Файл: Учебнометодическое пособие по экономической теории Микроэкономика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
*Q

MR=TRn-TRn-1


P

Q

TR

MR

50

1

50

50

45

2

90

40

40

3

120

30

35

4

140

20

30

5

150

10

25

6

150

0

20

7

140

-10

15

8

120

-20

10

9

90

-30

5

10

50

-40


По данным таблицы построим график:


Задача №11.

С точки зрения устойчивости экономической прибыли, разница между краткосрочным и долгосрочным периодом времени – для кого она важнее: для совершенного конкурента («ценополучателя») или несовершенного конкурента («ценоискателя»)?

Объяснение. Для «ценополучателя» экономическая прибыль – неустойчива, т.к. она исчезает на долгосрочных временных отрезках. Для монополиста различия между краткосрочным и долгосрочным периодом времени не столь существенны: приток новых фирм в отрасль затруднен, поэтому его экономическая прибыль более устойчива.
Задача №12

Существует ли олигополистическая взаимозависимость, тайный или явный сговор на рынке монополистической конкуренции с дифференциацией продукта.
Объяснение. На рынке монополистической конкуренции не существует олигополистической зависимости, т.к. этому препятствует значительная дифференциация продукции, чего нет на олигополистическом рынке.
Задача №13

На чем основана рыночная власть (источник монополистической власти) у фирм – монополистических конкурентов: ведь объем их производства и продаж может быть очень малым?
Объяснение. Власть над ценой основана на различной эластичности спроса на каждом отдельном рынке, где действует каждая такая фирма. При этом кривая спроса имеет понижательный характер (а не вид горизонтальной прямой, как в случае совершенной конкуренции).

Задача №14

Заинтересованы ли Вы как член картеля в честной игре, т.е. твердом следовании условиям сговора? Или у Вас есть какие-либо стимулы нарушить соглашение? В какой ситуации Вы склонны его нарушить?
Объяснение. Если Вы как участник картеля попытаетесь увеличить свою квоту выпуска продукции, то (про соблюдение условий сговора всеми остальными) сможете получить больший доход, т.к. Ваша доля слишком мала даже при увеличении объема выпуска, и она не повлияет на установленную монопольную цену. Вы получите больше прибыли, продав больше продукции по монопольной (а не по более низкой) цене. Но если все фирмы постараются нарушить соглашение, то объем предложения увеличится, что понизит цену до конкурентного уровня.

Словарь

микроэкономических понятий


Альтернативная стоимость выбора – потенциальный доход, получаемый при лучшем (из всех прочих) способе использования ресурсов, от которого отказываются.

Анализ частичного равновесия определяет равновесные цену и количество товара на одном рынке, игнорирует воздействие изменения этих величин на данном рынке на цены и товарные объемы на других рынках.

Антимонопольное законодательство – законы, запрещающие деятельность и укрепление монополий.

Бартер – обмен товарами без посредства денег.

Безработные – та часть трудоспособного населения, представители которой на определенную дату не имели работы и прилагают усилия по её поиску.

Бизнес-план – комплексный план развития фирмы, который является отчетным документом и главным обоснованием инвестиций.

Вальраса закон – выражает модель общего экономического равновесия; если все функциональные рынки, кроме одного, находятся в равновесии, то и на последнем рынке также будет достигнуто равновесие.

Величина стоимости – свойство товара, выражающее количество труда, необходимого для его производства.

Внешние эффекты (экстерналии) – издержки или выгоды от производственных операций, не учтенные в ценах.

Война цен – последовательное снижение цен конкурирующими фирмами на олигополистическом рынке с целью завоевания рынка.

Выигрыш потребителя, потребительский выигрыш – разница между максимальной ценой, которую готов заплатить потребитель за дополнительную единицу товара, и его рыночной ценой; суммарный выигрыш потребителя по отношению к определенному количеству товара составляет разность между максимальной суммой денег, которую готов отдать потребитель за это количество, и действительными расходами на него, соответствующими текущей рыночной цене на товар.

