Файл: Программа Естественнонаучное образование.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 194

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
программы для лабораторных РТ-экспериментов; учебные задания и проекты, ориентированные на учебную и внеурочную работу по физике, а также соревновательную и конкурсную деятельность учащихся по робототехнике;

3) программа и учебно-методическое обеспечение элективного курса «Лабораторный практикум по физике с применением образовательной робототехники. Механика».

Содержание части методических материалов и дидактические материалы по образовательной робототехнике для удобства использования объединены в цифровые тематические модули. Каждый тематический модуль включает четыре блока, а именно:

  1. роботизированный демонстрационный физический эксперимент,

  2. роботизированный лабораторный физический эксперимент,

  3. демонстрации и лабораторную работу с роботизированной моделью технического объекта,

4) учебные задания и проекты по робототехнике физико-технической
направленности.

В тематический модуль входят фото- и видеоматериалы, управляющие программы для роботизированных демонстраций и лабораторных работ по физике.

Ниже приведена характеристика указанных блоков модуля. Раскрывается их структура и содержание. Отметим, что второй блок имеет три варианта реализации, связанные с различиями в уровне познавательной самостоятельности учащихся.

Блок 1. Роботизированный демонстрационный физический эксперимент

  1. Перечень оборудования для демонстрационного эксперимента, включая элементы робототехнического конструктора.

  2. Описание конструкции роботизированной установки и последовательности её сборки.

  3. Варианты реализации базовой конструкции.

  1. Мультимедиа сопровождение сборки установки: пошаговые инструкции для воспроизведения ее отдельных узлов и конструкции в целом.

  2. «Готовая» управляющая программа для робота (в ряде случаев ее возможные модификации) и описание особенностей работы этой программы.

6. Фотоснимки и видеозапись работы установки и основные результаты учебной демонстрации в виде таблиц, графиков, отдельных числовых значений, качественных данных эксперимента, представленных в фото- и видеоформатах.

Комментарий: Первый блок предоставляет учителю выбор следующих вариантов работы:

а)
демонстрация учителем на уроке в и д е о з а п и с и роботизированного физического эксперимента (устройства и принципа действия основных узлов установки, хода опыта и его основных результатов); знакомство учащихся с содержанием управляющей программы робота;

б) сборка и демонстрация учителем н а т у р н о й у с т а н о в к и роботизированного физического эксперимента с аналогичным дидактическим сопровождением;

в) организация подготовки натурного роботизированного демонстрационного эксперимента группой учащихся в рамках выполнения индивидуального творческого проекта; проведение учителем консультаций, оказание помощи школьникам, предъявление необходимых инструктивных материалов; предоставление учащимся возможности самостоятельно продемонстрировать работу установки на уроке физики.

Блок 2. Лабораторная работа

Выполнение лабораторной работы по инструкции (1-й уровень самостоятельности)

  1. Цели работы (предметная, конструкторская, технологическая в сфере IT).

  2. Перечень оборудования для лабораторного эксперимента.

  1. Инструкция по сборке роботизированной установки (в том числе, с применением средств мультимедиа, например, программы LEGO Digital Designer).

  2. Управляющая программа робота, обеспечивающая его функционал.

  3. Инструкция с иллюстрациями по проведению лабораторной работы с помощью роботизированной установки.

  4. Видеозапись работы установки.

  5. Методические рекомендации учителю по организации работы учащихся.

Комментарий: Выполнение работы по варианту 1 позволяет учащимся: а) освоить практику работы по инструкции, поддерживающей его деятельность по сборке и проведению роботизированного физического эксперимента; б) отработать комплекс основных экспериментальных умений; в) убедиться, используя видеозапись эксперимента, в правильности сборки робота и выполнения им необходимых функций (самоконтроль).

Выполнение лабораторной работы по описанию (2-й уровень самостоятельности)

  1. Цели работы (предметная, конструкторская, технологическая в сфере IT).

  2. Перечень оборудования для лабораторного эксперимента.

  3. Общая характеристика роботизированной конструкции экспериментальной установки и программы, обеспечивающей функционал робота. Характеристика возможных модификаций базовой конструкции.

  4. Основное задание по работе с базовой конструкцией и дополнительные задания по работе с различными модификациями конструкции и корректировке программы управления роботом.

  5. Методические рекомендации учителю по организации работы учащихся.


Комментарий: При выполнении лабораторного задания по варианту 2 учащиеся, познакомившись с назначением, общей идеей сборки роботизированной конструкции и особенностями программы управления роботом, должны:

а) самостоятельно спланировать и осуществить роботизированный эксперимент;

б) написать для робота управляющую программу;

в) протестировать робота;

г) провести эксперимент, получить и проанализировать его результаты;

д) выполнить задания по преобразованию конструкции и соответствующему изменению управляющей программы робота, а также осуществить комплексные модификации конструкции установки, реализующие различные сценарии ее работы.

