ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 186
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для обеспечения равенства исходных условий обучения был произведен ремонт выборочных совокупностей: 1) обеспечено равенство среднего балла успеваемости по физике и ряду смежных предметов; 2) являлось удовлетворительным распределение по гендерному признаку; 3) обеспечено примерно равное распределение испытуемых по уровню мотивации учебной деятельности по физике, в частности познавательного интереса.
В таблице 8 в качестве примера представлена сравнительная характеристика успеваемости учащихся 7- классов в контрольной и экспериментальной группах до начала обучения.
Таблица 8ю Успеваемость учащихся контрольной и экспериментальной групп
(7-е классы, итоги первой четверти, % от числа учащихся в группе)
Успеваемость учащихся | Физика | Математика | Информатика | Технология | ||||
К | Э | К | Э | К | Э | К | Э | |
Отлично | 9,80 | 12,00 | 5,88 | 8,00 | 21,57 | 24,00 | 17,65 | 16,00 |
Хорошо | 54,90 | 56,00 | 37,25 | 36,00 | 60,78 | 58,00 | 58,82 | 64,00 |
Удовлетворительно | 31,37 | 26,00 | 49,02 | 48,00 | 17,65 | 18,00 | 23,53 | 20,00 |
Неудовлетворительно | 3,92 | 6,00 | 7,84 | 8,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
В таблице 9 приведены данные, характеризующие уровень развития интереса учащихся 7 классов к изучению курса физики на начальном этапе обучения.
Таблица 9ю Уровень интереса к изучению физики
(7-е классы, итоги первой четверти, % от числа учащихся в группе)
Уровень интереса к изучению физики 7 класс | Контрольная группа | Экспериментальная группа | ||
количество | % | количество | % | |
Низкий | 85 | 84,2 | 79 | 79,8 |
Средний | 10 | 9,9 | 13 | 13,1 |
Высокий | 6 | 5,9 | 7 | 7Д |
Результаты диагностики успеваемости учащихся и уровня развития интереса к изучению физики в контрольной и экспериментальной группах не имели статистической разницы на начальном этапе обучения. Оценка достоверности результатов диагностики проведена на основе расчета коэффициента χ2 Пирсона. Соблюдены основные требования к применению данной методики: объём выборки в контрольной и экспериментальной группах превышает 30 (около 100 в каждой группе), выборки являются независимыми, теоретическая частота для каждого выборочного интервала превышает 5, сумма наблюдений по всем интервалам равна общему количеству наблюдений. Значения критерия χ2 Пирсона представлены в таблице 10. На основании полученных данных видно, что уровень интереса к изучению физики у учащихся контрольной и экспериментальной групп при значении р ≤ 0,05 не имеет статистических различий на начальном этапе обучения.
Таблица 10. Расчет значения критерия χ2 Пирсона для оценки значимости различий
учащихся 7 классов по уровню интереса к изучению физики в контрольной
экспериментальной группах на начальном этапе обучения
Эмпирическое распределение 1 (по уровню интереса, контрольная группа) | Эмпирическое распределение 2 (по уровню интереса, экспериментальная группа) |
85 | 79 |
10 | 13 |
6 | 7 |
Продолжение табл. 10
Расчет значения у2 | |||||
N | Эмпирическая частота (/э) | Теоретическая частота (/т) | (/э - /т) | (/э-/т)2 | (/э-/т)2//т |
1 | 85 | 82,82 | 2,18 | 4,75 | 0,057 |
2 | 79 | 81,18 | -2,18 | 4,75 | 0,059 |
3 | 10 | 11,62 | -1,62 | 2,62 | 0,225 |
4 | 13 | 11,39 | 1,61 | 2,59 | 0,227 |
5 | 6 | 6,57 | -0,57 | 0,32 | 0,049 |
6 | 7 | 6,44 | 0,56 | 0,31 | 0,048 |
Суммы | 200 | 200,02 | - | - | 0,665 |
Результат: х2эмп = 0,665 | |||||
Число степеней свободы v = (R - 1) * (С - 1), где R -количество строк в таблице эмпирических распределений, С -количество столбцов в таблице эмпирических распределений, v = 2 | |||||
Критические значения для v = 2 (по таблице критических значений χ2) | Х20,05 = 5,991 | Z20,01 = 9,210 | |||
Х2эмп <Х20,05 |
Аналогичные результаты получены при расчете значения %2 в отношении успеваемости учащихся по физике и другим учебным предметам (см. табл. 11).
Таблица 11 Значения критерия у2 Пирсона для оценки значимости различий успеваемости учащихся 7 классов контрольной экспериментальной групп
на начальном этапе обучения
Успеваемость учащихся | Физика | Математика | Информатика | Технология | ||||
К | Э | К | Э | К | Э | К | Э | |
«5» | 10 | 12 | 6 | 8 | 21 | 24 | 18 | 15 |
«4» | 55 | 53 | 38 | 35 | 62 | 56 | 59 | 63 |
«3» | 31 | 27 | 49 | 48 | 18 | 17 | 24 | 19 |
«2» | 5 | 5 | 8 | 6 | | | | |
Значение χ | 0,405 | 0,626 | 0,451 | 0,907 | ||||
Критическое значение х\05 | 7,815 | 7,815 | 5,991 | 5,991 | ||||
Вывод | 1< 10,05 | 1< 10,05 | 1< 10,05 | 1< 10,05 |
Включение в учебный процесс по физике образовательной робототехники как составляющей содержания политехнического обучения по предмету позволило получить результаты, подтверждающие выдвинутую в настоящем исследовании гипотезу.
Рассмотрим результаты формирующего эксперимента.
1. Динамика развития интереса школьников к изучению физики, ее технических приложений, в том числе интереса к современной технике.
В таблице 12 и на рис.17 представлены данные о развитии интереса учащихся к изучению физики в период экспериментального обучения.
Расчет критерия χ2 Пирсона для оценки значимости различий испытуемых групп учащихся в уровне интереса к изучению физики дал следующие результаты: в 7 классахχ2 = 6,103; в 8 классах χ2 = 12,555, в 9 классах χ2 = 12,313, что во всех случаях больше критического значения χ2кр=5,991 для р ≤ 0,05. Это свидетельствует о статистически достоверном различии уровней развития интереса учащихся к изучению физики в контрольных и экспериментальных группах. Доля учащихся со средним и высоким уровнем развития интереса к изучению физике в контрольных классах составляет в среднем 20,4%, а в экспериментальных – 28,9 %.
Таблица 12. Динамика развития интереса учащихся основной школы к изучению физики
(данные на конец учебного года, % от числа учащихся в параллели)
Уровень интереса | Контрольные классы | Экспериментальные классы | ||||
7 (101чел.) | 8 (99 чел.) | 9 (100 чел.) | 7 (97 чел.) | 8 (98 чел.) | 9 (102 чел.) | |
Низкий (Н) | 84,2 | 85,0 | 85,7 | 69,7 | 62,9 | 64,7 |
Средний (С) | 8,9 | 10,0 | 8,2 | 19,2 | 24,7 | 24,5 |
Высокий (В) | 6,9 | 5,0 | 6,1 | 11,1 | 12,4 | 10,8 |
С + В | 15,8 | 15,0 | 14,3 | 30,3 | 37,1 | 35,3 |
Среднее значение С+В | 20,4 | 28,9 |