Файл: Государственная социальная помощь (Законодательство о государственной социальной помощи).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 191
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Общая характеристика государственной социальной помощи.
§ 1. Понятие и цели государственной социальной помощи.
§ 2. Законодательство о государственной социальной помощи.
§ 3. Виды оказания государственной социальной помощи.
ГЛАВА 2. Особенности государственной социальной помощи в современный период.
§ 1. Основные направления политики Российской Федерации по оказанию социальной помощи.
§ 2. Государственная социальная помощь в Магаданской области.
§ 3. Государственная социальная помощь на основании социального контракта.
По мнению автора, обезопасить добросовестно действующих граждан, и предпринимающих реальные действия по преодолению трудной жизненной ситуации, от рисков дальнейшего ухудшения их материального положения, поможет введение социального поручительства в части исполнения обязанности лица по предоставлению отчетности о реализации программы социальной адаптации.
Таким образом, предлагается дополнить действующую редакцию Закона № 178-ФЗ статьей 8.2 «Социальное поручительство при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта». При этом в качестве социального поручителя могут выступать социально ориентированные некоммерческие организации либо органы службы занятости населения на условиях субсидиарной ответственности. В связи с этим требование о заключении договора социального поручительства будет являться обязательным для субъектов, направляющих предоставляемые средства на осуществление предпринимательской деятельности или организацию личного подсобного хозяйства, где риски являются наиболее повышенными. Представляется, что указанные меры повысят эффективность механизма социального контракта, целью которого является оказание помощи малообеспеченным гражданам по преодолению трудной жизненной ситуации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня в Российской Федерации высокими темпами осуществляется государственная социальная политика, направленная, прежде всего на преодоление крайней степени социального неравенства в современном российском обществе и оказание помощи наиболее незащищённым группам населения, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам,а также иным указанным в законе категориям граждан, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Государственная социальная помощь предоставляется в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты), а также в виде натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др.).
Нуждаемость в предоставлении государственной социальной помощи устанавливается с помощью двух показателей, определяемых в соответствии с законодательно закрепленными правилами: прожиточного минимума в соответствующем субъекте РФ и среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина). Поэтому оказание государственной социальной помощи преследует цель поддержания уровня жизни семей (одиноко проживающего гражданина), если эти субъекты попали в категорию малоимущих.Ключевое значение оказания государственной социальной помощи в масштабах страны - это борьба с хронической бедностью определенных категорий населения.
Законодательство о государственной социальной помощи на сегодняшний день достаточно обширно, что обусловлено характером правового регулирования в этой области. В систему законодательства РФ о государственной социальной помощи входят законы и подзаконные акты федерального и регионального уровня, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, и международные договоры РФ. Государство предусматривает всем гражданам нашей страны, в случаях, определяемых законодательством, государственную поддержку их жизнеобеспечения.
Вместе с тем существует необходимость доработки и единообразного применения понятийного аппарата в сфере социальной защиты граждан и четкого разграничения понятий «социальная помощь», «социальная поддержка» и «социальное обеспечения», которые зачастую путаются и подменяют одно другое. Это необходимо для построения непротиворечивой системы законодательства и разграничения видов социальной помощи и социальной поддержки.
В настоящее время перед государством обозначены первоочередные проблемы, связанные с предоставлением социальной помощи населению. Российская Федерация на данный момент делает акцент на социальной сфере нашей страны, ведь данная сфера является самой важной для населения. А также уже намечены пути решения данных проблем. В определенной мере указанные цели соответствуют программе социально-экономического развития Российской Федерации, и все они призваны снизить бедность и улучшить качество жизни граждан. Тем не менее законодательная база требует доработки и унификации, а также введения дополнительных мер помощи социально незащищенным слоям населения.
На основе анализа законодательстваМагаданской области,можно сделать вывод, что социальная помощь населению на уровне субъекта Российской Федерации представляет собой комплекс мер, направленный на повышение уровня жизни отдельных категорий граждан с учетом особенностей демографического и социально-экономического развития региона. Все виды поддержки финансируются из регионального бюджета, помощь носит адресный характер, оказывается только социально незащищенным слоям населения.
Однако, в связи с недостаточным использованием нематериальных форм поддержки существует необходимость в развитии системы социальной помощи путем внедрения новых форм социального обслуживания, в частности волонтерской помощи, основы функционирования которой предлагается закрепить на законодательном уровне. В частности, целесообразно будет содействовать сволонтерскими движениямипри оказании таких видов помощи как моральная и психологическая поддержка одинокой молодой матери, бесплатная помощь по уходу за ребенком молодой матери, бесплатная школа молодых родителей, контроль за нерадивыми молодыми родителями, бесплатная медицинская помощь.
