Файл: Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования ЮжноУральский государственный университет (национальный исследовательский университет).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

24
Обеспечение доступности современных услуг связи с использованием техно- логий UMTS/LTE в населенных пунктах численностью от 10 тысяч человек.
Будут выделены более 600 млрд. рублей на программы развития информаци- онно – коммуникационных технологий в России
4
в рамках:

«Государственной стратегии развития отрасли информационных техноло- гий в РФ на 2014 – 2020 годы и на перспективу до 2025 года»;

государственная программа РФ «Информационное общество (2011–2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства РФ №313 от 15.04.2014 г.
2.2.2 Экономические факторы
Телекоммуникационный рынок – один из наиболее высококонкурентных и высокотехнологичных рынков в России. Динамично развивающая отрасль, в ре- зультате которой жители отдаленных и немногочисленных населенных пунктов, а также жители мегаполисов получают доступ к современным услугам. Основные игроки на данном рынке практически не меняются: «Ростелеком», «МТС», «Вым- пелком», «Мегафон», они предоставляют фиксированные, беспроводные и мо- бильные услуги.
Согласно, обзору телекоммуникационного рынка независимым консалтинго- вым агентством ТМТ Консалтинг, специализирующееся на предоставлении пол- ного спектра услуг в области маркетингового и стратегического анализа рынков телекоммуникаций, ИТ и медиа. Предварительный объем телекоммуникационно- го рынка в 2016 году достиг 1597 млрд. руб. Темпы роста доходов составили 0,6
%, что ниже динамики предыдущего года 0,8%.
Замедление роста на рынке вызвано снижением динамики значимых сегментов рынка, как широкополосный доступ в интернет и платное телевидение. Кроме то- го, прослеживалась отрицательная динамика межоператорского сегмента после роста 2015 года, вызванного изменением курса иностранной валюты при расчетах за ряд услуг, оказываемых на международных направлениях.
4
Выставка информационных и коммуникационных технологий в России 2017 г. Источник: http://www.sviaz-expo.ru

25
Структура телекоммуникационной отрасли в России на 2016 год представлена на рисунке 2.3. Согласно представленной структуре наибольшую долю телеком- муникационного рынка занимает мобильная связь (55%). Выручка от мобильной связи формирует свыше половины доходов отрасли, однако второй год подряд демонстрирует отрицательную динамику.
Но есть и положительные тенденции, снижение доходов в 2016 г. на 0,3%, по сравнению с 2015г. снижение доходов было на 0,7%, продолжился рост абонент- ской базы в на 2,9% до 259 млн.
Рисунок 2.3 Структура телекоммуникационной отрасли в России на 2016 г.
Снижение доходов было компенсировано ростом продаж устройств. Что каса- емо второго по величине сегмента рынка – широкополосного доступа в интернет, представленное пяти основными игроками: ПАО «Ростелеком», АО «Эр – Теле- ком Холдинг», ПАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС), ПАО «Вымпелком».
Структура данного сегмента, представленная на рисунке 2.4.
Мобильная связь
55%
Интернет-доступ
11%
Фиксированная телефонная связь
9%
Почтовая связь
9%
Платное ТВ
5%
Межоператорские услуги
5%
Прочие
6%


26
Рисунок 2.4 Структура широкополосного доступа в интернет в РФ на 2016 г. по абонентам.
По предварительным оценкам ведущей международной консалтинговой ком- пании, специализирующейся на рынках телекоммуникаций, медиа, ИТ и иннова- ционных технологий в России, СНГ, Центральной АзииJ’son&PartnersConsulting, за 2016 год число абонентов фиксированного ШПД выросло на 1,5 % и составило
30,8 млн. Эволюция конвергентных предложений обеспечивает операторам рост доходности от одного абонента и повышая лояльность, пакеты услуг (интернет +
ТВ, интернет + ТВ + телефония) позволяет абоненту сократить свои расходы. Ди- намика сегментов телекоммуникационной отрасли представлена на рисунке 2.5.
Тактика основных представителей данной отрасли поменялась от привлечения новых абонентов за счет краткосрочных акций к работе на удержание абонента предложением более выгодных условий для потребителей.
В условиях усиления конкуренции, вызванного насыщением телекоммуника- ционного рынка, технологическими трансформациями, экономической и полити- ческой нестабильностью и другими факторами, руководству хозяйствующего субъекта необходимо эффективные инструменты стратегического управления.
37,70%
10,10%
9,10%
8,30%
4,90%
29,90%
Ростелеком
Эр -Телеком
МТС
ВымпелКом
ТТК
Другие

