Файл: Учебнометодическое пособие по экономической теории Микроэкономика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ный период находится в непосредственной зависимости от объема производства и реализации. Полностью включаются в стоимость продукции данного производственного цикла.

Издержки постоянные – такие издержки, сумма которых в данный период не зависит непосредственно от величины и структуры производства и реализации.

Издержки предельные дополнительные затраты, которые несет фирма при производстве каждой дополнительной единицы продукции.

Издержки производства предприятия денежные затраты предприятия на потребленные в производстве средства производства и выплату заработной платы.

Издержки средние совокупные издержки в расчете на единицу выпуска продукции.

Издержки экономические альтернативная стоимость любого ресурса, выбранного для производства товара, равная его стоимости при наилучшем из всех возможных вариантов использования.

Издержки явные альтернативные издержки, которые принимают форму непосредственных денежных платежей поставщикам факторов производства и промежуточных товаров.

Изменение объема предложения изменение количества предлагаемого к продаже товара при изменении цены на него и постоянстве всех прочих факторов; движение вдоль кривой предложения.

Изменение относительной цены товара — изменение цены товара по от­ношению к среднему уровню цен на все прочие товары.

Изменение предложения смещение всей кривой предложения в ответ на воздействие любых факторов, кроме изменения цены на товар.

Изменение спроса отражает изменение в количестве приобретаемого товара в зависимости от уровня цены на него; движение вдоль кривой спроса.

Изменение спроса на производственный ресурс смещение всей кривой спроса на рассматриваемый ресурс, вызванное любыми факторами, помимо цены ресурса.

Износ материальный процесс утраты основным капиталом потребительских свойств и стоимости.

Износ моральный устаревание средств производства под воздействием НТП.

Износ физический утрата средствами труда физических свойств вследствие их эксплуатации или атмосферного воздействия.


Изокванта кривая, отражающая все сочетания ресурсов, которые могут быть использованы для выпуска данного объема продукции.

Изокоста кривая, отражающая все сочетания трудового и капитального факторов производства, имеющие одинаковую стоимость.

Инвестирование – процесс воспроизводства или увеличения основного капитала; отражает приток нового капитала в определенном году.

Капитал – денежные суммы, используемые с целью организации производства товаров и услуг. Под капиталом также понимаются деньги, используемые для оплаты деловых операций. Капитал – всякая сумма денег, приносящая предпринимательский доход.

Капитал фиктивный – бумажный символ (в виде ценной бумаги) реального капитала.

Карта (кривых) безразличия – метод описания предпочтений потребителя с помощью совокупности его кривых безразличия.

Карта изоквант – совокупность изоквант, указывающих максимально достижимые объемы выпуска продукции, обеспечиваемые любой данной комбинацией применяемых ресурсов.

Картель – форма монополии, при которой ее участники, сохраняя производственную самостоятельность, договариваются между собой о ценах, разделе рынка, обмене патентами с целью получения монопольной прибыли.

Квазирента – доход, обусловленный ограниченным предложением какого-либо фактора производства. Это разница между доходом на вложенный капитал и расходами на поддержание и возмещение инвестиций в основной капитал, незаменимый в краткосрочном периоде.

Классический школа рассматривает экономику как саморегулирующуюся систему, равновесие в которой достигается за счет свободного изменения относительных цен, а объем производства определяется естественными факторами и не зависит от денежной политики.

Коллективные договоры заключаются профсоюзом с работодателями; профсоюз выступает как представитель своих членов.

Коллективный выбор – экономические решения, принимаемые через избранные политические органы.

Конкурентная фирма – предлагает товар на рынке с совершенной конкуренцией.

Конкурентное равновесие в долгосрочном периоде – объем выпуска и рыночная цена, которые позволяют фирмам в отрасли получать нулевую экономическую прибыль.

Конкуренция – экономическое соревнование за достижение лучших результатов в какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей зa более выгодные условия хозяйствования, долю рынка и прибыли, получение конкретного заказа.



Конкуренция монополистическая имеет место, когда продавцы конкурируют, предлагая дифференцированный товар на рынке, куда возможен вход новых продавцов.

