Файл: Особенности федерализма в России (Тенденции развития российского федерализма).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 220
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические и исторические основы российского федерализма
1.1 Тенденции развития российского федерализма
1.2 Принципы и гарантии российского федерализма
Глава 2 Пути совершенствования конституционной модели современного российского федерализма
ВВЕДЕНИЕ
Становление и эволюция федерализма выступают в качестве важных проблем современного этапа развития Российской Федерации, как в теоретическом, так и в практическом отношении. Их решение обуславливает дальнейшее развитие всего государства. Неслучайно вопросам федеративного строительства всегда было уделено особое внимание президентами России в их посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации.
Актуальность проблемы построения конституционной модели федерализма в России носит важный характер ввиду того, что федерализм должен играть роль интегратора государственных интересов и интересов отдельных граждан, проживающих на территории того или иного субъекта Российской Федерации, способствовать постепенному и планомерному развитию значительной части сфер жизни регионов в целях обеспечения безопасности и целостности всего Российского государства.
Объектом исследования выступают правовые отношения, складывающиеся в сфере государственно-территориального устройства России.
Предметом исследования послужили: нормативно-правовые акты Российской Федерации.
Целью исследования является комплексное изучение особенностей федерализма в России.
Для достижения цели служат следующие задачи:
- рассмотреть теоретические и исторические основы российского федерализма;
- раскрыть пути совершенствования конституционной модели современного российского федерализма.
В качестве теоретических основ данного исследования выступают научные труды таких исследователей федерализма, как С.А. Авакьян, В.В. Бессонова, М.В. Глигич-Золотарёва и др.
В качестве методологической основы исследования использован в первую очередь диалектический метод познания, который подразумевает рассмотрение социально-политических и правовых явлений с позиции их взаимосвязи и обусловленности.
Также в исследовании нашли своё место методы формально-логического, конкретно-социологического, системно-функционального анализа.
Работа состоит из введения двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1 Теоретические и исторические основы российского федерализма
1.1 Тенденции развития российского федерализма
Особенности государственного устройства Российской Федерации обусловлены выработанным в процессе истории характером взаимоотношений «центра» и отдельных регионов. При этом данные отношения существенно изменялись в течение времени и были неодинаковы для различных составных частей российского государства.
Вопрос об оптимальной модели взаимоотношений между центром и регионами является актуальным на протяжении всей новейшей истории России. Особенно остро проблема неурегулированности этого жизненно важного аспекта государственности проявилась в 90-х годах ХХ века. Что проявилось в существенном неравенстве фактического положения различных субъектов РФ: от независимости от федеральных властей (Татарстан, Чечня) до прямого управления и формализации всех региональных органов власти. Так, например, в 19 конституциях из 21 одной республики содержались положения, прямо противоречащие Конституции Российской Федерации. Основные законы Татарстана, Башкортостана, Якутии (Саха), Тувы, Ингушетии устанавливали конфедеративный тип связей между республиками и Центром. В конституции Республики Татарстан констатировалось суверенное государство, субъект международного права, ассимилированное с Российской Федерацией на основе договора о взаимном делегировании полномочий. В указанный период некоторые регионы де-факто управлялись откровенно сепаратистскими силами.
На сегодняшний день, не смотря на стабилизацию положения в регионах, сведения на нет деятельности сепаратистских движений, построение устойчивых федеральных взаимоотношений является незавершенным. Поэтому дальнейшее исследование исторических предпосылок российского федерализма, фактической ситуации во взаимоотношениях центр-регионы, особенностей разграничения их предметов ведения обуславливают актуальность. Исследованием федерализма в зарубежных странах занимались такие его основоположники как А. Гамильтон, Д. Джей, М. Медисон, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, на более современном этапе Д. Лутц, П. Кинг, В. Остром, Д. Элазар, Д. Смит, К. Хессе, Ж.-П. Жакке и др. В настоящее время исследованию становления и развития федеративных отношений в России посвящены исследования Р. Г. Абдулатипова, М. В. Баглая, Л. Ф. Болтенковой, В. В. Гошуляка, Е. И. Козловой, Б. С. Крылова, О. Е. Кутафина, Н. А. Михалевой, С. И. Некрасова, С. В. Полениной, И. П. Умновой, В. Е. Чиркина, Б. С. Эбзеева, Ю. В. Ярыгина и других российских ученых.
Понятие «федерализм» можно рассматривать в узком и широком смысле. Так, в узком смысле – это форма государственного устройства, существующая обычно в многонациональных государствах, и как политическое движение за федеративное устройство. Федерализм в широком смысле является организованным сообществом, призванным удовлетворять человеческие потребности, круг интересов государственных институтов, распространяющее по территории политическую власть ради свободы и в тоже время, от её имени концентрирующее общего и федерального правительства; это процесс формирования, как правовых норм, так и создания общественно-общегосударственной идеологии. Принципы федеративного устройства государства впервые в российской истории были закреплены в конституции РСФСР уже с начала 1918 г., а с 1922 г. и в конституции СССР. Видится целесообразным рассматривать историю федерализма в России, разделяя её на советский и современный этапы.
Возникновение и развитие советского федерализма осуществлялось не как модель демократизации в стране, а как метод решения национального вопроса. Согласно этого, субъектами СССР являлись национальные союзные республики, а РСФСР так и не выявила своих субъектов ни в одной из конституций. РСФСР не имея субъектов федерации, практически сохраняла все признаки унитарного государства[1].
