Файл: Государственная социальная помощь (Законодательство о государственной социальной помощи).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 200
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Общая характеристика государственной социальной помощи.
§ 1. Понятие и цели государственной социальной помощи.
§ 2. Законодательство о государственной социальной помощи.
§ 3. Виды оказания государственной социальной помощи.
ГЛАВА 2. Особенности государственной социальной помощи в современный период.
§ 1. Основные направления политики Российской Федерации по оказанию социальной помощи.
§ 2. Государственная социальная помощь в Магаданской области.
§ 3. Государственная социальная помощь на основании социального контракта.
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии со статьей 7 Конституции РФ[1]Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь своих граждан. Одним из обязательных признаков, отличающих социальное государство, является конституционное закрепление основных социальных прав человека и гражданина, а также проведение политики, направленной на их обеспечение и защиту.В государстве, позиционирующем себя таковым, публичная власть обязана гарантировать социальную справедливость, благополучие своих соотечественников, их социальную защищенность.Кроме того, социальное государство стремится к уничтожению социального неравенства – т.е. неравенства, связанного с утратой дохода или средств к существованию из-за трудных жизненных обстоятельств.
Государственная социальная помощь выступает одним из основных средств социальной политики и противодействия бедности. Осознание необходимости содействия гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, из которой им самостоятельно сложно найти социально приемлемый выход, означает признание социальной помощи в качестве важнейшей общественно значимой функции демократического правового социального государства, гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прежде всего права на достойную жизнь.
Государственная социальная помощь была и будет играть самую важную роль в развитии и поддержке общества.В настоящиймомент происходит ее становление в качестве обособленного, внутренне организованного образования в рамках государственной системы социального обеспечения. В связи с этим особую актуальность и значимость приобретает исследование особенностей правового регулирования социальной помощи.
Объектом изучения данной работы являются общественные отношения по оказанию государственной социальной помощи определенному в законодательстве кругу лиц, имеющих право на ее получение. Предметом данной работы являются особенности предоставления государственной социальной помощи в виде денежных выплат, предоставления жизненно необходимых товаров, а также предоставления набора социальных услуг в России в современный период.
Целью настоящей работы является изучение проблем использования законодательства о государственной социальной помощи в сегодняшних экономических условиях.
Основными задачами данной дипломной работы являются:
- раскрытие понятия и целей государственной социальной помощи;
- формирование представлений о системе законодательства, регулирующего данную сферу;
- изучение основных видов оказания государственной социальной помощи;
- рассмотрение основных направлений политики Российской Федерации по оказанию социальной помощи;
- выявление особенностей оказания государственной социальной помощи в Магаданской области;
- рассмотрение такого инструмента оказания социальной помощикак социальный контракт.
При написании данной дипломной работы использованы такие методы как анализ, синтез, сравнение. Практическая значимость работы состоит в том, что общетеоретические выводы, сформулированные в исследовании, могут использоваться в дальнейшей научной разработке теоретических проблем, связанных с оказанием социальной помощи.
Тема государственной социальной помощи в Российской Федерации на сегодняшний день является недостаточно изученной. Специальных научных трудов, монографий по данной проблеме пока немного. Это можно объяснить тем, что законодательство о государственной социальной помощи находятся еще в стадии организационного становления. Теоретическая база включает в себя Конституцию РФ, Федеральный закон «О государственной социальной помощи», иные федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, а также международные нормативные правовые акты.
При написании работы использовались труды, посвященные проблемам оказания государственной социальной помощи, Л.В.Андриченко, Г.И. КлимантовойС. Б. Котляровой, А.С. Чуваковой, В.Е. Татаринцева,Г.А. Трофимовой, М.Ю. Федоровой, А.А. Фомина, Е.И. Холостовой, В.Ш. Шайхатдиноваи других ученых-юристов.
ГЛАВА 1. Общая характеристика государственной социальной помощи.
§ 1. Понятие и цели государственной социальной помощи.
Государственная социальная помощь является одной из организационно-правовых форм социального обеспечения. Оказание данного вида помощи главным образом регулируется Федеральным законом «О государственной социальной помощи»[2] (далее – Федеральный закон). Так, согласно статьи 1 настоящего Федерального закона государственная социальная помощь – это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в законе «О государственной социальной помощи», социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Государственная социальная помощь оказывается за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. При этом ассигнования из федерального бюджета выделяются в случае недостаточности средств бюджетов нижестоящего уровня.
