ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 185
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. 17. Динамика изменения числа учащихся основной школы со средним и высоким уровнями интереса к изучению физики (данные на конец учебного года, % от числа
учащихся в каждой параллели)
Данные по динамике развития интереса учащихся 7-9 классов к изучению технических приложений физики приведены в таблице 13 и на рис. 18.
Статистически достоверные различия в уровне развития интереса учащихся контрольных и экспериментальных групп к изучению технических приложений физики подтверждаются значениями коэффициента χ2 Пирсона ( 7-е классы – χ2 = 6.262, 8-е классов – χ2 = 12,281, 9-е классы – χ2 = 12,351; χ2 превышает χ2 кр = 5,991 для р≤0,05). Доля учащихся со средним и высоким уровнями интереса к техническим приложениям в контрольных классах составляет в среднем 28, 6%, а в экспериментальных 41,6 %.
Таблица 13. Динамика развития интереса учащихся основной школы к изучению технических приложений физики
(данные на конец учебного года, % от числа учащихся в каждой параллели)
Уровень интереса | Контрольные классы | Экспериментальные классы | ||||
7 (101чел.) | 8 (99 чел.) | 9 (100 чел.) | 7 (97 чел.) | 8 (98 чел.) | 9 (102 чел.) | |
Низкий (Н) | 81,2 | 79,0 | 77,6 | 65,7 | 55,7 | 53,9 |
Средний (С) | 10,9 | 12,0 | 13,2 | 21,2 | 26,8 | 27,5 |
Высокий (В) | 7,9 | 9,0 | 9,2 | 13,1 | 17,5 | 18,6 |
С + В | 18,8 | 21,0 | 22,4 | 34,3 | 44,3 | 46,1 |
Среднее значение С+В | 28,6 | 41,6 |
Рис. 18. Динамика изменения числа учащихся основной школы со средним и высоким уровнями интереса к изучению технических приложений физики (данные на конец учебного года, % от числа учащихся в каждой параллели)
Является показательной динамика развития у учащихся интереса к изучению современной техники. Результаты исследования приведены в таблице 14 и рис. 19.
Статистически достоверные различия подтверждаются значениями коэффициентов χ2 Пирсона: для 7-х классов χ2 = 6.306, для 8-х классов χ2 = 11,682, для 9-х классов χ2 =12,420. Все три значения превышают χ2 кр = 5,991 для р≤0,05. Можно утверждать, что в экспериментальных классах доля учащихся основной школы со средним и высоким уровнем развития интереса к современной технике существенно выше, чем в контрольных классах.
Таблица 14.
Динамика развития интереса учащихся основной школы к изучению современной техники
(данные на конец учебного года, % от числа учащихся в каждой параллели)
Уровень интереса | Контрольные классы | Экспериментальные классы | ||||
7 (101чел.) | 8 (99 чел.) | 9 (100 чел.) | 7 (97 чел.) | 8 (98 чел.) | 9 (102 чел.) | |
Низкий (Н) | 75,2 | 75,0 | 72,4 | 58,6 | 51,5 | 48,0 |
Средний (С) | 16,9 | 17,0 | 18,4 | 27,3 | 33,0 | 35,3 |
Высокий (В) | 7,9 | 8,0 | 9,2 | 14,1 | 15,5 | 16,7 |
С + В | 24,8 | 25,0 | 27,6 | 41,4 | 48,5 | 52,0 |
Среднее значение С+В | 30,4 | 42,7 |
Рис. 19. Динамика изменения числа учащихся основной школы со средним и высоким уровнями интереса к изучению современной техники (данные на конец учебного года, % от числа учащихся в каждой параллели)
Для экспериментальных групп учащихся исследовалась динамика развития их интереса к изучению робототехники как области прикладного технического знания по физике. Для учащихся основной школы интерес к изучению робототехники (средний и высокий уровни) составлял в первый год обучения (7 класс) - 15,4%, во второй год обучения (8 класс) - 23,1% третий год обучения (9 класс) - 48,1%.
Важно отметить положительную динамику развития интереса учащихся экспериментальных классов к технической творческой деятельности, в том числе по робототехнике (с 12 % до 21 %). В данной выборке испытуемых выделилась достаточно большая группа школьников 7-8 классов (28 человек), занимающаяся робототехникой на постоянной основе. Команды школьников из экспериментальных классов приняли участие в 12 соревнованиях по робототехнике городского, краевого и всероссийского уровней (см. приложение 6).
2. Динамика усвоения знаний и умений политехнической направленности.
• Полнота усвоения понятий о технических объектах. Усвоение принципа действия технического устройства.
Результаты диагностики полноты усвоения учащимися технических
понятий представлены в таблице 15.
Таблица 15. Динамика изменения полноты усвоения технических понятий, включая принцип действия технического объекта
Показатель | Контрольные классы | Экспериментальные классы | ||||
7 8 | 9 | 7 | 8 | 9 | ||
Средний коэффициент | | | | | | |
полноты усвоения | 0,34 | 0,38 | 0,32 | 0.44 | 0,56 | 0,52 |
технических понятий К | | | | | | |
Усвоение принципа дей- | | | | | | |
ствия (% от общего чис- | 26,9 | 33,3 | 38,0 | 35,3 | 44,0 | 56,6 |
ла испытуемых) | | | | | | |
Оценка достоверности различий данных результатов в контрольных и экспериментальных группах проверялась с помощью коэффициента χ2 Пирсона. Исходные данные по количеству правильных ответов, данных каждым школьником, были распределены на три уровня: низкий (1-2 правильно освещенных пункта обобщённого плана), средний (3-4 пунктов) и высокий (5-7 пунктов. Значения коэффициента χ2 Пирсона приведены в таблице 16. Во всех параллелях в экспериментальных классах полнота усвоения технических понятий достоверно выше, чем в контрольном классе.
Таблица 16. Значения коэффициента χ2 Пирсона для оценки значимости различий полноты усвоения технических понятий, включая принцип действия технического объекта
Группа испытуемых | Уровни усвоения | χ2Эмп | χ 20,05 | Вывод | ||
низкий | средний | высокий | ||||
7 (контр.) | 65 | 30 | 6 | 1,733 | 5,991 | расхождения статистически не достоверны |
7 (эксп.) | 36 | 51 | 12 | |||
8 (контр.) | 59 | 32 | 9 | 45,006 | расхождения статистически достоверны | |
8 (эксп.) | 14 | 53 | 31 | |||
9 (контр.) | 45 | 47 | 6 | 22,650 | расхождения статистически достоверны | |
9 (эксп.) | 19 | 59 | 24 |