Файл: Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 12 Вопросы Метод фокусгруппы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


-можно выявить особенности систем неформальных отношений в группе

-используется для диагностики межличностных отношений в малых социальных группах

-изучение внутригрупповых статусов членов группы

-изучение степени сплоченности / разобщенности группы

-выявление внутригрупповых подсистем

-выявление неофициальных лидеров малых групп, изгоев коллективов

-изучение характера социально-психологического климата коллектива и тенденции его трансформирования

-выявление многих иных проблем, решение которых способно оптимизировать деятельность малых групп

При решении вышеназванных задач социометрия может играть роль как главного, так и дополнительного метода. Но в любом случае он обязательно сопрягается с другими методами – анализом документов, наблюдением, интервьюированием, экспертным опросом, тестированием и др.

Достоинства применяемой методики:

-применение социометрии в различных сферах микросоциологии позволяет повысить степень производительности труда

-смягчение и разрешение конфликтов

-способствует выработке, принятию групповых управленческих решений

-при методологически грамотном применении позволяет получить серьезные теоретические выводы о процессах функционирования, развития групп

-разрешение вопросов комплектования групп

Недостатки:

-не применим для изучения больших социальных групп

- присутствует «демократичность» опроса – регистрируются чувства и настроения всех членов группы или коллектива (при социометрическом анкетировании необходимо опросить всех членов данной группы).

- ограниченные познавательные возможности (отсутствие возможности для достаточно глубокого и всестороннего анализа личности, группы и коллектива): а) фиксируются не все, а преимущественно эмоциональные отношения, выраженные в симпатии, антипатии, безразличии; б) остаются в тени мотивация, причины тех или иных отношений индивидов; в) сравнительно небольшая информативная ценность – по оценке У. Эссера и П. Ферстера, они дают 20 % информации, получаемой “методом групповой оценки”; г) они пригодны для исследования групп и коллективов, число членов которых не превышает 40.

- количественная диагностика структуры группы и коллектива, межличностных отношений и их динамики,
спонтанных влечений и скрытых чувств, положения (статуса) индивида и его удовлетворенности общением в группе или коллективе.

- опасность субъективизма — реальные отношения в быту и в процессе труда между людьми не всегда совпадают с теми, которые фиксирует социометрия.

- возможность применения системно-структурного анализа и моделирования личных (в основном эмоциональных) отношений в группе или коллективе.

- число взаимных выборов, используемое в социометрической технике для установления сплоченности коллектива, является ненадежным показателем – большое число взаимных выборов может отражать большое число замкнутых в себе группок, между которыми нет коллективистских отношений.

- относительно сложная и продолжительная техника статистической обработки.

3. Соотношение качественных и количественных подходов к анализу

социологических данных

Все методы сбора информации в социологических исследованиях можно разделить на две большие группы: количественные и качественные.

Количественные исследования предназначены для изучения объективных, количественно измеряемых характеристик поведения людей.

Количественные исследования являются преимущественно описательными. Обработка информации в таких исследованиях осуществляется с помощью упорядоченных процедур, количественных по своей природе. К выборке в количественных исследованиях предъявляются жесткие требования, базирующиеся на теории вероятности и математической статистике. В связи с этим возможен перенос выводов, полученных на основе изучения выборочной совокупности, на всю генеральную совокупность.

Качественные исследования предназначено для получения с помощью специальной техники так называемой глубинной информации. Качественное исследование можно назвать интерпретационным. Качественное исследование позволяет получить информацию о мотивах поведения, установках людей, то есть получить ответ на вопрос: «Почему?». Жесткие требования к выборке и математическому подтверждению достоверности полученной информации к таким исследованиям неприменимы.

«Качественное исследование – это процесс открытия, тогда как количественное – это процесс доказательства и подтверждения».

Основные отличия качественных методов от количественных сведены в табл.1., которая составлена с учетом аналогичных таблиц К. Пламера и В.В. Семеновой.




