ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 189
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
гуманитарными областями знания и сферами деятельности (реконструкция исторических событий, исследование взаимодействий различных социальных групп, решение проблем социальной адаптации, оказание социальных услуг и т.д.). Муль-тидисциплинарность робота как объекта техники не только позволяет изучать основы робототехники в рамках различных школьных предметов, но составляет продуктивную основу реализации межпредметных связей.
Реализация в школьной практике комплексной междисциплинарной программы освоения робототехники должна быть направлена, прежде всего, на обеспечение уровня развития технической культуры выпускников школы, необходимого для их эффективного существования в роботизированной технос-реде ближайшего будущего и предпрофессиональную подготовку учащихся, проявивших интерес к данной области техники и технического творчества.
Итак, в данном параграфе сформулирована общая концепция применения робототехники в предметном обучении. Определено содержание междисциплинарной образовательной программы, дана характеристика ее основных структурных элементов, раскрыто их назначение в учебном процессе. Показано, что научные основы роботостроения могут и должны быть представлены в предметном обучении как значимая и неотъемлемая составляющая содержания его политехнического содержания.
1.4. Модель обучения робототехнике в курсе физики средней школы. Предметный модуль междисциплинарной образовательной программы по робототехнике (физика)
Подходы к внедрению образовательной робототехники в учебно-воспитательный процесс средней школы могут быть различными. Исторически первым является введение в учебный план средней школы самостоятельного предмета «Робототехника», что уже сделано в некоторых странах. Это мультидисциплинарный предмет, изучение которого позволяет учащимся повторять, систематизировать, обобщать и использовать знания по разным предметам в процессе изучения и конструирования учебных моделей роботов.
Возможен иной подход, а именно: изучение робототехники в структуре отдельных предметов как составляющей их политехнического содержания. С этой целью, как отмечалось в п. 1.3., должна быть разработана междисциплинарная образовательная программа по робототехнике. На основе данной программы в составе каждой учебной дисциплины выделяется соответствующий предметный модуль и выстраиваются его необходимые содержа
тельные связи с другими предметными модулями. В рамках этого подхода элементы системы знаний по робототехнике могут быть включены не только в программы основных учебных курсов (физики, информатики, технологии, математики и др.), но и представлены в системе самостоятельных курсов по выбору и элективных курсов в основной и старшей школах, учтены в программах факультативных курсов и внеурочной работе учащихся.
В настоящее время для российской системы образования в свете концепции модернизации политехнического обучения в средней школе является более продуктивным, на наш взгляд, второй из подходов. Для его реализации необходимо раскрыть возможности каждого учебного предмета в освоении основ робототехники. Содержание, методика и технологии применения образовательной робототехники в обеспечении политехнической направленности обучения по предмету должны стать объектом специальных педагогических исследований. На сегодня научно-методические исследования в направлении применения образовательной робототехники в предметном обучении находятся пока в своей начальной стадии (см. п. 1.2.). Их содержание связывается преимущественно с курсами информатики, технологии и лишь отчасти физики, химии, биологии. Методика внедрения робототехники в предметное обучение не вполне очевидна.
В настоящей диссертации в рамках реализации второго образовательного подхода ставится задача разработки модели и методики обучения школьников основам робототехники в учебном процессе по физике. Основу решения этой задачи составляет система общих регулятивов, на которые следует ориентироваться, на наш взгляд, при разработке моделей внедрения робототехники в предметное обучение, а именно:
1) понимание необходимости освоения основ робототехники как условия адаптации учащихся в современной техносреде и их предпрофессиональной подготовки к выбору инженерно-технических специальностей в последующем образовании и трудовой деятельности;
2) важность разработки и внедрения в практику обучения не только естественнонаучной, математической и технологической, но и гуманитарной составляющей междисциплинарной программы, а именно вопросов философии и социологии робототехники как условия понимания ее назначения, общих тенденций развития и социальных следствий внедрения и распространения;
5) наличие содержательной и процессуальной компоненты в обучении робототехнике: а) обеспечение формирования системы базовых знаний (конкретных и обобщенных, в том числе метатехнических знаний); б) организация начальной практической подготовки учащихся по моделированию и конструированию простейших роботов, формирование обобщенных умений в проектной и проектно-исследовательской деятельности; создание условий для технического и дизайнерского творчества учащихся;
Ниже на рис. 1 представлена разработанная в настоящем исследовании модель внедрения робототехники в учебно-воспитательный процесс средней школы как составляющей содержания политехнического обучения физике.