Одной из характерных черт государственной социальной помощи является то, что она носит адресный характер, т.е. в соответствии с данным определением конкретно определён круг получателей государственной социальной помощи.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Данный перечень, как видно, является открытым, это означает, что законодатель может оперативно реагировать на изменение социально-экономической обстановки в стране и расширять его, добавляя новые категории граждан. В то же время первые две категории - малоимущие семьи и одиноко проживающие граждане - выделены отдельно, как особо нуждающиеся в государственной помощи
Минимальный прожиточный минимум является важным показателем уровня жизни населения государства.Так, З.П. Замараева считает прожиточный минимум «своеобразной точкой отсчёта бедности: бедные, или малоимущие, – это люди, чей месячный доход на одного члена семьи меньше минимального прожиточного минимума. Среди малоимущих, прежде всего, оказываются частично или полностью нетрудоспособные, многие из которых не имеют близких родственников, пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, неблагополучные семьи, одинокие пожилые люди»[3].
Для справки отметим, что прожиточный минимум в Магаданской области с 1 января 2019 года составляет: на душу населения - 18910 руб., для трудоспособного населения – 19881 руб., для пенсионеров – 14886 руб., для детей – 20348 руб.[4]
Адресность предполагает правильное определение материально нуждающихся граждан, что может достигаться различными способами. Во-первых, оценкой материального положения отдельных лиц или семей. Во-вторых, основываться на определенных статистическихпоказателях, связанных с нуждаемостью. В-третьих, созданием механизма самоадресования, т.е. когда нуждающееся лицо само обращается в органы социальной защиты населения.
Федеральный закон в качестве критерия для получения социальной помощи на первый план выдвигает нуждаемость в ней. Это означает, что гражданин обязан доказать, что он нуждается в такой помощи, прежде всего вследствие недостаточного уровня доходов (плохого финансового обеспечения). Основная характеристика социальной помощи – «узконаправленная» адресность: она оказывается только тем, кто нуждается в ней.Это связано с тем, что социальная помощь направлена на поддержку определенной категории граждан с низкими доходами, повышение их уровня жизни, создание условий для преодоления трудного жизненного положения.
Как и в любой другой сфере законодательства, социальная услуга - адресная социальная помощь имеет свои недочеты и проблемы в применении на практике, например,как отмечаетГ.А. Трофимова, адресность социальной помощи может привести к росту иждивенческих настроений. Предоставление адресной помощи исключительно на основании дохода ниже прожиточного уровня приводит к тому, что ее будут получать не только нетрудоспособные граждане, но и вполне трудоспособные[5]. Поэтому система оказания адресной социальной помощи должна быть достаточно гибкой и продуманной, чтобы быть эффективной. Помощь необходимо предоставлять тем, кто не может самостоятельно справиться с трудной жизненной ситуацией. Требуется выработать критерии предоставления адресной помощи, например, состояние здоровья.
А.Я. Ключникова обращает внимание на то, что современный законодатель зачастую оперирует такими терминами, как «социальное обеспечение граждан», «государственная социальная помощь», «социальная поддержка», путая их и не делая четкого разграничения.Вместе с тем, правильное определение понятия государственной социальной помощи имеет огромное практическое значение, поскольку для реализации Федеральногозакона необходимо определить точный круг получателей данной помощи, а также её размер, периоды оказания и порядок назначения (или отказа в ее назначении)[6].
Интересноотметить позицию Фомина А.А., который говорит о том, что не яснасмысловая нагрузка признака «социальный» в законодательной дефиниции «социальная помощь». «Так, под социальным пособием законодатель в Федеральном законе «О государственной социальной помощи» подразумевает безвозмездное выделение гражданам денежных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а под социальной доплатой к пенсии - предоставление пенсионерам денежных сумм к страховой пенсии и (или) к пенсионному обеспечению из средств федерального бюджета. В то же время понятие «социальный» (лат. socio - общество) однозначно переводится и понимается как общественный. Соответственно и данный вид помощи должен пониматься как общественный, предоставляемый институтами гражданского общества, благотворительными организациями и т.п., тогда как в Законе речь идет о государственной помощи, оказываемой из бюджетных фондов, а не «общественными фондами потребления», как это было, например, в СССР или в царской России».[7]
Согласно ст. 3 Федерального закона основными целями оказания социальной помощи является:
· поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Федерации;
· снижение уровня социального неравенства и сближение социального уровня различных слоев населения;
· создание необходимых условий для обеспечения общей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
· повышение доходов населения;
· адресного использования бюджетных средств;
· усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан.
Изначально редакция статьи предусматривала две цели, а именно:
- поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ;
- адресное и рациональное использование бюджетных средств.
Позднее статья была дополнена указанием еще на четыре цели:
- усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
- создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
- снижение уровня социального неравенства;
- повышение доходов населения.
Это произошло с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[8]. Расширение целей оказания социальной помощи, по мнению автора, дало направление для развития социальной помощи на уровне субъектов и на уровне местного самоуправления.Определение вышеперечисленных целей несомненно является важным, так как в настоящее время большое количество населения остается за чертой бедности.
Учитывая все вышеизложенное можно сказать, что государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, иным нуждающимся лицам пособий, компенсаций, субсидий и жизненно необходимых товаров, с целью поддержания их уровня жизни, снижения уровня социального неравенства и усиления адресной социальной поддержки нуждающихся граждан.