Файл: Государственная социальная помощь (Законодательство о государственной социальной помощи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 198

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 2. Законодательство о государственной социальной помощи.

На сегодняшний день в системе российского законодательства важное место уделяется нормам, регулирующим вопросы предоставления гражданам мер социальной поддержки, что свидетельствует о подтверждении конституционного статуса Российской Федерации как социального государства. В нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы предоставления материальной социальной помощи, социальной помощи в виде предоставления натуральной помощи регулярно вносятся изменения, улучшающие материальное и социальное положение граждан, нуждающихся в поддержке государства.

Законодательство РФ о государственной социальной помощи включает в себя разнообразные источники, которые принимаются на федеральном уровне государственной власти и на уровне государственной власти субъектов РФ.

В систему законодательства о государственной социальной помощи входят также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, которые в соответствии со статьей 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России.

Среди международных актов общего характера, которые регулируют социальные права человека следует назвать Всеобщую декларацию прав человека[9], Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах[10], Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека[11]и др.

Например, статья 22 Всеобщей декларации прав человека закрепляет, что каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Статьей 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах устанавливается, что участвующие в пакте государства признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование.

В качестве ориентиров для органов государственной власти РФ имеют значение акты Международной организации труда, в которых определяются важнейшие цели и принципы социального обеспечения в целом, несмотря на то что Российская Федерация в настоящее время не участвует в реализации этих Конвенций. Это прежде всего Конвенции Международной организации труда«О минимальных нормах социального обеспечения»[12], «Об основных целях и нормах социальной политики»[13], «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения»[14] и др.


Конституция Российской Федерации занимает особое место среди законодательства о государственной социальной помощи. В соответствии со статьей 7 Конституции Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Хотя Конституция непосредственно не регулирует правоотношения в сфере государственной социальной помощи, она устанавливает основные принципы, на которых основывается как социальная помощь, так и социальное обеспечение в целом. Так статья 39 каждому гарантирует социальное обеспечение в случаях, установленных законом.

На основе принципов, закреплённых в Конституции РФ и международных договорах, в России на федеральном уровнеприняты федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, которые регулируют государственную социальную помощь. Среди нормативных правовых актов особое место занимает Федеральный закон РФ «О государственной социальной помощи». Данный Закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам. Указанный Федеральный закон закрепляет понятие государственной социальной помощи, её источники, виды и размер, а также порядок назначения, категорию получателей и другие важные вопросы.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона, данный закон вступает в силу со дня установления Правительством РФ величины прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»[15]. Как декларируется в указанном Законе, он устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума и его учета при установлении гражданам РФ государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан РФ.

Кроме названных выше в числе Федеральных законов, регулирующих вопросы оказания государственной социальной помощи, можно назвать Федеральный закон«О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи»[16], который также регулирует отдельные элементы механизма оказания государственной социальной помощи.


На уровне субъектов РФ система законодательства о государственной социальной помощи состоит из соответствующих законов субъектов РФ и подзаконных нормативных правовых актов, издаваемых органами государственной власти субъектов РФ. Субъекты РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты в соответствии с законодательно установленными нормотворческими полномочиями. Кроме того, субъекты РФ, основываясь на финансово-экономических возможностях региональных бюджетов, вправе устанавливать дополнительные меры поддержки, определять объем и виды государственной социальной помощи для отдельных категорий граждан.

Так, в ряде субъектов РФ приняты единые законы о государственной социальной помощи. Среди них можно назвать: Закон Магаданской области «О государственной социальной помощи в Магаданской области»[17], Закон Приморского края «О государственной социальной помощи в Приморском крае»[18], Закон Калужской области «О государственной социальной помощи в Калужской области»[19].

Исходя из всего вышеизложенного можно сказать, что на сегодняшний день законодательство о государственной социальной помощи достаточно обширно, что обусловлено характером правового регулирования в этой области. В систему законодательства РФ о государственной социальной помощи входят законы и подзаконные акты федерального и регионального уровня, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, и международные договоры РФ. Государство предусматривает всем гражданам нашей страны, в случаях, определяемых законодательством, государственную поддержку их жизнеобеспечения.