Конкуренции недобросовестная – использование нерыночных форм конкурентной борьбы: рекламы недоброкачественных товаров, распространения ложных сведений о конкурентах, незаконного использования товарною знака и т. п.

Конкуренция несовершенная – характеристика рынка, где два или более продавцов, обладая некоторым (ограниченным) контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи.

Конкуренция неценовая ведется с помощью методов, отличных oт изменения продажных цен на продукцию, конкурирующими фирмами.

Конкуренция совершенная – характеристика рынка, где много фирм продают стандартный товар и ни одна из них не имеет достаточной доли, чтобы контролировать рынок и цены.

Консорциум – временное добровольное соглашение между несколькими фирмами, банками, компаниями для совместного осуществления какого-либо проекта, финансирования крупного мероприятия при строительстве дорогостоящего объекта и т. п.

Консорциума лидер – фирма или организация, координирующая работу консорциума и представляющая его интересы перед лицом покупателя, заказчика и третьими сторонами.

Контрактная теория занятости – концепция, основанная на синтезе неоклассических представлений с кейнсианскими. В основе данной теории лежит положение о том, что между работниками и предпринимателями Заключается соглашение – «имплицитный контракт!», который соблюдается ими не потому, что этого требует юридический договор, а потому, что это экономически обоюдовыгодно.

Концепция гибкого рынка труда постулирует необходимость дерегламентации рынка труда, перехода к более гибким, функционально индивидуализированным и нестандартным формам занятости (частичная занятость, неполный рабочий день или неделя, краткосрочный контракт, надомничество).

Концерн – наиболее распространенная форма корпорации в области промышленности, отличительной особенностью которой является многоотраслевой характер деятельности. Особенности концерна: сочетание жесткого централизованного управления в сфере капиталовложений с широкой хозяйственной самостоятельностью предприятий, отделений и филиалов, а также с децентрализацией управления.


Кооператив – ассоциация людей или предприятий, целью которой является выполнение определенных предпринимательских функций для своих членов. Создаются в промышленном и аграрном производствах, а также в сфере услуг.

Корпорация – распространенная форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая сосредоточение функций управления предприятием в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих, работающих по найму.

Корпорации открытая – корпорация, акции которой свободно продаются всем желающим.

Краткосрочная кривая предложения – часть кривой предельных издержек фирмы, расположенная выше точки минимума кривой ее средних переменных издержек.

Краткосрочный период – отрезок времени, в течение которого фирма не может изменить общие размеры основного капитала: сооружений, количество машин и оборудования, используемых в производстве.

Кривая безразличия графически отображает набор потребительских корзин, между которыми потребитель не делает различия.

Кривая «доход-потребление» соединяет все точки равновесия на карте кривых безразличия потребителя по мере изменения его дохода; кривая показывает, как с изменением дохода изменяется потребительская корзина, состоящая из товара X и расходов на все прочие товары и услуги.

Кривая Лаффера – закономерность, доказывающая, что поступления доходов в бюджет при повышении ставки налогов происходят только до некоторого критического уровня ставок налогов, а затем начинают сокращаться вследствие падения деловой активности по причине снижения стимулов к предпринимательству.

Кривая потребительских возможностей показывает, как изменяется полезность блага для потребителей при всех возможных эффективных вариантах распределения ресурсов и продукции.

Кривая предложения – график, отражающий соотношение между ценой и предлагаемым количеством товара в единицу времени.

Кривая предложения труда с обратным наклоном или загибающаяся назад имеет место, когда эффект замещения при изменениях заработной платы превышает эффект изменения дохода не только при относительно невысоком уровне заработной платы.

Кривая производственных возможностей показывает максимальное количество любого товара, которое может быть произведено в некоторой экономической системе при данном объеме производства всех других товаров, данном количестве ресурсов и данной технологии.


Кривая рыночного спроса строится из кривых индивидуального спроса на определенный товар путем суммирования объемов товара, на которые потребители предъявляют спрос при различных возможных ценах.