Файл: Социальная отчетность как один из инструментов оценки социальной ответственности компаний.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
рисках для репутации и бренда, о конфликтах, связанных с трудовым правом и нарушением прав потребителей, а также о рисках, обусловленных изменениями в законодательном регулировании.

Очевидно также, что рассматриваемая группа стандар- тов способна удовлетворить возрастающую потребность инвесторов в информации. Полученная при их применении информация достоверна, точна и поддается проверке. Данные о социальных и этических показателях компании, об ожиданиях стейкхолдеров являются ориентиром для оценки качества управления и положения компании на рынке. Это нововведение способно обеспечить существен- ный вклад в улучшение корпоративного менеджмента, поскольку стандарты связаны с процедурами усиления внутреннего контроля и внутреннего аудита в компании, обеспечивая соответствие ее целей и стратегии результатам и характеру деятельности.

Значительные улучшения могут быть достигнуты и в области кадровой политики. Регламентируя свои ценности, компания способна повысить мотивацию работников, привлечь высококвалифицированный персонал. Лояльность сотрудников является важным фактором повышения производительности труда. Большое значение имеет здесь улучшение отношений компании с внешними деловыми партнерами. Они смогут точнее оценивать соответствие по- ведения компании их пожеланиям и требованиям. В свою очередь, компания будет иметь более точную и достоверную информацию, необходимую для принятия решений:

Таким образом, введение в практику социального отчета на основе стандарта АА 1000 обеспечивает внедрение многих инноваций в повседневную работу компании. Связанные с ним процедуры помогают подготовить персонал к реорганизации бизнеса; эффективнее использовать бюджетные ресурсы на благотворительные цели; выявлять приоритеты по охране труда; решать проблемы, связанные с системой обучения персонала; улучшить имидж компании и т.д.

Развитие корпоративной социальной ответственности в России повысило интерес к международному опыту в этой области и стандартам негосударственных организаций. В частности, в мире получают распространение следующие, не являющиеся официальными, стандарты ИСО в области КСО, которые представлены в таблице 1.

Заметим, что при рассмотрении вопросов КСО суще- ственную роль играет стандарт OHSAS 18001:1999. Он содержит спецификацию системы оценки профессиональной безопасности и здоровья и представляет требования к этой системе, для того чтобы дать возможность организации управлять ее профессиональными рисками.


Сертификация OHSAS применима к любой организации, которая намерена внедрить систему управления профессиональной безопасностью и здоровьем для устранения (сокращения) риска для рабочих по найму и других заинтересованных служб.

В мировой практике существует ряд неформальных нормативных документов, разработчиками которых являются бизнес-ассоциации, некоммерческие объединения.
Приведу примеры:

• хартия «Кейданреи» о достойном корпоративном поведении, разработанная в 1991 г. «Японской Федерацией предприятий», объединяющей более 100 промышленных групп Японии. Хартия определяет, что корпора- ции, кроме получения прибыли путем участия и честной конкурентной борьбе, должны приносить пользу обществу;

• стандарты «Саншайн» по предоставлению корпоративных отчетов для заинтересованных сторон, принятые в 1996 г. некоммерческой ассоциацией- Альянсом стейк- холдеров (США), объединяющей природоохранные, религиозные организации и общества защиты прав потребителей. Согласно стандартам «Саншайн» в корпоративных отчетах должны содержаться сведения о продукции и услугах, о гарантиях занятости, безопасности, здравоохранения и равных возможностях при найме, о структуре собственности, финансовых показателях и воздействии на внешнюю среду, количестве созданных рабочих мест о выполняемых государственных заказах, штрафах, которые были взысканы с компании.

Обратимся далее к нормативным документам, разработанным российскими НКО.

Социальная хартия российского бизнеса представляет собой своего рода стандарт ответственного ведения бизнеса отечественными компаниями. Этот стандарт базируется на следующих основных принципах:

• экономическая свобода и ответственность: сила и основная ценность предпринимательства, обеспечивающего рост благосостояния страны, состоит в свободе экономической деятельности, в возможности проявления индивидуальности каждой компании, в честной конкуренции;

• партнерство в бизнесе: одна из ключевых ценностей в деятельности компаний - доверие со стороны акционеров, собственников и инвесторов;

• важнейшей ценностью компаний являются их работ- ники: жизнь человека - важнейшая ценность, не может быть компромисса между здоровьем, безопасностью работника и получением прибыли;



• надежное и качественное удовлетворение запросов и ожи-

даний потребителей: в этом смысл деятельности компаний; • взаимное уважение - основа отношений с деловыми

партнерами;

• неприкосновенность прав человека: недопущение нарушений и соблюдение прав человека на безопасность, здоровье, благополучную окружающею среду, образова- ние, труд, информацию и т.п.;

• сохранение окружающей среды - важнейшая общечеловеческая ценность;

• участие в развитии местного сообщества: компании и работники - неотъемлемая часть общества, поэтому во главу угла ставятся принципы корпоративного гражданства.

