Файл: Вопросы к экзамену по гигиене детей и подростков для студентов 6го курса медикопрофилактического факультета.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 453

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Однако важно знать, что структура заболеваемости не во всех детских и подростковых учреждениях одинакова, так как зависит от разных факторов, в том числе от времени года.

Уровень общей заболеваемости и ее структура изменяются с возрастом и в динамике десятилетий.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛИСТУ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ:

  • применяет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, знания основных этапов и тенденций исторического процесса, истории культуры и ее главных достижений;

- ведет и пропагандирует здоровый образ и стиль жизни, значение занятий физической культурой и спортом для здоровья;

- владеет математическими методами в решении профессиональных задач с широким использованием компьютерных технологий;

- использует знание основных физических, химических, биологических и 10 физиологических закономерностей, процессов и явлений в норме и патологии, а также работает с аппаратурой по гигиенической оценке функционального состояния и психолого-физиологического статуса, а также факторов среды обитания детей и подростков;

  • применение алгоритма врачебной деятельности по оказанию медицинской помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях на догоспитальном этапе, осуществление профилактики, постановки предварительного диагноза с последующим направлением больных к врачу специалисту для лечения и реабилитации.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Врач по гигиене детей и подростков должен:

  • владеть правовыми и законодательными основами деятельности врача по гигиене детей и подростков ЦГСЭН в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения, знать принципы взаимодействия органов здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы по вопросам охраны здоровья детей и подростков, анализировать и планировать свою работу, координировать еѐ с другими специалистами и службами;


- знать и соблюдать принципы врачебной этики и деонтологии при проведении гигиенической и профилактической работы среди детского населения.
Врач по гигиене детей и подростков должен освоить следующие виды деятельности и на их основе решать соответствующие им профессиональные задачи:

1. Государственный учѐт массовых неинфекционных заболеваний в связи с вредным воздействием факторов окружающей среды. Анализ состояния здоровья детских и подростковых организованных коллективов и детского населения в целом.

2. Объективная оценка факторов среды обитания, условий и режима воспитания, обучения, отдыха детских и подростковых коллективов.

3. Проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых инфекционных заболеваний у детей.

4. Разработка и внедрение местных и региональных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей, разработка предложений по проведению профилактических мероприятий (профилактика заболеваний детского 11 населения, оздоровление седы обитания и условий их жизнедеятельности).

5. Контроль за проектированием, строительством и реконструкцией детских и подростковых учреждений.

6. Гигиеническая оценка (сертификация) товаров и предметов детского ассортимента и материалов для их изготовления. Сертификация продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для детей и подростков. Лицензирование видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для детей и подростков.

7. Осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора за деятельностью детских и подростковых организованных коллективов, выполнением предложений и программ ЦГСЭН.

8. Планирование работы санитарного врача по гигиене детей и подростков.

9. Организационно- методическое обеспечение гигиенического воспитания и обучения детей, обучения и аттестации должностных лиц и работников, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей и подростков.


Врач по гигиене детей и подростков при завершении углубленной подготовки должен освоить следующие виды деятельности и на их основе решать соответствующие им профессиональные задачи:

- Оценка состояния здоровья детей и подростков и факторов, его определяющих.

-Осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора за средой обитания и условиями жизнедеятельности детей и подростков.

- Осуществление управленческой деятельности в интересах санитарно- эпидемиологического благополучия и охраны здоровья детей и подростков.

- Осуществление воспитательной, педагогической и научно-практической работы.


  1. Основные группы здоровья детей и подростков. Факторы, формирующие здоровье детей и подростков.

Здоровье - это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений.

Здоровье - это состояние жизнедеятельности, соответствующее биологическому возрасту ребенка, гармоничного единства физических и интеллектуальных характеристик, формирования адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста.
Оценку состояния здоровья детского населения, характеристику критериев, обусловливающих его здоровье, дают с учетом так называемых определяющих признаков здоровья:

• отсутствие в момент обследования какой бы то ни было болезни;

• гармоничное и соответствующее возрасту развитие (физическое и психическое);

• нормальный уровень функций;

• отсутствие наклонности к заболеваниям.
В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:

  1. к I группе здоровья относятся здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, без анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;


  1. ко II группе здоровья относятся дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела или избыточной массой тела, дети часто и/или длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями; дети с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций;

  2. к III группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций; степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка, в том числе подросткового возраста;

  3. к IV группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями; дети с высокой вероятностью осложнений основного заболевания; дети, у которых основное заболевание требует поддерживающей терапии; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определенной мере ограничивает возможность обучения или труда ребенка;

  4. к V группе здоровья относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующих постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.



Распределение детей по группам здоровья широко используется в педиатрии, но оно более приемлемо для одномоментной оценки состояния здоровья детей в коллективе.

Распределение детей по группам здоровья очень важно:

• для характеристики здоровья детской популяции, получения статистических показателей здоровья и численности групп;

• сравнительных сопоставлений во времени, на разных территориях, в образовательных учреждениях;

• оценки эффективности лечебно-профилактической работы детских медицинских учреждений и отдельных врачей;

• выявления и сравнения влияния факторов риска на коллективное здоровье детей;

• определения потребности в специализированных службах и кадрах.
Распределение детей на группы здоровья позволяет дать общую характеристику состояния здоровья детских контингентов.

Для характеристики состояния здоровья детских контингентов дополнительно применяют следующие показатели:

 индекс здоровья - удельный вес детей, не болевших в течение года, среди всех обследованных (в процентах);

 частоту болезней, выявленных при осмотре (патологическая пораженность), - частоту хронических заболеваний, функциональных отклонений в промиллях на определенную дату (Point prevalence).
Для оценки здоровья детей используют три группы показателей:

• Медицинские - заболеваемость по обращаемости, индекс здоровья, число часто болеющих детей, общая и детская смертность, физическое развитие, инвалидность.

• Социального благополучия - демографическая ситуация, показатели факторов окружающей среды, образ жизни, уровень медицинского обслуживания.

• Психического благополучия - заболеваемость психическими заболеваниями, частота невротических состояний и психопатий и др.

Определяющую роль в изменениях состояния здоровья детского населения играют 3 группы факторов:

• генотип популяции;