Файл: Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования ЮжноУральский государственный университет (национальный исследовательский университет).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
14
Таблица 1.2 Основные угрозы экономической и информационной безопасности юридического лица
2
Хозяйствующий субъект
Внутренние угрозы
Внешние угрозы
Преднамеренные преступные дей- ствия персонала хозяйствующего субъекта
Противоправные действия физических и юридических лиц в т. ч. государственных органов
Монополизация рынков: сговор о ценах, получение коммерческой информации о деятельности конкури- рующих структур
Нарушение уставленного регламента сбора, обработки и передачи инфор- мации в рамках производственного процесса
Недоступность официальной опубликованной инфор- маций о новых законодательных и иных нормативных актах для руководителей организаций
Противозаконная деятельность юридических и физи- ческих лиц в области формирования, использования и распространения информации
Сбои программного обеспечения средств обработки информации
Конкурентная разведка конкурентов различными ле- гальными и нелегальными путями
Утечка в информационных системах конфиденциаль- ной информации по техническим каналам
Отказ и выход из строя оборудования и технических средств хозяйствующе- го субъекта
Недобросовестная конкуренция и промышленный шпионаж с целью дискредитации конкурентов и про- изводимой предприятием товары и/или услуги
Противоправные действия отдельных лиц и организа- ций, которые используют правовую неурегулирован- ность режима пользования интеллектуальной соб- ственности организации
Хозяйствующий субъект
Внутренние и внешние угрозы
Негативные воздействия физических и юридических лиц на технологические процессы юриди- ческого лица, в т.ч. за счет ошибок персонала предприятия
Уничтожение информации с целью нанесения морального и материального ущерба хозяйству- ющему субъекту и его персоналу
2
Анализ угроз эконом. Безопасности предприятия и содержание организ. – техн. мероприятий по ее обеспечению, Территория науки, 2014 № 4, автор: Казьмина И. В.
15
Таким образом, количество угроз экономической безопасности предприятия достаточно большое количество. Вся система угроз представлена как динамиче- ская структура, которая имеет взаимосвязь, в результате, которой, наступление одной угрозы может привести к наступлению другой и усилить общее воздей- ствие на деятельность хозяйствующего субъекта.
Для хозяйствующего субъекта необходимо создание такой системы экономи- ческой безопасности, которая рассматривает данные угрозы в комплексе в усло- виях современности и предотвращает угрозы на различных уровнях хозяйствова- ния, и стадиях зарождения, и исключает возможные потери, которые могут воз- никнуть в деятельности предприятия.
Механизм обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъек- та, в рамках системы экономической безопасности - это действия по нейтрализа- ции внешних и внутренних угроз, осуществляя свою деятельность на согласова- нии экономических интересов собственников, персонала и контрагентов. В основе нейтрализации внутренних угроз лежит качественно выстроенная система управ- ления хозяйствующим субъектом и эффективно работающий персонал. Во мно- гом от руководителя зависит хорошая работа сотрудников, а также от качествен- ного подбора квалифицированного персонала, действующего на основе принци- пов и норм сформированных для эффективной работы хозяйствующего субъекта.
Не менее важным фактором для обеспечения экономической безопасности яв- ляется внешняя угроза, которая возникает независимо от организации: нестабиль- ная политическая ситуация, уровень экономического развития страны, изменение законодательства, влияющего на условия хозяйствования деятельности предприя- тия, рейдерские атаки, незаконная действия конкурентов, промышленный шпио- наж, а также антропогенная деятельность вызванная пожарами, авариями и т.д.
Нейтрализация данных угроз осуществляется, в отслеживании изменений за- конодательства, проверка деловой репутации и оценка финансового состояния контрагентов и инвесторов предприятия.