Выигрыш производителя – разность между рыночной ценой единицы продукции и минимальной ценой, необходимой для того, чтобы получить дополнительную единицу товара (при минимальной заинтересованности в ее производстве).

Государственная индексации доходов – система мер, компенсирующая (в установленной степени) снижение реальных доходов в результате роста стоимости жизни.

Государственное регулирование экономики – целенаправленный координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутренних и внешнего рынков посредством микро- и макро - экономических инструментов в целях достижения сбалансированного роста общей экономической системы.


Двусторонняя монополия – рыночная структура, при которой торговлю на рынке ведут только один покупатель и один продавец; возможность диктовать цену имеют и тот, и другой.

Демпинговое ценообразование – практика продажи продукции по цене, намеренно установленной на уровне, достаточно низком для того, чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.

Дефицит – разность между требующимся (имеющим спрос) и предлагаемым на рынке количеством товара, когда требуемый объем товара при данной цене превышает предлагаемый.

Дискриминация на рынках труда имеет место, когда работодатели практикуют наем на условиях неравной платы за услуги одинаково производительных работников.

Дифференциация продукта имеет место, когда товар, продаваемый на рынке, не является стандартизированным.

Долгосрочная кривая рыночного предложения показывает соотношение между ценой и количеством предлагаемого товара для точек, в которых отрасль находится в равновесии.

Долгосрочный период – настолько длительный период, что у производителей есть достаточно времени для изменения всех факторов производства используемых для изготовления продукта.

Дуополия – рыночная структура, при которой два продавца, защищенные от вступления на рынок других продавцов, являются единственными, кто предлагает на рынке стандартизированный товар, не имеющий близких заменителей.

Естественная монополия – фирма, которая в состоянии удовлетворять весь рыночный спрос на продукт с меньшими, чем при производстве такого же количества продукции большим числом фирм, издержками.

Естественная олигополия имеет место, когда небольшое число фирм могут поставлять на рынок весь необходимый объем продукции, имея в долгосрочном плане средние издержки более низкие, чем их имело бы большое количество фирм-поставщиков.

Закон предложения состоит в том, что, чем выше при прочих равных условиях цена на товар, тем больше стремление продавцов товара предлагать его на рынке.

Закон спроса констатирует, что отношение между ценой и количеством товара, который потребители хотят и могут приобрести, таково, что, чем мень
ше цена товара, тем выше на него спрос.

Закон убывающей предельной производительности утверждает, что при большем объеме используемого переменного производственного ресурса при неизменных других ресурсах и технологии предельный продукт этого ресурса будет, вероятнее всего, уменьшаться.

Заработная плата номинальная денежная сумма, выплаченная работнику.

Заработная плата повременная система заработной платы, при которой плата за труд устанавливается в зависимости от часовой ставки и производительности труда рабочего.

Заработная плата реальная то количество товаров, которое работник может приобрести на денежную сумму выплаченной ему заработной платы при данном уровне цен на товары.

Заработная плата сдельная система заработной платы, при которой плата за труд устанавливается в зависимости от ставки за одно изделие и производительности труда рабочего.

Землевладение экономическое отношение, в котором земля выступает не как полная собственность, а как условие хозяйствования.

Землепользование экономическое отношение, включающее два момента: применение земли как средства производства и присвоение созданного продукта.

Избыточное предложение разность между количеством товара, предлагаемым на рынке, и его объемом, пользующимся спросом, когда предлагаемый товарный объем при данной цене превышает требуемый.

Издержки денежное выражение используемых производственных ресурсов, с помощью которых осуществляются производство и реализация продукции.

Издержки бухгалтерские фактические расходы факторов производства для изготовления определенного количества продукции по ценам их приобретения.

Издержки валовые сумма постоянных и переменных затрат.

Издержки долгосрочные минимальные издержки производства товара, когда все факторы производства переменны.

Издержки неявные стоимость ресурсов, используемых в производстве, не являющихся покупными.

Издержки переменные те издержки, общая величина которых в дан