Стандарт ТПП РФ «Социальная отчетность предприятий и организаций, зарегистрированных в РФ, Основные положения» разработан с учетом базовых принципов междуна- родных стандартов корпоративной социальной отчетности АА 1000 и стандарта «Руководство по отчетности устойчивого развития».
Данный стандарт предполагает наличие в социальном отчете компании вступительной части и 7-ми тематических разделов:

1. Обеспечение высокого качества и конкурентоспособных товаров и услуг.

2. Утверждение принципов честного, цивилизованного бизнеса.

3. Стратегия и тактика компании в социальной сфере.

4. Забота компании о благосостоянии своих сотрудников.

5. Создание безопасных условий труда, укрепление здоровья общества.

6. Участие в развитии интеллектуального и духовного по-

потенциала общества.

7. Вклад компании в охрану окружающей среды.
В заключительной части социального отчета рекомендовано изложить официальное заключение аудиторской или экспертной организации по разделам, которые прошли соответствующую проверку. Следует заметить, что положения рассматриваемого стандарта носят рекомендательный характер и могут использоваться по усмотрению самих компаний.

Стандарт ВСЖ-КСО-2007 «Социальная ответственность организации. Требования» содержит только те требования, которые могут быть подвергнуты объективной экспертизе и проверке. В отличие от стандарта SA 8000, распространяющегося только на соблюдение прав персонала на труд и на соблюдение требований по охране труда, настоящий стандарт охватывает все составляющие социальной ответственности, кроме добросовестной практики ведения бизнеса и финансовой прозрачности. Требования, относящиеся к последним двум направлениями деятельности компаний, не включены в анализируемый стандарт, поскольку являются объектом пристального внимания и контроля со стороны надзорных органов.


Стандарт имеет модульное построение (требования сведены в шесть модулей), что позволяет при сертификации или декларировании подтверждать соответствие сразу по всем модулям или последовательно, модуль за модулем.
Говоря об области применения рассматриваемого стандарта, отметим, что он предназначен, прежде всего, для подтверждения соответствия деятельности компании установленным в нем требованиям путем декларирования или сертификации в Системе добровольной сертификации в области социальной ответственности «СОЦСЕРТ». Стандарт пригоден, кроме того, для применения любой компанией, которая имеет намерение:

• сформулировать цели и политику в области социальной

ответственности и разработать на ее основе программу

действий;

• самостоятельно (через внутренние проверки) подтвердить соответствие деятельности настоящему стандарту и заявить об этом соответствии всем заинтересованным сторонам - партнерам по бизнесу, органам власти, контрольным и надзорным органам, общественности и средствам массовой информации;

• продемонстрировать соответствие стандарту путем декларирования или сертификации.

Стандарт может быть полезен в качестве справочного пособия для организаций, аудиторов и привлекаемых внешних специалистов при осуществлении деятельности в области социальной ответственности, декларировании или сертификации этой деятельности.

Список использованных источников

1. Андреев А.А. Содержание и организационное обеспечение управления корпоративной социальной ответственностью // Научный вестник уральской академии государственной службы. – 2010. - No 4. – С. 23 – 26.

2. Беляева Е.Ю. Социальная ответственность корпораций и благотворительная деятельность // Предпринимательство. - 2006. - No4. – С. 8-12.

3. Канаева О.А. Корпоративная социальная ответственность: формирование концептуальных основ // Вестник Санкт- Петербургского университета. Сер. 5. Экономика. - 2009.

- Вып. 2. - С. 25-39.

4. Кричевский Н.А. Корпоративная социальная ответствен- ность. - Изд. «Дашков и К». - М. - 2007. - 215 с.

5. КСО как ключевой аспект корпоративного управления. [Электронный ресурс]. URL: http://www.csr-review.net/ kso-kak-klyuchevoy-aspekt-korporativnogo-upravleniya (дата обращения: 9.12.2010)