Файл: Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 12 Вопросы Метод фокусгруппы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-можно выявить особенности систем неформальных отношений в группе
-используется для диагностики межличностных отношений в малых социальных группах
-изучение внутригрупповых статусов членов группы
-изучение степени сплоченности / разобщенности группы
-выявление внутригрупповых подсистем
-выявление неофициальных лидеров малых групп, изгоев коллективов
-изучение характера социально-психологического климата коллектива и тенденции его трансформирования
-выявление многих иных проблем, решение которых способно оптимизировать деятельность малых групп
При решении вышеназванных задач социометрия может играть роль как главного, так и дополнительного метода. Но в любом случае он обязательно сопрягается с другими методами – анализом документов, наблюдением, интервьюированием, экспертным опросом, тестированием и др.
Достоинства применяемой методики:
-применение социометрии в различных сферах микросоциологии позволяет повысить степень производительности труда
-смягчение и разрешение конфликтов
-способствует выработке, принятию групповых управленческих решений
-при методологически грамотном применении позволяет получить серьезные теоретические выводы о процессах функционирования, развития групп
-разрешение вопросов комплектования групп
Недостатки:
-не применим для изучения больших социальных групп
- присутствует «демократичность» опроса – регистрируются чувства и настроения всех членов группы или коллектива (при социометрическом анкетировании необходимо опросить всех членов данной группы).
- ограниченные познавательные возможности (отсутствие возможности для достаточно глубокого и всестороннего анализа личности, группы и коллектива): а) фиксируются не все, а преимущественно эмоциональные отношения, выраженные в симпатии, антипатии, безразличии; б) остаются в тени мотивация, причины тех или иных отношений индивидов; в) сравнительно небольшая информативная ценность – по оценке У. Эссера и П. Ферстера, они дают 20 % информации, получаемой “методом групповой оценки”; г) они пригодны для исследования групп и коллективов, число членов которых не превышает 40.
- количественная диагностика структуры группы и коллектива, межличностных отношений и их динамики,
спонтанных влечений и скрытых чувств, положения (статуса) индивида и его удовлетворенности общением в группе или коллективе.
- опасность субъективизма — реальные отношения в быту и в процессе труда между людьми не всегда совпадают с теми, которые фиксирует социометрия.
- возможность применения системно-структурного анализа и моделирования личных (в основном эмоциональных) отношений в группе или коллективе.
- число взаимных выборов, используемое в социометрической технике для установления сплоченности коллектива, является ненадежным показателем – большое число взаимных выборов может отражать большое число замкнутых в себе группок, между которыми нет коллективистских отношений.
- относительно сложная и продолжительная техника статистической обработки.
3. Соотношение качественных и количественных подходов к анализу
социологических данных
Все методы сбора информации в социологических исследованиях можно разделить на две большие группы: количественные и качественные.
Количественные исследования предназначены для изучения объективных, количественно измеряемых характеристик поведения людей.
Количественные исследования являются преимущественно описательными. Обработка информации в таких исследованиях осуществляется с помощью упорядоченных процедур, количественных по своей природе. К выборке в количественных исследованиях предъявляются жесткие требования, базирующиеся на теории вероятности и математической статистике. В связи с этим возможен перенос выводов, полученных на основе изучения выборочной совокупности, на всю генеральную совокупность.
Качественные исследования предназначено для получения с помощью специальной техники так называемой глубинной информации. Качественное исследование можно назвать интерпретационным. Качественное исследование позволяет получить информацию о мотивах поведения, установках людей, то есть получить ответ на вопрос: «Почему?». Жесткие требования к выборке и математическому подтверждению достоверности полученной информации к таким исследованиям неприменимы.
«Качественное исследование – это процесс открытия, тогда как количественное – это процесс доказательства и подтверждения».
Основные отличия качественных методов от количественных сведены в табл.1., которая составлена с учетом аналогичных таблиц К. Пламера и В.В. Семеновой.
