ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
•Репродуктивные умения в постановке физического эксперимента. Результаты диагностики представлены в таблице 17.
Таблица 17. Динамика изменения коэффициентов полноты освоения действий по проектированию установки для лабораторного эксперимента
(репродуктивная деятельность)
Показатель | Контрольные классы | Экспериментальные классы | ||||
7 8 9 | 7 8 9 | |||||
Средний коэффициент полноты освоения действия К | 0, 52 | 0,56 | 0, 50 | 0,59 | 0,68 | 0,71 |
Оценка достоверности различий проведена с помощью коэффициента χ2 Пирсона. Исходные данные по количеству правильно выполненных действий каждым школьником были в каждом классе распределены на три уровня: низкий (1-2 правильно выполненных действия ОП), средний (3-5 правильно выполненных действия ОП) и высокий (6-8 правильно выполненных действий ОП). Коэффициент χ2 Пирсона вычислялся для контрольного и экспериментального класса в каждой параллели (см. табл. 18).
Таблица 18. Значения коэффициента χ2 Пирсона для оценки значимости различий умения учащихся контрольной экспериментальной групп проектировать установку для лабораторного эксперимента
(репродуктивная деятельность)
Группа испытуемых | Уровни развития умения | χ2Эмп | χ 20,05 | Вывод | ||
низкий | средний | высокий | ||||
7 (контр.) | 49 | 43 | 9 | 5,675 | 5,991 | расхождения статистически не достоверны |
7 (эксп.) | 32 | 53 | 14 | |||
8 (контр.) | 38 | 51 | 11 | 17,538 | расхождения статистически достоверны | |
8 (эксп.) | 17 | 49 | 31 | |||
9 (контр.) | 50 | 37 | 11 | 40,511 | расхождения статистически достоверны | |
9 (эксп.) | 10 | 58 | 34 |
В 7 классе, несмотря на более высокие показатели в экспериментальной группе по отношению к контрольной, статистическая достоверность различия не подтверждается. В последующие годы обучения (в 8-х и 9-х классах) в экспериментальной группе уровень проектирования установки для лабораторного эксперимента становится достоверно выше, чем в контрольной.
•Умение проектировать новый физический эксперимент (отбирать оборудование и осуществлять сборку экспериментальной установки). Результаты диагностики представлены в таблице 19.
Таблица 19. Динамика изменения коэффициентов полноты освоения действий по проектированию нового физического эксперимента
Показатель | Конт | рольные кл 8 | ассы | Экспериментальные классы | ||
7 | 9 | 7 8 9 | ||||
Средний коэффициент полноты освоения действия К | 0,30 | 0,36 | 0,32 | 0,34 | 0,46 | 0,48 |
Оценка достоверности различий проверялась с помощью коэффициента χ2 Пирсона. Значения коэффициента приведены в таблице 20.
Таблица 20. Значения коэффициента χ2 Пирсона для оценки значимости различий умения учащихся контрольной экспериментальной групп проектировать установку для лабораторного эксперимента
(самостоятельное проектирование)
Группа испытуемых | Уровни развития умения | χ2Эмп | χ 20,05 | Вывод | ||
низкий | средний | Высокий | ||||
7 (контр.) | 82 | 20 | 6 | 6.043 | 5,991 | расхождения статистически не достоверны |
7 (эксп.) | 63 | 34 | 5 | |||
8 (контр.) | 62 | 38 | 7 | 19,206 | расхождения статистически достоверны | |
8 (эксп.) | 33 | 58 | 20 | |||
9 (контр.) | 64 | 32 | 5 | 34,241 | расхождения статистически достоверны | |
9 (эксп.) | 27 | 71 | 15 |
Во всех трёх параллелях полнота освоения действий по проектированию нового физического эксперимента в экспериментальной группе достоверно выше, чем в контрольной.
• Полнота усвоения понятий о робототехнических устройствах, оценка усвоения принципа действия элементной базы роботизированной установки (только для экспериментальных классов).
Обучение в экспериментальной группе осуществлялось с применением образовательных наборов по робототехнике Lego Mindstorms. Учащиеся осваивали азы робототехники как составляющей политехнической подготовки по основному курсу физики, в рамках курса по выбору «Лабораторный физический эксперимент с применением робототехники», а также в ходе индивидуальной проектной деятельности, в том числе при подготовке к соревнованиям и конкурсам.
С целью выявления уровня полноты усвоения учащимися понятий элементной базы робототехники им было предложено раскрыть содержание 2-3 понятий о технических объектах, входящих состав какого-либо робота. Описание необходимо было дать по обобщенному плану (см. п. 3.1.). Диагностика осуществлялась по завершению учебной темы, в рамках которой данные объекты рассматривались как примеры технических приложений физики (7 класс - робототехнический пневматический привод, червячная передача; 8 класс - термоэлектрический датчик температуры, шаговый электродвигатель; 9 класс - ультразвуковой датчик расстояния, зубчатая передача. Расчеты средних значений коэффициентов полноты усвоения технических понятий для учащихся 7-9 классов представлены в таблице 21.