Рис. 1. Модель обучения физике с применением элементов робототехники как составляющей содержания политехнического обучения по предмету
Рассмотрим особенности данной модели.
I. Представленная модель отражает общую идею и источники формирования содержания политехнического обучения. В основе лежит социальный заказ общества в форме целей политехнического обучения. Применительно к
учебному процессу по физике, организованному с применением образовательной робототехники, к ним относятся:
о расширение и углубление знаний в области технических приложений физики;
о формирование практических умений в сфере технического моделирования и конструирования (при подготовке роботизированных физических экспериментов, проектировании и создании роботизиро-
ванных технических объектов как практических приложений физики); о развитие средствами предмета технической культуры учащихся в области роботостроения и потребления услуг роботизированной техносреды;
Реализация в школьной практике комплексной междисциплинарной программы освоения робототехники должна быть направлена, прежде всего, на обеспечение уровня развития технической культуры выпускников школы, необходимого для их эффективного существования в роботизированной технос-реде ближайшего будущего и предпрофессиональную подготовку учащихся, проявивших интерес к данной области техники и технического творчества.
Итак, в данном параграфе сформулирована общая концепция применения робототехники в предметном обучении. Определено содержание междисциплинарной образовательной программы, дана характеристика ее основных структурных элементов, раскрыто их назначение в учебном процессе. Показано, что научные основы роботостроения могут и должны быть представлены в предметном обучении как значимая и неотъемлемая составляющая содержания его политехнического содержания.
1.4. Модель обучения робототехнике в курсе физики средней школы. Предметный модуль междисциплинарной образовательной программы по робототехнике (физика)
Подходы к внедрению образовательной робототехники в учебно-воспитательный процесс средней школы могут быть различными. Исторически первым является введение в учебный план средней школы самостоятельного предмета «Робототехника», что уже сделано в некоторых странах. Это мультидисциплинарный предмет, изучение которого позволяет учащимся повторять, систематизировать, обобщать и использовать знания по разным предметам в процессе изучения и конструирования учебных моделей роботов.
Возможен иной подход, а именно: изучение робототехники в структуре отдельных предметов как составляющей их политехнического содержания. С этой целью, как отмечалось в п. 1.3., должна быть разработана междисциплинарная образовательная программа по робототехнике. На основе данной программы в составе каждой учебной дисциплины выделяется соответствующий предметный модуль и выстраиваются его необходимые содержа
тельные связи с другими предметными модулями. В рамках этого подхода элементы системы знаний по робототехнике могут быть включены не только в программы основных учебных курсов (физики, информатики, технологии, математики и др.), но и представлены в системе самостоятельных курсов по выбору и элективных курсов в основной и старшей школах, учтены в программах факультативных курсов и внеурочной работе учащихся.
В настоящее время для российской системы образования в свете концепции модернизации политехнического обучения в средней школе является более продуктивным, на наш взгляд, второй из подходов. Для его реализации необходимо раскрыть возможности каждого учебного предмета в освоении основ робототехники. Содержание, методика и технологии применения образовательной робототехники в обеспечении политехнической направленности обучения по предмету должны стать объектом специальных педагогических исследований. На сегодня научно-методические исследования в направлении применения образовательной робототехники в предметном обучении находятся пока в своей начальной стадии (см. п. 1.2.). Их содержание связывается преимущественно с курсами информатики, технологии и лишь отчасти физики, химии, биологии. Методика внедрения робототехники в предметное обучение не вполне очевидна.
