Файл: Контрольная работа по дисциплине Анализ типологий финансовых махинаций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5

Один из самых распространенных видов мошенничества, связанного с кредитными брокерами, состоит в подделке документов для тех, кому банки отказывают в выдаче кредитов по причине испорченной кредитной истории, отсутствия или недостатка стабильного дохода. «Черные брокеры» представляют банку фальшивые справки о доходах от имени подставной фирмы-однодневки с указанием номера телефона для проверки сведений о работе. В случае звонка из банка для проверки предоставленных сведений мошенник подтверждает, что клиент, действительно, работает в этой организации на указанной должности. Некоторые «черные брокеры» берутся подтасовать результаты проверки кредитной истории с помощью сообщников в банке.

В случае если обман вскроется, клиент «черного брокера» попадет в «черный список» заемщиков и вряд ли сможет когда-нибудь получить кредит. Кроме того, подделка документов в России уголовно наказуема, и ответственность за предоставление банку недостоверных сведений несет не кредитный брокер, а получатель кредита, который подписывал заявку на кредит и своей подписью подтвердил достоверность представленных сведений. В зависимости от полученной суммы за такое правонарушение могут привлечь к ответственности по ст. 327 УК РФ6 за использование заведомо подложного документа, по которой предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до шести месяцев или по ст. 159 УК РФ за мошенничество, по которой предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до 10 лет.

Еще одна распространенная схема кредитного мошенничества тоже рассчитана на людей, которым банки отказывают в выдаче кредита или которым деньги нужны срочно. Мошенник предлагает оформить на себя кредит на товар, а взамен заемщик получает наличные. При этом стоимость товара значительно превышает нужную сумму, но мошенник обещает, что выплатит недостающие деньги. На самом деле придется погасить полную сумму долга. По аналогичной схеме мошенник предлагает за плату взять для него кредит, уверяя, что по какой-то причине не может его получить, но погашать будет за свой счет. Естественно, получив кредитные средства, мошенник скрывается, а жертва выплачивает чужой долг с процентами.

Как вариант, мошенник может предложить оформить кредит на большую сумму, чем нужно заемщику, чтобы он за плату «поделился» с человеком, который нуждается в деньгах, но не может сам получить кредит. И в этом случае мошенник скрывается с деньгами, а жертва выплачивает полную сумму кредита.


Как защититься от кредитных мошенников. Никому не оставляйте свой паспорт. Если с вашего паспорта делают копию, поинтересуйтесь целью копирования и судьбой копии (где она будет храниться), попросите при вас расписаться на копии и поставить штамп той организации, которая эту копию сделала. Это правило распространяется и на другие документы, удостоверяющие личность человека (права, различные удостоверения личности).

Проверяйте свою кредитную историю – из нее можно узнать, не числятся ли за вами кредиты, которые вы не оформляли. Раз в год каждый может бесплатно ознакомиться со своей кредитной историей. «Если заемщик не согласен с информацией, которая содержится в его кредитной истории, он может написать заявление в БКИ с требованием перепроверить эти сведения. По закону БКИ обязаны это сделать в течение месяца. На время этой проверки информация в кредитной истории помечается как «оспариваемая». А далее либо банк, в который обратится БКИ, подтвердит вашу правоту, либо вам откажут в исправлении сведений. В последнем случае, если вы уверены, что вы все же правы, можно пожаловаться в Центробанк…».7

Если в кредитной истории обнаружится информация о кредитах, которых вы не получали, можно также обратиться в банк, выдававший кредит, и потребовать показать вам кредитное досье. Если в документах стоит не ваша подпись, обращайтесь в полицию с заявлением о мошенничестве.

Внимательно читайте договор с кредитным брокером, нужно четко понимать, какие обязанности он берет на себя и за что получает деньги. Платить следует только за выполненные услуги. Не поддавайтесь на обещания «легких» или «быстрых» денег с помощью сомнительных схем.

Страхование. Мошенничество на рынке страхования было распространено всегда. В советские годы клиенты инсценировали угоны машин, падеж скота, пропажу застрахованных ценностей или предметов искусства. Но в тот период на рынке страхования действовала только одна страховая компания, и отследить тех клиентов, которые хоть единожды попытались компанию обмануть, было несложно. Развитие частного сектора страховых услуг и новые технологии за короткий срок сформировали криминальный бизнес на страховании. Рассмотрим распространенные способы обмана.