Самостоятельное планирование и проведение учебного исследования с применением роботизированной установки

(3-й уровень самостоятельности)

  1. Цели работы (предметная, конструкторская, технологическая в сфере IT).

  2. Формулировка общей идеи роботизированного эксперимента.

  3. Самостоятельная разработка и описание конструкции установки.

  4. Сборка конструкции учащимся. Возможна подготовка мультимедиа сопровождения по сборке (например, в программе LEGO Digital Designer).

  5. Написание учащимся управляющей программы для робота.

  6. Самостоятельное описание порядка работы экспериментальной установки. Возможна подготовка видеозаписи ее работы.

  7. Методические рекомендации учителю по организации работы учащихся.

Комментарий: Выполнение работы по варианту 3 позволяет учащимся проявить высокий уровень самостоятельности и творчества в выполнении задания. Работа на этом уровне требует достаточного продолжительного времени (до 2-х учебных часов в условиях работы в классе, возможны дополнительная работа в домашних условиях или во внеурочное время в школьной лаборатории). Учитель при необходимости может проконсультировать учащихся по выполнению отдельных этапов работы.

Блок 3. Демонстрации и лабораторные работы, моделирующие использование роботизированной конструкции в технике

Третий блок включает две составляющие: учебную демонстрацию и/или лабораторную работу прикладной направленности. Структура этих составляющих аналогична блокам 1 и 2.


Демонстрации готовит и проводит учитель с помощью роботизированных конструкций, которые позволяют ему показать школьникам применение знаний о физических явлениях в робототехнике.

В ходе лабораторного эксперимента школьники могут выполнить задание на основе «готовой» модели роботизированного технического объекта и соответствующих инструктивных указаний к работе с данной моделью. Учащимся может быть предложено более сложное задание: самостоятельно разработать конструкцию модели роботизированного технического объекта, написать управляющую программу и протестировать степень надежности исполнения роботом его основных функций.

Блок 4. Учебные задания и проекты

Четвертый блок связывается с выполнением учащимися небольших учебных заданий и творческих проектов. Задания, как правило, направлены на модернизацию роботизированной установки, совершенствование ее управляющей программы, а проекты – на создание новой модели робота.

Учащимся целесообразно предлагать для разработки проекты, связанные с применением робототехнических конструкций в различных сферах производства, культуры и быта. Принципиально важно, чтобы в основу работы предлагаемых учащимися конструкций были положены в числе прочих физические явления и законы их протекания. При подготовке сложных проектов школьниками может быть использовано несколько робототехнических наборов.

Сложные учебные проекты выполняются школьниками, как правило, в рамках элективных курсов или во внеурочной работе (на занятиях кружка по физике, при подготовке к участию в научно-практических конференциях и конкурсах по робототехнике и др.).

Рассмотрим в качестве примера описание основных блоков учебного модуля по теме «Равноускоренное движение».

ОСНОВЫ КИНЕМАТИКИ


Тема: Равноускоренное движение

9 класс

Часть 1. Учебная демонстрация

«Измерение ускорения движения тела по наклонной плоскости»

Цель демонстрации: иллюстрация способа измерения ускорения движения тела с применением оборудования по образовательной робототехнике.

Оборудование: шарик, желоб лабораторный, брусок, экран (15×15 см), штатив лабораторный – 2 шт., базовый и ресурсный наборы Lego Mindstorms (EV3 или NXT).

Базовая конструкция. Роботизированная установка для изменения ускорения движения тела по наклонной плоскости представляет собой модификацию традиционной установки, дополненную датчиками света и расстояния, микропроцессорным блоком (EV3 либо NXT) и устройством для автоматического запуска шарика.

На рисунке 1 показан пример конструкции данной установки, собранной на базе конструктора Lego Mindstorms с микропроцессором NXT. Традиционный демонстрационный (или лабораторный) желоб может быть заменен на жёлоб, собранный из деталей конструктора. В этом случае облегчается операция сборки устройства для запуска шарика и крепления датчика света. На рисунке 2 представлен пример конструкции этой же экспериментальной установки с жёлобом из деталей конструктора на базе Lego Mindstorms EV3.



Рис. 1. Общий вид установки для определения ускорения, собранной на базе конструктора Lego Mindstorms с микропроцессорным блоком NXT



Рис. 2. Общий вид установки для определения ускорения, собранной из деталей конструктора на базе Lego Mindstorms с микропроцессорным блоком EV3

Основной частью установки является наклонный желоб, по которому скатывается шарик. В начале эксперимента шарик помещается в верхнюю часть желоба и удерживается там подвижными скобами (рис. 3).

Устройство для запуска шарика собирается на базе электродвигателя и может иметь различные конструктивные решения (рис. 3, 4, 5). Это устрой-