Файл: Формирование и развитие личности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формирование и развитие личности — это процесс, происходящий на протяжении всей жизни человека. Он состоит в приобретении индивидом социальных и личностных качеств. Развитию помогает разносторонняя деятельность и условия социального и культурного окружения человека.

Среди видов деятельности, оказывающей влияние на развитие личности, можно выделить 3 основные группы. Каждая из них является определяющей в зависимости от этапа жизни:

Игровая деятельность является частью системы учебно-воспитательного процесса, тренирует навыки, умения, знания, подготавливает к другим видам деятельности.

Учебная деятельность ориентирована на целенаправленное получение знаний, навыков, умений. Цель — подготовка человека к трудовой деятельности.

Трудовая деятельность — преобразование человеком материальных и духовных объектов для их дальнейшего применения в удовлетворении различных нужд. Она может быть как духовной (связанной с интеллектуальным и творческим трудом), так и практической — направленной на изменение природных объектов или общества.

Каждая деятельность специфична и оказывает определенную роль в развитии человека, отвечает его возрастным потребностям, развивает определенные компоненты личности.

На формирование и становление личности оказывают влияние следующие факторы:

Генетика, наследственные особенности. Каждый человек с рождения является носителем индивидуального набора генов, которые влияют на внешность, здоровье, темперамент, врожденные способности и некоторые другие компоненты индивидуальности.

Индивидуальный опыт. Это совокупность всех событий, происходящих с человеком. Некоторые из них способны коренным образом поменять направление развития жизни, изменить процесс формирования личности, направив его по другому пути. Сталкиваясь с различными трудностями, человек закаляет волю и характер, пересматривает жизненные ценности и ориентиры, развивает способности, теряет старую мотивацию и находит новые стимулы для самосовершенствования.


Влияние социума (или общества). На формирование свойств личности огромную роль оказывает его социальное окружение — родители, близкие, друзья, одноклассники, коллеги, соседи.

Влияние культурной среды (морали). Каждый народ выработал собственную культуру с характерными для нее нравственными ценностями и нормами морали, которые зачастую связаны с религиозным воспитанием. Они прививаются детям с рождения и таким образом задают вектор развития личности.

Влияние окружающей среды. Помимо культурных особенностей, разные страны отличаются менталитетом, на который оказывают влияние климат и другие условия окружающей среды. В южных странах люди более открытые, темпераментные, эмоциональные, стремительные. Северяне отличаются спокойствием, выдержанностью, невозмутимостью, неспешностью.

Влияние экономики. Связано с противоречием между потребностями индивида и его возможностями. Чем больше у человека материальных возможностей, тем больше растут его потребности. Зачастую в гонке за высокими доходами и удовлетворением потребностей, он перестает развиваться духовно, деградирует. И наоборот — умение жить по средствам приносит индивиду удовлетворение, появляется возможность и желание уделять время саморазвитию.

Сочетание факторов дает удивительные результаты, что не раз подтверждалось на примере близнецов, выросших в разных культурных, социальных, природных условиях.
3 фазы формирования личности в психологии

Становление личности предполагает прохождение таких фаз:

  1. Адаптация.

Необходимо принять нормы и формы деятельности, используемые в конкретной социальной группе. Иными словами, на данном этапе развития индивид делает все, чтобы стать похожим на окружающих.

  1. Индивидуализация.

Теперь к человеку приходит понимание того, что он такой же, как все. Поэтому он старается найти свои особенности, стремится к персонализации.

3.Интеграция.

Данная фаза влияет как на формирование отдельной личности, так и на развитие общества в целом, в рамках которого действует человек. Последнему необходимо согласовать свою индивидуальность с окружением, проявлять только те отличительные качества, которые способны принести людям пользу – именно в этом заключается развитие индивида.

Теории формирования личности в психологии




Разные направления психологии по-своему рассматривают процесс формирования личности. Существуют психодинамические, гуманистические теории, теория черт, теория социального научения, пр.

Наиболее целостной, включающей в себя сразу ряд позиций по данному вопросу считается теория американского психолога Эрика Эриксона. Он утверждал, что личность формируется по эпигенетическому принципу, то есть на протяжении всей жизни человек проходит восемь стадий развития, на каждой из которых наблюдается конфликт между противоположными силами его личности. Причем такие стадии определяются генетически и не подвержены влиянию со стороны социальных факторов и даже самого индивида. Благополучный исход влечет за собой развитие или формирование новых черт. В обратной ситуации наблюдается невроз и дезадаптация.

Формирование личности в психологии по Э. Эриксону предполагает этапы, где возникают следующие противоречия:

- доверие и недоверие к окружающему миру – длится от рождения до года;

- независимость и стыд, сомнения – до 3 лет;

- инициативность и чувство вины – в период от 4 до 5 лет;

- трудолюбие и ощущение неполноценности – 6–11 лет;

- осознание принадлежности к определенному полу и непонимание свойственного ему поведения – от 12 до 18 лет;

- стремление к интимным отношениям и чувство изолированности от окружающих – этап ранней взрослости;

- жизненная активность и сосредоточенность на своих проблемах, потребностях, интересах – наблюдается во время средней взрослости;

- ощущение полноты жизни и отчаяние– поздняя взрослость.


  1. Воспитание в детстве и самовоспитание в зрелости.

Ключевая роль в формировании и развитии личности в психологии принадлежит семье, которая берет на себя главную воспитательную функцию.

Гармоничные личности вырастают в полноценных и благополучных семьях. Если же в детском возрасте ребенок не мог по каким-либо причинам решить свои проблемы и прожить конфликтные ситуации, то они дадут о себе знать в зрелом возрасте. Изначально человек действует согласно тем принципам, которые воспитывались в нем родителями.