§ 3. Виды оказания государственной социальной помощи.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона «О государственной социальной помощи» различают следующие виды оказания государственной социальной помощи:

- денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);

- натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Федеральный закон регламентирует наиболее общие виды оказания данной помощи, прежде всего предусматривает большее количество денежных выплат, которые могут расходоваться ее получателями как по своему усмотрению, так и в соответствии с теми целями, на которые она предоставлена.


Как отмечает М.Ю. Федорова, «в рамках социальной политики содержание социальной помощи образуют меры, выражающиеся в предупреждении социально-опасных ситуаций, ликвидации, компенсации или минимизации их последствий, нацеленные на стабилизацию и повышение качества жизни, обеспечение свободного развития граждан, достойного существования и личной неприкосновенности».[20]

Рассмотрим подробнее основные виды социальной помощи.

Одним из ее видов является социальное пособие,под которым понимается безвозмездное предоставление гражданам определённой денежной суммы за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Данным пособиям присущи следующие характерные признаки:

- безвозмездность выплаты пособий. Безвозмездность выплаты пособий означает, что полученные гражданами пособия не возвращаются ими в соответствующий бюджет, откуда они выплачивались. Следовательно, получатели пособий могут их расходовать по своему усмотрению, что является их правом, не заботясь о том, что данные денежные выплаты необходимо будет вернуть;

- они выплачиваются в фиксированных законом размерах. В Федеральном законе «О государственной социальной помощи» не указывается определённый размер выплаты пособий, однако он устанавливает предельный размер данной помощи, который не может превышать прожиточного минимума.

Размер государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, определяется законодательством субъекта в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Таким образом, размер государственной социальной помощи в целом зависит от доходов её получателей;

-пособия являются материальной поддержкой граждан. Как известно в настоящее время в России проживает большое количество населения находящегося за чертой бедности, у которых не хватает материальных средств даже на приобретение еды, лекарств, одежды и других жизненно важных средств. Для данной категории людей государственная социальная помощь в виде выплаты пособий является значительной материальной поддержкой.

- выплачиваются за счёт средств соответствующего бюджета. Так, в соответствии со статьей 5 Федерального закона источниками оказания помощи являются средства бюджетов всех уровней. В случае недостаточности средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на оказание данного вида помощи, такие средства выделяются за счёт бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы государства или дополнительных источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» точно указывает, из каких бюджетов выделяются средства на выплату пособий.


По мнению Н.В. Киселевой, социальные пособия малоимущим гражданам являются преобладающим видом государственной социальной помощи,«данное пособие неразрывно связано со всей системой других пособий, с системой пенсионного обеспечения и социального обслуживания, а также с уровнем оплаты труда и доходов занятого в народном хозяйстве населения, прежде всего наемных работников, составляющих большинство такого населения. По мере реального роста пособий и пенсий, трудовых и иных доходов населения значение этого пособия постепенно станет снижаться и, наоборот, его значение возрастет, если доходы населения снизятся».[21]

Следующий вид социальной помощи – субсидия. Под субсидией понимается имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг.

Как следует из определения, одним из отличительных признаков субсидий является их целевое назначение. Субсидии предоставляются гражданам с определённой целью, в свою очередь граждане, которым предоставлены субсидии, не могут расходовать эти денежные средства по своему усмотрению, как например пособия, а должны расходовать денежные средства только для тех целей, для осуществления которых они были предназначены.

Третий вид оказания денежной помощи – компенсация. Это возмещение гражданам произведённых ими расходов, установленных законодательством. Компенсация в отличие от пособий и субсидий предоставляется гражданам за уже произведённые ими расходы, то есть компенсация имеет обратный характер. Случаи предоставления компенсаций должны прямо устанавливаться законодательством.

Кроме денежных выплат государственная социальная помощь может оказываться и в натуральном виде. При этом, как отмечает Л.В. Андриченко органам исполнительной власти на местах законодатель даёт самые широкие полномочия: они вправе оказывать помощь как в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии, компенсации), так и в натуральной форме. Конечно, для малоимущих одиноко проживающих граждан и малоимущих семей предпочтительнее получать данную помощь в виде денежных средств и самостоятельно распоряжаться ими. Однако, как показывает жизнь, для данной категории населения очень важна не только денежная, но и натуральная помощь.Так, численность получателей государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг по состоянию на 1 января 2018 г. составила 4 932 750 человек.[22]