Файл: Практикум по орфографии и пунктуации 031000. 62 филология Форма подготовки Очная.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 2756

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Оля, ты умн...чка. 10. В лунном сиянье снег серебрится, вдоль по дороге тро...чка мчится (народная песня).

Задание 4. Образуйте имена существительные с уменьшительно­ласкательными суффисами -ОНЬК- / -ЕНЬК-, объясните написание. Какие слова не содержат этих суффиксов? Составьте с ними предложения.

Липа, лапа, Лиза, Люся, киса, коса, берёза, волосы, Варя, Вера, Валя, голова, дорога, Даша, дочь, душа, тётя, трава, Серёжа, слеза, Надя, ночь, Миша, река, Рая, Лия, полоса, поля подруга, заяц, пустыня, милостыня.

Задание 145. Запишите текст под диктовку, выделите суффиксы -ОНЬК- / -ЕНЬК-.

  1. Молча твои руч...ньки грею я и жму (А.К. Т.). 2. В каком году— рассчитывай, в какой земле—угадывай, на столбовой дорож...ньке сошлись семь мужиков (Некр.).3. Не у вас ли, подруж...ньки, под весенними зорями пели вечером девушки о цветке о лазоревом? (Исак.).

  1. Если будешь па..нькой, подарю самокат. 5. Больше всех восхищался стихами тот, кого называли Вил...нькой (Ю. О.). 6. В мороз за...нька прыгаючи греется (К. Уш.). 7. Словно змея лютая сердце мне грызёт и целую ноч...ньку спать мне не даёт (народ, песн.). 8. Кис...нька, лап...нька, не сердись—улыбнись. 9. «Ба...ньки, ба...ньки»,—пела бабул...нька внуч...ньке. 10. Вся слава Лис...ньке и честь! (Кр.). 11. Куда, реч...нька, течёшь? В сторону мою родимую, может, где-нибудь свернёшь (Твард.). 12. Прямо дорож...нька: насыпи узкие, столбики, рельсы, мосты (Некр.). 13. Отец, если не был в поездке, сидел в маленькой кух...ньке и, дожидаясь последних известий, занимался домашними делами (А. Кузьм.).

Задание 146. Образуйте имена существительные, используя суффикс -ОНК- со значением пренебрежительности и суффикс -ОНОК-, обозначающий названия детёнышей животных.

  1. Бумага, одежда, собака, малец, мужик, шапка, юбка, кляча, лодка, кепка, сумка, тысяча, деньги.

  1. Медведь, верблюд, уж, заяц, кролик, белка, скворец, барсук, кукушка, сайгак, паук.

Задание 147. Образуйте существительные при помощи суффикса -/ин/К- и -/ен/К-, устно объясните написание. Образец: вишня
—/ вишен/вишен-К-а, трещинатрещин-К-а.

Башня, хижина, черешня, смородина, басня, изюмина, колокольня, царапина, проталина, жемчуг, лосось, баран, белуга, севрюга, овчарня, диковина, пашня, часовня, спальня, нищий, француз, черкес, лестница, горница, виноградина, читальня, раковина.

Задание 148. Разберите следующие слова по состав, объясните их орфографию.

Вишенка — душенька, башенка — Пашенька, часовенка — головонька, спаленка—Валенька.

Задание 149. Образуйте существительные с суффиксами -ЧИК- и -ЩИК- и запишите их в две колонки. Подчеркните согласную перед суффиксом и сформулируйте общее правило правописания суффиксов.

Наладить, наводить, барабанить, переводить, объездить, смазать, фонарь, гардероб, газета, процент, асфальт, резать, грузить, пилить, паркет, смена, разносить, подписаться, перебежать, антенна, бриллиант, камень, паром, переплести, обмотать, набирать, жесть, миллион, дрессировать, брошюровать, выдумать, сварить, сплавлять, забивать.

Задание 150. Запишите текст под диктовку, объясните написание суффиксов -ЧИК- или -ЩИК-.

Приказ...ик был обстрелянная птица (Гог.). 2. Груз...ики, сгибаясь под тяжестью, проносили мимо мальчика большие тюки, которые тревожно пахли ароматами далёких, неизвестных стран (М. Андр.). 3. Родители удивились, узнав, что их сын будет морожен…иком Но скоро он захотел стать лет...иком (А. Раск.).Как только получу увольнение, то сразу найму извоз...ика (Гог.).4.

