Файл: Практикум по орфографии и пунктуации 031000. 62 филология Форма подготовки Очная.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 2716
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Задание 98. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
4. Знаки препинания при обособленных уточняющих, пояснительных,
присоединительных и ограничительно-выделительных членах предложения
Задание 147. Напишите текст под диктовку, объясните пунктуацию при сочинительных союзах.
Занятие 22.Употребление частиц НЕ и НИ (2 час.).
Правописание частиц НЕ и НИ:
- усилительная функция частиц НЕ и НИ;
- условия их употребления частиц НЕ и НИ.
Алгоритм определения функций части НЕ и НИ.
Подготовьте устный рассказ о правописании НИ.
НИ - усилит, частица в огриц. предлаж-х | НИ - повтор, сочинит, союз | НИ - частица, усиливающая утверждение в придаточ. уступит-х или обобщ. характера | Устойчивые выражения |
| | | С повторяющимся ни | С одиночным НИ |
Нигде не слышно НИ звука | На некошеных лугах НИ ветерка, НИ росинки | О чём его НИ спроси, он всё знает | Наш Иван НИ в городе Богдан, НИ в селе Сепифан | Он должен прийти во что бы то НИ стало |
Подготовьте устный рассказ о правописании НЕ.
Н - отри цат. частица в отрицат-х предлож-х | НЕ в составе «двойного отрицания» в утвердит-х предложениях | НЕ в вопросительных и восклицат-х предложениях | НЕ в составе сочинительных союзов | НЕ в составе сложных частиц |
Я НЕ могу к вам приехать | Я НЕ могу НЕ придать к вам 0".е. я должен, обязан это сделать) | Кто только НЕ приезжал на это озеро! (Т.е. многие приезжали) | НЕ ТО гора виднелась вдали, НЕ ТО лес в дымке | ЧУТЬ ЛИ НЕ каждый человек хоть раз в жизни бывал в театре |
Практическая часть
1.Сопоставьте предложения; объясните, какой смысл вносят частицы НЕ и НИ.
Он рассказывал даже о том, о чём его НЕ спрашивали. Он рассказывал обо всём, о чём его НИ спрашивали. Кто НЕ участвовал в прогулке, посетили музей. Кто НИ участвовал в прогулке, остались очень довольны. Тем, кого НЕ видел сегодня, расскажу о поездке завтра. Кого НИ видел, всем рассказывал о поездке. Чтобы он НЕ делал ошибок, с ним много работали. Что бы он НИ делал, всё делал с большим старанием. Кто НЕ приезжал в город, тот ничего НЕ знал о событиях. Кто НИ приезжал в эти места, все мечтали приехать сюда снова. Кто НЕ слышал ещё этого лектора, советуем поторопиться с посещением. Кто НИ слышал его, всех поражало необыкновенное красноречие.
2.Докажите, что обобщённо-уступительные придаточные предложения, связанные с главным союзными словами и частицей НИ («кто ни», «что ни», «где ни», «как ни», «сколько ни», «куда ни» и другие), имеют утвердительный смысл, который усиливается частицей НИ. Образец: 1. Сколько НИ говорили и как НИ спорили, к общему мнению не пришли. Сравните: Хотя много говорили и сильно спорили (утверждение), к общему мнению не пришли.2. К кому НИ обращусь—везде отказ. Сравните: Обращаюсь к разным лицам (утверждение)—везде отказ. 3. Юрист, в какой бы области права он НИ работал, несёт особую ответственность за качество своего труда. Сравните: Юрист, работающий в любой области права (утверждение), несёт особую ответственность за качество своего труда.Где бы НИ выходил на экраны фильм, он давал огромные кассовые сборы. Сравните: Везде, где выходил этот фильм (утверждение), он давал огромные кассовые сборы.
Но имел я собственное мненье, как это ни странно, обо всём (Е. Винокур). Какое бы смятение ни жгло души моей, Я в поле притяжения российских матерей (Ю. Павленко). Куда ни глянь— искусница зима рисует серебристые узоры (Т. Сейтджанов). Рубеж двух миров! Как ни тривиально звучит это выражение, оно точнее всего определяет положение вещей (С. Каретникова). И в какой глуши мы ни останавливались, она сразу на время превращалась как бы в населённый пункт (А. Шнитн.). Как Алёша ни ломал голову над его словами, он ничего не понял (Перм.). За что ни возьмусь, всё из рук валится. Чем ни вздумаешь заняться, куда ни захочешь пойти, всё те же неотвязные мысли отравляют всё (А. Шнитн.).
3. Дополните предложения, разграничивая частицу НИ, усиливающую утверждение, и частицу НЕ, выражающую отрицание.