В настоящей диссертации в рамках реализации второго образовательного подхода ставится задача разработки модели и методики обучения школьников основам робототехники в учебном процессе по физике. Основу решения этой задачи составляет система общих регулятивов, на которые следует ориентироваться, на наш взгляд, при разработке моделей внедрения робототехники в предметное обучение, а именно:
1) понимание необходимости освоения основ робототехники как условия адаптации учащихся в современной техносреде и их предпрофессиональной подготовки к выбору инженерно-технических специальностей в последующем образовании и трудовой деятельности;
2) важность разработки и внедрения в практику обучения не только естественнонаучной, математической и технологической, но и гуманитарной составляющей междисциплинарной программы, а именно вопросов философии и социологии робототехники как условия понимания ее назначения, общих тенденций развития и социальных следствий внедрения и распространения;
-
понимание мультидисциплинарности робототехники как объекта изучения, что определяет необходимость согласованной разработки предметных программ обучения как условия качественного освоения данной области знания; соблюдение преемственности предметных учебных программ разных уровней образования; -
наличие в предметных программах обучения базовой и вариативной составляющих, обусловленное динамизмом роботостроения как области знаний и отрасли производства, высокими темпами его развития, расширением видового многообразия роботов и области их применения;
5) наличие содержательной и процессуальной компоненты в обучении робототехнике: а) обеспечение формирования системы базовых знаний (конкретных и обобщенных, в том числе метатехнических знаний); б) организация начальной практической подготовки учащихся по моделированию и конструированию простейших роботов, формирование обобщенных умений в проектной и проектно-исследовательской деятельности; создание условий для технического и дизайнерского творчества учащихся;
-
дифференциация и индивидуализация обучения, выявление одаренных учащихся, их поддержка в рамках программ индивидуального развития; -
обеспечение содержательной связи учебного процесса по предмету и внеурочной работы по робототехнике; организация конкурсного и соревновательного движений, создание творческих коллективов учащихся, ориентация их командной деятельности на инновационные решения в области моделирования и конструирования роботов.
Ниже на рис. 1 представлена разработанная в настоящем исследовании модель внедрения робототехники в учебно-воспитательный процесс средней школы как составляющей содержания политехнического обучения физике.
Рис. 1. Модель обучения физике с применением элементов робототехники как составляющей содержания политехнического обучения по предмету
Рассмотрим особенности данной модели.
I. Представленная модель отражает общую идею и источники формирования содержания политехнического обучения. В основе лежит социальный заказ общества в форме целей политехнического обучения. Применительно к
учебному процессу по физике, организованному с применением образовательной робототехники, к ним относятся:
-
демонстрация возможностей робототехники как направления технической инноватики в преобразовании современной техносреды, социально-экономические следствия ее внедрения; -
демонстрация роли физики как науки в развитии элементной базы робототехники и создании различных видов роботов; -
формирование представлений о роли робототехники в развитии физики как области научного знания, а также методики и технологии современных физических исследований (в частности, развитие представлений о современном физическом эксперименте как методе познания, формирование умений и навыков постановки роботизированного эксперимента); -
повышение качества обучения:
-
расширение и углубление предметных знаний, их систематизация и обобщение; -
осознание взаимосвязи наук и учебных дисциплин (физики, математики, информатики, биологии, химии, технологии, обществознания, мировой художественной культуры и др.); понимание важности их комплексного применения в решении технических задач; -
совершенствование политехнической подготовки средствами образовательной робототехники:
о расширение и углубление знаний в области технических приложений физики;
о формирование практических умений в сфере технического моделирования и конструирования (при подготовке роботизированных физических экспериментов, проектировании и создании роботизиро-
ванных технических объектов как практических приложений физики); о развитие средствами предмета технической культуры учащихся в области роботостроения и потребления услуг роботизированной техносреды;
-
развитие мотивации к изучению физики и ее технических приложений; -
создание дополнительных условий для совершенствования предпро-фильной и профильной подготовки учащихся; профессиональная ориентация на естественнонаучные и инженерно-технические специальности. -
развитие системы личностных качеств учащихся (М.Г. Ершов [140]).
-
Освоение робототехники в курсе физики реализуется в соответствии с современной парадигмой политехнического обучения [130] и включает овладение учащимися как конкретными, так и обобщенными знаниями и умениями в данной сфере технической деятельности. Необходимы обобщения и на уровне метатехнического знания [57]. Данные обобщения осуществляются как на предметном, так и на междициплинарном уровне (см. ранее междисциплинарную образовательную программу по робототехнике). -
Ядро модели образует трехкомпонентный подход к изучению основ робототехники в средней школе. Робототехника рассматривается в учебном процессе по физике в качестве:
-
объекта изучения - области современного технического знания, позволяющей продемонстрировать роль науки в развитии роботостроения (ключевого производства вступающего в свою доминирующую фазу технологического уклада общества); -
инструмента познания в составе современной методологии научного и научно-технического исследования; -
средства обучения, обеспечивающего обогащение и углубление прикладного предметного знания, расширение предметной основы формирования технических знаний, организации учебной технической деятельности и освоения технических умений.