Файл: Урок 1 Тема Твои игрушки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 211

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Присутствует ли в этой картине контраст или ее главным приемом является согласованность персонажей? Конечно, в кар­тине присутствует согласованность, мы видим изображение мир­ного домашнего момента, который повторяется изо дня в день. И по всему видно, что среди детей также царит мир и согласие. Правда, можно предположить, что мальчик, который сидит на стуле ближе к зрителю, немного непоседа и задира. Недаром художница изобразила его волосы слегка взъерошенными.

Одной из самых известных картин из жанра бытовых является картина художника Ф. Решетникова «Опять двойка». Посмотрите, какую сценку запечатлел на ней художник.

(Демонстрация репродукции.)

- Сколько героев изображено на картине и кто они? (На кар­тине изображено пять героев — четыре человека и собака, друг мальчика. У каждого героя свое настроение, и это очень ясно передано художником с помощью мимики — выражения лиц персонажей.)

- Расскажите о настроении каждого из персонажей картины.

- Кто главный герой картины? (Мальчик в пальто и с портфе­лем в руках, расположенный в левом нижнем углу картины.)

- Почему вы думаете, что именно он получил двойку? (Малень­кий мальчик еще дошкольник, а девочка, видимо, отличница.)

- Есть ли на картине персонаж, который искренне радуется приходу мальчика-двоечника? (Да, есть: это собака, кото­рая встречает хозяина, радостно бросаясь ему навстречу.)

Картина написана в середине XX в., и в ней видны многие приметы этого времени: на девочке и на мальчике-двоечнике обязательная школьная форма, которая в наши дни отменена, мальчик обут в калоши поверх ботинок — сейчас калоши тоже не носят. А раньше это считалось удобным: прошел до школы по улице в калошах, а в школе снял их и остался в чистой обуви. Маленькая сценка из жизни, которую увековечил художник Ф. Решетников в своей картине под названием «Опять двойка», находится в Третьяковской галерее.

— Какие бытовые детали вы видите на картине «Опять двойка»?

— Какой художник нарисовал эту картину?

— Как можно отличить картину историческую от бытовой?

— Какие образы нередко изображаются на картине исторической?

— Какие детали чаще всего изображаются на картине бытовой?

IV. Работа в тетради

Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока: «Картины ис­торические и бытовые». Запишите названия картин, репродукции которых вы видели на уроке.

1. В. Суриков «Переход Суворова через Альпы».

2. В. Серов «Петр I».


3. Ф. Решетников «Опять двойка».

V. Знакомство с заданием для самостоятельней работы

Вы можете выбрать сами, картину какого жанра вы сегодня нарисуете. Подумайте, что вам ближе и что вы сможете передать рисунком: какой-то исторический момент или фрагмент вашей жизни. Прочитайте задания на с. 131 учебника: там приведены темы для выбора рисунка жанровой тематики.

(Школьники выбирают тему рисунка и приступают к выпол­нению работы на нужную тему.)

VI. Физкультминутка

Вы знаете, что в мае ежегодно проводится парад войск на Красной площади в ознаменование Дня Победы нашей страны в Великой Отечественной войне. На физкультминутке мы прове­дем не просто игру с метроритмическими движениями, а своеоб­разный конкурс с военной тематикой на внимание. Он называ­ется «Разведчики, парад, засада». Для проведения конкурса надо выучить три вида движений. Первое - парадный шаг.

— Вы видели, как солдаты шагают на параде?

— Какой у них при этом бывает шаг? (Уверенный, четкий, с вы­соким подниманием колен.)

— Каким должно быть положение корпуса во время ходьбы? (Плечи развернуты, голова приподнята, спина выпрямлена.)

Прошу всех встать. Теперь давайте попробуем все вместе пройти парадным шагом на месте.

(Школьники маршируют на месте парадным шагом.) Таким шагом вам и нужно будет идти, когда вы услышите команду «Парад!».

Для показа движения разведчиков вам понадобится идти другими шагами - осторожными, тихими, на цыпочках, слегка согнувшись. Так идут разведчики, когда им надо незаметно пройти в тылу врага, чтобы узнать нужные сведения. Ведь при этом важно, чтобы их никто не услышал. Попробуем пройтись таким шагом.

(Школьники маршируют на месте легким шагом на цыпочках.)

Третий вид движения в этой игре называется «засада». Вы должны присесть на корточки, словно разведчик, который желает остаться незаметным, и при этом наблюдать, что делается вокруг.

(Педагог показывает вид движения - вместе с ребятами са­дится на корточки, охватив колени.)

Итак, вы выучили все три движения, который понадобятся и игре «Разведчики, парад, засада». Теперь слушайте внимательно задание.

Я буду произносить эти три слова, а вы должны без ошибки мы полнить нужное действие.

(Несколько раз проводится игра «Разведчики, парад, засада».)

VII. Завершение самостоятельной работы



(Школьники возвращаются к своим работам и завершают их.)

VIII. Познавательная информация

Познакомьтесь еще с одной картиной бытового жанра. Она называется «Неравный брак», ее автор — художник В. Пукирев. (Демонстрация репродукции картины.)

