Файл: Государственная социальная помощь (Законодательство о государственной социальной помощи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 203

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящий момент в субъекте действует государственная программа «Развитие социальной защиты населения Магаданской области».[36]Основные приоритеты государственной программы определены с учетом задач, поставленных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Стратегией социального и экономического развития Магаданской области до 2025 года.[37]

Целью государственной программы является создание условий для повышения уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной защите.

При решении задачи по повышению уровня и качества жизни граждан - получателей мер социальной поддержки реализуются мероприятия по следующим направлениям:

- социальная поддержка малоимущих граждан;

- социальная поддержка пенсионеров, инвалидов, граждан, пострадавших от радиационных катастроф;

- социальная поддержка женщин, детей и семей с детьми;

- социальная поддержка отдельных категорий граждан, в частностилиц, освободившихся из мест лишения свободы, лиц без определенного места жительства.

В Магаданской области для малоимущих дополнительно введены бесплатный или льготный проезд, денежные выплаты, бесплатное посещение дошкольных образовательных учреждений, бесплатное питание для детей в школах, поступление в высшие учебные заведения на бюджетные места, налоговые льготы, субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг и другие.

Главной тенденцией демографических процессов является сокращение численности населения. По данным Росстата, на 1 января 2015 года на территории Магаданской области проживало 148,1 тыс. человек. По сравнению с началом 2005 года численность населения сократилась на 23,7 тысяч человек, или на 13,8%. Данное сокращение обусловлено миграционным оттоком населения (в основном в трудоспособном возрасте) в центральные районы страны.[38]

На данный момент государство обеспечивает малоимущих семей необходимой поддержкой в виде материальных выплат,однако частую многим, особенно молодым семьям необходима поддержка нематериальная.

По мнению автора, в Магаданской области на законодательном ровне недостаточноевнимание уделено волонтерской деятельности и деятельности благотворительных организаций, в связи с чемможно организовать развитие региональной программы, которая позволила бы охватить определенную группу людей, которым социальная помощь необходима в первую очередь- это многодетные семьи, молодые семьи, одинокие матери, семьи, воспитывающие детей - инвалидов.


В частности, организовать для указанной категории бесплатную школу молодых родителей, обеспечить бесплатную медицинскую помощь, моральную и психологическую поддержку одиноким молодым матерям, контроль за нерадивыми молодыми родителями, бесплатную помощь по уходу за ребенком молодой матери.

Организация волонтерской деятельности поможет выполнить следующие задачи:

- бытовая помощь семьям с детьми-инвалидами;

- медицинскоеобслуживание на дому (массаж, уколы и т.д.);

- развивающие занятия с детьми- работа добровольцев аниматоров;

- психологическое консультирование родителей - организация выездной психологической помощи семьям, которым необходима такая помощь.

Следует также отметить, что современная демографическая ситуация в Магаданской области характеризуется повышением доли лиц в возрасте старше трудоспособного и снижением доли лиц моложе трудоспособного возраста. Так, по состоянию на 1 января 2015 года в Магаданской области 28,4 тыс. человек (18,5%) принадлежали к категории граждан старшего поколения (женщины в возрасте 55 лет и старше и мужчины - 60 лет и старше). По состоянию на 1 января 2010 года она составляла 25,8 тыс. человек, рост за 5 лет составил 11%.[39]

Возрастающая доля граждан пожилого возраста в общей численности населения Магаданской области определяет их как приоритетную целевую группу.

Вышедшим на заслуженный отдых по старости полагаются такие льготы как обеспечение сезонными проездными билетами, льготы при протезировании зубов в городских клиниках, снижение имущественного и транспортного налога, материальные выплаты нуждающимся. Помимо этого, родственники пенсионеров, занимающиеся организацией похорон, получают право на разовые выплаты.

Неработающим старожилами (гражданам, прожившим на территории Магаданской области не менее 20 лет) устанавливаются льготы в виде ежемесячной денежной выплаты на частичную оплату проезда в автомобильном транспорте общего пользования городских и пригородных маршрутов, компенсации за зубопротезирование, частичной компенсации расходов по оплате лекарств. Одиноко проживающим старожилам Магаданской области в возрасте 65 лет и старше предоставляется компенсация расходов по оплате взносов на капитальный ремонт в многоквартирном доме в размере 100%.

На основании изложенного можно сделать вывод, что социальная помощь населению Магаданской области представляет собой комплекс мер, направленный на повышение уровня жизни отдельных категорий граждан с учетом особенностей демографического и социально-экономического развития региона. Все виды поддержки финансируются из регионального бюджета, помощь носит адресный характер, оказывается только социально незащищенным слоям населения. Вместе с тем, в связи с недостаточным использованием нематериальных форм поддержки существует необходимость в развитии системы социальной помощи путем внедрения новых форм социального обслуживания, в частности волонтерской помощи, основы функционирования которой необходимо закрепить на законодательном уровне.


§ 3. Государственная социальная помощь на основании социального контракта.

Предоставление социальной помощи именно на основании социального контракта в современный период является одним из наиболее перспективных направлений, активно поддерживаемых государством. В частности, Государственной программой Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»[40], предусмотрено расширение сферы применения социальных контрактов в субъектах РФ.

Президент РФ В.В. Путин говорит о том, что «бедность буквально придавливает человека, лишает его жизненных перспектив. Государство должно помочь людям. Работающим механизмом может стать социальный контракт: государство оказывает гражданам помощь в трудоустройстве, повышении квалификации, предоставляет деньги для открытия подсобного хозяйства или небольшого собственного дела. Человек берёт на себя обязательства пройти переобучение, найти работу».[41]

Особое значение данная технология имеет для многодетных семей, поскольку для них наиболее высок риск попадания в число малоимущих. В связи с изложенным считаем необходимым уделить внимание в данной работе такому инструменту государственной социальной помощи как социальный контракт.