Развитие советского федерализма прошло несколько этапов:
- «Ленинско-сталинский» - был в период с 1917 по 1953 гг. В этот период в нормативно-правовые акты закреплялись аспекты автономизации: компетенция органов власти союзных республик (Конституция СССР 1936 г.) и правовой статус автономных республик и области (Конституции РСФСР 1937 г.).
- «Хрущевский» - существовал в период со второй половины 1953 г. до 1964 г. На уровне закона путем определения законодательной компетенции республики возникло расширение прав союзных республик.
- «Брежневский» - на данном этапе в государстве происходит стремление к унитаризации, но в Конституции СССР 1977 г. всё же прослеживаются определённые черты автономизации.
- «Горбачевский» - этот этап определенно можно считать переходом к формированию настоящего федеративного государства.
Как считает Гликич-Золотарева М. В., после советского периода последовал период новой России. Её федеративная форма государственного устройства пережила три этап[2]:
- С 1990 г по 1993 г - парад суверенитетов
В нем происходит нестабильность федеративной государственности, она выражается в стремлении к автономизации целого ряда субъектов РФ, к образованию государства конфедеративного.
Главными признаками этого периода в истории выстраивания в новой России федеративной государственности были:
-принятие субъектами Российского государства деклараций о государственном суверенитете;
-проведение соответствующих референдумов;
-противоречие федеральному законодательству законодательства субъектов Российской Федерации;
- С 1993г по 1999г – парад заключения договоров
Этот этап предполагал возможность для субъектов РФ заключать договор о разграничении полномочий и предметов ведения с федеральным центром. Такой процесс договоров вызывал неоднозначную оценку и тревогу, потому что нормы заключаемых договоров внедрялись в сферу федерального регулирования, следовательно, стала утверждаться договорная модель федерализма. Между РФ и её субъектами было заключено сорок два договора о разграничении предметов ведения и полномочий, что, все-таки не укрепило российский федерализм.
3) с 1999 г. по настоящее время на смену параду договоров пришёл этап укрепления властной вертикали. К счастью, Россия нашла в себе силы пресечь центробежные тенденции. Создание восьми федеральных округов помогло стабилизировать ситуацию. Но децентрализация власти всё же неизбежно сменилась избыточной её централизацией.
В настоящее время федеративное устройство России закреплено в Конституции РФ 1993 года. При этом, необходимо отметить, что статья 5 Конституции РФ заложила основы федеративного порядка в государстве, однако оставила некоторые важные проблемы неразрешенными. Наиболее существенная из них касается вопроса о равенстве субъектов Федерации. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 5 Конституции РФ провозглашен принцип равенства субъектов Федерации, при этом анализ этой же статьи Конституции позволяет говорить о республиках, как государствах, имеющих определенные преимущества в сравнении с иными субъектами федерации. Так, в соответствии со ст. 5, 71-73 Конституции республики в составе Российской Федерации признаются государствами. Они обладают всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые закреплены за федеральными органами государственной власти Российской Федерации в сферах исключительного ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов Федерации[3]. Такой казус провоцировал только дополнительные проблемы не только в отношениях регионов с федеральным центром, но и в их отношениях между собой. Если говорить о положительных особенностях российского федерализма, то нужно выделить преимущественно ему присущий централизованный характер[4].
Уникальной особенностью российского федерализма можно назвать его многоступенчатый характер: когда один субъект федерации (автономный округ) входит в состав другого, по Конституции РФ равноправного с ним, субъекта федерации (области или края)[5]. Американская, германская, и швейцарская модели не могут быть применены в российских реалиях по причинам вышеуказанных факторов. Спорной является проблема дальнейшего построения федерализма, которая в современных политических реалиях России была бы более востребованной.
В сегодняшнее время соперничают три модели функционирования федеративной государственности:
- модель кооперативного федерализма,
Эта модель предусматривает разделение компетенции и предметов ведения между федеральным центром и регионами следующим образом:
– исключительная компетенция Федерации (ст. 71 Конституции РФ);
– вопросы совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ);
– исключительная компетенция субъектов РФ (ст. 73 Конституции РФ).
- модель «параллельного» федерализма;
Данная модель предусматривает разделение компетенции на две группы, каждая из них имеет исключительный характер. Названная модель предлагает наличие исключительной компетенции Центра и исключительной компетенции региона. Указанная модель не гарантирует стабильность государства, т.к. ликвидация вопросов совместного ведения может восприняться как расширение полномочий региональных органов власти. «Параллельный» федерализм может быть переходной моделью между федеративным и конфедеративным государством
- модель «унитарного» федерализма[6].
Данная модель предполагает то , что в качестве вектора движения государство выбирает курс на централизацию всех государственных институтов, при этом федеративным оно остается лишь формально. Данная модель – своего рода аналог регионалистского государства. Однако при регионализме формально унитарное государство стремится к федерализации, модель «унитарного» федерализма предполагает обратное движение [7].
В масштабе последних четырех десятилетий Россия находится в переходном этапе от фактически унитарного государства до демократической федерации. Многие страны находятся в процессе подобного преобразования, в частности Испания. Подобно России, Испания должна была решить одновременно две проблемы: общую демократизацию общества после тоталитарного режима Франко и пресечение сепаратистских движений путем предоставления самостоятельности регионам, прежде всего Каталонии и Стране Басков.