Таблица1 Сопоставление количественных и качественных методов социологических исследований

Основания сравнения

Количественные методы

Качественные методы










Цель применения

Макросоциологическое исследование

Микросоциологическое исследование

Цель применения

Дать объяснение причин изучаемого явления

Понять изучаемое явление

Исследовательские задачи

a. Измерить параметры явления;

b. Установить взаимосвязи между отдельными параметрами;

a. Выявить обую картину явления;

b. Концептуализировать явление, интерпретировать его

Позиция исследователя

«сторонний» наблюдатель

«сочувствующий» участник

В центре внимания исследователей

a. Социальные структуры и институты;

b. Объективные факторы;

c. Общие социальные процессы

a. Человек;

b. Субъективные факторы;

c. Особенные, частные процессы

Исследовательские гипотезы формулируются

До начала сбора данных

По мере овладения данными

Исследовательские инструменты

a. Разрабатываются до полевого этапа;

b. Формализованы, во многом одинаковы для всех исследователей

a. Определяются как до полевого этапа, так и в его ходе;

b. Неформализованы, отражают индивидуальный исследовательский опыт

Исследовательские процедуры

Стандартизованы; предполагается их дублирование

Менее стандартизованы; дублируются редко

Единицы анализа

Факты, события, высказывания, акты поведения

Субъективные значения фактов для индивида

Логика анализа

Дедуктивная: от абстракции к фактам путем операционализации понятий

Индуктивная: от фактов к концепциям

Основные способы анализа

a. Классификация путем отождествления случаев;

b. Статистическими способами;

c. Систематизация

a. Описание случаев без их отождествления;

b. Путем обобщения выявленных оценок;

c. воображение

Данные исследования представляются в виде:

Статистических распределений, шкальных показателей, индексов и т. п.

Высказываний, документов, интеллектуальных продуктов групповых дискуссий и т. п.

Валидность (надежность) достигается достоверным

Повторением установленных связей

Описанием случаев и выявленных мнений

Стиль исследования

Жесткий, холодный

Мягкий, теплый



Количественные и качественные исследования нельзя противопоставлять, так как они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Только при таком подходе к их применению возможно получение достоверной информации. Результаты качественных исследований могут быть переведены в количественную форму с помощью, например, такого количественного метода, как контент-анализ. При проведении количественных исследований часто используются качественные технологии получения информации (ассоциации, незаконченные предложения, вопросы-ловушки и т.д.).

Тем не менее, необходимо помнить, что количественные и качественные методы имеют свои специфические исследовательские цели, предназначения, предпочтительные объекты изучения

Первая модель – классическая фазовая модель интеграции количественного и качественного методов была представлена в 50-е годы в работе А. Бартона и П. Лазарсфельда. Авторы предложили применять качественные методы исследования для разработки и формулирования гипотез, которые затем должны были быть проверены с помощью количественных методов. Другими словами, эта модель представляет собой расширенный вариант пилотного исследования. Вторая модель – «методологическая триангуляция» – более расширенная модель интеграции методов. Согласно ей, качественный и количественный методы хотя и различны, но в определенном смысле методологически сопоставимы. Триангуляция может осуществляться: а) как сопоставление разных интерпретаций трех различных исследований; б) как сравнение интерпретаций с позиций разных методов; в) как сопоставление данной ситуации с аналогичными результатами, полученными в других исследованиях; г) как повторение результатов на том же объекте через определенный промежуток времени. Таким образом, исследовательская практика актуализирует проблему согласования, гармонизации и взаимодействия всех методов, которыми располагает современная социология, и на этой основе – повышения качества исследований.

Развитие качественной методологии стало возможным благодаря микросоциологии, представленной такими направлениями, как символический интеракционизм (Дж. Мид, Ю. Хабермас, Х. Блумер), феноменологическая социология (А. Шюц) и этнометодология (Г. Гарфинкель). Микросоциологическое направление в социологии является методологической базой качественного подхода к социологическому исследованию, который рассматривается как «другая» методология социологического анализа.