Одна из целей социальной политики государства - повышение эффективности социальной поддержки отдельных групп населения, в том числе путем усиления адресности региональных программ государственной социальной помощи, совершенствования процедур проверки нуждаемости граждан, внедрения современных социальных технологий оказания помощи, в том числе системы социальных контрактов.
Социальный контракт являетсяотносительно новым институтом социальной помощи, по сути это сделка, договор, заключаемый между гражданином, с одной стороны, и государством в лице органов социальной защиты, с другой, по которому гражданин обязуется предпринять оговоренные сторонами меры по преодолению трудной жизненной ситуации, а государство - оказать ему в этом содействие. Подобное содействие выражается в виде денежных выплат (субсидий) в целях поиска работы, прохождения обучения, осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, ведения личного подсобного хозяйства с целью выхода нуждающихся лиц на достойный уровень жизни.
Вместе с тем негативно сказывается на итоговой результативности социального контрактастремление органов социальной защиты в сторону приоритетного получения формальной отчетности в целях формирования положительной промежуточной статистики, и ставит под угрозу финансовой зависимости граждан, фактически выполняющих мероприятия программы социальной адаптации, что не приводит к улучшению их материального положения как первоочередной задачи данного вида социальной помощи. Анализ судебной практики показывает, что зачастую с добросовестно действующими гражданами, предпринимающими реальные действия по преодолению трудной жизненной ситуации, в случае непредставления ими отчетности о своих действиях, социальный контракт расторгается в судебном порядке и взыскивается сумма денежных выплат по данному контракту. В итогефактически лицо не только не выходит из трудной жизненной ситуации, но и попадает в финансовую зависимость.
В целях решения выше обозначенной проблемы предлагается дополнить действующую редакцию Федерального закона № 178-ФЗ статьей 8.2 «Социальное поручительство при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта». Введение социального поручительства в части исполнения обязанности лица по предоставлению отчетности о реализации программы социальной адаптации поможет обезопасить от рисков дальнейшего ухудшения материального положения добросовестно действующих граждан. Полагаем, что реализация указанных мер позволит обезопасить добросовестно действующих и предпринимающих реальные действия по преодолению трудной жизненной ситуации граждан, от рисков дальнейшего ухудшения их материального положения, а также повысит эффективность социального контракта в целом.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Нормативные правовые акты.
- «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС КонсультантПлюс.
- Конвенция № 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения» (Заключена в г. Женеве 28.06.1952) // СПС КонсультантПлюс.
- «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС КонсультантПлюс.
- Конвенция № 117 Международной организации труда «Об основных целях и нормах социальной политики» (Заключена в г. Женеве 22.06.1962) // СПС КонсультантПлюс.
- Конвенция № 157 Международной организации труда «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (Заключена в г. Женеве 21.06.1982) // СПС КонсультантПлюс.
- «Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека» (заключена в Минске 26.05.1995) // СПС КонсультантПлюс.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
- Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О ветеранах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // СПС КонсультантПлюс.
- Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
- Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «О государственной социальной помощи» // СПС КонсультантПлюс.
- Федеральный закон от 05.04.2003 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» // СПС КонсультантПлюс.
- Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // СПС КонсультантПлюс.
- Федеральный закон от 29.12.2006 № 258-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) // СПС КонсультантПлюс.
- Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 296 (ред. от 08.05.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» // СПС КонсультантПлюс
- Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (с изм. на 28.09.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 47, 24.11.2008, ст. 5489.
- Закон Магаданской области от 12.03.2003 № 320-ОЗ «О государственной социальной помощи в Магаданской области» (с изм. на 25.12.2017) // http://docs.cntd.ru/document/802006492 (дата обращения 11.05.2019).
- Закон Магаданской области от 6.12.2004 № 502-ОЗ «О мерах социальной поддержки тружеников тыла, проживающих на территории Магаданской области» http://lgoty-vsem.ru/wp-content/uploads/2018/02/Magadanskaya-oblast-502-6122004.rtf. (дата обращения 11.05.2019).
- Закон Магаданской области от 6.12.2004 № 498-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, проживающих на территории Магаданской области» http://lgoty-vsem.ru/wp-content/uploads/2018/02/Magadanskaya-oblast-498-06.12.2004.rtf. (дата обращения 11.05.2019).
- Закон Магаданской области от 12.01.2004 № 412-ОЗ «О ветеранах труда Магаданской области» (ред. от 03.03.2017) // http://docs.cntd.ru/document/895249692 (дата обращения 16.05.2019).
