Файл: Государственная социальная помощь (Законодательство о государственной социальной помощи).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 196
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Общая характеристика государственной социальной помощи.
§ 1. Понятие и цели государственной социальной помощи.
§ 2. Законодательство о государственной социальной помощи.
§ 3. Виды оказания государственной социальной помощи.
ГЛАВА 2. Особенности государственной социальной помощи в современный период.
§ 1. Основные направления политики Российской Федерации по оказанию социальной помощи.
§ 2. Государственная социальная помощь в Магаданской области.
§ 3. Государственная социальная помощь на основании социального контракта.
Следует одновременно заметить, что государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг предоставляется определенным законом категориям граждан вне зависимости от их уровня доходов. К этим категориям граждан статьей 6.1 Федерального закона отнесены:
1) инвалиды войны;
2) участники Великой Отечественной войны;
3) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах»[23];
4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, а также военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
5) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
8) инвалиды;
9) дети-инвалиды.
Среди авторов научных статей в исследуемой теме имеется мнение, что тот факт, что в круг лиц, получающих социальную помощь, согласно Федеральному закону включены не только малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, но и вышеперечисленные категории граждан, имеющие право на получение набора социальных услуг согласно ст. 6.1 Закона, является дефектом законодательства, который в будущем должен быть устранен путем переноса норм о предоставлении набора социальных услуг в иные федеральные законы или переработки настоящего Федерального закона. По мнению В.Ш. Шайхатдинова, в отношении указанных лиц речь следует вести не о государственной социальной помощи, а о социальной поддержке как самостоятельном блоке видов социального обеспечения, предоставление им мер социальной поддержки не ставится в зависимость от их материального положения. Он делает вывод, что «законодатель не принял во внимание, что набор социальных услуг - это не вид государственной социальной помощи, а меры социальной поддержки, предусмотренные не для малообеспеченных граждан, а для ветеранов, инвалидов, других категорий граждан, которым они предоставляются без учета их материального положения. В результате оказались дезориентированы как федеральные органы исполнительной власти, так и органы государственной власти субъектов РФ»[24].
Как уже говорилось в параграфе 1 настоящей работы,социальная помощь родственна социальной поддержке, поскольку обе предполагают выделение какого-либо материального ресурса гражданину для повышения уровня его жизни или предотвращения ухудшения имеющегося. Этот материальный ресурс может быть выражен как в натуральном виде в форме товаров, услуг и т.п., так и в денежной форме. В связи с этим они обладают схожими чертами, что порой приводит к их смешению при правоприменении.
На наш взгляд, указанное свидетельствует о необходимости доработки и единообразного применения понятийного аппарата в сфере социальной защиты граждан и четкого определения понятий «социальная помощь» и «социальная поддержка» для построения непротиворечивой системы законодательства и разграничения видов социальной помощи и социальной поддержки.
ГЛАВА 2. Особенности государственной социальной помощи в современный период.
§ 1. Основные направления политики Российской Федерации по оказанию социальной помощи.
Государственная социальная помощь служит основным средством социальной защиты населения от бедности и является неотъемлемой частью социальной политики государства. В настоящее время происходит ее становление в качестве обособленного, внутренне организованного образования в рамках государственной системы социального обеспечения.
В соответствии с положениямиКонцепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года[25], стратегическим целевым ориентиром долгосрочного социально-экономического развития является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, стремящейся занять передовые позиции в глобальной экономической конкуренции, надежно обеспечить не только государственные интересы, но и конституционные права своих граждан, в том числе социально-экономические.
Основные приоритеты государственной политики в указанной сфере определены с учетом задач, поставленных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.
Так, сегодня стратегическими целями социальной политики для России являются:
- достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;
- обеспечение эффективной занятости населения;
- гарантия конституционных прав граждан в области социальной защиты населения
- существенное улучшение социальной инфраструктуры.
Обобщая мнения и рекомендации научных и политических деятелей, можно сделать вывод, что для достижения всех указанных целей и повышения уровня жизни, прежде всего, потребуется:
- восстановить роль доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения;
- стимулировать использование доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности;
- проводить инвестирование и кредитование социально значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности: медицинское обслуживание, получение образования;
- усилить адресность социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учёта материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий и оказания помощи.
Следует отметить, что одной из главных тем ежегодного Послания президента России Владимира Путина Федеральному собранию в 2019 году[26] стали новые меры социальной помощи.