Продажа недействительного полиса. Страховой полис – это финансовый документ, оформленный на бланках строгой отчетности. Во всех страховых компаниях следят за их сохранностью. Все полисы имеют уникальные номера и передаются страховым агентам по актам, в которых содержатся номера переданных полисов. Непроданные или поврежденные (испорченные) полисы возвращаются в страховую компанию также по актам. Однако случаи утраты или кражи полисов происходят практически во всех компаниях. При этом агент может стразу не поставить страховую компанию в известность о краже (например, потому что сам ее не сразу обнаружил). С целью выявления пропажи страховые компании обычно один раз в месяц проводят сверку по номерам полисов. При выявлении недостачи страховых

полисов по факту утраты начинается проверка, а утраченные номера незамедлительно передаются в Российский союз автостраховщиков (РСА) и публикуются для сведения страхователей на официальном сайте РСА.

Правила безопасности. При выборе страховой компании заранее проверьте историю ее деятельности, репутацию, изучите отзывы клиентов. Если возникла необходимость срочно заключить договор страхования и приходится обращаться в первый попавшийся офис, обязательно попросите предъявить вам лицензию на осуществление страховой деятельности. При этом обратите внимание, на какой именно вид страхования выдана лицензия (имущественное, личное, автострахование и т. д.).

Страхователь должен помнить, что страховой полис является финансовым документом, исправления в нем, даже заверенные подписью или печатью, не допускаются. В том случае, если агент при оформлении полиса допустил ошибку, он должен оформить страхователю новый полис, а испорченный перечеркнуть и сдать в страховую компанию.

При оформлении страхового полиса проверьте правильность заполнения всех реквизитов. Если вы приобретаете полис для поездки за рубеж, сравните написание вашей фамилии с данными в заграничном паспорте.

Изучите правила страхования и страховой полис. Информация, которая там указана (о страховых случаях, порядке выплаты страхового возмещения и др.) должна соответствовать тому, что пообещал вам страховой агент.

Обратите внимание на основания к отказу от страховой выплаты. Очень часто именно в этот раздел правил вносятся оговорки, которые лишают страхователя права получить страховое возмещение.

СМС-мошенничество. О том, что не надо отвечать на sms-сообщения, поступающие с неизвестных номеров и уж тем более не перезванивать по этим номерам, известно даже детям. Но и мошенники не стоят на месте и придумывают все новые и новые способы завладеть чужими деньгами.

«Ошибка» при пополнении счета. Вам приходит sms-сообщение о поступлении на счет небольшой суммы денег (50–100 рублей). Через несколько минут раздается звонок от человека, который утверждает, что ошибся номером и случайно перевел вам деньги. Извиняется за неудобства и просит вернуть ошибочно зачисленную сумму. На самом деле никакие деньги вам не поступали, а sms-сообщение послано специальной компьютерной программой. И переводить вы будете свои деньги. Если вы попали в такую ситуацию, то вернуть деньги через оператора будет невозможно. Вы сами отправили деньги на чужой номер. Единственная возможность – обратиться в полицию с заявлением о мошенничестве. Но из-за суммы в 100–150 рублей мало кто пойдет в полицию. На это и рассчитывают мошенники.


«Позвони мне». На телефон приходит sms-сообщение с текстом, который вынуждает позвонить по указанному в нем номеру или перейти по ссылке на сайт. Иногда вызывает: «Напоминаем о необходимости погасить долг», «Списание с вашей карты одобрено», «Ваш телефонный номер выиграл автомобиль» и т. п. Если человек перезванивает, то он обычно попадает на платный номер, и с его счета списывается солидная сумма. Иногда вместо телефонного номера в сообщении указывается ссылка, переход по которой активирует вирус, и с его помощью злоумышленники получают доступ к информации в памяти телефона, в том числе доступ к мобильному банку.

Правила безопасности. По возможности не открывайте sms-сообщения, поступающие с неизвестных номеров. Никогда не перезванивайте по номеру, указанному в sms-сообщении, поступившем с незнакомого номера. Прежде чем переводить кому-то ошибочно зачисленную сумму, проверьте баланс своего телефона, действительно ли деньги были зачислены на счет. Пин-коды и пароли от банковских карт и электронных кошельков в памяти телефона следует записывать таким образом, чтобы вирусным программам было сложно их распознать.

