Файл: Вопросы к экзамену по гигиене детей и подростков для студентов 6го курса медикопрофилактического факультета.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 465

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Развивается типичный морфологический тип со свойственной ему картиной пропорций тела, цилиндрическими туловищем и конечностями, округлыми очертаниями лица и неглубоким его рельефом.

Двигательные возможности расширяются крайне стремительно - от ходьбы до бега, лазания и прыжков.

Двигательная активность огромна, а контроль за активностью, адекватностью движений и поступков еще минимальный, поэтому резко возрастает опасность травматизма.

В познании окружающего мира участвуют всевозможные анализаторы, в том числе рецепторный аппарат ротовой полости.

Дети берут в рот мелкие предметы, что становится причиной высокой частоты случаев аспирации инородных тел, отравлений. Это возраст быстрого совершенствования речи. Многие дети к концу 3-го года жизни говорят длинными фразами с хорошим грамматическим управлением, аргументированно рассуждают.

С 3 лет ребенок начинает говорить «я», в то время как до этого он говорил от 3-го лица.

Эмоциональная жизнь ребенка преддошкольного периода достигает наивысшей степени проявлений. Отрицательные эмоции могут носить характер истерических бурь, доходить до аффективных припадков. Наблюдаются проявления капризности, застенчивости, удивления, страха.

Это период обучения навыкам трудовой деятельности через игру. Четко определяются индивидуальные черты характера и поведения. Педагоги отмечают, что это период «упущенных возможностей», имея в виду неправильные приемы воспитания. Поэтому воспитание постепенно становится главным элементом ухода за детьми.
Дошкольный период (от 3 до 7 лет). В этот период дети посещают детский сад. Характерно первое физиологическое вытяжение, нарастание массы тела несколько замедляется, отчетливо увеличивается длина конечностей, углубляется рельеф лица.

Постепенно выпадают молочные зубы и начинается рост постоянных зубов. В этот период идет дифференцировка строения различных внутренних органов. Иммунная защита уже достигает зрелости.

В этот период интенсивно развивается интеллект, значительно усложняется трудовая деятельность. К 5 годам дети уже свободно говорят на родном языке, правильно употребляя склонение и спряжение.

Значительно улучшается память. Дети уже могут некоторое время сосредоточивать внимание на одном предмете, одном занятии. В конце дошкольного периода дети становятся способными к восприятию систематических знаний при обучении в школе. Игры приобретают абстрактный характер. Совершенствуются тонкие координированные движения, что хорошо видно по развитию навыков рисования. Тонус сгибателей преобладает над тонусом разгибателей, поэтому при длительном сидении ребенку трудно держать спину выпрямленной. Начинают проявляться различия в поведении мальчиков и девочек, активно формируются индивидуальные интересы и увлечения. У девочек в игре появляется заботливость, а у мальчиков - подвижность и сила. Возникают сложные взаимоотношения с разными детьми и взрослыми, формируется самолюбие. Эмоциональные проявления становятся намного сдержаннее.

В младшем школьном возрасте (7-11 лет) происходит замена молочных зубов на постоянные, наблюдается четкий половой диморфизм физического развития. Имеются различия между мальчиками и девочками как по типу роста и созревания, так и по формированию полоспецифического телосложения. Быстро развиваются сложнейшие координационные движения мелких мышц, благодаря чему возможно письмо.

К 9-10 годам почти заканчивается увеличение массы мозга, достигающей к этому времени в среднем 1300 г. В этот период кора головного мозга начинает все больше доминировать над подкорковой областью с ее вегетативными центрами. Улучшается память, повышается интеллект. Обучение в школе дисциплинирует детей, стимулирует их самостоятельность и волевые качества; расширяется круг интересов. Дети начинают жить интересами коллектива. Снижается время, проводимое на воздухе; часто нарушается режим питания, возрастают нагрузки на нервную систему и психику.
Старший школьный возраст (с 12 до 17-18 лет) иногда называют отрочеством. Он характеризуется резким изменением функции эндокринных желез. Это период бурного полового созревания у девочек и его начало у юношей. Происходит препубертатный ростовой скачок со свойственной ему некоторой дисгармоничностью, возникновением и развитием черт, характерных для пола. Это самый трудный период психологического развития, формирования воли, сознательности, нравственности. Нередко это достаточно драматический пересмотр всей системы жизненных ценностей, отношения к себе, к родителям, сверстникам и обществу в целом. Здесь и крайние суждения, и крайние поступки, стремление к самоутверждению и конфликтам.


  1. Акселерация роста и развития детей и подростков, сущность явления. Причины акселерации.

Ускорение темпа роста и развития организма детей и подростков по сравнению с темпом прошлых поколений получило название акселерация (от лат. acceleratio - ускорение).

Суть ее состоит в том, что у современного поколения этап биологического созревания завершается несколько раньше, чем у предыдущего. Ускорение развития детей наблюдается с самого раннего возраста.
АКСЕЛЕРАЦИЯ - процесс уско­рения роста и дифференцировки (созревания) различных структур и функций организма.


