Файл: Вопросы к экзамену по гигиене детей и подростков для студентов 6го курса медикопрофилактического факультета.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 462
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Физическое развитие тесно связано с состоянием здоровья, является одним из его показателей, служит надежным критерием для выявления детей, имеющих риск развития заболеваний и патологических отклонений, а также для определения готовности организма к различным видам деятельности.
Комплексная оценка дает возможность не только констатировать состояние физического развития детей, но и использовать ее в качестве скрининг-теста выявления детей групп риска вероятности развития заболеваний и патологических отклонений в соматическом статусе. В группы риска входят дети с нарушением сроков биологического созревания и/или имеющие дисгармоничность морфофункционального статуса (табл. 1.6).
-
Среди детей с нарушением сроков возрастного развития (группа риска I степени) отклонения в состоянии здоровья выявляются примерно в 1/3 случаев; при нормальных сроках созревания, но дисгармоничном развитии за счет сниженных показателей - в половине случаев. Доминирующими являются: заболевания и функциональные отклонения носоглотки, легких, почек, сердца.
-
Дети, относящиеся к группе риска II степени, имеющие сочетанные нарушения сроков возрастного развития и морфофункционального состояния, а также дисгармонию за счет избыточной массы тела при соответствии биологического и календарного возрастов, чаще всего имеют функциональные отклонения: астенический синдром, нарушения опорно-двигательного аппарата, хронический тонзиллит, ревматизм, пневмония, эндокринная патология. У детей с избытком массы тела нарушения здоровья отмечаются в 90% случаев, при этом у половины из них диагностируются начальные формы ожирения. -
К группе риска III степени относятся дети, имеющие резкую дисгармоничность морфофункционального состояния вне зависимости от темпов биологического созревания. Подавляющее большинство детей этой группы имеют избыточную массу тела, ожирение II-III степени, часто осложненные его формы. Дети с резким дефицитом массы тела страдают хроническими заболеваниями разной этиологии.
http://www.studmedlib.ru/ru/doc/ISBN9785970422373-0001/022.html?SSr=320133ecf515428e7dde508263ksv19941408
Другой ответ:
Методы оценки ФР
Антропометрия=педометрия Оценка морфологических особенностей тела; точные измерения на живых людях, с использованием точно установленных антропометрических точек, стандартных методов, инструментария. Все исследования проводятся на раздетом ребенке, в положении по стойке «смирно» (выпрямившись, подобрав живот, расправив плечи, пятки вместе, носки врозь, голова в положении «горизонтали»=нижний край глазницы и верхний край козелка уха находятся в одной горизонтальной плоскости); в первую половину дня (к концу дня длина тела уменьшается на 1-2 см в связи с утолщением свода стопы, межпозвоночных хрящей, снижением тонуса мускулатуры, а масса тела увеличивается на 1 кг). Соматометрия – определение длинников (антропометр), диаметров (толстотные циркули), окружностей (лента) и массы тела (медиц.весы).
Соматоскопия (scopia- вижу): осмотр+описание телосложения и внешнего облика; Проводится для получения общего впечатления о ФР обследуемого; носит весьма субъективный характер и зависит от представлений и практического опыта исследователя. Включает оценку опорно-двигательного аппарата, определение степени жироотложения, степени полового созревания, состояния кожных покровов, слизистых глаз и полости рта, зубную формулу. Выраженность жироотложения: толщина кожно-жировой складки (колипер); можем определить пассивную массу тела – масса жира и активную массу тела – за счет мышечной части. Определить удельный вес тела- обычно у спортсменов- при погружении в воду по массе вытесненной воды.
Физиометрические показатели. Оценка функциональных показателей (объемы дыхания, объем сердца, почек, печени и т.д.).
Динамометрия (сила сжатия кисти руки;) мышечная сила рук и становая сила; ручной и становый динамометры);
Исследование физической работоспособности с помощью стептеста, велоэргометрии и пр). Созревание организма и систем идет по своему биологическому календарю. Для каждого ребенка характерен свой биологический возраст (в отличие от астрономического).
На сегодняшний день существует два метода сбора антропометрического материала.
1. Индивидуализирующий метод - обследование конкретного ребенка, однократное или в динамике нескольких лет, с последующей оценкой биологического уровня его развития и гармоничности морфофункционального состояния с использованием соответствующих оценочных таблиц.
2. Генерализирующий метод - одномоментное обследование больших групп детей с целью получения региональных возрастно-половых стандартов и оценочных таблиц, используемых как для индивидуальной оценки физического развития, так и для эколого-гигиенической оценки территории. Метод позволяет вести наблюдения за динамическими сдвигами в физическом развитии детей данного региона в связи с состоянием здоровья, занятиями физической культурой, питанием, условиями жизни и т. д.