16
Таким образом, успех деятельности предприятия определяется скоростью и точностью реакции на возникающие угрозы, где ключевым фактором эффектив- ности хозяйствующего субъекта является создание системы и реализация меха- низма обеспечения экономической безопасности. Контроль над процессами мо- жет быть обеспечен с помощью процесса управления (через реструктуризацию)
1.3. Стратегия экономической безопасности организации в телекоммуникационной отрасли
В современное время перед хозяйствующими субъектами телекоммуникаци- онной отрасли, при формировании долгосрочных стратегий развития, возникает необходимость формирования и встраивания эффективной системы обеспечения экономической безопасности в процессе управления.
Обязательным условием функционирования хозяйствующего субъекта в теле- коммуникационной отрасли является технико-экономической обеспечение всех внедряемых идей, технологий и предлагаемых решений для устойчивого развития данной организации. Поэтому надежность и эффективность функционирования системы экономической безопасности организации телекоммуникационной от- расли, как одно из элементов стратегии их устойчивого развития, определяется отсутствием или наличием нанесенного ущерба.
Стратегия экономической безопасности компании есть совокупность наиболее значимых решений, направленных на обеспечение приемлемого уровня безопас- ности функционирования предприятия.
Существует три типы стратегий безопасности:
1) стратегия, ориентированная на прогнозирование, заблаговременное выявле- ние опасностей и угроз, целенаправленное исследование экономической ситуаций как внутри компании, так и в окружающей среде;
2) стратегия, связанная с необходимостью внезапно реагировать на реально возникшие угрозы производственной деятельности, имуществу, персоналу;
3) стратегия, направленная на восстановление (компенсацию) ущерба.
17
Первые два типа стратегий предусматривают такую деятельность по обеспе- чению безопасности, в результате которой не происходит угрозы либо создается заслон ее влиянию. В третьем случае ущерб допускается (возникает), однако он компенсируется действиями, которые предусматривает соответствующая страте- гия развития.
Цель системы — минимизация внешних и внутренних угроз экономическому состоянию хозяйствующего субъекта, в том числе его финансовым, материаль- ным, информационным, кадровым ресурсам, на основе разработанного и реализу- емого комплекса мероприятий экономико-правового и организационного харак- тера. Наибольшее значение при обеспечении экономической безопасности компа- нии имеют первичные экономико-правовые и организационные меры, обеспечи- вающие основу системы безопасности; вторичными являются технические, физи- ческие и другие меры.
В процессе достижения поставленной цели решаются конкретные задачи, объ- единяющие все направления обеспечения безопасности. Задачи, решаемые систе- мой обеспечения экономической безопасности:
прогнозирование возможных угроз экономической безопасности;
организация деятельности по предупреждению возможных угроз (превен- тивные меры);
выявление, анализ и оценка возникших реальных угроз экономической без- опасности;
принятие решений и организация деятельности по реагированию на воз- никшие угрозы;
постоянное совершенствование системы обеспечения экономической без- опасности хозяйствующего субъекта.
Таким образом, для успешного решения вопросов безопасности организации, необходимо создавать и реализовывать правильную стратегию развития обеспе- чивающая ее экономическую безопасность деятельности.
18
Выводы по 1 главе:
В результате обзора теоретических основ экономической безопасности дея- тельности ПАО «Ростелеком» можно сделать следующие выводы:
- система экономической безопасности обеспечивает стабильную работу хо- зяйствующего субъекта, сохранность и приумножения финансов и материальных ценностей, а также предупреждение кризисных ситуаций, в том числе различных форс-мажорных ситуаций, связанных с внешними и внутренними факторами.
- система обеспечения экономической безопасности в современных условиях является ключевым способом, элементом данной системы также является ре- структуризация, которая помогает повысить конкурентоспособность;
- для управления организацией необходимо знать, откуда исходят эти угрозы и какие последствия ожидаются. Контроль над процессами может быть обеспечен с помощью процесса управления (через ее реструктуризацию деятельности).
Проведенный обзор показывает, что для успешного решения вопросов безопас- ности организации, необходимо создавать и реализовывать правильную страте- гию развития обеспечивающая ее экономическую безопасность деятельности.
