Файл: Государственной итоговой аттестации по образовательной программе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 201
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Теоретическая часть работы характеризует уровень теоретической подготовки студента за весь период его обучения. В ней на основе обзора литературы отечественных и зарубежных авторов, нормативно-правовых, научно-методических и статистических материалов рассматривается сущность исследуемой проблемы, анализируются различные подходы к ее решению, излагается собственная позиция автора. Содержание теоретической части выпускной квалификационной работы должно базироваться на строгом понятийном аппарате, поэтому при изложении материала необходимо давать определения (формулировки) основных понятий, используемых в работе. В тексте, наряду со ссылками на изученные литературные источники, должна быть отражена и обоснована точка зрения автора выпускной квалификационной работы по изученной проблеме.
Теоретическая часть выпускной квалификационной работы содержится в первой главе. В конце главы делаются выводы о степени разработанности проблемы исследования, ее актуальности, об основных направлениях ее изучения. Выводы по первой главе должны содержать обоснование направления экспериментального практического исследования.
Практическая часть состоит из одной или двух глав (вторая/третья) и носит аналитический, практико-ориентированный характер. Во второй/третьей главе студент изучает проблемы на примере конкретных регионов, субъектов, описывает результаты конкретного практического исследования, используя различные методы исследования. Количественный и качественный анализ результатов эмпирического исследования является обязательным для выпускной квалификационной работы. Глубина анализа и его качество определяются, во-первых, полнотой и достоверностью привлекаемой информации о проблеме, во-вторых, корректностью и адекватностью избранных методов.
При выполнении практической части работы недопустимо ограничиваться констатацией фактов, необходимо раскрыть тенденции, вскрыть недостатки и причины их обусловившие, чтобы в дальнейшем определить возможные варианты конструктивного изменения ситуации; разработать рекомендации (предложения, организационные решения) по их реализации; предложить конкретные меры по деятельности субъектов и т.д.
Если выпускник предлагает в своей работе несколько вариантов решения выявленной проблемы, он должен проанализировать каждый из них, выбрать оптимальный, и не только прогнозировать положительные результаты использования выбранного варианта, но и предложить мероприятия по минимизации рисков негативных последствий. Каждая глава состоит из параграфов.
В конце каждого параграфа и каждой главы необходимо подвести итог, то есть сделать выводы, которые обычно начинаются оборотом: «таким образом,…» или словом «итак,…» и т.д. При формулировке выводов следует соблюдать ряд правил. Во-первых, вывод должен обобщать полученные в данном параграфе (главе) конечные, а не промежуточные результаты; во-вторых, в выводах нецелесообразно приводить положения, которые не важны для изложения последующего материала и не вытекают из цели работы; в-третьих, вывод нельзя подменять декларацией о результатах проделанной работы («рассмотрено», «проанализировано», «изучено» и т. д.); в-четвертых, выводы должны быть краткими.
«Заключение» имеет форму синтеза полученных в работе результатов. Этот синтез – последовательное, логически стройное изложение выводов и их соотношение с целью работы и конкретными задачами, сформулированными во введении.
Содержательно заключение должно корреспондироваться с составом задач работы, поэтому в нем должны найти освещение наиболее существенные результаты исследования.
В заключении отражаются основные итоги проделанной работы, излагаются краткие выводы по теме исследования, характеризуется степень ее раскрытия, определяется, достигнуты ли цель и задачи, формулируются предложения по использованию полученных результатов. Выводы и оценка полученных результатов могут быть сгруппированы по следующим направлениям:
- констатация исходного состояния проблемы по теме и условий решения поставленных задач;
- степень соответствия выполненной дипломной работы заданию, а рекомендуемые решения — современным тенденциям развития общества, экономики и принципам используемой концепции;
- новизна, глубина, полнота и оригинальность проработки основной темы дипломной работы (подход, методы решения, новые данные, достоверность расчетов, репрезентативность исходной информации и др.);
- оценка эффективности предложений;
- практическая (прикладная) ценность работы и сфера приложения ее результатов.
В «Заключении» могут приводиться сведения об апробации основных результатов работы (доклады, сообщения, отзывы, статьи), их практическом внедрении (справки, акты, протоколы), рекомендации по использованию и условиям их применения, целесообразность и направления дальнейшей разработки темы.
При необходимости определяется круг вопросов, требующих более глубокой разработки, и намечаются перспективы дальнейшего изучения проблемы. Именно в заключении наиболее ярко проявляется способность (или неспособность) автора ясно мыслить и излагать материал. В этой части работы содержится так называемое «выводное знание», которое является новым по отношению к исходному. Именно оно выносится на обсуждение и оценку комиссии при защите работы. Это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце параграфов, а должно содержать главные итоговые результаты работы.
Список источников является важной составной частью выпускной квалификационной работы и должен соответствовать теме. В список включаются, как правило, не только те источники, на которые в работе имеются ссылки, но и те, которые были изучены дополнительно при исследовании темы работы. Описание источников в списке оформляется согласно ГОСТ Р 7.0.5-2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.
В «Приложениях» рекомендуется включать материалы иллюстративного и вспомогательного характера, которые при включении в основную часть либо загромождают текст, либо затрудняют понимание работы.
В приложения могут быть включены:
- промежуточные математические выкладки, расчеты;
- таблицы цифровых данных (статистические выборки, отчетные данные и т. п.);
- инструкции, методики, положения, должностные инструкции и другие рабочие документы, разработанные в процессе выполнения работы (или извлечения из них);
- классификаторы, анкеты и другие методические средства, используемые или рекомендуемые для использования;
- иллюстрации, диаграммы, фотографии и другие документы вспомогательного характера;
- документы (акты, справки, протоколы, экспертные заключения и т.п.), подтверждающие практическую и научную ценность работы, экономическую целесообразность результатов;
- копии практических материалов (первичных документов, регистров, отчетности) экономических субъектов;
- таблицы и рисунки большого формата (занимающие целую страницу и более).
