Файл: Урок 1 Тема Твои игрушки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 206

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок 1-2. Тема: Твои игрушки.
Цели:пояснить тему четверти; повторить виды деятельности на уроках изобразительного искусства; вспомнить образы братьев-Мастеров и задачи каждого из них; выяснить назначение детских игрушек; познакомить с их разнообразием на примерах поделок народного творчества; дать установку на изготовление игрушки из пластилина.

Вид деятельности:лепка из пластилина.

Планируемые результаты:школьники повторят специфику урока изобразительного искусства; приобретут знания о технике безопасности, многообразии используемых материалов; повторят основные правила работы на уроке, приемы работы с пластили­ном, навыки выполнения творческого задания.

Оборудование:модели игрушек народных промыслов, пласти­лин и принадлежности для работы с ним.

Ключевые слова и понятия:дымковская игрушка, художест­венный промысел, орнамент, колорит.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Беседа по теме урока

Сегодня начинается новый учебный год. Сядьте удобно, при­готовьтесь работать.

Вспомните и назовите виды работ, которыми вы занимае­тесь на уроках изобразительного искусства. (Рисование, леп­ка, конструирование.)

Чем рисуют художники? (Карандашами, красками, флома­стерами.)

Какие виды красок вы знаете? (Акварель, гуашь, масляная краска.)

Нa чем рисуют акварелью и гуашью чаще всего? (На бумаге.)

На чем еще, кроме бумаги, можно рисовать масляными красками? (На полотне.)

Верно, на специально подготовленном, вставленном в рамку и натянутом полотне. Вот мы с вами бегло повторили знания о предметах, которые необходимы для занятия изобразительным искусством — рисованием.

Бери, художник, полотно,

Картиной станет пусть оно!

Бери, художник, карандаш,

И нарисуй мир добрый наш!

Бери, художник, в руки кисть

И нарисуй всю нашу жизнь!

И. Агапова

Что вам понадобится во время лепки? (Пластилин, дощечка, тряпочка.)

Что вам понадобится для конструирования из бумаги? (Ножницы, клей, соединительные материалы, карандаши.)


(Общая тема учебного года в 3 классе называется «Искусство вокруг нас». И ваша задача - научиться видеть в жизни прекрасное вокруг себя везде, где бы вам ни придется быть. Внимательно всматривайтесь в окружающую вас жизнь, наблюдайте за прекрасным, но, что самое важное, применяйте свою фантазию, выдумку и воображение при изучении жизни. Ведь это очень важно - стать интересным человеком. То, что вы занимаетесь изобразительным искусством в школе, вовсе не означает, что после ее окончания каждый из вас непременно станет профессиональным художником. Но вы научитесь разбираться в искусстве, сами станете интереснее и добрее, а как следствие — станете лучше. У каждого человека есть свои художественные способности на уроках по изобразительному искусству они получат свое развитие, и вы почувствуете, что многому научились и много узнали.

Тема этой четверти звучит так: «Искусство в твоем доме». Для начала вы будете находить предметы искусства у себя дома, изучать их, анализировать процесс их изготовления и, конечно, пытаться самостоятельно создавать подобные пещи.

— Какие предметы, окружающие нас дома, можно назвать «предметами искусства»?

Но, оказывается, у художников есть очень много разных направлений работы, и это не только картины или скульптуры, декорации в театре или оформление посуды. Художники со­здают эскизы домов и костюмов, мебели и машин, оформляют улицы, комнаты, даже заводские и фабричные цеха. Прежде чем приступать к созданию какой то вещи, художник создает пример ее будущего внешнего облика. Он придумывает еще не существующую вещь, воображает, как она должна выгля­деть. А потом уже вместе с инженерами художники решают, что надо сделать, чтобы этот предмет оказался полезным, чтобы он помогал людям. У инженеров-конструкторов, которые созда­ют самолеты, даже есть такая поговорка: «Некрасивая машина не взлетит».

На сегодняшнем, первом уроке мы обратимся к теме «Твои игрушки». У каждого из вас были и есть любимые игрушки.

— Какая игрушка была у вас самой любимой?

