Файл: Особенности федерализма в России (Тенденции развития российского федерализма).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 221

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По Конституции Испании «статут является главным правовым актом каждого автономного сообщества, и государство признает и охраняет его в качестве составной части своего законодательства» (ст. 147). Исключительные полномочия как автономий, так и государства подробно расписаны (ст. 148–149). Кроме того, к ведению государства относятся все предметы ведения, не включенные статутами в компетенцию автономных сообществ. Когда возникают споры государственные нормы по всем предметам преобладают над нормами автономных сообществ, не относящимся к исключительному ведению последних. В любых случаях государственное законодательство дополняет законодательство автономных сообществ. Государство, так и автономные сообщества имеют право регулировать языковые вопросы в соответствующих сферах своей юрисдикции[8].

Все автономии по Конституции равны, но по факту существуют те, кто развивается быстро, и те, кто поэтапно берет на себя выполнение каких-либо полномочий. Следовательно существуют некоторые отличия в автономиях, которые связаны со взятыми на себя полномочиями, это создает элементы асимметрии. Свой гражданский кодекс имеет Каталония, он приводится в исполнение Правительством Каталонии наряду с основным государственным правом.

Федерализация очень глубоко затронула государственность Испании. Если даже в стране и не используют данный термин, но при сравнении с Россией становится явным, что испанское общество продвинулась дальше РФ во многих вопросах, сохранив при этом относительную стабильность.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  • российский федерализм имеет длительную историю, но при этом всё ещё находится в стадии становления;
  • федеративное устройство России служило и служит, не столько средством повышения эффективности управления и ускорения развития всех частей государства, сколько способом ослабления сепаратистских стремлений;
  • в силу особенностей российской государственности применение иностранного опыта построения устойчивых моделей федераций представляется малоэффективным;
  • можно выявить три возможных варианта развития российского федерализма:

– модель кооперативного федерализма (фактическое сохранение настоящего положения);

– модель «параллельного» федерализма (передача вопросов совместного ведения субъектам федерации);

– модель «унитарного» федерализма (ограничение полномочий субъектов федерации). От решения данного вопроса во многом зависит стабильное развитие Российской Федерации в будущем.


1.2 Принципы и гарантии российского федерализма

В основе каждой модели федерализма лежат принципы, представляющие собой некие исходные идеи и положения, содержащие определенные политические , духовные и экономические условия жизни государства и общества. При этом между учёными-правоведами отсутствуеи единое мнение о точном наименовании и количестве принципов российского федерализма. В наше время в России была только одна попытка законодательного закрепления списка принципов федерализма. Подобный законопроект так и не был принят[9], но ряд его положений применяется в судебной практике и науке российского конституционного права. Для верного установления принципов, которые лежат в основе формирования и функционирования федерализма в России, необходимо сначала определиться с содержанием термина «федерализм». Ещё Д. Элазар, выдающийся учёный-правовед, чьи работы были посвящены проблемам федерализма, отмечал дуалистический характер данного политического и вместе с тем социально -культурного феномена: во-первых, это и структура, и процесс управления; во-вторых, это способ достижения единства и вместе с тем разнообразия[10]. Объёмность содержания термина «федерализм» отмечается и российскими учёными-правоведами, которые предлагают множество вариантов его определения. Так, М.В. Глигич-Золотарёва рассматривает федерализм в качестве принципа, концепции, парадигмы государственного устройства, посредством которого обеспечиваются единство и многообразие как государственной, так и общественной власти при её территориальной организации на нескольких уровнях[11]. В свою очередь Ф.Ф. Конев указывает, что государственному федерализму присуще объединение политико-территориальных единиц (образований) в единое государство[12]. Наукой теории государства и права термин «федерализм» рассматривается в качестве способа вертикального распределения властных полномочий между федеральным центром и субъектами федерации, в основе которого лежат конституция, договоры либо соглашения[13]. Однако при всем подобном многообразии точек зрения относительно содержания термина «федерализм» ключевым является вопрос именно правильного понимания его функций и целей, таких как: относительная децентрализация власти, рациональное вертикальное разделение и интеграция территориальных сообществ; предоставление социально-культурной и политической автономии субъектам, входящим в состав федерации в целях достижения их политической, экономической и военной интеграции[14].


В российском федерализме принципы обладают целевой ориентацией, системностью, многоуровневостью реализации, аксиологическим (ценностным) характером, внутренней иерархичностью, концентрированностью и конституционной гарантированностью. Рассмотрим ряд подобных базисных принципов федерализма в России[15].

Одним из основополагающих принципов, играющих особую роль в процессе формирования и дальнейшей эволюции современного российского федерализма, выступает принцип равноправия объединившихся в федерацию субъектов. «Идеальная» федерация, состоящая из равноправных субъектов, которые при этом наделены единым статусом, представляет собой скорее теоретическую абстракцию, нежели реально существующую модель устройства государства. Таким образом, не стоит рассматривать неравноправие субъектов, входящих в состав федерации как последствие существующей в ней асимметрии. Россия является тому примером по той причине, что конституционно закреплённый принцип равноправия субъектов Федерации совмещается с их серьёзной асимметрией, первопричины которой находятся в самой Конституции России, а не только в так называемых «антиконституционных» нововведениях субъектов Федерации68, свойственных в конце прошлого века конституциям таких республик, как Татарстан, Башкортостан и других.