Зачастую мошеннические схемы строятся на незаконном использовании чужих персональных данных. Поэтому один из ключевых способов обезопасить себя от посягательств мошенников – это защитить свои персональные данные. Для этого нужно соблюдать ряд несложных правил.

Никогда не отдавайте свой паспорт чужим людям, в том числе каким-либо организациям, даже на короткое время. Если требуют предоставить копию паспорта, попросите сразу же поставить на ней подпись сотрудника и штамп организации – это позволит определить происхождение копии в случае ее использования для мошеннических действий.

Никогда не используйте в качестве паролей легко угадываемые слова: свои имя или дату рождения либо имя и дату рождения кого-то из близких людей, номер своего телефона – эти данные несложно узнать, поскольку они фигурируют в анкетах, которые каждый заполняет, так или иначе, при приеме на работу, при оформлении заграничного паспорта, заявки на кредит и т. п.

Нельзя использовать для пароля комбинацию простых символов (например, 1234), а также букв и цифр, которые на клавиатуре расположены рядом (например, ОЛДЖ), поскольку такие пароли легко подобрать.

Чем длиннее и разнообразнее пароль, тем труднее его «взломать» (например, вряд ли кому-то удастся подобрать пароль «vfvj3ljhjufz»). Так как абстрактные наборы букв и цифр запоминать сложно, придумывайте систему, по которой только вы можете этот пароль вспомнить в любом месте. К примеру, можно использовать в качестве
пароля отчество вашей первой учительницы, набранное на русском языке, но при латинской раскладке клавиатуры (Это может выглядеть, например, вот так «Utyhb [jdyf».

Некоторые люди не надеются на свою память и предпочитают записать пароль (чтобы не забыть). Действительно, запомнить все пароли бывает затруднительно. Нежелательно хранить пароли в компьютере или телефоне, подключенным к интернету, их могут украсть с помощью вирусных программ. Лучше всего хранить пароли записанными на бумаге в надежном месте.

Не используйте одинаковые пароли для регистрации на разных сайтах. Взломав одну учетную запись, злоумышленники непременно попытаются использовать данный пароль для получения доступа к другим вашим учетным записям.

В целях повышения безопасности желательно хотя бы раз в шесть месяцев менять пароли к своим учетным записям.

Завершая работу на сайте, требующем авторизации, например, в личном кабинете сайта «Госуслуги» или в интернет-банке, всегда пользуйтесь функцией «выход», не закрывайте сайт просто так.

Если вам пришлось работать за чужим компьютером, никогда не сохраняйте набранные пароли. Даже за своим компьютером стоит сохранять пароли лишь на тех сайтах, случайный доступ на которые чужих людей не причинит вам вреда (например, на форумах, где вы общаетесь с друзьями).

Правила обработки данных различными организациями

Требования к сбору, хранению, систематизации, накоплению, извлечению, уточнению, блокированию и уничтожению персональных данных граждан определяет Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».8

Обработка персональных данных – это любые действия, которые совершаются с этими данными вручную или с использованием средств автоматизации: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение. Все организация и физические лица, осуществляющее обработку персональных данных, обязаны соблюдать требования законодательства, установленные для операторов персональных данных.

Закон устанавливает несколько общих принципов обработки персональных данных:

  • обработка персональных данных должна соответствовать заранее определенным и известным конкретным целям сбора этих данных. Например, если персональные данные собирались для заключения кредитного договора, то их использование для других целей, например, для рассылки рекламных предложений о новых предложениях банка, является недопустимым;

  • запрещается объединение баз данных, которые содержат сведения, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой. Например, нельзя объединять базу данных налоговых органов и базу данных медицинской организации о состоянии здоровья граждан, потому что эти сведения обрабатываются в разных целях;

  • обрабатывать персональные данные можно только с согласия владельца этих данных. За нарушение этого правила предусмотрена административная и имущественная ответственность оператора персональных данных. Согласие лица на обработку его данных должно быть явно выражено, а в некоторых случаях обработка данных допускается лишь при наличии письменного согласия;

  • обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям. При обработке персональных данных должны быть обеспечены точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Оператор должен принимать необходимые меры либо обеспечивать их принятие по удалению или уточнению неполных, или неточных данных.

  • хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.