27
Рисунок 2.5 Динамика сегментов телекоммуникационной отрасли в России на 2016г.
Согласно, представленным данным международным консалтинговым агентством, структура платного телевиденья в России представлена на рисунке
2.6. по состоянию на 2016 г.
Рисунок 2.6 Структура сегмента платного ТВ в России по количеству абонентов в 2016г.
Наблюдается замедление роста подписчиков платного ТВ в 2016 году: за год увеличилось количество абонентов на 3 % до 41 млн.
0,60%
-0,30%
3,80%
11,00%
-7,60%
-0,60%
0,80%
-0,70%
5,50%
16,60%
-8,10%
7,70%
Д
ин ам ик а се гм ен то в, в %
Телекомму никационн ый рынок
Мобильная связь
ШПД
Платное ТВ
Фиксирова нная телефония
Межоперат орские услуги
2015г.
0,80%
-0,70%
5,50%
16,60%
-8,10%
7,70%
2016г.
0,60%
-0,30%
3,80%
11,00%
-7,60%
-0,60%
29%
23%
7%
7%
7%
27%
Триколор
Ростелеком
МТС
Эр - Телеком
Орион - Экспресс
Прочие

28
Рост выручки происходил за счет повышения тарифов, в результате денежный объем рынка вырос за год почти на 11 %. В сегменте фиксированной телефонной связи наблюдается падение доходов, вызванное миграцией голосового трафика в мобильные сети и ОТТ – сервисы. За год 1,7 млн. абонентов отказались от услуг фиксированной телефонной связи.
1. Экономическая ситуация страны.
По данным Банка Российской Федерации наблюдается положительная тенден- ция снижения ключевой ставки и инфляции.
5
В марте 2017 г. ключевая ставка снизилась с 10 % до 9,75 %. Инфляция замедляется быстрее, чем прогнозирова- лось, продолжается снижение инфляционных ожиданий и восстановление эконо- мической активности. Так по сравнению 2016 г. уровень инфляции снизился на
1,1 % и составил на март 2017 г. 4,3 %. Инфляционные риски несколько снизи- лись, но сохраняются на повышенном уровне.
В этих условиях при сохранении умеренно жесткой денежно-кредитной поли- тики прогнозируемый целевой уровень инфляции к концу 2017 г достигнет 4,0 %. и будет поддерживаться в дальнейшем. Снижение уровня инфляции представлено на рисунке 2.7. Снижение темпов роста инфляции ведет к стабилизации на рынке, повышение эффективности хозяйствующих субъектов по сравнению с началом экономического кризиса в России.
Рисунок 2.7 Уровень инфляции в Российской Федерации, в процентах
5
Источник: Банк России http://www.cbr.ru/
6,5 11,4 12,9 5,4 4,3 4,0 2013 2014 2015 2016 2017 2017 п
Ур овн ь ин фля ци и,
в
%
Период, год
Инфляция


29
Представленный на рисунке 2.8 курс рубля в процентном соотношении, со- гласно данным Центрального Банка России видно, что на протяжении исследуе- мого периода курс рубля дешевел по отношению к доллару, из-за «привязки» ва- люты России к ценам на нефть, которые снижались на мировом рынке, на протя- жении с 2014 г. по 2016 г.
На данный момент наблюдается тенденция к снижению, это говорит о том, что для хозяйствующих субъектов будут снижаться издержки на импортное оборудо- вание, используемое в производстве.
Рисунок 2.8 Курс рубля в процентном соотношении
2. Два показателя представленные в экономическом факторе, такие как: объем оказываемых услуг по отрасли и качества жизни – среднедушевой доход населе- ния рассмотрим на примере таблицы 2.3. По данным Росстата за исследуемый пе- риод с 2006 г. по 2015 г. при незначительном увеличении численности населения, среднедушевые доходы в месяц увеличивались, но в момент экономического кри- зиса темп прироста снизился.
Объем оказанных населению услуг связи в фактических действовавших ценах увеличивался до 2014 г., в 2015 г. объем по сравнению с 2014 г. снизился на 20 млрд. руб., темп прироста оказанных населению услуг в 2015 г. показал отрица- тельный показатель за весь исследуемый период. Несмотря на увеличившие рас- ходы, спрос на предоставляемые услуги сохраняются.
3. Среднеотраслевые показатели рассмотрены по данным крупных игроков на телекоммуникационном рынке: «Ростелеком» 2.4 32,68 56,58 72,75 60,92 56,24 2013 2014 2015 2016 2017
К
ур с ру бл я к
до лл ар у
Период, год
Средневзвешенный курс …

