Файл: Контрольная работа по дисциплине Анализ типологий финансовых махинаций.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, не имеют права раскрывать или передавать их третьим лицам или распространять без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. Оператор персональных данных обязан обеспечить конфиденциальность данных, в том числе путем создания механизмов защиты от несанкционированного доступа третьих лиц.
Субъект персональных данных, который считает, что его права были нарушены (например, не была обеспечена конфиденциальность данных), может требовать привлечения оператора к административной ответственности, а также требовать возмещения убытков, причиненных нарушением правил обработки персональных данных и компенсации морального вреда.
Некоторые персональные сведения можно собирать только с соблюдением дополнительных ограничений для того, чтобы не допустить дискриминации по отношению к гражданам. Например, нельзя включать в анкеты о приеме на работу пункты о национальной и расовой принадлежности, о религиозных или политических убеждениях и др., если это не обусловлено характером предлагаемой работы.
Согласно статье 86 Трудового кодекса РФ9, под персональными данными работника понимается информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. Следовательно, работодатель не может требовать от работника предоставления персональных сведений, которые не связаны с осуществлением его трудовой деятельности в конкретной организации.
В действующем законодательстве прямо не установлено, что фотография относится к персональным данным. Однако работодатель не может использовать фотографию работника без его согласия, поскольку, согласно ст. 152.1 Гражданского кодекса РФ10, обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина допускаются только с его согласия.
Роль социального инжиниринга
При освещении темы мошенничества на финансовом рынке необходимо учитывать, что в значительной части главным инструментом мошенников являются приемы и методы «социального инжиниринга. Наиболее часто, социальную инженерию используют при телефонном контакте или в интернете для получения закрытой информации или информации, которая позволяет совершить мошеннические действия в адрес физического лица.
Роль СМИ в повышении осведомленности граждан о способах мошенничества и его распознания
Мошенничество существует с глубокой древности, и это должно приучить людей к тому, чтобы с подозрением воспринимать чересчур заманчивые предложения. Однако вера в чудеса прочно укоренилась в людях независимо от того, каким образованием или жизненным опытом они располагают.
Лучший способ противодействия мошенничеству в сфере финансов – информирование населения и повышение уровня его финансовой грамотности. И здесь основной вклад принадлежит средствам массовой информации.
«Финансово образованные потребители лучше подготовлены к тому, чтобы самим защищать свои интересы и сообщать органам власти о возможных неправомерных действиях финансовых посредников, что делает их менее уязвимыми в случае мошенничества и злоупотреблений».11
Наиболее популярны в СМИ публикации о мошенничестве, которое отличают либо крупные суммы похищенного, либо массовость обмана: обман при сделках купли-продажи квартир, похищение денег с банковских карт, продажа фальшивых и недействительных страховых полисов, финансовые пирамиды.
В России очень тяжело повышать уровень готовности населения к самозащите от мошенничества, причем в силу менталитета россиян. Доброта и доверчивость людей, вера в «авось» и «а вдруг?», вера в чудо – фундамент, на котором строится большинство видов мошенничества. Ярким примером служит история финансовой пирамиды МММ, созданной Сергеем Мавроди в 1994 году. Несмотря на многочисленные публикации, телесюжеты, теле- и радиопередачи, разоблачающие его, как мошенника, осужденного за свои действия, и около 15 млн пострадавших, в 2011 году около 600 тыс. человек в России, Белоруссии и Молдавии стали вкладчиками новой финансовой пирамиды, созданной Мавроди. Более того, несмотря на быстрый крах второй пирамиды Мавроди, в 2012 году нашлись люди, которые вложили деньги в третью по счету МММ. А в 2016 году Мавроди объявил о создании новой финансовой пирамиды, и нет сомнений, что жажда «легких денег» снова привлечет множество людей.
Именно поэтому в задачи СМИ входит сегодня ликвидация юридической безграмотности, являющейся самой по себе питательной средой для мошенничества.
К сожалению, любая публикация на тему мошенничества появляется постфактум и не всегда актуальна. Представители правоохранительных органов и коммерческих служб безопасности обычно готовы поделиться информацией со СМИ только после того, как тот или иной вид мошенничества приобретает массовых характер.
Что касается сообщений граждан, ставших жертвами или свидетелями мошенничества, их информация, хотя и наиболее оперативная, остается для журналиста, как правило, лишь поводом для начала расследования. Большинство жертв обмана могут описать только последовательность произошедшего с ними, и не всегда полностью. Сама механика и алгоритм противоправного действия при этом часто остаются нераскрытыми, что снижает уровень эффективности журналистского материала.
Следует отметить и тот факт, что далеко не всегда специалисты по борьбе с мошенническими схемами готовы сотрудничать с прессой. Ведь мошенник применяет свою схему до тех пор, пока она остается нераспознанной, и продолжает работать. Предавая гласности детали и схемы обмана, мы даем знак преступнику, что пора искать новые техники. Таким образом, цепочка мошенничества выходит на новый виток, обогащенная «передовым инструментарием». Аналогичным образом поступают и адвокатские службы, предлагающие защиту от мошенничества на основе юридических фактов и договоров. Для них знание техники мошенничества «изнутри» – своего рода ноу-хау, позволяющее зарабатывать деньги.