Подобная правовая коллизия не противоречит принципу юридического равенства субъектов, характерному для федерализма в России. Содержание принципа равноправия субъектов заключается в том, что с учётом индивидуальных особенностей субъектов Федерации всем им предоставляются равные права в реализации их правового статуса и обеспечиваются равные возможности в формировании федерального законодательства.

Другим важным принципом федерализма в России, который также свойственен другим федеративным государствам, является принцип приоритета федерального права, обязывающий все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединения соотносить своё поведение с нормами Конституции и законов Российской Федерации[16]. Однако и в подобных условиях за субъектами Федерации сохраняется право в сфере собственной компетенции и вопросов ведения издавать нормативно-правовые акты, которые имеют верховенство на территории данного субъекта Федерации в пределах указанных полномочий[17].

Нормативно-правовая основа принципа приоритета федерального права достаточно объемна.


Во-первых, этот принцип гарантирует целостность и стабильность всей правовой системы Российского государства.

Во-вторых, он показывает дуальную природу Конституции России, выступающую в роли главного закона государства, который регламентирует поведение правосубъектов, а так же в качестве основного закона общества, который установлен народом с целью регламентации работы государства.

В-третьих, этот принцип показывает на формирование Конституцией и федеральным законодательством определенных границ государственной власти. Принципиальную значимость имеют два положения:

  1. работа государства не должна выходить за рамки Конституции и закона,
  2. федеральный центр не может вмешиваться в область исключительных полномочий регионов.

В-четвёртых, принцип приоритета федерального права предполагает то, что Конституция России и федеральные законы в силу своего верховенства на территории всего государства, действуя прямо и непосредственно, не испытывают потребность в каком-толи формальном подтверждении субъектами Федерации[18].

Следовательно, судам и другим правоприменителям в момент установления противоречия региональных конституций (уставов), законов и иных нормативно-правовых актов Конституции России и федеральному законодательству необходимо использовать положения последних. Нормативно-правовой акт, противоречащий им -прекращает свое действие. В последствии непосредственно законодательными органами власти субъекта Федерации обязаны отменяться ими издаваемые нормативно-правовые акты либо их отдельные нормы.

Кроме того в основе российского федерализма, находится принцип тождественности конституционного строя Российской Федерации и её субъектов, знаменитый как принцип однородности либо гомогенности, конституционно-правовая значимость которого состоит в отражении тесной связи между Федерацией и её субъектами. Федеративная Республика Германия является ярким примером федеративного государства, в которой принцип гомогенности играет главную роль в функционировании и развитии федерализма. В Российском конституционном праве большая часть учёных-правоведов не выделяет принцип гомогенности, как принцип который принадлежит российскому федерализму, но одновременно с этом другая часть, к примеру А.В. Саленко, убеждены в обратном[19]. В подтверждение существования и функционирования принципа гомогенности как принципа российского федерализма свидетельствует формулировка ч. 1 ст. 77 Конституции России, наделяющая субъекты Федерации правом самостоятельной организации собственной системы органов государственной власти, соответствующей конституционным основам Российского государства и совокупности общих принципов организации органов государственной власти[20].


Таким образом, в вопросах регионального государственного строительства очевидна ограниченность самостоятельности субъектов Российской Федерации, а основополагающую роль в этом обязаны играть в основном принципы, служащие основой конституционного строя, к примеру такие как как принцип разделения властей, принцип верховенства права и закона, и другие. Бесспорно, допускаются и небольшие отклонения от общей схемы построения подобной системы, но эти отклонения обязаны отвечать принципам российского федерализма и не имеют права выходить за рамки определённые законодательством. В Конституции Российской Федерации закрепление принципа гомогенности обусловлено тем, что российские законодатели ставили перед собой цель - сохранить территориальную целостность ещё «юной» в то время Федерации.

В России существенная значимая роль в развитии федеративных отношений принадлежит также и принципу субсидиарности. Достоинства федеративного устройства государства очевидны только в то время, когда оптимально и эффективно разделены полномочия между центральной и региональной властями, что позволяет, децентрализовано выполнять основную долю задач государства. Федеративное государство обязано концентрировать свои действия и средства на задачах государственного масштаба, в то время как субъекты Федерации должны обладать полномочиями для самостоятельного решения вопросов на региональном уровне. Поэтому одним из явных признаков данного государства является разграничение предметов ведения между различными уровнями государственной власти.

Стоит заметить, что принцип субсидиарности приобретает особую значимость для развития федерализма именно в переходные и кризисные периоды развития государства.

Функционирование российского федерализма также сложно представить и без принципа единства системы государственной власти. Данный принцип лежит в основе целостности и суверенитета России, вытекая из конституционного положения, устанавливающего единственность источника власти в Российском государстве в лице его многонационального народа.

Другим принципом, лежащим в основе федеративного устройства России, является принцип государственной целостности, выполняющий ввиду своей конституционно-правовой природы двойственную функцию: внешнеполитическую и внутреннеполитическую. С одной стороны, данный принцип выступает как проявление государственного суверенитета в международных отношениях, а с другой стороны, во внутригосударственных отношениях он выступает в качестве средства территориальной и политикоправовой консолидации субъектов Федерации[21].