30
Таблица 2.3 – Значения факторов, влияющих на стратегию развития услуг ПАО "Ростелеком"
Наименование показателя
Единица измерения
Рассматриваемый период, год
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Численность населения млн. человек
143,20 142,80 142,80 142,70 142,90 142,90 143,00 143,30 143,70 146,30
Темп прироста численно- сти населения
%
(цепные)
-0,30
-0,20 0,00
-0,05 0,10 0,00 0,05 0,15 0,20 1,30
Среднедушевой доход населения рублей в месяц
10 155 12 540 14 864 16 895 18 958 20 780 23 221 25 928 27 767 30 474
Темп прироста среднеду- шевого дохода населения
%
(цепные)
25,50 23,49 18,53 13,66 12,21 9,61 11,75 11,66 7,09 9,75
Число абонентских устройств подвижной ра- диотелефонной (сотовой) связи млн.
154,50 171,20 199,50 230,50 237,70 256,10 261,90 277,70 274,80 284,00
Прирост числа абонент- ских устройств подвиж- ной радиотелефонной (со- товой) связи млн.
(цепное)
31,00 16,70 28,30 31,00 7,20 18,40 5,80 15,80
-2,90 9,20
Темп прироста числа або- нентских устройств по- движной радиотелефон- ной связи
% (цепные)
25,10 10,81 16,53 15,54 3,12 7,74 2,26 6,03
-1,04 3,35
Число телефонных стан- ций местной телефонной сети тыс.
46,90 48,90 50,00 52,10 53,50 54,50 54,40 68,70 71,60 73,00
Прирост телефонных станций местной теле- фонной сети тыс.
(цепные)
1,10 2,00 1,10 2,10 1,40 1,00
-0,10 14,30 2,90 1,40


31
Окончание таблицы 2.3
Наименование показателя
Единица измерения
Рассматриваемый период, год
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Темп прироста телефон- ных станций местной те- лефонной сети
%
(цепные)
2,40 4,26 2,25 4,20 2,69 1,87
-0,18 26,29 4,22 1,96
Объем оказанных населе- нию услуг связи в факти- ческих действовавших це- нах млрд. рублей
453,90 566,58 655,20 690,60 750,50 798,00 843,40 904,10 907,00 887,00
Темп прироста объема оказанных населению услуг связи
%
(цепные)
29,00 24,82 15,64 5,40 8,67 6,33 5,69 7,20 0,32
-2,21
Объем оказанных населе- нию услуг связи в расчете на одного жителя в факти- ческих ценах. рублей
3 169,69 3 967,65 4 588,24 4 839,52 5 251,92 5 584,32 5 897,90 6 309,14 6 311,76 6 062,88
Темп прироста объема оказанных населению услуг связи в расчете на одного жителя
%
(цепные)
29,50 25,17 15,64 5,48 8,52 6,33 5,62 6,97 0,04
-3,94
Расходы на услуги связи в среднедушевом доходе населения
%
2,24 2,21 2,27 2,45 2,53 2,60 2,75 2,87 3,06 3,44
Прирост расходов на услу- ги связи в среднедушевом доходе населения
%
(цепные)
0,10
-0,02 0,06 0,18 0,08 0,08 0,15 0,11 0,19 0,37