Таблица1 Сопоставление количественных и качественных методов социологических исследований
Основания сравнения | Количественные методы | Качественные методы |
| | |
Цель применения | Макросоциологическое исследование | Микросоциологическое исследование |
Цель применения | Дать объяснение причин изучаемого явления | Понять изучаемое явление |
Исследовательские задачи | a. Измерить параметры явления; b. Установить взаимосвязи между отдельными параметрами; | a. Выявить обую картину явления; b. Концептуализировать явление, интерпретировать его |
Позиция исследователя | «сторонний» наблюдатель | «сочувствующий» участник |
В центре внимания исследователей | a. Социальные структуры и институты; b. Объективные факторы; c. Общие социальные процессы | a. Человек; b. Субъективные факторы; c. Особенные, частные процессы |
Исследовательские гипотезы формулируются | До начала сбора данных | По мере овладения данными |
Исследовательские инструменты | a. Разрабатываются до полевого этапа; b. Формализованы, во многом одинаковы для всех исследователей | a. Определяются как до полевого этапа, так и в его ходе; b. Неформализованы, отражают индивидуальный исследовательский опыт |
Исследовательские процедуры | Стандартизованы; предполагается их дублирование | Менее стандартизованы; дублируются редко |
Единицы анализа | Факты, события, высказывания, акты поведения | Субъективные значения фактов для индивида |
Логика анализа | Дедуктивная: от абстракции к фактам путем операционализации понятий | Индуктивная: от фактов к концепциям |
Основные способы анализа | a. Классификация путем отождествления случаев; b. Статистическими способами; c. Систематизация | a. Описание случаев без их отождествления; b. Путем обобщения выявленных оценок; c. воображение |
Данные исследования представляются в виде: | Статистических распределений, шкальных показателей, индексов и т. п. | Высказываний, документов, интеллектуальных продуктов групповых дискуссий и т. п. |
Валидность (надежность) достигается достоверным | Повторением установленных связей | Описанием случаев и выявленных мнений |
Стиль исследования | Жесткий, холодный | Мягкий, теплый |
Количественные и качественные исследования нельзя противопоставлять, так как они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Только при таком подходе к их применению возможно получение достоверной информации. Результаты качественных исследований могут быть переведены в количественную форму с помощью, например, такого количественного метода, как контент-анализ. При проведении количественных исследований часто используются качественные технологии получения информации (ассоциации, незаконченные предложения, вопросы-ловушки и т.д.).
Тем не менее, необходимо помнить, что количественные и качественные методы имеют свои специфические исследовательские цели, предназначения, предпочтительные объекты изучения
Первая модель – классическая фазовая модель интеграции количественного и качественного методов была представлена в 50-е годы в работе А. Бартона и П. Лазарсфельда. Авторы предложили применять качественные методы исследования для разработки и формулирования гипотез, которые затем должны были быть проверены с помощью количественных методов. Другими словами, эта модель представляет собой расширенный вариант пилотного исследования. Вторая модель – «методологическая триангуляция» – более расширенная модель интеграции методов. Согласно ей, качественный и количественный методы хотя и различны, но в определенном смысле методологически сопоставимы. Триангуляция может осуществляться: а) как сопоставление разных интерпретаций трех различных исследований; б) как сравнение интерпретаций с позиций разных методов; в) как сопоставление данной ситуации с аналогичными результатами, полученными в других исследованиях; г) как повторение результатов на том же объекте через определенный промежуток времени. Таким образом, исследовательская практика актуализирует проблему согласования, гармонизации и взаимодействия всех методов, которыми располагает современная социология, и на этой основе – повышения качества исследований.
Развитие качественной методологии стало возможным благодаря микросоциологии, представленной такими направлениями, как символический интеракционизм (Дж. Мид, Ю. Хабермас, Х. Блумер), феноменологическая социология (А. Шюц) и этнометодология (Г. Гарфинкель). Микросоциологическое направление в социологии является методологической базой качественного подхода к социологическому исследованию, который рассматривается как «другая» методология социологического анализа.