Файл: Программа Естественнонаучное образование.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 183

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

•Репродуктивные умения в постановке физического эксперимента. Результаты диагностики представлены в таблице 17.

Таблица 17. Динамика изменения коэффициентов полноты освоения действий по проектированию установки для лабораторного эксперимента

(репродуктивная деятельность)


Показатель

Контрольные классы

Экспериментальные классы

7 8 9

7 8 9

Средний коэффициент полноты освоения действия К

0, 52

0,56

0, 50

0,59

0,68

0,71

Оценка достоверности различий проведена с помощью коэффициента χ2 Пирсона. Исходные данные по количеству правильно выполненных действий каждым школьником были в каждом классе распределены на три уровня: низкий (1-2 правильно выполненных действия ОП), средний (3-5 правильно выполненных действия ОП) и высокий (6-8 правильно выполненных действий ОП). Коэффициент χ2 Пирсона вычислялся для контрольного и экспериментального класса в каждой параллели (см. табл. 18).

Таблица 18. Значения коэффициента χ2 Пирсона для оценки значимости различий умения учащихся контрольной экспериментальной групп проектировать установку для лабораторного эксперимента

(репродуктивная деятельность)


Группа испытуемых

Уровни развития умения

χ2Эмп

χ 20,05

Вывод

низкий

средний

высокий

7 (контр.)

49

43

9

5,675

5,991

расхождения статистически не достоверны

7 (эксп.)

32

53

14

8 (контр.)

38

51

11

17,538

расхождения

статистически

достоверны

8 (эксп.)

17

49

31

9 (контр.)

50

37

11

40,511

расхождения

статистически

достоверны

9 (эксп.)

10

58

34


В 7 классе, несмотря на более высокие показатели в экспериментальной группе по отношению к контрольной, статистическая достоверность различия не подтверждается. В последующие годы обучения (в 8-х и 9-х классах) в экспериментальной группе уровень проектирования установки для лабораторного эксперимента становится достоверно выше, чем в контрольной.

•Умение проектировать новый физический эксперимент (отбирать оборудование и осуществлять сборку экспериментальной установки). Результаты диагностики представлены в таблице 19.

Таблица 19. Динамика изменения коэффициентов полноты освоения действий по проектированию нового физического эксперимента


Показатель

Конт

рольные кл 8

ассы

Экспериментальные классы

7

9

7 8 9

Средний коэффициент полноты освоения действия К

0,30

0,36

0,32

0,34

0,46

0,48

Оценка достоверности различий проверялась с помощью коэффициента χ2 Пирсона. Значения коэффициента приведены в таблице 20.

Таблица 20. Значения коэффициента χ2 Пирсона для оценки значимости различий умения учащихся контрольной экспериментальной групп проектировать установку для лабораторного эксперимента

(самостоятельное проектирование)


Группа испытуемых

Уровни развития умения

χ2Эмп

χ 20,05

Вывод

низкий

средний

Высокий

7 (контр.)

82

20

6

6.043

5,991

расхождения статистически не достоверны

7 (эксп.)

63

34

5

8 (контр.)

62

38

7

19,206

расхождения

статистически

достоверны

8 (эксп.)

33

58

20

9 (контр.)

64

32

5

34,241

расхождения

статистически

достоверны

9 (эксп.)

27

71

15


Во всех трёх параллелях полнота освоения действий по проектированию нового физического эксперимента в экспериментальной группе достоверно выше, чем в контрольной.

Полнота усвоения понятий о робототехнических устройствах, оценка усвоения принципа действия элементной базы роботизированной установки (только для экспериментальных классов).

Обучение в экспериментальной группе осуществлялось с применением образовательных наборов по робототехнике Lego Mindstorms. Учащиеся осваивали азы робототехники как составляющей политехнической подготовки по основному курсу физики, в рамках курса по выбору «Лабораторный физический эксперимент с применением робототехники», а также в ходе индивидуальной проектной деятельности, в том числе при подготовке к соревнованиям и конкурсам.

С целью выявления уровня полноты усвоения учащимися понятий элементной базы робототехники им было предложено раскрыть содержание 2-3 понятий о технических объектах, входящих состав какого-либо робота. Описание необходимо было дать по обобщенному плану (см. п. 3.1.). Диагностика осуществлялась по завершению учебной темы, в рамках которой данные объекты рассматривались как примеры технических приложений физики (7 класс - робототехнический пневматический привод, червячная передача; 8 класс - термоэлектрический датчик температуры, шаговый электродвигатель; 9 класс - ультразвуковой датчик расстояния, зубчатая передача. Расчеты средних значений коэффициентов полноты усвоения технических понятий для учащихся 7-9 классов представлены в таблице 21.