19 2 АНАЛИЗ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПАО «РОСТЕЛЕКОМ»
2.1. Характеристика и внешние условия функционирования
ПАО «Ростелеком»
ПАО «Ростелеком» одна из крупнейших телекоммуникационных компаний национального масштаба, присутствующая во всех сегментах рынка услуг связи и охватывающая миллионы домохозяйств в России.
История развития ПАО «Ростелеком» начинается в 1993 г., предоставляя услу- ги фиксированной связи на всей территории Российской Федерации. Миссия ПАО
«Ростелеком» представляет собой — дать людям качественные и удобные цифро- вые сервисы для комфортной жизни и эффективного бизнеса.
Учредителями ПАО «Ростелеком» являются, по долям в уставном капитале:
Российская Федерация в лице Росимущества (45,04%);
Номинальные держатели – НКО АО «НРД» (28,33%);
ООО «Мобител» (3,96%);
Внешэкономбанк (0,22%)
Логотип и знак ПАО «Ростелеком», как основа фирменного стиля хозяйству- ющего субъекта знаком среди потребителей услуг, что повышает конкурентоспо- собность на рынке, представлен на рисунке 2.1.
3
Рисунок 2.1 Фирменный стиль ПАО «Ростелеком»
ПАО «Ростелеком» предоставляет свои услуги по всей территории России, ис- ходя из этого, компания организована по территориальным подразделениям и со- стоит из головного офиса в Москве, крупных филиалов в центральных городах округов и краев. Компания успешно функционирует на протяжении 23 лет, ока- зывая следующие виды услуги, которые представлены на рисунке 2.2.
3 Источник информации, сайт ПАО «Ростелеком»: http://www.rostelecom.ru
20
Рисунок 2.2 Услуги ПАО «Ростелеком»
ПАО «Ростелеком» занимает лидирующие позиции на российском рынке услуг широкополосного доступа в интернет (ШПД) и платного ТВ. Это наглядно можно рассмотреть в таблице 2.1, по данным за два ретроспективных года. Рост
ШПД составил 6,03 %, а платного телевидения 8,14 %, местная фиксированная связь демонстрирует убыток ( - 7,24%).
Таблица 2.1 Количество абонентов ПАО «Ростелеком»
Абоненты
Рассматриваемый период, год
2015 2016
Местная фиксированная связь
22,1 20,5
ШПД по типу клиентов
11,6 12,3
ШПД по технологиям
11,6 12,3
Платное ТВ
8,6 9,3
Для исследования поставленных задач, проведем анализ финансово – хозяй- ственной деятельности ПАО «Ростелеком», выявим слабые и сильные места у данного хозяйствующего субъекта. Рассмотрим процедуру реструктуризации, как элемент обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта на примере данной компании
Услуги ПАО "Ростелеком"
• по присоединению и передаче международного трафика операторов и предоставление услуг международной телефонной связи пользователям
• по присоединению и передаче международного трафика операторов и предоставление услуг международной связи пользователям
• по присоединению и передаче внутризонового трафика операторов и предоставление услуг внутризоновой связи пользователям
• по присоединению и передаче местного трафика операторов и предоставление услуг местной телефонной связи
• предоставление каналов и радиовещания
• по пропуску трафика в сети передачи данных и предоставление услуг передачи данных
• интернет
• телеграфной связи
• связи с использованием кодов доступа к услугам электросвязи
21 2.2. Анализ внешней среды деятельности
PEST -анализ простой и широко используемый инструмент, выявляющий внешние факторы: политические, экономические, социальные и технологические, которые оказывают прямое воздействие на деятельность организации.
Данный анализ необходим для более эффективного экономических ресурсов
ПАО «Ростелеком». PEST анализ включает в себя 4 раздела:
политический (P);
экономический (E);
социальный(S);
технологический(T).
Факторы внешней среды оцениваются по пятибалльной шкале.
5 – сильное влияние;
4 – среднее влияние;
3 – влияние ниже среднего;
2 – слабое влияние;
1 – очень слабое влияние;
0 – отсутствие влияние фактора.
Проведенный анализ макроэкономических сред представлен в таблице 2.2.
