Файл: Социальная отчетность как один из инструментов оценки социальной ответственности компаний.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени М.В. ЛОМОНОСОВА
ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
РЕФЕРАТ
на тему:
«Социальная отчетность как один из инструментов оценки социальной ответственности компаний»
Выполнила:
студент 3 курса 305 группы,
Агузарова Лаура Маратовна
МОСКВА 2022
В последние годы получает распространение практика участия хозяйствующих субъектов в решении актуальных социальных проблем, что является одним из важнейших ресурсов для повышения уровня социальной стабильности в обществе. В основе такой практики лежит принятие ценностей и принципов социальной ответственности бизнеса. Вмешательство большого бизнеса в социальные нужды стает все более и более актуальной задачей для современного общества.
Таким образом, актуальность вопроса определяется необходимостью появления и применения в корпоративном управлении концепции социальной ответственности бизнеса, которая направлена на достижение баланса между экономическими и социальными целями, между индивидуальными и общественными интересами.
Социальная ответственность выступает составной частью корпоративного управления, а не просто функцией связей с общественностью (PR-ом). Эта деятельность, отражающаяся в системе экономических, экологических и социальных показателей устойчивого развития, осуществляется через регулярный диалог с обществом, являясь частью стратегического планирования и управления компаниями. Поэтому решения в области Корпоративной социальной ответственности (КСО) принимаются всеми взаимосвязанными уровнями корпоративного управления: собственниками компаний, советами директоров и менеджментом. Фактически КСО выступает как политика и инструмент реализации стратегии устойчивого развития компании, поэтому ее влияние на привлекательность бизнеса для инвесторов трудно переоценить: любой портфельный инвестор, принимая серьезное решение по покупке пакетов акций той или иной компании, оценивает весь спектр рисков.
Таким образом, КСО становится базовой идеологией корпоративного управления и менеджмента, как это уже произошло в большинстве развитых стран мира. При этом каждая компания формирует свое видение корпоративной социальной ответственности через призму своих стратегических задач и приоритетов, корпоративной культуры и степени той ответственности и обязательств, которые она готова на себя принимать.
Ведущие социально ответственные компании выделяют несколько взаимосвязанных характеристик своей концепции КСО. Это:
а) стратегический бизнес-подход к управлению социальной, экологической и экономической ответственностью ком- пании, реализуемый в рамках общей стратегии бизнеса;
б) совокупность принципов поведения и управления, принимаемых компанией добровольно и оказывающих значимое влияние на процесс принятия решений любого уровня, основанный на ответственном отношении и учете пожеланий стратегически важных для устойчивого развития бизнеса сторон;
в) система менеджмента, представляющая собой набор механизмов и инструментария, позволяющих управлять скоординировано и сбалансировано нефинансовыми аспектами деятельности компании.
Для реализации российскими и зарубежными компаниями концептуальных направлений деятельности в области КСО, достижения информационной открытости с целью привлечения инвестиционных ресурсов и повышения конкурентоспособности, компании должны в максимальной степени руководствоваться международными и местными стандартами; касающимися социальной ответственности. Этого требует и включенность компаний в мировую экономику.
В настоящее время в мире существует около 30 международных стандартов в области КСО. Они предназначены для проведения оценки и управления мероприятиями КСО, а также представления отчетности в этой области на корпоративном уровне. Для более адекватного восприятия и внедрения на корпоративном уровне эти международные стандарты в зависимости от сферы и целей их использования предложено сгруппировать по четырем основным группам:
• руководящие принципы и кодексы поведения (Руководящие принципы Amnesty International по соблюдению прав человека для компаний и ОЭСР для многонациональных корпораций, Глобальный договор ООН и другие);
• системы управления и схемы сертификации (Схема экологического менеджмента и аудита EMAS, эко-стандарты ИСО 9000 и 14001, стандарт для оценки социальных аспектов систем управления SA 8000, стандарт промышленной безопасности и здоровья OHSAS 18001 и другие);
• рейтинговые индексы (Индекс Доу Джонса по устойчивому развитию DJSI, «этические» индексы FTSE4Good и т.д.);
• система подготовки отчетности (Глобальная инициатива по представлению отчетности в области устойчивого развития GRI и процессный стандарт разработки отче- тов АА 1000S).
В связи с развитием в России концепции КСО целесообразно выделить в отдельную группу стандарты и нормативно-методические документы, разработанные российскими НКО. В эту группу следует включить: Социальную хартию российского бизнеса, Стандарт Торгово-промышленной палаты РФ по социальной отчетности, Стандарт АНО «Центр экспертных программ Всероссийской организации качества» «Социальная ответственность организации. Требования. ВОК-КСО-2007», а также Концепцию российской модели социального аудита, разработанную Академией труда и социальных отношений.
Рассмотрим состав и особенности важнейших стандартов и области их использования.
На протяжении последних 15 лет российские компании - лидеры наиболее активно внедряют схему экологического менеджмента и аудита EMAS, эко-стандарты ИСО 9000 и 14001, стандарт для оценки социальных аспектов систем управления SA 8000. В области отчетности по КСО начал использоваться стандарт Глобальной инициативы по представлению отчетности в области устойчивого развития GRI и процессный стандарт разработки отчетов АА 1000S.