Антропометрические данные, собранные генерализирующим методом, используют в целях гигиенического нормирования при разработке стандартов мебели для детей, оборудования мастерских, гимнастических залов, для гигиенического обоснования размеров детского инструментария, одежды, обуви и других предметов детского обихода.
При проведении антропометрических исследований необходимы методическая безупречность и тщательность при сборе и обработке антропометрического материала, использование унифицированных методик, что делает результаты отдельных наблюдений, полученные разными авторами, сравнимыми между собой и позволяет широко использовать полученные данные.
-
Признаки и показатели физического развития детей и подростков. Паспортный и биологический возраст ребенка.
При изучении физического развития наиболее часто используют только основные соматометрические показатели- длину и массу тела, окружность грудной клетки. Форма грудной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мускулатуры, жироотложение, эластичность кожи, половое созревание относятся к соматоскопическим показателям.
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ), сила сжатия кисти рук - функциональные, физиометрические, показатели.
Хронологический возраст (паспортный) - период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования, имеющий четкую возрастную границу (день, месяц, год).
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ (паспортный, календарный) – возраст, определяемый по дате рождения.
Биологический возраст - совокупность морфофункциональных особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития.
Критерии биологического возраста:
-
уровень оссификации скелета, -
сроки прорезывания и смены зубов, -
появление вторичных половых признаков, -
начало менструаций, -
а также морфологические показатели физического развития (длина тела и ее погодовые прибавки).
-
Возрастная периодизация детей и подростков. Основные закономерности роста и развития.
В понятие «возрастной период» входит тот отрезок времени, в пределах которого процесс роста и развития, а также физиологические особенности организма тождественны, а реакции на раздражители более или менее однозначны.
Возрастной период - это время, требующееся для завершения определенного этапа морфофункционального развития организма и достижения готовности ребенка к той или иной деятельности.
На Международном симпозиуме в Москве в 1965 г. была предложена схема возрастной периодизации, основанная на оценке особенностей роста и развития организма (табл. 2.8).
В соответствии с этой биологической периодизацией в онтогенезе (индивидуальное развитие человека) было выделено 7 периодов созревания. Возрастные периоды чаще меняются в первые годы жизни.
-
Период новорожденности продолжается всего 10 дней, поскольку свойственный ему тип физиологических реакций отмечается в течение очень короткого времени. Однако чем старше ребенок, тем больший отрезок жизни можно объединить в возрастной период. -
Так, подростковый возраст у мальчиков длится с 13 до 16 лет, а у девочек - с 12 до 15 лет. Такое деление построено на чисто биологическом принципе: этот период охватывает время от начала полового созревания до момента, когда молодой организм обретает способность к эффективной репродуктивной функции, и называется также переходным - пубертатным. -
Следует обратить внимание и на то, что временные границы юношеского возраста (17-21 год) также дифференцируются в зависимости от пола. У девочек и девушек на год раньше наступают эти периоды развития и раньше завершаются. Это обусловливается влиянием пола на интенсивность роста и развития.
В нашей стране широкое распространение получила возрастная периодизация, основанная на социальных принципах (табл. 2.9).
Эта схема периодизации в известной степени отражает государственную политику по отношению к подрастающему поколению, сложившийся опыт учебно-воспитательной работы детских и подростковых учреждений, систему медицинского обслуживания и некоторые другие социальные моменты.
Социальное деление на возрастные группы в основном не противоречит биологическому. Исключение составляет подростковый возраст (его иногда называют старшим школьным), к которому относятся дети с 15, а не с 12-13 лет. Это обусловлено прежде всего рядом законодательных льгот в области трудового права, условиями профессионального обучения.
В справочной литературе приводится возрастная периодизация, предложенная профессором В.А. Доскиным и соавт. (рис. 2.17).
После периода новорожденности наступает грудной возраст, который длится до 1 года. Основные процессы адаптации к внеутробной жизни уже завершены, и происходит очень интенсивное физическое, нервно-психическое, моторное и интеллектуальное развитие ребенка.
Максимальный в постнатальном этапе темп физического развития приходится на 2-4-й месяцы жизни. Такой темп роста обеспечивается высоким уровнем обмена веществ с преобладанием анаболических процессов.
Для того чтобы обеспечить такую потребность, ребенок нуждается в значительно большем количестве пищи на 1 кг массы тела. В то же время в функциональном отношении органы пищеварения еще недостаточно зрелы. Совершенствуются моторные функции - от полной двигательной беспомощности новорожденного до самостоятельной ходьбы и манипуляций с игрушками к годовалому возрасту.
Грудной ребенок после 2-3 мес теряет пассивный иммунитет, передаваемый ему трансплацентарно от матери, а формирование собственных систем иммунитета происходит сравнительно медленно, и в результате этого заболеваемость детей грудного возраста оказывается довольно высокой. При постоянном контакте грудного ребенка со взрослыми в виде словесного общения происходит его нервно-психическое развитие.