— Из чего были сделаны ваши любимые игрушки? (Ответы школьников.)

Но, наверное, вам приходилось и самим делать игрушки из разных материалов, и часто такие самодельные игрушки ста­новились самыми любимыми.

— Из чего вы сами мастерили свои игрушки? (Ответы школь­ников.)

Для того чтобы самому смастерить игрушку, нужны обычные вещи: бумага, нитки, разнообразные коробочки, пробки, шарики, палочки, природный материал, резинки, лоскутки. И, конечно, ваши умелые руки и ваша фантазия. Например, сегодня вам пред­стоит изготовить игрушки своими руками, но они будут немного необычными. Какими? Об этом вы узнаете немного позже.



III. Работа в тетради

На уроках изобразительного искусства вы будете пользоваться тетрадями дли записей, но записывать вы будете немного — на­звание темы урока, фамилии художников, с картинами которых вам предстоит познакомиться, новые слова, которые используют в мире изобразительного искусства. Ведь в основном вы будете выполнять художественные работы.

Для начала оформите обложку тетради - напишите на ней слова «по изобразительному искусству», далее в родительном падеже ваши фамилию и имя.

Откройте первую страницу, напишите слова: «Тема урока», далее откройте кавычки и впишите название темы - «Твои иг­рушки».

IV.Знакомство с правилами гигиены зрения

Прежде чем вы приступите к знакомству с заданием урока, послушайте важное сообщение. На уроках следует внимательно относиться к своему здоровью. Ведь вы занимаетесь несколько часов в день, поэтому очень большая нагрузка ложится на зрение. Особенно это касается уроков изобразительного искусства. Поэтому в ходе урока вы будете выполнять специальную гимнастику для глаз, чтобы снять с них напряжение. Избежать проблем со зрением вам помогут несколько несложных упраж­нений.

Познакомьтесь с упражнениями специальной зрительной гимнастики для глаз (каждое упражнение выполняется до 10 раз).

  1. Поочередно широко раскрывать и закрывать глаза, сжи­мая веки.

  2. Фиксировать взгляд на кончике носа.

  3. Часто мигать веками.

  4. Выполнять движения глазами вправо-влево, при этом голову не поворачивать.

  5. Выполнять движения глазами вверх-вниз.

  6. Закрыть глаза ладонями и представить перед собой про­странство, полное темноты. При этом несколько раз сделать продолжительные вдохи и выдохи.

Эти упражнения можно выполнять не только на наших уроках но и во время любых других занятий, связанных с напряже­нием глаз, как в школе, так и дома. Теперь прошу вас записать эти упражнения в тетрадях.

V. Повторение правил охраны здоровья

Второй серьезный момент — большая нагрузка на вашу осанку. Все письменные работы на уроках и дома вы выполняете, нагнув­шись вперед к письменному столу. От многочасового сидения у человека может начаться искривление позвоночника. Для того чтобы облегчить вам нагрузку на позвоночник, существует не­мало простых, но полезных упражнений, которые вы разучите, чтобы делать их на уроке. А еще лучше - выполнять их и дома, самостоятельно.


- На какие органы человека ложится наибольшая нагрузка во время школьных уроков? (На глаза и позвоночник.)

— Что надо делать, чтобы избежать болезней этих органов? (Выполнять специальные упражнения.)

VI. Повторение пройденного материала, работа с учебником

Прежде чем я начну объяснять нашу задачу на урок, вам надо вспомнить, что на каждое занятие к нам будут приходить три брата-Мастера: Изображения, Украшения и Постройки. Давай­те вспомним, какую роль играет каждый браг при изготовлении предмета изобразительного искусства.

Откройте учебники на с. 7, прочтите про себя начало страни­цы. А отрывки, в которых говорится о работе братьев-Мастеров, надо прочитать вслух.

(Педагог назначает трех учеников, каждый из которых читает свой отрывок текста.)

— Определите роль Мастера Изображения в создании иг­рушки. Приведите примеры разных изображений деталей игрушек.

- Определите роль Мастера Украшения в создании игрушки. Приведите примеры его участия в создании разных обликов игрушек.

- Определите роль Мастера Постройки в создании игрушки. Приведите примеры его деятельности.

VII. Познавательная информация

Знаете ли вы, как возникли игрушки? С какой целью люди создавали игрушки? Каково их назначение? Слово «играть» озна­чает — «забавлять», «развлекать». Вот и цель создания игрушек — развлекать детей, забавлять их. Игрушек существует огромное множество, но самыми первыми были те, которые сделаны из са­мых простых природных материалов. Например, поленце, кото­рые девочки укачивали, как маленького ребенка, или камешки, которые гремели при их пересыпании из рук в руку.

— Перечислите, какие вы знаете названия игрушек. (Ответы школьников.)

Вот вы и сами убедились, какое разнообразие игрушек су­ществует на свете - от простых палочек и шариков до плаваю­щих и бегающих зверей, от огромных самосвалов и автомобилей до елочных.

Сегодня вы узнаете подробнее об игрушках, которые относят­ся к направлению «народный промысел».

(Демонстрация поделок народных промыслов.)

Есть в России город Киров, а когда-то давным-давно он носил название Вятка. Неподалеку от Вятки находится и посей день село, которое называется Дымково. Свое название село получило оттого, что над крышами всех его изб почти посто­янно вьется дымок. Дело в том, что основным промыслом жи­телей Дымкова является изготовление глиняных игрушек — кукол, музыкальных инструментов, разных забав. Каждый день создавали дымковские мастера свои поделки и высушивали их на печке - чтобы глина быстрее сохла. Вот откуда и получило село свое название — Дымково. А поделки, что выпускались в этом краю, получили свое название по географическому месторасположению — дымковские или вятские. В селе Дымково особенная глина, из которой такие игрушки выходят неповто­римыми.


Ни одна выставка народных промыслов не обходится без того, чтобы там не были представлены глиняные игрушки из села Дымково. Этот народный промысел хорошо знаком всему миру. Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими фигурками — красочными, празднично наряд­ными, пестрыми, как осенний букет. Они широко представлены в музеях, о них написано много книг, о них хорошо знают и дети, и взрослые. Давайте сделаем маленький экскурс в историю вятской игрушки.

И так, в селе Дымково, что возле города Вятка, издавна за­нимались лепкой да раскраской глиняной игрушки — петушков, индюков, всадников, лошадок, оленей. Эти игрушки отличались своей нарядностью: по белому фону их расписывали геометри­ческим орнаментом из кругов, полосок, клеток, волнистых ли­ний. Но самой известной дымковской игрушкой была женская фигурка - барыня, водоноска, девушка в кокошнике. Поэтому в женских фигурках больше всего деталей - нарядные прически, головные уборы, оборки, передники, муфты, зонтики, сумочки, воротнички.

Но не уступали им в красоте и фигурки зверей. Дымковские кони и индюки были одновременно и настоящими, и фантастическими. Например, у индюка можно увидеть хвост, как у павлина, белый конь раскрашен ярко-синими яблоками-кругами, а у оле­ня рога красные и с золотом. Во всех этих красочных образах отражались присущие русскому народу удаль, оптимизм, любовь к сказкам и песням.

Чтобы изготовить дымковские фигурки, надо проделать много разных операций. Сначала их лепят из глины, затем высушивают при комнатной температуре. Но для того чтобы начать изготовление поделок, глину сначала особым образом готовят: ее смешивают с речным песком, просеянным через сито. Сушат поделки по-разному — от 2-3 дней до 2 недель в зависимости от размера. Затем игрушки обжигают в печах.

Игрушки накаливают и оставляют прямо в печах для просуш­ки. А затем покрывают ослепительно-белым слоем мела, разве­денным на молоке. А уже потом прямо по этой побелке выполня­ют яркую многоцветную роспись. Для раскраски одной фигурки применяют от четырех до восьми цветов. Особенно ярко и на­рядно расписывают юбки барышень. Поэтому красота дымков­ских барышень часто привлекает внимание художников своими орнаментами.

У нас в стране существуют целые танцевальные ансамбли, где танцоры выступают в костюмах дымковских игрушек. Это говорит об их высокой степени привлекательности.