Файл: Вопросы к экзамену по гигиене детей и подростков для студентов 6го курса медикопрофилактического факультета.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 459

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Метод процентильных шкал

Метод процентильных шкал является методом непараметрической статистики, что позволяет избежать искажений результатов оценки показателей, имеющих асимметрию в распределении, в частности, функциональных показателей.

Сущность метода заключается в том, что при изучении величины антропометрического признака у однородной статистической совокупности детей рассчитывают разницу между минимальным и максимальным значением данного признака.

  • Деление полученной величины на 100 дает значение 1 процентиля.

  • Значение 1 процентиля, умноженное на 25, соответствует нижней границе нормы исследуемого антропометрического признака.

  • Значение 1 процентиля, умноженное на 75, является верхней границей нормы исследуемого антропометрического признака.

  • Величины, находящиеся в процентильном канале до 25 процентиля, оцениваются как сниженные

  • и свыше 75 процентиля - как повышенные.


Примером таких шкал могут служить процентильные шкалы для оценки функциональных показателей.

Однако процентильные шкалы рассчитывают для каждого антропометрического признака, вне их взаимосвязи в процессе роста и развития организма.

В настоящее время процентильные шкалы можно использовать на уровне скрининг-диагностики для выявления детей группы риска с целью дальнейшего обследования.

Методика оценки физического развития по региональным модифицированным шкалам регрессии массы тела по длине тела

Методика была разработана в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН. Таблицы для индивидуальной оценки физического развития, разработанные методом регрессионного анализа, модифицированы и устанавливают в каждой возрастно-половой группе для конкретных вариантов длины тела диапазон нормальных колебаний массы тела (от М -1аR до +2а^. С целью упрощения из таблиц исключены данные об окружности грудной клетки, четко коррелирующие с массой тела. Данные, приведенные в табл. 1.1, позволяют выявить отклонения за счет дефицита и избытка массы тела, а также формируют группу лиц низкого роста, у которых возможна общая задержка физического развития.

Обследование ребенка начинают с установления календарного возраста на момент осмотра. Следует помнить, что оценивать физическое развитие детей необходимо по разным возрастно-половым нормативам.


Существенно облегчает задачу установления календарного возраста специальная таблица (табл. 1.2), при пользовании которой следует из года обследования вычесть год рождения подростка, а затем из полученного числа вычесть или к нему прибавить (см. знак) число месяцев, указанное на пересечении горизонтальной (месяц рождения) и вертикальной (месяц обследования) строк.
При оценке физического развития ребенка в соответствующей таблице находят его рост, затем строго по горизонтальной строке - диапазон ";нормы"; массы тела для данного роста. В зависимости от того, попадет ли фактическое значение массы тела в этот диапазон, окажется ли ниже минимальной или максимальной его границы, оценивают физическое развитие ребенка. Данные таблиц дают возможность выделить следующие варианты оценки физического развития:

  • - нормальное физическое развитие - масса тела в пределах нормальных вариантов (от М - до М + относительно роста);

  • - дефицит массы тела - масса тела меньше значений минимального предела ";нормы"; относительно роста (меньше М - );

  • - избыток массы тела - масса тела больше значений максимального предела ";нормы"; относительно роста (больше М + );

  • - низкий рост - варианты роста меньше минимальных, указанных в таблице (меньше М - ).



Характеристика физического развития ребенка не должна ограничиваться оценкой его состояния по соотношению тотальных размеров тела. Важным элементом этой характеристики являются сроки прорезывания постоянных зубов и показатели полового созревания.

Возрастные нормативы дают представление

  • о наличии постоянных зубов (М ± 1 ) у детей, развитие которых соответствует календарному возрасту;

  • меньшее количество зубов (менее М - 1 ) говорит о замедленном развитии,

  • большее (более М ) об ускоренном развитии.



На основании степени выраженности вторичных половых признаков в том или ином возрасте можно установить следующие варианты оценки биологического развития:

- соответствие календарному возрасту (половая формула отвечает возрастной норме);

- ускоренное развитие (опережение составляет 1 год и более);

- замедленное развитие (отставание составляет 1 год и более).
Соединяя воедино оценку физического и биологического развития, получают общую характеристику для каждого ребенка. Дети с дефицитом массы тела подлежат наблюдению педиатром для установления причин недостаточного веса и его коррекции. Детей с избыточной массой тела направляют на консультацию к эндокринологу, так как зачастую они страдают ожирением. Дети с низким ростом также должны быть обследованы эндокринологом для установления причин задержки физического развития. Случается, что низкий рост обусловлен генетическими факторами (низко-рослость родителей).

Наиболее информативно возрастное развитие организма при массовых обследованиях отражают: длина тела, характер ее годовых приростов, соотношение окружности головы и длины тела, окружности головы и длины верхних конечностей, развитие зубной системы, степень полового созревания. Эти показатели на определенных этапах созревания демонстрируют высокую взаимосвязь друг с другом и с ";костным возрастом";, таким образом, диагностическая ценность их не равнозначна в разные возрастные периоды.


Оценка физического развития по комплексной методике

Оценка физического развития осуществляется в два этапа.

