Файл: Особенности федерализма в России (Тенденции развития российского федерализма).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 215
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические и исторические основы российского федерализма
1.1 Тенденции развития российского федерализма
1.2 Принципы и гарантии российского федерализма
Глава 2 Пути совершенствования конституционной модели современного российского федерализма
Ранее упомянутые характеристики Российской Федерации говорят о ее суверенитете, который реализует право внешних отношений и представляет страну на международной арене, учитывая интересы своих субъектов. Касаемо федерализма, необходимо решить проблемы его существования и укрепить российскую государственность. С этим справится реформирование существующего законодательства, органов государственной власти, где существенную роль обязаны играть выбранные депутаты от субъектов, которые как никто хорошо знают и понимают природу назревших проблем, следовательно, как никто лучше должны понимать, каким образом их решить и какие средства и методы для этого необходимо применить.
Выводы по второй главе:
Практика Конституционного Суда России по вопросам федеративного строительства включает в себя решения, защищающие не только интересы Российской Федерации, но и интересы её субъектов. Толкование Конституционным Судом Российской Федерации положений федеральной Конституции по вопросам федеративного строительства является альтернативой внесения в неё поправок и механизмом поддержания её актуальности в изменяющихся условиях современного общества.
Разрешить проблемы федерализма, его существования значит укрепить российскую государственность поможет реформирование существующего законодательства, органов государственной власти, где существенную роль должны играть выбранные депутаты от субъектов, которые как никто хорошо знают и понимают природу назревших проблем, следовательно, как никто лучше должны понимать, как их решить и какие средства, и пути для этого необходимы. Необходимо проводить политику патриотизма, развития гражданственности, молодежную политику, повышать правовую грамотность путем различных конкурсов. Гражданам необходима мотивация для того, чтобы они смогли увидеть благополучное будущее
Также нужно выработать единые конституционные принципы и критерии их образования, чтобы субъекты имели гарантии при возникающих коллизиях. Чтоб федерализм не расценивался как насущная проблема, а являлся достойной базой построения государства, необходимо дать равные права республикам, создать достойный механизм сочетания их интересов и практик, ибо увеличение договоров и другого неравноправия когда-либо развалит нашу Федерацию.
Государству нужно грамотно заняться обеспечением реализации конституционных норм, устранением пробелов и противоречий в законодательстве, а также укреплением федеративного устройства Российской Федерации. Только так возможно сделать Россию прочной, стабильной, улучшить ее целостность, единство и увести возможные угроза распада и негатива со стороны зарубежных стран.
Таким образом, при подведении итогов проведенного исследования можно сделать вывод, что Россия на современном этапе развития представляет собой сложнейшее, из ныне существующих, федеративное государство. Причины тому заключаются и в огромной территории, и в особенностях исторического и политического развития, и в многонациональном составе населения, и в особенностях государственной экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на все трудности и противоречия становления и развития федеративных отношений, Россия на сегодняшний день входит в число государств, чье функционирование основано на принципах федерализма.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
российский федерализм имеет длительную историю, но при этом всё ещё находится в стадии становления;
федеративное устройство России служило и служит, не столько средством повышения эффективности управления и ускорения развития всех частей государства, сколько способом ослабления сепаратистских стремлений;
в силу особенностей российской государственности применение иностранного опыта построения устойчивых моделей федераций представляется малоэффективным;
можно выявить три возможных варианта развития российского федерализма:
– модель кооперативного федерализма (фактическое сохранение настоящего положения);
– модель «параллельного» федерализма (передача вопросов совместного ведения субъектам федерации);
– модель «унитарного» федерализма (ограничение полномочий субъектов федерации). От решения данного вопроса во многом зависит стабильное развитие Российской Федерации в будущем.
Принципы федерализма определяют особенности федеративной структуры, характер разделения государственной власти, формы и направления взаимодействия субъектов федеративного государства как между собой, так и с центральной властью, а также обусловливают закономерности развития федерализма.
О роли, которую играют подобные принципы, свидетельствует тот факт, что они нашли закрепление в Основном законе государства, хотя до сих пор законодатель так их официально и не классифицировал. В этой связи, представляется рациональным законодательное закрепление системы принципов российского федерализма путём разработки и принятия соответствующего федерального закона, положениями которого необходимо оформить весь перечень и правовое содержание описанных выше принципов.
Практика Конституционного Суда России по вопросам федеративного строительства включает в себя решения, защищающие не только интересы Российской Федерации, но и интересы её субъектов. Толкование Конституционным Судом Российской Федерации положений федеральной Конституции по вопросам федеративного строительства является альтернативой внесения в неё поправок и механизмом поддержания её актуальности в изменяющихся условиях современного общества.