Оценка достоверности различий результатов в 7-х и 8-х классах определялась с помощью G-критерия Знаков. Условия применения данного метода выполняются полностью: выборки зависимые, имеют одинаковый объём, количество испытуемых находится в допустимом диапазоне (5-300).
Таблица 21. Динамика изменения коэффициентов полноты усвоения понятий элементной базы робототехники
Показатель | Экспериментальные классы | ||
7 | 8 | 9 | |
Средний коэффициентов полноты усвоения технических понятий К | 0,42 | 0,48 | 0,52 |
Усвоение принципа действия (% от общего числа испытуемых) | 34 | 40 | 56 |
Из 49 школьников 27 улучшили свой результат, 7 ухудшили результат, 15 человек показали результат на том же уровне. Типичный сдвиг (Gт = 27) больше нетипичного сдвига (Gн = 6), что тоже является условием использования метода. Количество ненулевых сдвигов составило - 33. Этому числу соответствует критическое значение G0jo5 = 11 по таблице критических значений G-критерия Знаков при уровне значимости 0,05. При сравнении нетипичного сдвига с критическим значением делаем вывод о том, что Gн < G0jo5, что подтверждает гипотезу о том, что преобладание типичного сдвига не является случайным. Таким образом, G-критерий Знаков подтверждает статистически значимый результат положительной динамики роста полноты усвоения понятий элементной базы робототехники в экспериментальных классах. В 9 классах процент школьников, с более высоким коэффициентом полноты усвоения понятий элементной базы робототехники вновь повышается. Около трети девятиклассников экспериментальной группы продемонстрировали высокий уровень полноты усвоения понятий элементной базы робототехники (К≥0,71).
•Умение самостоятельно выполнять роботизированный физический эксперимент.
Характеристика уровней самостоятельности учащихся в проектировании и проведении роботизированного эксперимента представлена в п.2.5. Учащимся в ходе диагностики предлагалось спроектировать и выполнить роботизированный эксперимент на максимально возможном для них уровне
самостоятельности. Приведем примеры лабораторных заданий, связанных с постановкой роботизированного физического эксперимента:
-
7 класс – измерение скорости равномерного движения (время движения робота измеряется встроенным таймером, а расстояние датчиком расстояния); -
8 класс – определение фокусного расстояния линзы и ее увеличения (робот с установленной линзой медленно движется до момента получения чёткого изображения источника света на экране; остановка робота осуществляется оператором; расстояние от источника до линзы и от линзы до экрана измеряется датчиками расстояния); -
9 класс – определение ускорения движения шарика по наклонной плоскости (время движения шарика измеряется встроенным таймером; запуск таймера происходит при запуске шарика удерживающим устройством; в конце жёлоба устанавливается датчик касания или освещенности, который «останавливает» таймер; пройденное расстояние измеряется датчиком расстояния). Во всех заданиях требовался вывод на экран монитора значения искомой величины. Указанные задания носят повышенный уровень сложности и ориентированы на комплексное применение знаний и умений в области физики, математики, информатики и технологии. Результаты диагностики представлены в таблице 22.
Таблица 22
Динамика изменения уровня самостоятельности учащихся в проектировании лабораторного роботизированного эксперимента
Уровень самостоятельности | Экспериментальные классы | |||||
7 | 8 | 9 | ||||
число учащихся | % | число учащихся | % | число учащихся | % | |
первый | 36 | 72,0 | 24 | 49,0 | 20 | 40,8 |
второй | 9 | 18,0 | 20 | 40,8 | 21 | 42,9 |
третий | 4 | 8,0 | 5 | 10,2 | 8 | 16,3 |
Оценка достоверности различий результатов в 7-х и 8-х классах определялась с помощью G-критерия Знаков. Из 49 школьников 17 улучшили свой результат (с первого уровня до второго и со второго до третьего), 4
ухудшили результат, 28 человек выполнили работу на том же уровне. Ти
пичный сдвиг Gт = 17, нетипичный сдвига Gн = 4. Количество ненулевых
сдвигов составило – 21. Этому числу соответствует критическое значение
G0,05 = 6 по таблице критических значений G-критерия Знаков при уровне
значимости 0,05. При сравнении нетипичного сдвига с критическим значе
нием делаем вывод о том, что Gн < G0,05 , что подтверждает гипотезу о том,
что преобладание типичного сдвига не является случайным. Таким обра