- Закон Магаданской области от 6.12.2004 № 499-ОЗ «О мерах социальной поддержки неработающих старожилов Магаданской области» от 25.12.2017 http://lgoty-vsem.ru/wp-content/uploads/2018/02/Magadanskaya-oblast-499-06122004.rtf (дата обращения 16.05.2019).
- Закон Магаданской области от 28.12.2004 № 519-ОЗ «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, проживающих на территории Магаданской области» http://lgoty-vsem.ru/wp-content/uploads/2018/02/Magadanskaya-oblast-519-oz-28122004.rtf. (дата обращения 11.05.2019).
- Закон Приморского края от 6.06.2005 № 255-КЗ (ред. от 07.11.2017) «О государственной социальной помощи в Приморском крае» // https://www.garant.ru (дата обращения 16.05.2019).
- Закон Магаданской области от 11.03.2010 № 1241-ОЗ «О стратегии социального и экономического развития Магаданской области на период до 2025 года» (с изм. на 18.03.2019) // http://docs.cntd.ru/document/895249692 (дата обращения 16.05.2019).
- Закон Калужской области от 18.11.2013 № 505-ОЗ (ред. от 28.12.2017) «О государственной социальной помощи в Калужской области» // https://www.garant.ru (дата обращения 16.05.2019).
- Постановление Правительства Магаданской области от 7.11.2013 № 1081-па «Об утверждении государственной программы Магаданской области «Развитие социальной защиты населения Магаданской области» (с изм. на 15.02.2019) http://docs.cntd.ru/document/460206925 (дата обращения 16.05.2019).
- Указ Губернатора Магаданской области от 24.01.2019 № 16-у «О величине прожиточного минимума в Магаданской области за IV квартал 2018 года» // https://www.garant.ru (дата обращения 16.05.2019).
II.Научная литература.
- Андриченко Л.В. Анализ законодательства о социальной защите прав граждан Российской Федерации // Журнал российского права. 2018. № 9. С. 5 - 17.
- Замараева З.П. К вопросу об определении понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение» (правовой аспект) // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. № 2. С. 203 - 209.
- Киселева Н.В. Финансирование социальных услуг в условиях Российской Федерации // Финансовое право. 2018. №12. С. 38 - 41.
- Ключникова Я.А. Правовое регулирование социального обслуживания и социальной поддержки граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2017. № 6. С. 75 - 79.
- Котляров С. Б., Чувакова А. С. Пути улучшения государственной социальной помощи с точки зрения современного законодательства // Право: история, теория, практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). СПб.: Свое издательство, 2018. 56 с. // URL https://moluch.ru/conf/law/archive/182/10620 (дата обращения: 26.05.2019).
- Матлахов С.И. Социальные аспекты ежегодного Послания Президента РФ Федеральному Собранию // URL https://riafan.ru (дата обращения: 26.05.2019).
- Соколенко Н.Н., Ханчукаева Л.А. Социальный контракт как мера государственной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации: некоторые проблемы правового регулирования // Социальное и пенсионное право. 2019. № 1. С. 15.
- Татаринцев В.Е. Возможности и ограничения повышения устойчивости социального контракта в России // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. Т. 6. № 12А. С. 56 - 67.
- Трофимова Г.А. Социальные права: критерии определения нуждающихся в помощи // Социальное и пенсионное право. 2016. № 3. С. 6 - 11.
- Федорова М.Ю. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования // Российский юридический журнал. 2017. № 1. С. 42 - 46.
- Фомин А.А. Законодательная конструкция «социальная помощь малоимущим»: содержание и соотношение со смежными правовыми понятиями // Российская юстиция. 2019. № 2. С. 6 – 8.
- Холостова Е.И., Климантова Г.И. Социальный контракт: от заключения до исполнения: Учеб. пособие. М.: Дашков и К°, 2016. 98 с .
- Шайхатдинов В.Ш. О современных правовых проблемах государственной социальной помощи в России // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2018. № 4. С. 12 - 13.
III. Судебная практика.
- Решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 27 ноября 2015 г. № 2-1346/2015 // URL: https://uwsudkomi.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=53345175&delo_id=1540005 (дата обращения 23.05.2019).
- Решение Улегорского городского суда Сахалинской области от 20 февраля 2018 г. № 2-138/2018 // URL: http://sudact.ru/regular/doc/ObO5r7BcNpoN/regular.txt=пособие+социальный+контракт®ular=1537092278297&snippet_pos=242#snippet (дата обращения 23.05.2019).