Файл: Программа Естественнонаучное образование.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Рис. 17. Динамика изменения числа учащихся основной школы со средним и высоким уровнями интереса к изучению физики (данные на конец учебного года, % от числа

учащихся в каждой параллели)

Данные по динамике развития интереса учащихся 7-9 классов к изучению технических приложений физики приведены в таблице 13 и на рис. 18.

Статистически достоверные различия в уровне развития интереса учащихся контрольных и экспериментальных групп к изучению технических приложений физики подтверждаются значениями коэффициента χ2 Пирсона ( 7-е классы – χ2 = 6.262, 8-е классов – χ2 = 12,281, 9-е классы – χ2 = 12,351; χ2 превышает χ2 кр = 5,991 для р≤0,05). Доля учащихся со средним и высоким уровнями интереса к техническим приложениям в контрольных классах составляет в среднем 28, 6%, а в экспериментальных 41,6 %.

Таблица 13. Динамика развития интереса учащихся основной школы к изучению технических приложений физики

(данные на конец учебного года, % от числа учащихся в каждой параллели)


Уровень интереса

Контрольные классы

Экспериментальные классы

7 (101чел.)

8 (99 чел.)

9 (100 чел.)

7 (97 чел.)

8 (98 чел.)

9 (102 чел.)

Низкий (Н)

81,2

79,0

77,6

65,7

55,7

53,9

Средний (С)

10,9

12,0

13,2

21,2

26,8

27,5

Высокий (В)

7,9

9,0

9,2

13,1

17,5

18,6

С + В

18,8

21,0

22,4

34,3

44,3

46,1

Среднее значение С+В

28,6

41,6




Рис. 18. Динамика изменения числа учащихся основной школы со средним и высоким уровнями интереса к изучению технических приложений физики (данные на конец учебного года, % от числа учащихся в каждой параллели)

Является показательной динамика развития у учащихся интереса к изучению современной техники. Результаты исследования приведены в таблице 14 и рис. 19.

Статистически достоверные различия подтверждаются значениями коэффициентов χ2 Пирсона: для 7-х классов χ2 = 6.306, для 8-х классов χ2 = 11,682, для 9-х классов χ2 =12,420. Все три значения превышают χ2 кр = 5,991 для р≤0,05. Можно утверждать, что в экспериментальных классах доля учащихся основной школы со средним и высоким уровнем развития интереса к современной технике существенно выше, чем в контрольных классах.

Таблица 14.

Динамика развития интереса учащихся основной школы к изучению современной техники

(данные на конец учебного года, % от числа учащихся в каждой параллели)


Уровень интереса

Контрольные классы

Экспериментальные классы

7 (101чел.)

8 (99 чел.)

9 (100 чел.)

7 (97 чел.)

8 (98 чел.)

9 (102 чел.)

Низкий (Н)

75,2

75,0

72,4

58,6

51,5

48,0

Средний (С)

16,9

17,0

18,4

27,3

33,0

35,3

Высокий (В)

7,9

8,0

9,2

14,1

15,5

16,7

С + В

24,8

25,0

27,6

41,4

48,5

52,0

Среднее значение С+В

30,4

42,7



Рис. 19. Динамика изменения числа учащихся основной школы со средним и высоким уровнями интереса к изучению современной техники (данные на конец учебного года, % от числа учащихся в каждой параллели)

Для экспериментальных групп учащихся исследовалась динамика развития их интереса к изучению робототехники как области прикладного технического знания по физике. Для учащихся основной школы интерес к изучению робототехники (средний и высокий уровни) составлял в первый год обучения (7 класс) - 15,4%, во второй год обучения (8 класс) - 23,1% третий год обучения (9 класс) - 48,1%.


Важно отметить положительную динамику развития интереса учащихся экспериментальных классов к технической творческой деятельности, в том числе по робототехнике (с 12 % до 21 %). В данной выборке испытуемых выделилась достаточно большая группа школьников 7-8 классов (28 человек), занимающаяся робототехникой на постоянной основе. Команды школьников из экспериментальных классов приняли участие в 12 соревнованиях по робототехнике городского, краевого и всероссийского уровней (см. приложение 6).

2. Динамика усвоения знаний и умений политехнической направленности.

Полнота усвоения понятий о технических объектах. Усвоение принципа действия технического устройства.

Результаты диагностики полноты усвоения учащимися технических

понятий представлены в таблице 15.

Таблица 15. Динамика изменения полноты усвоения технических понятий, включая принцип действия технического объекта


Показатель

Контрольные классы

Экспериментальные классы

7 8

9

7

8


9

Средний коэффициент



















полноты усвоения

0,34

0,38

0,32

0.44

0,56

0,52

технических понятий К



















Усвоение принципа дей-



















ствия (% от общего чис-

26,9

33,3

38,0

35,3

44,0

56,6

ла испытуемых)




















Оценка достоверности различий данных результатов в контрольных и экспериментальных группах проверялась с помощью коэффициента χ2 Пирсона. Исходные данные по количеству правильных ответов, данных каждым школьником, были распределены на три уровня: низкий (1-2 правильно освещенных пункта обобщённого плана), средний (3-4 пунктов) и высокий (5-7 пунктов. Значения коэффициента χ2 Пирсона приведены в таблице 16. Во всех параллелях в экспериментальных классах полнота усвоения технических понятий достоверно выше, чем в контрольном классе.

Таблица 16. Значения коэффициента χ2 Пирсона для оценки значимости различий полноты усвоения технических понятий, включая принцип действия технического объекта


Группа испытуемых

Уровни усвоения

χ2Эмп

χ 20,05

Вывод

низкий

средний

высокий

7 (контр.)

65

30

6

1,733

5,991

расхождения статистически не достоверны

7 (эксп.)

36

51

12

8 (контр.)

59

32

9

45,006

расхождения

статистически

достоверны

8 (эксп.)

14

53

31

9 (контр.)

45

47

6

22,650

расхождения

статистически

достоверны

9 (эксп.)

19

59

24