Файл: Программа Естественнонаучное образование.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 186

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для обеспечения равенства исходных условий обучения был произведен ремонт выборочных совокупностей: 1) обеспечено равенство среднего балла успеваемости по физике и ряду смежных предметов; 2) являлось удовлетворительным распределение по гендерному признаку; 3) обеспечено примерно равное распределение испытуемых по уровню мотивации учебной деятельности по физике, в частности познавательного интереса.

В таблице 8 в качестве примера представлена сравнительная характеристика успеваемости учащихся 7- классов в контрольной и экспериментальной группах до начала обучения.

Таблица 8ю Успеваемость учащихся контрольной и экспериментальной групп

(7-е классы, итоги первой четверти, % от числа учащихся в группе)


Успеваемость учащихся

Физика

Математика

Информатика

Технология

К

Э

К

Э

К

Э

К

Э

Отлично

9,80

12,00

5,88

8,00

21,57

24,00

17,65

16,00

Хорошо

54,90

56,00

37,25

36,00

60,78

58,00

58,82

64,00

Удовлетворительно

31,37

26,00

49,02

48,00

17,65

18,00

23,53

20,00

Неудовлетворительно

3,92

6,00

7,84

8,00

0,00

0,00

0,00

0,00


В таблице 9 приведены данные, характеризующие уровень развития интереса учащихся 7 классов к изучению курса физики на начальном этапе обучения.

Таблица 9ю Уровень интереса к изучению физики

(7-е классы, итоги первой четверти, % от числа учащихся в группе)


Уровень интереса

к изучению физики

7 класс

Контрольная группа

Экспериментальная группа

количество

%

количество

%

Низкий

85

84,2

79

79,8

Средний

10

9,9

13

13,1

Высокий

6

5,9

7

7Д

Результаты диагностики успеваемости учащихся и уровня развития интереса к изучению физики в контрольной и экспериментальной группах не имели статистической разницы на начальном этапе обучения. Оценка достоверности результатов диагностики проведена на основе расчета коэффициента χ2 Пирсона. Соблюдены основные требования к применению данной методики: объём выборки в контрольной и экспериментальной группах превышает 30 (около 100 в каждой группе), выборки являются независимыми, теоретическая частота для каждого выборочного интервала превышает 5, сумма наблюдений по всем интервалам равна общему количеству наблюдений. Значения критерия χ2 Пирсона представлены в таблице 10. На основании полученных данных видно, что уровень интереса к изучению физики у учащихся контрольной и экспериментальной групп при значении р ≤ 0,05 не имеет статистических различий на начальном этапе обучения.

Таблица 10. Расчет значения критерия χ2 Пирсона для оценки значимости различий


учащихся 7 классов по уровню интереса к изучению физики в контрольной

экспериментальной группах на начальном этапе обучения


Эмпирическое распределение 1 (по уровню интереса, контрольная группа)

Эмпирическое распределение 2 (по уровню интереса, экспериментальная группа)

85

79

10

13

6

7

Продолжение табл. 10


Расчет значения у2

N

Эмпирическая частота (/э)

Теоретическая частота (/т)

(/э - )

(/э-)2

(/э-/т)2//т

1

85

82,82

2,18

4,75

0,057

2

79

81,18

-2,18

4,75

0,059

3

10

11,62

-1,62

2,62

0,225

4

13

11,39

1,61

2,59

0,227

5

6

6,57

-0,57

0,32

0,049

6

7

6,44

0,56

0,31

0,048

Суммы

200

200,02

-

-

0,665

Результат: х2эмп = 0,665

Число степеней свободы v = (R - 1) * (С - 1), где R -количество строк в таблице эмпирических распределений, С -количество столбцов в таблице эмпирических распределений, v = 2

Критические значения для v = 2 (по таблице критических значений χ2)

Х20,05 = 5,991

Z20,01 = 9,210

Х2эмп <Х20,05


Аналогичные результаты получены при расчете значения %2 в отношении успеваемости учащихся по физике и другим учебным предметам (см. табл. 11).

Таблица 11 Значения критерия у2 Пирсона для оценки значимости различий успеваемости учащихся 7 классов контрольной экспериментальной групп

на начальном этапе обучения


Успеваемость учащихся

Физика

Математика

Информатика

Технология

К

Э

К

Э

К

Э

К

Э

«5»

10

12

6

8

21

24

18

15

«4»

55

53

38

35

62

56

59

63

«3»

31

27

49

48

18

17

24

19

«2»

5

5

8

6













Значение χ

0,405

0,626

0,451

0,907

Критическое значение х\05

7,815

7,815

5,991

5,991

Вывод

1< 10,05

1< 10,05

1< 10,05

1< 10,05


Включение в учебный процесс по физике образовательной робототехники как составляющей содержания политехнического обучения по предмету позволило получить результаты, подтверждающие выдвинутую в настоящем исследовании гипотезу.

Рассмотрим результаты формирующего эксперимента.

1. Динамика развития интереса школьников к изучению физики, ее технических приложений, в том числе интереса к современной технике.

В таблице 12 и на рис.17 представлены данные о развитии интереса учащихся к изучению физики в период экспериментального обучения.

Расчет критерия χ2 Пирсона для оценки значимости различий испытуемых групп учащихся в уровне интереса к изучению физики дал следующие результаты: в 7 классахχ2 = 6,103; в 8 классах χ2 = 12,555, в 9 классах χ2 = 12,313, что во всех случаях больше критического значения χ2кр=5,991 для р ≤ 0,05. Это свидетельствует о статистически достоверном различии уровней развития интереса учащихся к изучению физики в контрольных и экспериментальных группах. Доля учащихся со средним и высоким уровнем развития интереса к изучению физике в контрольных классах составляет в среднем 20,4%, а в экспериментальных – 28,9 %.

Таблица 12. Динамика развития интереса учащихся основной школы к изучению физики

(данные на конец учебного года, % от числа учащихся в параллели)


Уровень интереса

Контрольные классы

Экспериментальные классы

7 (101чел.)

8 (99 чел.)

9 (100 чел.)

7 (97 чел.)

8 (98 чел.)

9 (102 чел.)

Низкий (Н)

84,2

85,0

85,7

69,7

62,9

64,7

Средний (С)

8,9

10,0

8,2

19,2

24,7

24,5

Высокий (В)

6,9

5,0

6,1

11,1

12,4

10,8

С + В

15,8

15,0

14,3

30,3

37,1

35,3

Среднее значение С+В

20,4

28,9