I этап. Определение биологического уровня развития организма и его соответствия календарному (паспортному) возрасту. Календарный возраст рассчитывают в годах, месяцах и днях на день обследования. Пользуясь правилом округления (все, что до половины, относится к предыдущему возрасту, все, начиная с половины и более, относится к последующему возрасту).


  • Новорожденных выделяют в самостоятельную группу.

  • Детей первого года группируют с интервалом в 1 месяц. К детям 1-го месяца относят детей в возрасте от 16 дней до 1 мес 15 дней, 2-го месяца - от 1 мес 16 дней до 2 мес 15 дней и т. д.

  • Детей в возрасте от 1 года до 3 лет группируют с интервалом в 3 мес. В возрастную группу 1-го года входят дети от 10 мес 16 дней до 1 года 1 мес 15 дней, в группу 1 год 3 мес - от 1 года 1 мес 16 дней до 1 года 4 мес 15 дней и т. д.

  • Детей от 3 до 7 лет группируют с интервалом в 6 мес. В возрастную группу детей 3 лет включают детей от 2 лет 9 мес до 3 лет 2 мес 29 дней, в группу 3 года 6 мес - от 3 лет 3 мес до 3 лет 8 мес 29 дней и т. д.

  • Для детей и подростков от 7 до 18 лет принят интервал 1 год. К 7-летним относят детей от 6 лет 6 мес до 7 лет 5 мес 29 дней, к 8-летним - от 7 лет 6 мес до 8 лет 5 мес 29 дней и т. д.



Затем оценивают уровень биологического развития по показателям длины тела (стоя), прибавки длины тела за последний год, соотношения окружности головы к длине тела (выраженного в процентах), соотношения окружности головы и длины верхних конечностей (по Филиппинскому тесту), по количеству постоянных зубов (с обязательным выявлением зубов, пораженных кариесом), степени развития вторичных половых признаков, сроку наступления menarche у девочек путем сравнения их со средними показателями биологического развития для детей данного пола и календарного возраста (табл. 1.3).
На различных этапах развития организма информативность вышеперечисленных признаков меняется. Ведущими показателями биологического уровня развития являются:

- в возрастной группе 3-5 лет - длина тела, годовая прибавка длины тела, индекс отношения окружности головы к длине тела, Филиппинский тест1;

- в возрастной группе 6-7 лет и младшем школьном возрасте - число постоянных зубов, длина тела, индекс соотношения окружности головы к длине тела и, в меньшей степени, годовая прибавка длины тела;

- в препубертатном возрасте - характер ростовых процессов, степень развития вторичных половых признаков и протекание процессов вторичной дентитации;

- в пубертатном возрасте - степень развития вторичных половых признаков, время наступления menarche у девушек, менее значим характер ростовых процессов.
II этап. Оценка морфофункционального состояния организма по показателям массы тела, окружности грудной клетки (в паузе), жизненной емкости легких и мышечной силе кистей рук.

Для оценки гармоничности развития морфологических признаков (массы тела и окружности грудной клетки) используют шкалу регрессии по длине тела (Приложение 2). Для этого в шкале находят показатель длины тела обследуемого и соответствующие ему показатели массы и окружности грудной клетки. Затем рассчитывают разницу между данными ребенка и стандартными значениями, делят ее на частную сигму, определяя таким образом сигмальное отклонение показателей массы тела и окружности грудной клетки обследуемого от должных величин.


1 При проведении Филиппинского теста правую руку ребенка при вертикальном положении головы кладут поперек середины темени, пальцы руки вытянуты в направлении левого уха, рука плотно прилегает к голове. Филиппинский тест считается положительным, если кончики пальцев достигают верхнего края ушной раковины.

Состояние опорно-двигательного аппарата оценивают путем визуального определения формы грудной клетки, выявления изгибов позвоночника во фронтальной плоскости, формы ног, наличия сводов стопы, а также вида осанки по соотношению глубины шейного и поясничного изгибов позвоночника с его длиной.

Кроме того, оценивают толщину жировых складок на груди, животе, под лопаткой и над трехглавой мышцей плеча путем сравнения со средними показателями для детей и подростков:

  • до 5 мм - I степень,

  • 6-10 мм - II степень,

  • 11-15 мм - III степень жироотложения;

  • 16 мм и более - избыточное жироотложение или ожирение.




  • Гармоничным считается такое морфофункциональное состояние, при котором масса тела и окружность грудной клетки соответствуют стандартным при данной длине тела или отличаются от них не более чем на одну частную сигму, а функциональные показатели соответствуют возрастным нормам или превышают их.К группе гармонично развитых относятся также индивидуумы, имеющие превышение массы тела более чем на одну сигму регрессии за счет развития мускулатуры, которое подтверждается путем оценки толщины жировых складок.

  • Морфофункциональное состояние оценивается как дисгармоничное, когда масса тела и окружность грудной клетки меньше или больше стандартных на 1,1-2,0 сигмы регрессии, а функциональные показатели ниже средних.

  • При резко дисгармоничном развитии масса тела и окружность грудной клетки ниже или выше 2,1 частной сигмы, а функциональные показатели низкие.


Схема позволяет распределить детей на группы физического развития и выделить контингент с нарушением сроков возрастного развития, дисгармоничным или резко дисгармоничным морфофункциональным состоянием или имеющих сочетанные нарушения (табл. 1.5).

Таблица 1.5. Схема оценки физического развития