Куда ни пойду .... Куда не пойду ... . Что(бы) ни случилось ... . Что(бы) не случилось .... Где бы ни был .... Где бы не был... . Кто с ним ни работал ... . Кто с ним не работал ... . Кого ни просил ... . Кого не просил ... Кому ни ... . Кому не .... Где ни ... . Где не ... . Кто ни ... . Кто не ... . Кого ни ... Кого не ... Куда ни ... . Куда не ...
4. Раскройте скобки, напишите частицу НЕ или НИ, объясните правописание.
Сколько бы (не, ни)пришлось жить на свете, никогда (не, ни)перестанешь удивляться России (Пауст.). Тебе (не, ни)пришлось узнать трудностей, пережитых нашим поколением. Всё, что бы они (не, ни)делали, будет красиво (М. Г.). Всё, что он (не, ни)сделал вовремя, потом обернулось неприятностями. Как (не, ни)стараюсь, (не, ни)могу попасть в цель. Расскажи лучше (не, ни)как ты старался, а как (не, ни)старался выполнить задание. Кто из нас (не, ни)приходил к Куприну, каждого он просил написать на столе «что вздумается» (Чук.). Я (не, ни)знаю, кто из нашей группы (не, ни)сдал экзамен Когда к ней (не, ни)придёшь, всегда не вовремя.
5. Раскройте обобщённо-утвердительный смысл восклицательных и вопросительных предложений, оформленных как отрицательные с частицей НЕ. Образец: Чем он только НЕ занимался. Сравните: Он занимался всем (многим).
Где он не был, чего не видел и чего не испытывал в своей жизни (С. Жих.). Бог ты мой, о чём только не приходилось ему думать! (Март.). Чего только не видел на своём берегу Терек и какие только страсти не кипели на его берегах! (А Другов). Ах, кто не любит первый снег В замёрзших руслах тихих рек, В полях, селеньях и бору, Слегка гудящем на ветру? (Н. Рубц.). Русская зима! Кто не знает её сверкающих, белоснежных красот! (А. Лапт.).Чего только не увидишь здесь в ранний утренний час (М. Деменок).За восемнадцать лет службы в кавалерии где только не побывал Доватор, что только не делал. Кто не переживал в молодые годы незабываемых весенних ночей (М.-С.). Где только не были они за этот день—и на Днепре, и в парке, и в Ботаническом саду (В. Гросс.).
6. Разграничьте предложения 1) с двойным отрицанием, 2) с частицей НИ, усиливающей отрицание, 3) с частицей НИ, усиливающей утверждение. Объясните написание, раскрывая скобки.
Увы, (не, ни)камни ожерелья, (не, ни)сарафан, (не, ни)перлов ряд, (не, ни)песни лести и веселья её души (не, ни)веселят (П.).Как (не, ни)был я подготовлен к тому, что увижу, действительность ошеломила меня. Я ни о чём другом (не, ни)мог (не, ни)думать, (не, ни)говорить (Акс.). Я (не, ни)мог (не, ни)поделться новостью с друзьями. Недаром же он пронизал своей мыслью, как стержнем, всю историю живого мира, (не, ни)страшась (не, ни)времени, (не, ни)пространства (В. Полынин). (Не, ни)могу (не, ни)сознаться, что некоторое раздражение я испытывал поначалу: появление сына словно сдвинуло меня в полутень, и естественно, что моя гордость и мой эгоизм (не, ни)могли (не, ни)страдать (С. Иванов). Я (не, ни) разу (не, ни)бывал в этих местах. Сколько на земле (не, ни)проживу, (не, ни)горчайший в мире листопад, (не, ни)хмельную первую листву, (не, ни)рассвет над морем, (не, ни) закат Больше (не, ни)во сне, (не, ни)наяву, Именем твоим (не, ни)назову (А. Черев.). Изучая микромир, человек всё глубже погружается в мир абстракций, который (не, ни)может (не, ни)быть странным и таинственным (И. Прохоров). Чувства и мысли его возникали самостоятельно, (не, ни)удержать, (не, ни)погасить их он (не, ни)мог (А. Грин). Он (не, ни)мог (не, ни)усмехнуться, заметив моё смущение. С какой бы стороны я (не, ни)смотрел на Дмитрия, я (не, ни)мог (не, ни)видеть его совершенством (JI.T.). Как бы она (не.ни) изменилась, он бы (не, ни)мог (не, ни) на мгновение (не, пи)узнать
её (В. Иванов). Конечно, это очень кропотливая работа, и это (не, ни) произойдёт (не, ни) за месяц, (не, ни) за два и, может быть, даже (не, ни) за год На экзамене он (не, ни)решил задачи и (не, ни)написал сочинения. Он (не, ни)мог (не, ни)решить задачи, (не, ни)написать сочинения, так как был плохо подготовлен.