— Что вы видите на этой картине? Каков ее сюжет? (Совсем молодую девушку выдают замуж за старика.)

Мы видим эпизод венчания в церкви. С левой стороны — свя­щенник, который надевает на палец девушке венчальное кольцо, .1 перед ним стоят жених — довольно старый человек — и моло­денькая девушка — его невеста, которая совсем скоро станет его ia конной женой.

- По каким приметам видно, что девушка выходит замуж за этого старика не по своей воле? (У нее заплаканное лицо, ее рука безвольно опущена, она очень грустная.)

Да, она даже держит венчальную свечу так, что, кажется, сей­час загорится ее роскошное платье. Голову она низко наклонила и не смотрит ни на своего жениха, ни на кого вокруг. Зато ее же­них старается держаться молодцевато. Он вытянулся в струночку и даже через зубы ворчит на свою невесту, скривив узкие губы. Но ни его подтянутый вид, ни ордена, надетые на свадебный костюм, не могут привлечь наше внимание, не дают загореться симпатии к нему. Все симпатии зрителей — на стороне невесты. Почему у картины такое название — «Неравный брак»? Во-первых, из-за разницы в возрасте старого жениха и юной не­весты. Во-вторых, наверное, жених — довольно богатый человек, а его красавица-невеста - из незажиточной семьи. То есть счи­тается, что этот старик ее осчастливил, взял в жены из бедности.

Может быть, эта печальная истории произошла в жизни само­го художника? Его любимую девушку родители насильно выдали замуж за старика. Поэтому на картине с правой стороны, позади невесты, он нарисовал автопортрет.

- Что такое автопортрет? (Портрет автора картины, самого художника.)

- Опишите автопортрет художника В. Пукирева. (Это моло­дой красивый человек с печальным взглядом; он охватил себя руками за плечи и мрачно смотрит на происходящее.)

- Какие чувства переживает художник, глядя на венчание? (Всем своим видом он выражает протест, но ничего не может сделать, чтобы остановить эту церемонию:)


- Что вам запомнилось из этой картины больше всего? (Порт­рет невесты.)

Невеста нарисована художником с особой любовью и тща­тельностью. Кажется, в ее свадебном наряде он прорисовал каж­дую деталь - все кружева на платье, перчатки, фату с цветками флердоранжа, который кажется для такой молоденькой девушки настолько тяжелым, что даже пригибает ее голову книзу.

- Как называется картина, которую вы только что рассмотрели?

- К какому жанру ее можно отнести? (К бытовому.)

- Какие бытовые детали здесь представлены? (Одежда людей, обстановка церкви.)

Одежда людей относится к середине или к концу XIX в., по­этому мы можем предположить, когда происходило событие, ко­торое изображено на картине.

Запишите в тетради название картины и фамилию ее автора. Эта картина была в свое время куплена знаменитым коллекцио­нером П. Третьяковым.

- Значит, в какой картинной галерее сегодня можно увидеть подлинник картины? (В Третьяковской галерее.)

Теперь познакомьтесь с еще одной картиной исторического жанра, которая называется «Княжна Тараканова». (Демонстрация репродукции картины.)

- Опишите, что на ней изображено. (Красивая девушка в бо­гатом нарядном платье стоит на дощатой постели, а в за­решеченное окно хлещет вода.)

Эта девушка и есть княжна Тараканова. Ее привезли в России из-за того, что она в разных странах Европы называла себя наследницей русского престола и говорила, что имеет все права, чтобы стать царицей.

На самом деле княжна не являлась наследницей российского престола, она все это сочинила и была просто-напросто обман­щицей. Поэтому она была привезена в Санкт-Петербург и заключена в Петропавловскую крепость. Но Санкт-Петербург - город, в котором раньше часто бывали наводнения, ведь он построен на болотах, вблизи от моря. Как раз момент такого наводнения запечатлел на своей картине художник К. Флавицкий. Видите, вода хлещет в зарешеченное окно, на постель с узницей караб­каются мыши.

- К какому жанру можно отнести эту картину? (К историче­скому.)

- С помощью каких деталей этой картины создается контраст, который и производит сильное впечатление на зрителей?

IX. Защита творческих проектов

(Школьники проводят защиту творческих проектов.)

XI. Рефлексия

- С картинами каких жанров вы сегодня познакомились?


- Чем отличается картина исторического жанра?

- Какие картины исторического жанра вы сегодня рассма­тривали?

- В чем заключается историзм этих картин?

- Какие жанры могут встречаться в исторической картине?

- В чем заключается отличие картины бытового жанра?

- Что такое быт?

- Приведите примеры картин бытового жанра.

- Какие предметы быта присутствуют на этих картинах?

- Какова роль братьев-Мастеров при создании картин исто­рических и бытовых?

А теперь сочиним синквейн на тему «Картина».

(Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки.)

XI. Уборка рабочего места, задание на следующий урок

Сложите и уберите принадлежности для рисования. На следу­ющий урок принесите пластилин и принадлежности для работы с ним.

Прошу вас выполнить домашнее задание: выбрать картину нa бытовую или другую жанровую тему и составить по ней рассказ экскурсовода.

Урок 33.