Один из наиболее признанных и используемых в настоящее время международных стандартов - Руководство глобальной инициативы по отчетности в области устойчивого развития (Guidelines of Global Reporting, Initiative, GRI) структурирован по принципу «триединого итога» (Triple Bottom Line): экономика компании, экология производства и социальная политика. Этот рекомендательный стандарт в соответствии с Руководством 2006 г. (третья версия) включает 121 элемент стандартной отчетности, в том числе 9 экономических, 30 экологических и 40 социальных показателей, позволяющих стейкхолдерам и обществу правильно оценить уровень социальной ответственности компании. Стандарт ориентирован на результат, определяемый по приведенным группам показателей.
Стандарт GRI позволяет наиболее полно раскрыть информацию в области социально-экологической ответственности компаний, предусматривает возможность поэтапного использования показателей результативности по мере развития нефинансовой отчетности компаний, приступающих к этой сложной работе. Этот стандарт предполагает наличие в отчете пяти разделов. В первом разделе «Видение и стратегия» приводится описание стратегии развития компании в области устойчивого развития, предваряется появлением первого лица организации. Во втором разделе «Характеристика» предполагается обзор структуры и деятельности компании, описываются проблемные области, раскрываемые в отчете. В третьем разделе «Структура управления и системы менеджмента»
представляется структура компании, особенности системы менеджмента, мероприятия по вовлечению в процесс обсуждения и контроля реализации стратегии развития стейкхолдеров. В четвертом разделе «Указатель содержания GRI» приводится специальная таблица, показывающая, где в отчете расположена специальная информация. В пятом разделе «Показатели результативности» приводятся характеристики воздействия или влияния деятельности компании, сгруппированные по экономическим, экологическим и социальным показателям деятельности.
Отчетность по стандарту GRI формируется на основе ряда принципов;
а) системообразующие принципы - открытость, вовлечение заинтересованных сторон, верифицируемость;
б) содержательные принципы - полнота, значимость, контекст устойчивого развития;
в) принципы качества и достоверности информации - точность, объективность, сопоставимость;
г) принципы, обеспечивающие доступность информации - ясность, своевременность.
Группа принципов
а) обеспечивает условие доверия к отчету, проверку его достоверности аудиторами, удовлетворяет разнообразные потребности сторон. Группа принципов
б) обеспечивает необходимую степень подробности информации, степень значимости показателей и собственной результативности на фоне общей социальной устойчивости.
в) Группа принципов обеспечивает достижение точности информации, правдивое и основанное на фактах отражение результативности, сравнимость с ретроспективой, исключение искажения информации. И, наконец, группа принципов г) обеспечивает понятность информации в доступной форме для максимального числа пользователей и ее своевременность для принятия решений.
В целом, подготовка нефинансовой отчетности предполагает построение устойчивой системы взаимодействия с заинтересованными сторонами, а также сбора и анализа информации. Решение этой задачи невозможно без поддержки со стороны высшего руководства, активного участия сотрудников, четкого распределения ответственности между подразделениями и достаточных ресурсов. Весь процесс подготовки нефинансового отчета можно разделить на пять этапов, каждый из которых имеет различную протяженность во времени.
Первый этап заключается в планировании процесса. Следует организовать рабочую группу во главе с руководителем процесса подготовки отчетности. Его основной задачей является координация взаимодействия с заинтересованными сторонами и подготовка информации по ряду выбранных направлений. Рабочая группа должна визуализировать отчет, определив, какой результат они ожидают получить - брошю- ру в свободной форме или верифицированный отчет в соот- ветствии с международными стандартами.
Следующим этапом является взаимодействие с заинтересованными сторонами с целью выявления наиболее важных для них вопросов и отражения их в отчете. Организация может использовать результаты, полученные в ходе опросов и консультаций, проводившихся в течение года, либо организовать специальные мероприятия, приуроченные к подготовке отчета. Наиболее экономичными и популярными, но не всегда эффективными мероприятиями являются круглые столы. Некоторые заинтересованные стороны не могут принять участие в круглых столах. Другие возможные мероприятия могут включать презентации, форумы, фокус-группы и индивидуальные встречи.
На основе выявленных существенных вопросов компания может разработать структурный макет отчета. Применение Руководства GRI значительно облегчает эту задачу, так как содержит стандартные элементы и показатели, которые могут быть включены в отчет. Для разработки структуры отчета важно соблюдать принцип существенности (материальности). Желание организаций рассказать о себе как можно больше вполне понятно, но нецелесообразно тратить на это время сотрудников и дополнительные ресурсы.
Сбор и проверка данных - наиболее трудоемкий этап подготовки отчета. Избежать излишней работы можно при условии его максимальной интеграции с другими процессами подготовки отчетности в организации. Например, многие показатели GRI уже содержатся в формах, представляемых в статистические органы, и управленческой отчетности. Остальные показатели можно включить в регламенты и собирать на постоянной основе, а не запрашивать их каждый год. Многие западные и российские компании при сборе информации привлекают независимых аудито- ров для верификации нефинансовой отчетности.
Серия стандартов AccountAbility 1000 (АА 1000S) (разработана Институтом социальной и этической отчетности Великобритании) служит форматом поддержки GRI и дру- гих международных стандартов, определяет процедуры взаимодействия с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами), разработки социального отчета (отчета по устойчивому развитию) и устанавливает принципы их верификации (установления достоверности) и оценки. Ключевым в этой серии является стандарт AA1000SES - взаимодействия со стейкхолдерами компаний.
Основной идеей группы стандартов АА 1000 является повышение подотчетности бизнеса обществу за счет максимального вовлечения групп заинтересованных сторон, учета их мнения при анализе деятельности компаний. Эти стандарты способны служить частью системы внутреннего контроля, нацеленной на выявление рисков, их оценку и на совершенствование практики управления рисками. В дан- ном случае речь идет, в частности, о