7. Сопоставьте предложения; определите, какое значение вносят частицы НЕ и НИ; подберите самостоятельно аналогичные примеры,
Не одна книга была прочитана за лето. Ни одна книга не была прочитана с таким интересом. Не одна во поле берёзонька стояла. Ни одна берёза ещё не распустила своих листьев. Я не раз бывал на Кавказе. Я ни разу не был в Крыму. Вы ни разу не зашли ко мне. Вы не раз бывали в наших хлестах. Я не раз ему помогал. Он мне ни разу не отказал в помощи Ни одного огонька пе виднелось на реке. Не один огонёк горел в деревне, поджидая с работы своего кормильца. Ни одна звезда не озаряла трудный путь (Лерм.). Не одна звезда блистела на небе в эту новогоднюю ночь (С. См.). В течение месяца оба так и не видели ни разу дневного света (Гар.- Мих.). Не раз солнышко освещало с лаской их трудный путь (Перм.).В газетах ни разу никому не случалось прочесть чего-нибудь подобного (Гонч.). В газетах не раз публиковали непроверенные, так называемые «жареные» факты (газ.). В продолжение всего разговора он ни разу не взглянул на Давыдова (Шол.). Не раз и не два он пристально вглядывался в его нахмуренное лицо, пока не начал свою трудную исповедь (Шол.).
9. Составьте предложения с устойчивыми словосочетаниями, которые употребляются для усиления неопределённости высказывания; подберите к ним синонимы.
Образец: Он ни жив ни мёртв (перепуган) мчится назад.
Ни взад ни вперёд, ни туда ни сюда, пи тот ни другой, ни конному ни пешему, ни к селу ни к городу, ни то ни сё, ни рыба ни мясо, ни пава ни ворона, ни два ни полтора, ни за что ни про что, ни с того ни с сего, ни больше ни меньше, ни много ни мало, ни свет ни заря, ни слуху ни духу, ни стать ни сесть.
Занятие 23 .Правописание НЕ со словами разных частей речи (4 час.).
1.Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными, причастиями и наречиями на –О,
2. Признаки, позволяющие разграничить частицу НЕ и приставку НЕ;
3.Правописание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях и местоименных наречиях.
4. Пользуясь образцом, подберите самостоятельно примеры раздельного написания НЕ с причастиями, прилагательными и наречиями на -О. Подготовьте устный ответ о раздельном правописании НЕ в указанных случаях.
-
Наличие противопоставления несовместимых признаков: Ручей НЕ глубокий, а мелкий. Конверт НЕ запечатанный, расклеенный. Он НЕ богат, а беден. Говорил брат НЕ громко, а очень тихо. ... -
Наличие зависимых слов у причастий (кроме наречий меры и степени): НЕ построенный до зимы дом постепенно занесло снегом. ... -
Наличие отрицательных зависимых слов у прилагательных и наречий: Это никому НЕ интересный рассказ. Ничем НЕ интересный человек. ... -
Наличие отрицательных сложных частиц далеко не, отнюдь не, вовсе не: Ручей далеко НЕ глубокий. Конверт отнюдь НЕ запечатанный. Говорил он вовсе НЕ громко. ... -
Наличие отрицания обоих признаков: Ручей НЕ глубокий и НЕ мелкий. Говорил он НЕ громко и НЕ тихо. ... -
Краткие формы страдательных причастий и отдельные краткие формы прилагательных: Конверт НЕ запечатан. Он НЕ рад встрече. ...
5.Пользуясь образцом, подберите самостоятельно примеры слитного написания НЕ с причастиями, прилагательными и наречиями на -О. Подготовьте устный рассказ о слитном правописании НЕ в указанных случаях.
-
Наличие сопоставления совместимых признаков: Ручей НЕглубокий, но широкий. Письмо НЕотправленное, но написанное. Брат говорил НЕгромко, но внятно. ... -
Наличие зависимых наречий меры и степени без других зависимых слов: Совершенно НЕудавшаяся экскурсия всех расстроила. Крайне НЕинтересный рассказ экскурсовода вызвал недоумение. Говорил лектор крайне НЕвыразительно и скучно. ... -
Наличие других зависимых слов (кроме отрицательных) у прилагательных и наречий на -О: НЕинтересный для меня рассказ вызвал воодушевление у сестры. Говорил лектор НЕинтересно для меня. ...