Тем не менее тема ловкачей остается важной для СМИ и актуальной для читателя, поскольку свои схемы мошенники стремятся применять неоднократно в надежде на беспечность и неосведомленность людей.
Наибольший вклад в информирование населения о существующих способах мошенничества вносят электронные издания, поскольку их отличают наиболее широкие возможности привлечения читателей к соавторству и, как следствие, оперативность.
Взаимодействие СМИ с правоохранительными органами по раскрытию финансовых мошенничеств
В соответствии с российским законодательством средства массовой информации могут легально осуществлять поиск, получение, производство и распространение массовой информации в обществе. СМИ играют важную роль в информировании населения о деятельности мошенников в сфере финансов, однако в работе прессы наблюдаются и негативные тенденции.
Определенная категория СМИ (т. н. желтая пресса) публикует недостоверные факты или необъективные утверждения, заведомо предполагающие повышенное внимание со стороны читателей. Также некоторые СМИ за плату размещают заказные материалы в интересах каких-нибудь лиц или организаций, нарушая этические нормы журналистики. Другая проблема заключается в том, что СМИ предпочитают публиковать материалы, рассказывающие не о достижениях органов правопорядка, а исключительно о недостатках в их работе.
Эти и другие проблемы взаимодействия органов правопорядка и средств массовой информации свидетельствуют о необходимости выстраивания партнерских отношений между ними, что, в конечном счете, способствует повышению эффективности деятельности этих общественных институтов и развитию правового государства. При этом главными инициаторами в следовании модели партнерских и доверительных взаимоотношений правоохранительных органов со СМИ, общественными объединениями, населением должны выступать именно органы и подразделения МВД России, действуя в соответствии с российским законодательством в направлении взаимодействия со средствами массовой информации.
К числу основных принципов взаимодействия органов внутренних дел со СМИ необходимо отнести следующие: законность, открытость, публичность, диалог, сотрудничество и партнерство, доверие, социальная ответственность. Следование этим принципам предполагает постоянный обмен информацией, ориентированность на потребителей информации, акцент на диалог, активное проведение пресс-конференций, онлайн-конференций, круглых столов, встреч руководителей с журналистами, гражданами и др.
В то же время существуют определенные ограничения при освещении проводимых оперативно-розыскных мероприятий. Важно понимать, что открытость МВД в этом вопросе регулируется российским законодательством. Представителям служб информации и связей с общественностью приходится руководствоваться в своей работе такими понятиями, как «тайна следствия» и «служебная тайна». По этой причине не всегда пресс-центры МВД готовы обнародовать подробности конкретных преступлений и ход их расследований.
Ограничения для СМИ по доступу и раскрытию персональных данных
«Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе…» А зачем человеку давать информацию о себе, какой ему в этом интерес? Объясняется просто. Публичным людям это дает популярность, общественный авторитет, повышает рейтинг. Политики, бизнесмены готовы платить за появление в прессе материалов о себе, и не только во время предвыборной кампании. Имидж – одно из слагаемых успеха и бизнеса, и политики.
Но в журналистском арсенале есть не только положительные материалы (пресс-релизы, очерки, зарисовки), но и критика, расследования. Журналисты анализируют служебную деятельность представителей министерств и ведомств и решения, принимаемые чиновниками, критикуют органы власти всех уровней и финансово-промышленные группы, разоблачают коррупцию.
Закон РФ от 27.12.1991 № 2124–1 «О средствах массовой информации» регламентирует обязанности журналиста относительно распространения информации о частной жизни людей: «Журналист обязан получить согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в СМИ сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей» (п. 5 ст. 49).12
Понятно, что герой коррупционного скандала не даст согласие на публикацию своей фамилии «своей волей и в своем интересе». К искам о защите чести и достоинства, о клевете или о защите деловой репутации он добавит иск о нарушении прав субъекта персональных данных. Это еще один возможный риск при «осуществлении профессиональной деятельности журналиста».
Закон о СМИ позволяет использовать персональные данные без согласия их владельца, если это необходимо для защиты общественных интересов. Понятие общественного интереса сформулировано в Постановлении Пленума Верховного суда РФ «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 15 июня 2010 года, № 16». В частности, Верховный суд указывает что «под общественным интересом» следует понимать «не любой интерес, предъявляемый аудиторией, а, например, потребность общества в обнаружении и раскрытии угрозы демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде. К таким интересам, к примеру, относится информация, связанная с исполнением своих функций должностными лицами и общественными деятелями. Соответственно, сообщение подробностей частной жизни лица, не занимающегося какой-либо публичной деятельностью, под данное исключение не подпадает».
Именно фактор общественного, а не частного интереса и должен стать определяющим в ситуации, когда журналист принимает решение о публикации тех или иных материалов, содержащих сведения о приватной жизни людей. При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.
«От возможных проблем, связанных с нарушением закона о персональных данных, журналиста может оградить соблюдение закона «О средствах массовой информации» № 2124–1. Журналист имеет право: искать, запрашивать, получать и распространять информацию; копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения прав на интеллектуальную собственность; производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки. При получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки. Без всяких опасений можно собирать материалы о любом человеке, если они были опубликованы в открытой печати».