Оценка достоверности различий результатов в 7-х и 8-х классах определялась с помощью G-критерия Знаков. Условия применения данного метода выполняются полностью: выборки зависимые, имеют одинаковый объём, количество испытуемых находится в допустимом диапазоне (5-300).

Таблица 21. Динамика изменения коэффициентов полноты усвоения понятий элементной базы робототехники


Показатель

Экспериментальные классы

7

8

9

Средний коэффициентов полноты усвоения технических понятий К

0,42

0,48

0,52

Усвоение принципа действия (% от общего числа испытуемых)

34

40

56


Из 49 школьников 27 улучшили свой результат, 7 ухудшили результат, 15 человек показали результат на том же уровне. Типичный сдвиг (Gт = 27) больше нетипичного сдвига (Gн = 6), что тоже является условием использования метода. Количество ненулевых сдвигов составило - 33. Этому числу соответствует критическое значение G0jo5 = 11 по таблице критических значений G-критерия Знаков при уровне значимости 0,05. При сравнении нетипичного сдвига с критическим значением делаем вывод о том, что Gн < G0jo5, что подтверждает гипотезу о том, что преобладание типичного сдвига не является случайным. Таким образом, G-критерий Знаков подтверждает статистически значимый результат положительной динамики роста полноты усвоения понятий элементной базы робототехники в экспериментальных классах. В 9 классах процент школьников, с более высоким коэффициентом полноты усвоения понятий элементной базы робототехники вновь повышается. Около трети девятиклассников экспериментальной группы продемонстрировали высокий уровень полноты усвоения понятий элементной базы робототехники (К≥0,71).

•Умение самостоятельно выполнять роботизированный физический эксперимент.

Характеристика уровней самостоятельности учащихся в проектировании и проведении роботизированного эксперимента представлена в п.2.5. Учащимся в ходе диагностики предлагалось спроектировать и выполнить роботизированный эксперимент на максимально возможном для них уровне

самостоятельности. Приведем примеры лабораторных заданий, связанных с постановкой роботизированного физического эксперимента:

  1. 7 класс – измерение скорости равномерного движения (время движения робота измеряется встроенным таймером, а расстояние датчиком расстояния);

  2. 8 класс – определение фокусного расстояния линзы и ее увеличения (робот с установленной линзой медленно движется до момента получения чёткого изображения источника света на экране; остановка робота осуществляется оператором; расстояние от источника до линзы и от линзы до экрана измеряется датчиками расстояния);

  3. 9 класс – определение ускорения движения шарика по наклонной плоскости (время движения шарика измеряется встроенным таймером; запуск таймера происходит при запуске шарика удерживающим устройством; в конце жёлоба устанавливается датчик касания или освещенности, который «останавливает» таймер; пройденное расстояние измеряется датчиком расстояния). Во всех заданиях требовался вывод на экран монитора значения искомой величины. Указанные задания носят повышенный уровень сложности и ориентированы на комплексное применение знаний и умений в области физики, математики, информатики и технологии. Результаты диагностики представлены в таблице 22.


Таблица 22

Динамика изменения уровня самостоятельности учащихся в проектировании лабораторного роботизированного эксперимента


Уровень самостоятельности

Экспериментальные классы

7

8

9

число учащихся

%

число учащихся

%

число учащихся

%

первый

36

72,0

24

49,0

20

40,8

второй

9

18,0

20

40,8

21

42,9

третий

4

8,0

5

10,2

8

16,3

Оценка достоверности различий результатов в 7-х и 8-х классах определялась с помощью G-критерия Знаков. Из 49 школьников 17 улучшили свой результат (с первого уровня до второго и со второго до третьего), 4
ухудшили результат, 28 человек выполнили работу на том же уровне. Ти
пичный сдвиг Gт = 17, нетипичный сдвига Gн = 4. Количество ненулевых
сдвигов составило – 21. Этому числу соответствует критическое значение
G0,05 = 6 по таблице критических значений G-критерия Знаков при уровне
значимости 0,05. При сравнении нетипичного сдвига с критическим значе
нием делаем вывод о том, что Gн < G0,05 , что подтверждает гипотезу о том,
что преобладание типичного сдвига не является случайным. Таким обра