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» закрепляет основы оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в статье 8.1. Правовые нормы для оказания социальной помощи на основе социального контракта действуют с 6 января 2013 г. Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. № 258-ФЗ[42] в Федеральный закон была включена рассматриваемая статья, понятие социального контракта и программы социальной адаптации.

Суть социального контракта емко выражена законодателем в части 1 статьи 8 Федерального закона –это стимулирование гражданина на активные действия по преодолению трудной жизненной ситуации.

Понятие социального контракта раскрывается в статье 1 Федерального закона,согласно которой социальный контракт –это соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.


Из определения социального контракта следует, что его предметом может быть как денежная выплата, так и предоставление иного социального блага. Целью предоставления социальной помощи по социальному контракту является компенсация (минимизация) последствий социальных рисков, таких как утрата (снижения уровня) дохода, необходимость в несении дополнительных социально значимых расходов и др.

По мнению В.Е.Татаринцева, «одной из проблем социальной поддержки населения можно выделить присутствие иждивенческого настроя, а также отсутствие у некоторых граждан заинтересованности в улучшении собственного благосостояния».[43]Система предоставления социальной помощи на основании социального контракта, по мнению автора, способна стимулировать граждан предпринимать самостоятельные активные действия для улучшения своего финансового состояния, что подтверждает нижеприведенная статистика.

Так, в 2017 году доля трудоустроенных граждан трудоспособного возраста в общей численности граждан трудоспособного возраста, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта, по всей России составила 2,5%. Самый высокий процент трудоустроенных граждан трудоспособного возраста в Алтайском крае - 100%, Астраханской области - 73,2%, Самарской области - 67%, Тюменской области - 66%.Доля граждан трудоспособного возраста, у которых увеличился доход от трудовой деятельности по окончании срока действия социального контракта, в общей численности граждан трудоспособного возраста, получающих государственную социальную помощь на основании социального контракта, по России составила 4,8%. В субъектах РФ по данному показателю наиболее высокие значения в Тамбовской и Тульской областях - 50%, Камчатском крае - 32,1%, Республике Татарстан - 25,9%.[44]

Как правило, помощь на основании социального контракта предоставляется в виде денежных выплат (субсидий) в целях поиска работы, прохождения обучения, осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, ведения личного подсобного хозяйства с целью выхода лиц на самообеспечение. При этом на всех этапах выполнения социального контракта орган социальной защиты населения осуществляет сопровождение социального контракта, контроль за выполнением программы социальной адаптации, устанавливает факт выполнения (невыполнения) малоимущим субъектом взятых на себя по договору обязательств.

Г.И. Климантова иЕ.И. Холостова говорят о том, что «как показывает судебная практика, споры, связанные с реализацией положений социального контракта, в основном возникают в связи с взысканием денежных средств и его расторжением при неисполнении или ненадлежащим исполнении гражданином обязанности по предоставлению отчетности о целевом использовании средств и выполнении программных мероприятий. Как следствие, выплаты по контракту прекращаются, на получателя возлагается обязанность по возврату ранее выплаченных сумм»[45]. Таким образом, лицо не только не выходит из трудной жизненной ситуации, но и попадает в финансовую зависимость.


Так, удовлетворяя исковые требования директора ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Вымского района» о взыскании пособия на основании социального контракта, суд пришел к выводу о том, что гражданка П. не выполнила условия социального контракта и программы социальной адаптации, поскольку нарушила требование о представлении отчета о выполнении программных мероприятий за контрольный период. При этом из материалов гражданского дела следует, что на иждивении ответчика находится пятеро несовершеннолетних детей от 3 до 16 лет, она не работает, находится в затруднительном имущественном положении[46].

Еще один пример: ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области» обратилось в суд с иском к гражданину М. о взыскании денежных средств по социальному контракту. Судом установлено, что М. не исполнил принятые на себя обязательства по условиям социального контракта надлежащим образом, а именно в срок не представил отчет о выполнении программы социальной адаптации. Установленные судом обстоятельства ненадлежащего исполнения М. принятых на себя обязательств явились основанием для расторжения социального контракта и взыскания суммы денежных выплат по социальному контракту. Требования истца были удовлетворены в полном объеме.[47]

Аналогичные ситуации можно наблюдать и в иных судебных решениях.

Несмотря на ключевую роль механизма отчетности в системе надлежащего исполнения социального контракта, в настоящее время трудно добиться такой отчетности от получателя помощи по такому договору. Соколенко Н.Н. и Ханчукаева Л.А. считают, что причинами ненадлежащего предоставления отчетности являются, во-первых, низкий уровень правовой и финансовой грамотности субъектов социальной помощи, проявляющийся в отсутствии понимания сущности принятых на себя обязательств и порядка их исполнения, во-вторых, большую роль играет и сам факт наличия трудной жизненной ситуации - обстоятельств, ухудшающих условия жизнедеятельности гражданина, последствия которых он не может преодолеть самостоятельно.[48]

При реализации механизма социального контракта необходимо помнить о том, что получателями государственной социальной помощи являются именно малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, имущественная обеспеченность которых фактически является критической, что и побуждает их обращаться к государству за помощью для повышения уровня жизни. А когда в отношении указанных субъектов выносятся судебные решения о взыскании выплаченных на основании социального контракта денежных сумм вследствие, как правило, однократного непредставления отчетности по целевому использованию выделенных средств, совершенно справедливо возникает вопрос о целесообразности и разумности исполнении таких судебных актов.