Дорога пылится слегка, и уныло по ровному полю разливается песнь ям...ика (И. Мак.). 6. В семье были размёт...ики, судосбор...ики, свар...ки—представители всех главных специальностей, необходимых при постройке корабля (Вс. Кочет.). 7. Он перевоз...ика зовёт, и перевоз...ик беззаботный его за гривенник охотно чрез волны страшные везёт (П.). 8. Барабан...ики яростно колотили в барабаны (Степ.). 9. Здесь, в корпусном цехе, кузнецы, рез...ики, строгаль...ики закладывают основу корабля

, его фундамент (Вс. Кочет.).

  1. Объезд...ик закурил трубку (Чех.). 11. По ночам вокруг дома ходили карауль...ики и трещали в трещотки (А.Н. Т.). 12. Жорка и Вадик—развед...ики. 13. Вишь, перебор...ики нашлись какие! (Гог.).

  1. Побывав у заказ...иков, Лука Александрович зашёл на минутку к сестре, от сестры пошёл к знакомому пепреплёт...ику (Чех.).

  2. Пётр был весельчаком, мастером на все руки, искусным скорописцем и перепис...иком старинных книг (Ф. Глад.).

  3. В тишине зала звучал профессионально поставленный голос рассказ...ика. 17. Учёт...ик приплюсовал к прежним ещё шесть центнеров картофеля. 18. Перебеж...ик не пользовался доверием. 19. В Нижнем буфет...ик рассчитал меня (М. Г.). 20. Требуются квалифицированные кафель...ики, жестян...ики, кровель...ики, установ...ики металлоконструкций, а также расклей...ик объявлений и водитель-компрессор...ик (газ.). 21. В сумерках фонар...ик зажигает фонари. 22. Перевод...ики—почтовые лошади просвещения (П.).

Задание 151. Образуйте существительные, используя указанные суффиксы, определите их значение.

  1. -ОСТЬ-, -ЕСТЬ-.

Свежий, плавучий, тяжёлый, всхожий, бережливый, благодарный, бодрый, брезгливый, усталый, смелый, гордый, ветхий, вялый, занятой, зрелый, молчаливый, живучий, честный, аккуратный.

  1. -ЕСТВ-.

Ученик, человек, юноша, невежа, купец, казак, кулак.

  1. -ИЗН-, -ИН-, -ОТ-, -ЕТ-, -ИНСТВ-, -ОТН-, -ОВН-.

Белый, тихий, старший, нищий, большой, новый, прямой, толстый, старый, добрый, душный, кривой, полный, широкий, пёстрый, крутой, жёлтый, красный, глухой, меньший, бег, стук, болтать.

Задание 152. Напишите под диктовку словосочетания, выделите суффиксы существительных, объясните их правописание.

Старенький сюртуч...к, крошечные иугов...ч...ки, счастливое врем...ч...ко, сверкающая жемчуж...нка, старинное кресл...це, юный барабан...ик, крохотная спал...нка, запущенное имень...це, уральский камеш...к, январский мороз...ц, конопляное масл...це, неудачная торговл...шка, откровенный лгун...шк..., удивительный медвеж...нок, прекрасная черкеш...нка, загорелые руч…онки, шомпольное ружь...цо, ледяное крош...во, ненавистная солда...чина, невероятная голуб...зна, искусный перепис...ик, забавный ухаж...р, головокружительная син...ва, дешёвая груш...вка, опытный фальшивомонетчик, аккуратный стаж...р, истраченные деньж...нки, маленький друж...к, лакомый кусоч...к, вешний ветероч...к, дремучий голосоч...к, колючий ёж...к, дальняя дорож...нька, зелёный кузнеч...к, истинный владел...ц, вечный скитал...ц, очарованный странн...к, серебряный колокольч...к, королевский подароч...к, драгоценный хлеб...ц, уморительная рож...ца, отделка кух...н...ки и спал...нки, свар...ик и два автоген...ика, накопившиеся бумаж...нки, сидит на завал...нке, золотой клубоч...к, яркий фонар...щ..., как пожар...щ..., в красном плать...це у окол...цы, письм...цо к Саш...ньке и Маш...ньке, весёлая француж...нка, блюд...чко с изюм...нкой для за...ньки, поросят...нка с румяной кож...цей, несёт сем...чко для птенч...ка, белое круж...во, удивительная неж...нка.


Правописание падежных окончаний имён существительных

Задание 153. Определите тип склонения и падеж подчёркнутых существительных, выделите окончания. Сформулируйте общее правило написания -Е, -Ив падежных окончаниях существительных.