Таблица 2.2 PEST анализ телекоммуникационного рынка
Политические (0,25)
Шкала
Экономические (0,31)
Шкала
1. Внутриполитическая стабиль- ность. Возможность юридического лица прогнозировать изменения, и быстро перестраиваться под них.
4 1. Экономическая ситуация рынка.
(подъем, стабильность, спад): курс валюты, цены, % ставка (ключевая, рефинансирования)
4 2. Изменение телекоммуникационно- го законодательства. Рассмотрим из- менения в законах на 2016 год и начала 2017 года.
4 2. Объем оказываемых услуг по от- расли
3
22
Окончание таблицы 2.2
Политические (0,25)
Шкала
Экономические (0,31)
Шкала
3. Антимонопольная политика госу- дарства, направлена на поддержание конкурентоспособности хозяйству- ющих субъектов.
4 3. Качество жизни.
Среднедушевой доход населения
3 5. Государственная политика в обла- сти технологий.
4 4. Среднеотраслевые показатели по данным крупных игроков на теле- коммуникационном рынке: «Росте- леком», «МТС», «ВымпелКом»,
«Мегафон»
4
Социальные (0,23)
Шкала
Технологические (0,21)
Шкала
1. Демографическая состояния насе- ления РФ.
3 1. Телекоммуникационные услуги на рынке РФ. Узнаваемый бренд, что повышает конкурентоспособность.
4 2. Текучесть кадров. Отсутствие на региональных рынках необходимых специалистов, т.к. происходит отток квалифицированных специалистов в крупные города
4 2. Технологии в телекоммуникаци- онной отрасли. Новые продукты, скорость обновления и освоения но- вых технологий.
4 2.2.1 Политические факторы
1. Внутриполитическая стабильность. Она влияет на возможность хозяйству- ющего субъекта прогнозировать изменения, и быстро перестраиваться под них.
На исследуемый период времени в России сложная политическая ситуация, она обусловлена рядом факторов: обострение международной обстановки, наложение санкции в отношении России в связи украинскими и сирийскими событиями, борьбы с терроризмом и другими факторами.
2.Изменение телекоммуникационного законодательства. Рассмотрим измене- ния в законах на 2016 год и начала 2017 года. Согласно, ФЗ «О внесении измене- ний в ФЗ «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты
РФ в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности. Изменения ФЗ «О Связи»:
23
п. 1 ст. 46 «Обязанности операторов связи операторы связи»: при поступле- нии запроса от органа, осуществляющего ОРД оказание услуг в случае несоот- ветствия персональных данных в абонентских договорах;
п.1.ст. 64 «Обязанности операторов связи и ограничение прав пользователей услугами связи при проведении оперативно-розыскных мероприятий, мероприя- тий по обеспечению безопасности Российской Федерации и осуществления след- ственных действий»: операторы связи обязаны хранить разговоры и переписку абонентов в течение трех лет с момента осуществления таких действий.
Изменения ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: ст. 10.4 Особенности распространения информации новостным аг- регатором. Рост спроса на серверное оборудование для повышения емкости оте- чественных ЦОДов
3. Антимонопольная политика государства, направлена на поддержание кон- курентоспособности хозяйствующих субъектов. ВФЗ «О защите конкуренции», произошли следующие изменения:
статья 17. Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений;
статья 25.1. Проведение проверок антимонопольным органом
4. Государственная политика в области технологий. Реформа универсальной услуги связи (УУС) предусмотрена федеральным законом «О связи», согласно ко- торому всем жителям страны гарантируется равный доступ к услугам связи.
Создание единого информационного пространства на базе государственной орбитальной группировки космических аппаратов связи и вещания:
- федеральной космической программой России на 2016–2025 годы утвер- жденной постановлением Правительства РФ №230 от 23 марта 2016 года;
- федеральной целевой программой «Развитие телерадиовещания в Россий- ской Федерации на 2009–2018 годы», утвержденной в редакции постановления
Правительства РФ №911 от 29 августа 2015 года.