По форме они могут представлять собой текст, таблицы, рисунки, графики, карты и т.д. В тексте дипломной работы на все приложения должны обязательно быть ссылки.
В отзыве руководителя оцениваются теоретические знания и практические навыки обучающегося, проявленные им в процессе написания работы по исследуемой проблеме; указывается степень самостоятельности при выполнении работы, личный вклад в обоснование выводов и предложений, соблюдение графика выполнения работы. Заканчивается отзыв выводом о возможности (невозможности) допуска выпускной квалификационной работы к защите.
5.2. Рекомендации обучающимся по подготовке к защите выпускной квалификационной работы
Рекомендации обучающимся по подготовке к защите выпускной квалификационной работы представлены в Положении о проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, специалитета, и магистратуры в Сибирском университете потребительской кооперации (СибУПК) (утв. протоколом Ученого совета от 25 августа 2021 г. №1); Положении о порядке использования системы «Антиплагиат» в Сибирском университете потребительской кооперации (СибУПК); Положении о выпускной квалификационной работе: общие требования, порядок выполнения и критерии ее оценки (высшее образование) в Сибирском университете потребительской кооперации (СибУПК) (утв. протоколом Ученого совета от 28 октября 2020 г. №3), Положении о проведении государственной итоговой аттестации с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в Сибирском университете потребительской кооперации (СибУПК)(утв. протоколом Ученого совета от 27 мая 2020г. №10).
Процесс выполнения и защиты выпускной квалификационной работы включает следующие этапы:
-
выбор и утверждение темы; -
оформление заявления на ВКР; -
согласование темы с руководителем ВКР; -
подготовка плана и определение структуры ВКР; -
подбор литературных источников, их изучение, систематизация и обобщение; -
постановка задачи, составление примерного развернутого плана ее решения; -
разработка алгоритма решения и выбор средств его реализации; -
выбор информационных технологий для реализации поставленной задачи; -
программная доработка новых функций для автоматизации той или иной экономической деятельности (включая защиту информации); -
отладка и запуск на компьютере модельной или реальной реализации алгоритма решения задачи; -
написание текста по разделам, его литературная обработка, оформление; -
представление ВКР на проверку руководителю (доработка при наличии замечаний); -
проверка в системе «Антиплагиат»; -
получение отзыва руководителя (прил. 5); -
сдача на кафедру для экспертизы и устранения замечаний; -
утверждение ВКР заведующим выпускающей кафедрой; -
обсуждение с руководителем результатов и предложений, выносимых на защиту; -
подготовка доклада и информационных материалов (презентации) на защиту; -
предоставление ВКР секретарю ГЭК; -
защита выпускной квалификационной работы перед государственной экзаменационной комиссией (ГЭК).
Тему выпускной квалификационной работы обучающийся выбирает самостоятельно в зависимости от индивидуальных особенностей, личного интереса, участия в научных исследованиях кафедры, в соответствии с темой выполненной курсовой работы и др. При этом обучающийся руководствуется перечнем тем выпускных квалификационных работ, утвержденных юридическим советом факультета, который приведен в п.5.3 данной программы. Обучающийся также может предложить кафедре на утверждение свою тему, которая по тем или иным причинам больше соответствует его склонностям, интересам и возможностям, а также кругу проблем и вопросов, изученных им информационных технологий, или находится на стыке междисциплинарных дисциплин, участвующих в реализации основной образовательной программы.
ВКР должна отражать одну концепцию или одну определенную точку зрения, в ней должны быть приведены веские и убедительные аргументы в пользу избранной концепции и всесторонне проанализированы и подвергнуты доказательной критике противоречащие ей точки зрения.
Выпускная квалификационная работа, выполняется на материалах той организации, предприятия или фирмы, где обучающийся проходит преддипломную практику.
Выбор темы оформляется заявлением по установленной форме (приложение 4), на имя заведующего кафедрой уголовного права, процесса и криминалистики с указанием объекта исследования, названия темы. В соответствии с заявлением кафедра назначает руководителя из числа профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников или высококвалифицированных специалистов крупных организаций, предприятий или фирм, подтверждающих согласие на руководство в заявлении обучающегося.
При желании обучающийся может просить о назначении консультанта по конкретным вопросам и разделам выпускной квалификационной работы.
Выбранная тема и руководитель окончательно утверждаются приказом ректора университета. В исключительных случаях (не позднее одного месяца до начала итоговой аттестации) при необходимости изменения или уточнения темы или объекта исследования декан юридического факультета на основании представления кафедры уголовного права, процесса и криминалистики возбуждает ходатайство о внесении соответствующих изменений в приказ ректора.
Завершенная ВКР представляется на кафедру для проведения экспертизы в системе «Антиплагиат». При успешном прохождении проверки научный руководитель составляет отзыв на ВКР. После предоставления ВКР с отзывом на кафедру проводится экспертиза на соответствие требованиям стандарта. Кафедра решает вопрос о допуске ВКР к защите. Не допуск ВКР к защите не является препятствием для участия выпускника в государственной итоговой аттестации. ВКР и документация к ней должны быть подготовлены не позднее, чем за пять рабочих дней до защиты, не позднее чем за два дня до защиты ВКР передается на хранение на кафедру и может быть доступной членам ГЭК для ознакомления.