  1. Письмо было адресовано Лидии Васильевне. 2. Мой друг лечится в амбулатории при больнице. 3. В воздухе пахло грозой. 4. Дети хорошо отдохнули в санатории на побережье. 5. В картинной галерее открылась новая выставка. 6. Давай встретимся на лекции в музее.

Задание 154. Поставьте данные существительные в род., дат., предл. падежах, выделите окончание -Е или -И, устно объясните написание.

Больница, комиссия, санаторий, затея, дом, сирень, кухня, здание, коллекция, полынь, профилакторий, улей, строение, зимовье, иней, пристань, хвоя, зной, галерея, лишай, стая, хоккей.
Задание 155. Составьте словосочетания, поставив оба существительных в предложном падеже, выделите окончания.Образец: фестиваль, Швеция—на фестивал-е б Швеци-и.

Академия, заседание; излечение, санаторий; путешествие, Африка; выступление, собрание; движение, орбита; вокзал, буфет.

Задание 156. Поставьте существительные, стоящие в скобках, в дат. или предл. падежах; выделите окончание и устно объясните написание.

Обсуждалось на (ассамблея), сад в (санаторий), учился в (лицей), шёл по (лестница), снимался в (фильм), находился в (отдаление), говорил о (воспитание), отразилось на (урожай), ранен при (наступление), спустился на (парашют), видит на (расстояние), рассказал о (впечатление), расписаться в (ведомость), говорили об (Анатолий), сидел в (шинель), ошибки в (предложение), пропуск в (рукопись), был на (бюллетень), подошёл к (пропасть), работал на (Каспий), стремится к (цели), играл на (рояль).

Задание 157. Запишите под диктовку, выделите окончания, определите падеж и склонение существительных, объясните написание -Е или -И.


О дружб... и единени..., из поездк... по Америк... и Япони..., в каморк... на лестниц..., в беседк... у акаци..., вдоль дорог... и на дорог..., от былпнк... к былинк..., на лекци... по биологи... и ботаник..., на тропк... к стаыци..., в хрестомати... по литератур..., на стройк... узкоколейк... в Красноярск..., в пристройк... около оранжере..., вдоль тропинк... и на тропинк..., от деревн... к деревн..., при возвращени... с репетици..., при встреч... и расставани..., ошибки в изложени... и сочинеяи..., на сцен... и экран..., жил в поко... и довольств..., в Грузи..., Заиолярь... и Казахастан..., растянулся в сара... на сен..., в тревог... и смятени..., на топол..., осин... и сирен..., на соревновани... в Итали... и Франци..., перелом в настроени... аудитори..., нуждался в поддоржк... и утешени..., мечтал о счасть... и слав..., в мастерств... и умени..., в дым... и копот..., зпал о приближени... опасност..., о долг... и верност..., в смущени... и ярост..., о его бескорысти... и скромност..., о стойкост... и бесстраши..., в недоумени... и расстерянност..., о величи... и зкчимост... человека, учился латып... и математик..., в кра..., район... и облает..., в мякот... и кожиц... лимона, на фестивал... молодёж... в Росси..., в пилотк... и шинел..., нуясдался в защит... и помощ..., в литератур..., живопис... и график..., о новом период... жизн..., о его настойчивост... и упорств..., в корн..., приставк... и окончани..., с гоност... и юношзств..., к молодост,.. и молодеж… .

Задание 158. Поставьте в дат. и иредл. падеже имена собственные, выделите окончания, объясните правописание -Е или -И.

Мария, Марья, Mania; Наташа, Наталия, Наталья; Анастасия, Настя, Настасья; Юлия, Юля; София, Софья, Соня; Лидия, Лида; Эмиль, Эмилия; Ксения, Ксюша, Ксенья; Дарий—Дарья; Григорий, Гриша; Евгения, Евгений, Женя; Лия, Ия, Майя.

Задание 159. Определите, с каким падежом употребляется предлог ПО в значении «после»? Напишите правильно окончания.

  1. По уход... из института Василий занялся поисками работы.

  2. По истечени... срока контракт теряет силу. 3. По прибыти... на место немедленно дай телеграмму. 4. По завершени... работы я займусь решением вашего вопроса. 5. По возвращени... из города он первым делом отправился к Мишке. 6. Пробираясь крадучись вперёд, он по прошестви... довольно длительного времени добрался до цели. 7. По окончани... университета они превращались в утончённых горожанок.

Задание 160. Запишите под диктовку, определите падеж существительного, вставьте нужное окончание.