Разрешить проблемы федерализма, его существования значит укрепить российскую государственность поможет реформирование существующего законодательства, органов государственной власти, где существенную роль должны играть выбранные депутаты от субъектов, которые как никто хорошо знают и понимают природу назревших проблем, следовательно, как никто лучше должны понимать, как их решить и какие средства, и пути для этого необходимы.
Таким образом, при подведении итогов проведенного исследования можно сделать вывод, что Россия на современном этапе развития представляет собой сложнейшее, из ныне существующих, федеративное государство. Причины тому заключаются и в огромной территории, и в особенностях исторического и политического развития, и в многонациональном составе населения, и в особенностях государственной экономики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно правовые акты
- Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. / Российская Федерация. Конституция (1993) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445
- Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // Российская газета. – 2014. – № 66. – 24 марта
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 15.02.2001 № 1156-III ГД «О проекте Федерального закона "О принципах федерализма в России"» // Ведомости Федерального Собрания РФ. 21.02.2001. № 6. Ст. 309.
Судебная практика
Постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.2014 № 13-П «По делу о проверке конституционности частей 5 и 7 статьи 12.16, части 1.2 статьи 12.17, частей 5 и 6 статьи 12.19 и части 2 статьи 12.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // Российская газета. 2014. № 98. 30 апреля.
Постановление Конституционного Суда РФ от 19.03.2014 № 6-П «По делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» // Российская газета. 2014. № 63. 20 марта.
Постановление Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 № 4-П «По делу о проверке конституционности Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э.В. Савенко"» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2013. № 4.
Постановление Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 № 4-П «По делу о проверке конституционности Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э.В. Савенко"» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2013. № 4
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 г. № 8-П по делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы // Собрание законодательства РФ. 03.05.2004. № 18. Ст. 1833.
Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 25. Ст. 2728
Постановление Конституционного Суда РФ от 03.11.1997 № 15-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 26 ноября 1996 года "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" в связи с запросом Тульского областного суда» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 45. Ст. 5241.
Постановление Конституционного Суда от 13 марта 1992 г. № 3-П по делу о проверке конституционности Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР от 30 августа 1990 г. и ряда законодательных актов Республики Татарстан о проведении референдума // Конституционный Суд Российской Федерации: Постановления. Определения. 1992–1996. М., 1997.
Литература
Бекбосынов М. Б. Институт российского федерализма: история, современное состояние и перспективы развития: автореф. дис. … д-ра полит. наук. М., 2016. – С.87
Бурмистров К.Ю. Теоретические основы федерализма // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. –2019. – № 4. – С. 73.
Гаврилов Р.В. Механизм конституционно-правового регулирования системы органов государственной власти в современной России // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 11. С. 71.
Глигич-Золотарёва М.В. О судьбах федерализма в России // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 2. С. 22.
Гликич-Золотарева М. В. Государственно-территориальное устройство как фактор развития России: прошлое и настоящее / М. В. Гликич-Золотарева // Проблемный анализ и государственноуправленческое проектирование. – 2016. -№ 4. – С. 65
Гогурчунов Б.И., Гогурчунова М.Б. К вопросу о реализации категории «прямое действие» федерального законодательства на территории субъектов Российской Федерации: на примере Республики Дагестан // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 11. С. 38.
Добрынин Н.М. Российский федерализм: генезис, эволюция [Электронный ресурс] // Режим доступа. - http://www.twirpx.com/file/1561174
Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов // Российская газета. 2014. № 62. 19 марта.
Заметина Т.В. Принципы российского федерализма и императивные нормы международного права: вопросы соотношения // Конституционное и муниципальное право. 2027. № 8. С. 14.
Испанская Конституция: утверждена на референдуме 6 декабря 1978 года, подписана е.в. королем перед генеральными кортесами 27 декабря 1978 года ("boletin oficial del Estado", № 311, от 29 декабря 1978 года) / Официальный сайт Посольства Испании в Российской Федерации: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vivovoco.astronet.ru
Кистринова О.В., Чертков А. Н. Договорный аспект разграничения полномочий в Российской Федерации: история и современность // Журнал российского права. 2014. № 8. C. 16
Конев Ф.Ф. Федерализм: целостность федеративного государства // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 4. С. 24
Крылова Е.Г. Федерализм как демократическая территориальная организация правового государства // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 16. С. 14–19.
Магомедбеков Г.З. Особенности российского федерализма и территориально-политическая организация в современной России (на примере республик) // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2018. №3. С.18