Основные теории, объясняющие причины акселерации (Ю.П. Лисицын)

  • физико-химические:

1) гелиогенная (влияние солнечной радиации);

2) радиоволновая, магнитная (влияние электромагнитного поля);

3) космическая радиация;

4) повышенная концентрация углекислого газа, связанная с ростом производства;

  • влияние отдельных факторов условий жизни:

1) алиментарная;

2) нутритивная;

3) большого объема;

  • генетические:

  1. циклических биологических изменений;

2) гетерозиса (смешения популяций);

  • теории комплекса факторов условий жизни:

1) урбанического влияния;

2) комплекса социально-биологических факторов.

В явлении акселерации широко изучалась эпохальная тенденция, а эпохальная цикличность оставалась без внимания. Однако по мере развития естествознания все новые и новые явления предстают как фазы фундаментальных циклических процессов. Ритмичны тектонические движения (горообразование, вулканическая деятельность, дрейф материков), ритмично изменяется климат (наступают и отступают ледники, влажность сменяется засухой). Жизнедеятельность организмов - система взаимосвязанных биоритмов.
Для объяснения причин акселерации выдвинуто много гипотез, это:

• внешние причины (улучшение питания, усиленная витаминизация, воздействие электромагнитных колебаний, космического излучения, увеличение светового дня, влияние городского образа жизни);

• эндогенные причины, связанные с изменением наследственности, генетическими изменениями, возникающими вследствие смешения населения, которое наблюдается во всех странах. Темпы же акселерации в различных странах в силу разных социальных и экологических условий разные.
Возможные причины акселерации:

  • полноценное питание;


• влияние магнитного поля Земли;

• усиление ионизирующей и солнечной радиации;

• электромагнитные волны приборов и средств телефонии;

• проявление гетерозиса в связи с миграцией населения;

• следствие урбанизации.

  • миграция населения, бракосочетания разных рас;

  • более рациональное питание;

  • экология: радиация, химические вещества, лекарства и пр.




  1. Закаливание детей и подростков. Сущность, принципы, виды закаливания.

ЗАКАЛИВАНИЕ – комплекс мероприятий, направленных на повышение функциональных резервов и устойчивости организма к неблагоприятному действию физических факторов окружающей среды (повышение или понижение температуры воздуха, воды и др.) путем систематического воздействия этими факторами.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКАЛИВАНИЯ

  1. Учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе метода закаливания (возраст, группа здоровья, состояние ЦНС).

  2. Постепенность закаливания. Постепенное увеличение силы воздействия закаливающего фактора путем снижения температуры раздражителя или увеличения площади, па которую он воздействует, или удлинение экспозиции.

  3. Систематичность закаливания. Необходимость этого обусловлена условно-рефлекторным характером ответных реакций па закаливающий фактор. Длительный перерыв ведет к угасанию выработанных условных рефлексов: у детей дошкольного возраста через 5-7дней, у взрослых - в течение 2-3 педель.

  1. Разнообразие средств закаливания. Длительное применение какого-либо раздражителя в целях закаливания, в основном, повышает сопротивляемость организма данному раздражителю.

  1. Оптимальное тепловое состояние детей. Оптимальная ответпая реакция возможна только в условиях теплового комфорта. Максимальный эффект тренировки функции терморегуляции может быть достигнут лишь при кратковременных периодических воздействиях раздражающего фактора, поскольку длительное напряжение функции вызывает ее истощение. Если ребенок охлажден, т.е. уже возникла защитная сосудосуживающая реакция, выработать должный ответ на
    закаливающее воздействие не удастся. В условиях перегрева, сопровождающегося напряжением терморегуляции и соответственно усилением потоотделения, даже умеренные закаливающие воздействия могут привести к переохлаждению организма ребенка, так как при повышенной влажности кожи существенно изменяется ее теплопроводность.

  2. Положительная эмоциональная настроенность. Закаливающий эффект связан с возрастными особенностями условно рефлекторных реакций у детей. В случае негативного отношения ребенка к закаливанию процедуру следует перенести или изменить характер воздействующего фактора.


7. Постоянный контроль за влиянием процедур на организм. Нерациональное применение закаливающих процедур, особенно чрезмерное пользование сильнодействующими факторами, отрицательно влияет на организм ребенка и может привести к тяжелым расстройствам здоровья.
Классификация специальных мер закаливания

  • по силе воздействия: местные (обтирание, обливание, ванна), общие (обтирание, обливание, ванна, купание в открытом водоеме);

  • по продолжительности;

  • по действующему фактору (воздух, вода, солнце).



Начинается закаливание с более мягких воздействий (местных),

закаливание воздухом должно предшествовать закаливанию водой и
солнцем.

1. ВОЗДУШНАЯ ВАННА - наиболее мягкая специальная закаливающая процедура.

Местную воздушную ванну ребенок начинает получать находясь
в одежде, оставляющей обнаженными руки и ноги, во время физкультурных и музыкальных занятий; общую - при смене белья, после дневного и ночного сна. Дети до 1 года жизни получают воздушную ванну
при каждой смене белья (3-4 раза в день) и при проведении массажа
и гимнастики. Продолжительность увеличивается с 2-3 минут до 4-8
минут.

В последнее время широкое использование приобретает метод
закаливания, сочетающий воздушную ванну и выполнение движений

под музыку разного темпа. Это обеспечивает хорошее настроение и
мотивацию детей к выполнению закаливающих процедур не только в
детском учреждении, по и дома.

2. ЗАКАЛИВАНИЕ ВОДОЙ начинается с предельно слабых
воздействий (местных и непродолжительных), затем переходят к об-
щим мероприятиям.