Стиль, модель поведения, роли, стратегии, типы мышления, способы выражения эмоций дети заимствуют у значимых для них взрослых. Родители неосознанно передают детям свои ценности, идеалы, положительные и отрицательные качества, например, тревожность, мнительность, склонность к манипуляциям и пр.


То, что ребенок слышит в детстве, постепенно начинает им восприниматься как внутренний голос.

Психология говорит о том, что в процессе развития личности под влиянием родителей формируются такие моральные качества, как совесть, честь, нравственность. Но если они отсутствовали у окружающих ребенка взрослых, то и у него самого такие качества развиться не могут. Он использует те знания, которые ему передаются в окружении, и вырабатывает свое собственное представление о допустимом поведении.

  1. Генетика.

Набор генов каждого человека неподражаем. Некоторая составляющая уникальности человека закладывается на генетическом уровне, поэтому дети рождаются с определенным темпераментом и выражают базовые эмоции.

Семья играет важную роль в развитии личности с точки зрения психологии, как в процессе воспитания, так и в передаче будущим поколениям своего генетического фонда. Известно, что ряд психических заболеваний передается по наследству, а окружающие человека люди (родственники, друзья, коллеги и т. п.) оказывают влияние на социальное формирование личности.

  1. Жизненный опыт.

События, происходящие в жизни человека, находят свое отражение в его внутреннем мире. Значимые события оставляют более заметный след в развитии и становлении личности. Будущее человека формируется исходя из индивидуально проживаемого опыта, так как через него воспитывается сила воли, характер, способности, мотивация.



  1. Менталитет и культура.

На развитие и формирование менталитета или «характера народа» существенное влияние оказывают такие факторы, как окружающая среда, климат, условия проживания конкретной группы людей. Например, южные народности обладают более выраженным темпераментом, проявляют большую активность в жизни, чем люди, проживающие в северных районах.

Психология утверждает, что развитие и формирование личности происходит в соответствии с принятыми в обществе культурными и нравственными ценностями. Одни народности ведут себя более развязно, не скрывая испытываемые чувства, открыто проявляя эмоции, поведение других отличается сдержанностью, четким следованием принятым в обществе нормам и правилам поведения.

  • • На первой стадии (первый год жизни) наступает кризис «доверия — недоверия». В этом возрасте установление доверия ребенка к миру является основой его психологического комфорта, позитивных отношений с взрослыми, освоения им новых видов деятельности. Недоверие к миру, ощущение его противоречивости и непредсказуемости становятся серьезным препятствием развития личности.

  • • На второй стадии в возрасте от года до трех лет наступает кризис «самостоятельность и автономия в противовес сомнениям и стыду». По-прежнему зависимый от родителей, ребенок постепенно начинает осознавать себя самостоятельным активным существом, проявляет все большую самостоятельность. Неодобрение его нарастающей автономии родителями, многочисленные запреты и ограничения формируют у ребенка чувство вины, вселяют в него сомнения в способности сделать что-либо самостоятельно.

  • • На третьей стадии в возрасте от трех до шести лет возникает кризис «инициативность и предприимчивость в противовес чувству вины». Ребенок все в большей мере позиционирует себя как личность с собственными желаниями, оценками, интересами, высокой активностью. Детям этого возраста свойственна любознательность, разнообразие форм познавательной активности, видов деятельности. Отсутствие поддержки родителями исследовательской и творческой активности ребенка заставляет его чувствовать вину за совершенные действия.

  • • Четвертая стадия (возраст от семи до двенадцати лет) характеризуется кризисом «трудолюбие в противовес комплексу неполноценности». Стадия приходится на первые школьные годы, когда дети должны адаптироваться к новым требованиям, выполнять сложные интеллектуальные задания, строить отношения с одноклассниками и учителями, т. е. проявить еще большую самостоятельность. Опыт преодоления сложностей этого этапа формирует в ребенке уверенность в своих силах, трудолюбие, способность к самовыражению. Опыт неудач снижает самооценку и развивает чувство неполноценности.

  • • Пятая стадия (в возрасте от двенадцати до восемнадцати лет) характеризуется кризисом «идентификация личности или путаница ролей». Подросток ищет ответ на вопросы «кто я?» и «каков мой дальнейший путь?», устанавливает межличностные контакты, расширяет сферу социальной активности, опробует новые модели поведения, активно строит жизненные планы. Опасность, которой должен избежать подросток, — это размывание чувства «Я».

  • • На шестой стадии (двадцать — тридцать лет) содержание кризиса заключается в дилемме «близость или одиночество». В период ранней взрослости и в последующие годы должна проявиться способность личности к близким контактам, в том числе через установление семейных отношений, вхождение в профессиональное сообщество.

  • • На седьмой стадии (между тридцатью и шестьюдесятью годами) возникает кризис «производительность или застой». В этот период жизни человек, как правило, осваивает профессию на уровне мастерства, проявляет целеустремленность, имеет широкие социальные контакты, готов к сотрудничеству и помощи другим людям. Негативный вариант разрешения кризиса выражается в излишней поглощенности самим собой, замыкании в устоявшемся кругу общения.

  • • На восьмой стадии (возраст старше шестидесяти лет) возникает кризис «цельность или безнадежность». Люди пожилого возраста ретроспективно просматривают свою жизнь и по-новому оценивают ее. Удовлетворенность прожитой жизнью, ощущение ее осмысленности и наполненности, позволяют пожилому человеку воспринимать свой возраст как период мудрости, созидания, самореализации, возможности передать свой опыт новым поколениям. Напротив, ощущение бессмысленности прожитой жизни приводит к замыканию человека в себе и чувству отчаяния.