32
Таблица 2.4 – Средневзвешенные отраслевые показатели телекоммуникационной отрасли в России
Наименование показателя
ПАО"Мегафон"
ПАО"МТС"
ПАО "ВымпелКом"
ПАО "Ростелеком"
Средневзвешенный показатель
Рассматриваемый период, год
31.12.2015 31.12.2016 31.12.2015 31.12.2016 31.12.2015 31.12.2016 31.12.2015 31.12.2016 31.12.2015 31.12.2016
Актив
463 109 000 464 619 000 539 135 981 486 437 163 477 898 251 413 999 991 569 820 495 575 190 640 512 490 932 485 061 699
Собственный ка- питал
163 066 000 149 680 000 35 812 135 35 025 597 119 473 607 108 232 579 279 905 763 274 419 359 149 564 376 141 839 384
Наименование показателя
2015 г.
2016 г.
2015 г.
2016 г.
2015 г.
2016 г.
2015 г.
2016 г.
2015 г.
2016 г.
Ср. А
463 864 000 501 877 491 512 786 572 482 167 707 445 949 121 491 910 243 572 505 568 543 840 786 498 776 315 504 949 057
Ср. СК
156 373 000 92 746 068 35 418 866 77 249 602 113 853 093 194 069 171 277 162 561 211 991 868 145 701 880 144 014 177
Выручка
289 287 000 286 658 000 315 594 803 314 325 168 276 832 987 272 433 120 283 169 510 282 684 864 291 221 075 289 025 288
Себестоимость продаж
158 806 000 172 733 000 167 239 725 165 469 970 142 363 430 137 960 271 250 261 546 254 601 492 179 667 675 182 691 183
Коммерческие расходы
28 161 000 27 335 000 46 845 936 48 182 276 0
0 0
0 18 751 734 18 879 319
Управленческие расходы
20 462 000 20 529 000 28 657 136 29 894 617 85 734 987 83 526 622 0
0 33 713 531 33 487 560
Прибыль от про- даж
81 858 000 66 061 000 72 852 006 70 778 305 48 734 570 50 946 227 32 907 964 28 083 372 59 088 135 53 967 226
Чистая прибыль
45 063 000 36 605 000 6 688 188 50 658 752 32 618 880 19 787 561 21 564 512 10 902 202 26 483 645 29 488 379
Рентабельность производства
82,16 65,95 88,71 89,96 94,46 97,47 13,15 11,03 69,62 66,10
Рентабельность продаж
28,30 23,05 23,08 22,52 17,60 18,70 11,62 9,93 20,15 18,55
Рентабельность собственного ка- питала
28,82 39,47 18,88 65,58 28,65 10,20 7,78 5,14 21,03 30,10
Рентабельность активов
9,71 7,29 1,30 10,51 7,31 4,02 3,77 2,00 5,53 5,96
Рентабельность деятельности
15,58 12,77 2,12 16,12 11,78 7,26 7,62 3,86 9,27 10,00


33 2.2.3 Социальные факторы
Риск социальная напряженность сохраняется на протяжении двух лет, снижает уровень жизни населения. При росте цен на товары и услуги заработная плата остается на прежнем уровне.
1.Демографическое состояние населения. По данным Росстата наблюдается положительная динамика увеличения численности населения России. Данное яв- ление связано с двумя факторами.
Введением в 2007 году «Материнского капитала» и, следовательно, с повыше- нием рождаемости в стране и снижением смертности. Это привело к тому, что в
России на данный наблюдается естественный прирост населения. А также приро- стом количества мигрантов. Демографические показатели за период с 2006 г. по
2015 г. представлены на рисунке 2.9
Рисунок 2.9 Демографические показатели России
Положительные изменения в демографической ситуации, произошедшие в
Российской Федерации в последние годы, могут носить кратковременный харак- тер, поскольку основные негативные тенденции в изменении демографического потенциала уже заложены сформировавшейся половозрастной структурой насе-
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
родившихся
1479637 1610122 1713947 1761687 1788948 1796629 1902084 1895822 1942683 1940579
умерших
2166703 2080445 2075954 2010543 2028516 1925720 1906335 1871809 1912347 1908541
естественный прирост -687066 -470323 -362007 -248856 -239568 -129091 -4251 24013 30336 32038
-1000000
-500000 0
500000 1000000 1500000 2000000 2500000
Нас ел ен ие,
ч ел овв ек

34 ления и теми особенностями демографической ситуации, которые сложились в девяностых годах. Именно они будут оказывать существенное влияние в будущем на сокращение демографического и трудового потенциала России, так и социаль- но – экономические последствия.
6 2.Текучесть кадров. Нет, возможности поддерживать постоянство кадров. От- сутствие на региональных рынках необходимых специалистов, т.к. отток квали- фицированных специалистов в крупные города.
2.2.4 Технологический фактор
1. Телекоммуникационные услуги на рынке РФ.
Узнаваемый логотип – бренд, что повышает конкурентоспособность.
2. Технологии в телекоммуникационной отрасли.
Новые продукты, скорость обновления и освоения новых технологий. Соглас- но прошедшей 29-ой международной выставке информационных и коммуникаци- онных технологий «Связь - 2017», прошедшая в рамках Российской недели высо- ких технологий в Москве. Ключевыми тенденциями телекоммуникационного рынка в 2017 г. являются:

облачные технологии, в целях оптимизации расходов информационных технологии;

центры обработки данных;

интернет вещей;

сегменты В2С, В2В/В2G, В2О;

внедрение технологий SDN&NFV.
SDN -архитектура компьютерной сети, разделяющая управление и передачу данных, данные технологии дают существенные преимущества в управлении и виртуализации ресурсов сети и качестве сетевых сервисов. NFV - позволяет со- здавать сервисы, которые сейчас доступны только в виде аппаратных решений;

ИТ – оборудование.
6
Статья в журнале Мир новой экономики выпуск № 3/2016 - Демографическая ситуация в Рос- сии: настоящие и будущее, С.В Соболева, Н.Е. Смирнова, О.В. Чудаева