Президент предложил ряд инициатив, в том числе изменение расчета финансового состояния семьи, по которому начисляются субсидии на малолетних детей. Данная инициатива позволит в полтора раза увеличить число семей, получающих государственную поддержку. По словам В.В. Путина, это необходимо для того, чтобы рождение и воспитание детей не сопровождалось рисками бедности и резкого снижения уровня благосостояния граждан.
Отметим, что выплаты субсидий родителям с небольшим уровнем дохода по инициативе Путина начались чуть больше года назад, с 1 января 2018 года. На первого ребенка пособие выплачивается из федерального бюджета, на второго — из средств материнского капитала. Сумма выплат зависит от уровня жизни в регионе: от 8 с небольшим тысяч рублей в Воронежской или Белгородской областях до более 22 тысяч на Чукотке. В среднем по стране малообеспеченная семья ежемесячно получает около 11 тысяч рублей, пока ребенку не исполнится полтора года. Сейчас такую поддержку получает около 350 тысяч семей.[27]
Кроме того, в послании к Федеральному собранию глава государства говорил о необходимости расширить налоговые льготы для многодетных семей: на каждого ребенка будет предоставляться по 5-7 квадратных метров жилья, не облагаемого налогом. Кроме того, заявлено о почти двукратном росте пособий на детей-инвалидов.
Изучая пути улучшения государственной социальной помощи с точки зрения современного законодательства нельзя не обратить внимание на нормы, которые регулируют правоотношения по предоставлению государственной социальной помощи малообеспеченным семьям. Государство старается создать необходимые условия для защиты семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В настоящее время в Совете Федерации рассматриваются вопросы по созданию алиментного фонда.
С.Б. Котляров и А.С. Чуваковаотмечают, что «суть создания алиментного фонда состоит в следующем: государство будет обеспечивать одинокую мать или одинокого отца алиментами на тот период пока будет разыскиваться родитель-неплательщик, когда должник будет найден, приставы будут взыскивать с него соответствующие суммы, за счёт которых будут пополнятся средства фонда, следовательно, фонд будет восполняемым».[28]
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко считает, что создание алиментного фонда на территории Российской Федерации не станет серьёзным обременением для бюджета России. Валентина Матвиенко обратила внимание на то, что на сегодняшний день матери или отцы остаются без материальной поддержки со стороны другого родителя, причём речь идёт об осознанном отклонении от родительского долга, а не об отсутствии финансовых возможностей. На сегодняшний день разрабатывается проект закона, который будет регулировать права и обязанности граждан на средства указанного фонда, а также права и обязанности должностных лиц, регулирующих выплату алиментов из указанного фонда. Готовятся расчёты, на основании которых будут формироваться денежные средства, на содержание алиментного фонда.[29]
Таким образом, можно сделать вывод, что Российская Федерация на данный момент делает акцент на социальной сфере нашей страны, ведь данная сфера является самой важнойдля населения. Внастоящее время перед государством обозначены первоочередные проблемы, связанные с социальной поддержкой населения. А также уже намечены пути решения данных проблем. В определенной мере указанные цели соответствуют программе социально-экономического развития Российской Федерации, и все они призваны снизить бедность и улучшить качество жизни граждан.Тем не менее законодательная базатребует доработки и унификации, а также введениядополнительных мерпомощи социально незащищенным слоям населения.
§ 2. Государственная социальная помощь в Магаданской области.
Статья 5 Федерального закона устанавливает полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи. Так, в субъектах РФ принимаются свои законы либо иные нормативные правовые акты о государственной социальной помощи, которые определяют размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим, а также иным категориям граждан, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Предметы регулирования законов субъектов РФ в рассматриваемой сфере могут не совпадать, отличаться в зависимости от особенностей социально-экономического развития субъектов РФ, но нормотворческое полномочие по регулированию порядка и условий оказания государственной социальной помощи в целом реализуется субъектами РФ.
Сложившуюся систему социальной помощи населению в Магаданской области определяют особенности демографического и социально-экономического развития региона.В Магаданской области сформирована государственная система социальных служб, структура которой оптимизирована с учетом региональных особенностей.
В соответствии с Федеральным законом в Магаданской области действует Закон «О государственной социальной помощи в Магаданской области»[30], и ряд других нормативных правовых актов, среди них Законы Магаданской области «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, проживающих на территории Магаданской области»[31], «О мерах социальной поддержки тружеников тыла, проживающих на территории Магаданской области»[32], «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, проживающих на территории Магаданской области»[33], «О ветеранах труда Магаданской области»[34], «О мерах социальной поддержки неработающих старожилов Магаданской области»[35], и другие нормативные правовые акты.