процентное выражение износа капитала за год.

Фирма – организация, которая производит товары и услуги; может действовать в форме частного предприятия, товарищества или АО.

Функция издержек описывает отношение между объемом производства и его минимально возможными издержками.

Функция полезности – соотношение между потребляемыми количествами товаров и услуг и полезностью, получаемой потребителем; способ выражения предпочтений потребителя.

Функция спроса – взаимозависимость между количеством товаров, приобретаемых потребителями, ценой его единицы и всеми другими факторами спроса.

X-неэффективность – прирост издержек выше их минимально возможного уровня.

Цена – денежное выражение стоимости; отражает часть дохода, которой нужно пожертвовать для получения единицы желаемых товаров и услуг.

Цена входного барьера – установление монополией (олигополией) низкой цены на товар, препятствующей вхождению на рынок новых продавцов.

Цена замены – общая стоимость товаров и услуг, которые нужно отдать в обмен на другие товары и услуги.

Цена монопольная – максимальная цена, по которой монополии могут реализовать определенный объем продукции при данном спросе.

Ценовая война – конкуренция на олигополистическом рынке путем последовательного снижения цен; одно из многих возможных последствий олигополистической конкуренции; ценовые войны выгодны потребителям, но отрицательно сказываются на прибылях продавцов.

Ценовая дискриминация – продажа продукции одинакового качества различным покупателям по разным ценам.

Ценовый лидер – фирма-олигополист, устанавливающая цену, которой придерживаются другие фирмы.

Ценовый потолок – максимальная цена, законодательно установленная для данного товара.

Частичная монополия присутствует на рынке, когда на нем есть ценовый лидер, устанавливающий монопольную цену на основе своих предельного дохода и предельных издержек, другие же продавцы на рынке при этой цене являются лишь принимающими цену.

Частичное равновесие – равновесие между спросом и предложением товара на одном рынке без учета воздействия равновесных цены и объема предложения на нем на цены и количество товаров на других рынках.

Человеческие ресурсы – ресурсы труда, которые в рыночной экономике являются важнейшим фактором производства.

Человеческий капитал – созданный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целенаправленно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и эффективности производства и тем самым ведут к росту заработков данного человека.

Чистая монополия – единственный продавец продукта, не имеющего близких заменителей.

Чистая монопсония – единственная фирма, единственная фирма которая потребляет все предложенные на рынке ресурсы, имеющие мало или не имеющие вовсе альтернативных возможностей применения; существует, когда фирма в состоянии влиять на цену ресурса, который она приобретает.

Чистый частный товар – товар, каждая единица которого может быть произведена и продана потребителям так, что она приносит полезность лишь исключительно данному покупателю.

Экономия от масштаба производства – снижение удельных затрат на единицу продукции благодаря производству их в массовом масштабе.

Эластичность перекрестная – процентное изменение потребляемого количества товара X в ответ на каждый процент изменения потребления товара Y.

Эластичность по цене – показатель реакции объема предложения или спроса на товар на каждый процент изменения его цены.

Эластичность предложения по цене – процент изменения предложения данного товара на рынке при изменении цены на 1%.

Эластичность спроса по доходу – процент изменения спроса на данный товар в ответ на изменение дохода на 1%.

Эластичность спроса по цене – процент изменения спроса на данный товар при изменении цены на 1%.

Эффект дохода – изменение в потреблении товара в ответ на изменение в его цене, рассматриваемое только как результат изменения реального дохода потребителя (способности его приобрести больше или меньше данного товара) в связи с движением цены па товар.

Эффект изменения взаимозаменяемости товара или услуги, эффект замещения – изменение цены по отношению к ценам других товаров; изменение в объеме покупок товара (за период), которое наблюдалось бы, если бы реальный доход потребителя был таким, что от изменения цены его благосостояние и не понижалось, и не повышалось.

Эффективность достигается, когда ресурсы распределены таким образом, что при использовании получают максимально возможный суммарный чистый выигрыш.

Эффективный выпуск – объем производства, при котором уже невозможно увеличить чистый выигрыш от потребления единицы товара, предлагая его в большем или меньшем количестве.

Эффекты обратной связи – изменения в ценах и объемах предложения товаров на одних рынках в ответ на изменения цен на рынках связанных товаров.

Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом.