Файл: Направление подготовки 43. 03. 01 Сервис Направленность (профиль) образовательной программы Сервис в торговле Курсовую.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Шуйский филиал ИвГУ

Кафедра технологии, экономики и сервиса
КУРСОВАЯ РАБОТА

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ



Направление подготовки:

43.03.01 Сервис

Направленность (профиль) образовательной программы:


Сервис в торговле

Курсовую работу выполнила:

студентка 2 курса очной формы обучения математико-технологического факультета

Козлова Светлана Александровна

Руководитель курсовой работы:

доцент кафедры технологии, экономики и сервиса, кандидат экономических наук

Зинченко Оксана Вячеславовна

Дата сдачи курсовой работы:

«___» ________________ 20__г.

«Допустить к защите»

Руководитель курсовой работы

______________________ О.В. Зинченко

«____» ________________ 20___г.

Работа защищена с оценкой

________________________________


Члены комиссии

_____________________/ О.В. Зинченко _

подпись И.О. Фамилия

_____________________/ Ю.С. Нанакина _

подпись И.О. Фамилия

«17» января 2022 г.



Шуя, 2022


Содержание

Введение………………………………………………………………..……….…3

Основная часть

1. Теоретические основы исследования потребительских
предпочтений в современном маркетинге….................................................5

1.1.Потребительские предпочтения в изучении спроса потребителей: понятие, сущность, виды........……………………………………………………5

1.2 Факторы, влияющие на потребительские предпочтения…...............…….7

2. Методические аспекты изучения потребительских предпочтений….…....10

2.1. Этапы разработки исследования потребительских предпочтений.......…10


2.2.Методы изучения потребительских предпочтений………………………..13

3. Анализ потребительских предпочтений и разработка

практических рекомендаций по повышению лояльности посетителей бытового магазина «Эльдорадо»………………………………………….……18

3.1. Характеристика и анализ рыночного положения бытового магазина «Эльдорадо»……………………………………….………………………..……18

3.2. Анализ конкурентов магазина бытовой техники «Эльдорадо»……..…..19

3.3. Анализ поведения потребителей в процессе покупки бытовой техники и электроники в магазине «Эльдорадо»………………………………………….21

3.4. Рекомендации по повышению числа покупателей и их удовлетворенности товаром «Эльдорадо»…………………………….……….29

Заключение……………………………………………………………………….33

Список литературы………………………………………………………………34

Приложение………………………………………………………………………36

Введение

Тему своей курсовой работы я выбрала не случайно, ведь моя будущая профессия предполагает взаимодействие с покупателями тех или иных товаров или услуг. Покупатель – это «главный объект» в маркетинговой системе. Потребителем может выступать как частное лицо, так и целая организация. Важно знать в какой степени вовлеченности находятся отдельные группы потребителей в принятии решений о покупке тех или иных товаров.

Маркетинг - один из видов управленческой деятельности. Он влияет на расширение торговли и производства путём выявления запросов потребителей и их удовлетворения.

Маркетинговые исследования призваны решать повседневные и глобальные задачи маркетинга. Прикладные маркетинговые исследования, направлены на изучение широкого круга вопросов, которые стоят перед предприятием в условиях рыночной среды и конкуренции. Они являются основой всей деятельности маркетинга хозяйствующих субъектов. Этим и обосновывается актуальность выбранной темы данного исследования.

Цель курсовой работы – анализ методов и подходов по изучению потребительского поведения и проведение маркетинговых исследований предпочтений потребителей на рынке товаров по продвижению продукции.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. определить понятие и методы маркетинговых исследований;

  2. изучить технологию проведения маркетинговых исследований;

  3. охарактеризовать потребителей как объект маркетинговых исследований;

  4. показать значимость изучения поведения потребителей и особенности влияния референтных групп на потребителей;

  5. разработать исследовательского опрос по исследованию потребительских предпочтений в сфере торговли бытовыми товарами

  6. представить выводы по результатам исследования.


Объект работы – поведение потребителя при выборе бытового магазина «Эльдорадо».

Предмет работы – предпочтения потребителей, подходы и методы по их изучению.

При написании данной работы были использованы следующие методы: аналитический, сравнительный, обобщение, дедуктивный,

Для сбора, обработки и анализа данных были использованы первичные источники информации. Это результаты анкетирования и наблюдений.

В первой главе рассматривается теоретическая часть вопроса по изучению потребительских предпочтений, т.е. сущность и содержание потребительских предпочтений, факторы, влияющие на них и основные направления изучения потребительских предпочтений.

Во второй главе представлена информация, посвящённая методическим аспектам изучения предпочтений потребителей. Отдельное внимание уделено специфике предпочтений потребителей на рынке бытовых товаров.

Третья глава - практическая. В ней разработан опрос по изучению предпочтений потребителей на рынке бытовых товаров на примере бытового магазина «Эльдорадо» в городе Вязники.

1. Теоретические основы исследования потребительских предпочтений в современном маркетинге

1.1 Потребительские предпочтения в изучении спроса потребителей:

понятие, сущность, виды

Потребитель – хозяйствующий субъект, который принимает решения, касающиеся структуры и объема, принимаемых им благ в рамках имеющегося бюджета [2, с. 18]. В качестве потребителей выделяют:

– домашние хозяйства, представленные отдельными индивидами и семьями;

– ассоциированные потребители, т.е. те группы индивидов, которые принимают совместное решение;

– организации;

– государство.

Поведение потребителей - область исследований, которая сфокусирована на действиях потребителей [4].

Поведение потребителя – это та деятельность, которая направлена на получение, потребление и распоряжение товарами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действиям и следуют за ними [15].

Можно сказать, что ключ к пониманию поведения потребителей - это исследование культурных, социальных, личностных и психологических факторов, которые оказывают на него непосредственное влияние [18].

Изучение предпочтений потребителей начинается с определения данного понятия. Потребительские предпочтения – отношение потребителя к тому или иному товару, которое определяет их выбор из ряда подобных.


Потребительские предпочтения – это инструмент изучения спроса, который позволяет понять, какие именно товары и в какой степени востребованы в целевой аудитории [19, с.64].
Существуют виды оценок, на основе которых может определяться предпочтение потребителя:

1. Оценка альтернативных товаров. Данный вид заключается в анализе потребителем товаров-аналогов от разных производителей. Он базируется на подсчете положительной и отрицательной реакции населения на определенный оцениваемый товар («нравится – не нравится», «да – нет»);

2. Балльная оценка товаров. Заключается в анализе той же структуры с использованием шкалы оценки (пятибалльной, десятибалльной);

3. Относительная оценка товаров. Заключается в выявлении степени удовлетворенности потребителей товарами (полностью согласен – полностью не согласен; абсолютно доволен – абсолютно не доволен) [25].

Полезность – это общее удовлетворение, которое получает потребитель от потребления данного блага [14]. Концепция полезности опирается на ряд предположений:

– предпочтения потребителя формируются без влияния извне, а принимаемые решения не зависят от решений, принимаемых другими потребителями;

– полезность – это субъективная оценка потребителем ценности для него конкретного блага, она не связана ни с критериями физиологической пользы, ни с нравственными оценками;

– потребитель стремится максимизировать полезность, что является руководящим психологическим принципом его поведения;

– полезности разных благ сопоставимы, а потребители способны проводить их сопоставление.

Чем более эксклюзивно является предложение и чем сложнее удовлетворить в нём потребность, тем выше будет его предельная потребность, а значит, и цена. Потребитель всегда взвешивает предельную полезность товара и сопоставляет, таким образом, разные блага, сравнивая их между собой. Если предложение теряет свою полезность, то покупатель заменит его другим [17, с.98].

Проблема выбора индивидом определенных потребительских благ, то есть определение его предпочтений, является непосредственным предметом теории предельной полезности [5].
1.2 Факторы, влияющие на потребительские предпочтения

Профессор Университета Колорадо М. Кэмпбелл считает, что существует три теории первичных факторов, которые влияют на их возникновение, становление и формирование вкусов:


1) теория инстинктов. Данная теория утверждает, что все предпочтения врожденны;

2) теория манипуляции. Она утверждает, что потребитель не может объяснять изменение в образцах или различиях между образцами, его вкусы формируются манипуляциями извне;

3) «перспектива Веблена». В этой теории потребление объясняется стремлением достигнуть более высокого положения в обществе (на рынке).

Исследователи методов для изучения потребителей И. Синха и
М. Собел считают, что на выбор потребителя в первую очередь влияют переменные факторы: предполагаемый риск, различия в качестве, осведомленность о ценах, поиск чего-то нового или готовность использовать проверенные продукты, склонность покупать бренды внутри категории, склонность к определенным профессиям.

Одна из самых распространенных классификаций факторов, влияющих на решение о покупке, принадлежит французскому ученому Ж.Ф. Кролару. Ученый предложил следующую модель мотивации потребителей:

1) безопасность (душевное спокойствие, которое дает вам услуга или продукт, на которое вы можете рассчитывать);

2) привязанность (лояльность к бренду);

3) комфорт (ожидаемые преимущества продукта или предложения: простота использования, простота обслуживания и т. Д.);

4) экономия.

Самое большое влияние на потребительское поведение оказывают факторы культурного уровня, которые определяют потребности и поведение человека.

Культура – совокупность основных ценностей, понятий, желаний и особенностей поведения.

На решения покупателя сказываются такие характеристики, как возраст, этап жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение, тип личности и представление о самом себе. [13, с. 222].

С возрастом происходят изменения в ассортименте приобретаемых людьми товаров, меняются их вкусы и предпочтения в отношении питания, одежды, мебели, отдыха и развлечений.

Жизненный цикл семьи – совокупность отдельных стадий, которые проходит семья в своем развитии с момента создания. Выделяют следующие стадии этого цикла. [2, с. 235]:

- зарождение семьи до рождения ребенка;

- рождение и воспитание детей;

- окончание выполнения семьей воспитательных функций;

- дети живут с родителями, и хотя бы один не имеет собственной семьи;

- супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.
Теоретически при каждой покупке покупатель проходит все пять этапов. Однако на практике потребитель часто пропускает или меняет определенные шаги. Маркетологи должны использовать эту модель принятия решения о покупке, потому что она отражает логику потребителя, когда он сталкивается с новой и сложной ситуацией.