Файл: Практикум по орфографии и пунктуации 031000. 62 филология Форма подготовки Очная.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 2763
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Задание 98. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
4. Знаки препинания при обособленных уточняющих, пояснительных,
присоединительных и ограничительно-выделительных членах предложения
Задание 147. Напишите текст под диктовку, объясните пунктуацию при сочинительных союзах.
пункту подкатил (микро)автобус (газ.). 13. Тогда я сам себе казался (много)опытным, (много)знающим, почти (сердце)ведом. 14. Стены здесь вымазаны (грязно)голубою краской (Чех.).15.В (туристско)рыбацком своём костюме она была холодна, как настоящий викинг. 16. На (координационно)вычислительном центре громкоговоритель передал новые рапорты (газ.). 17. И вот первое знакомство с широкими весёлыми проспектами (быстро)растущего города (газ.). 18. Теперь я (средне)русский писатель со (средне)европейским именем. 19. Есть у нас (двух), (трёх) и (много)кратные чемпионы мира (газ.). 20. Он был человек (счастливо)рождённый—и с дарованием (Тург.). 21. Они [обломовцы] были глухи к (политико)экономическим истинам (Гонч.). 22. Добрая (жёлто)грудая пичуга каждое утро посещала (госте)приимный Машин подоконник (Леон.). 23. Мало-помалу развёртывается (подлинно)степной ландшафт. Где-то справа остаётся (Кирово)град с крупными (сельско)хозяйственнм (машино)строением и (буро)угольный бассейн (право)бережья Днепра. 24. Ермолова требовала от искусства (полно)кровного, (идейно)насыщенного реализма (Щеп.-Куп.).
-
(Чёрно)бурою лисицей под горой улегся лес (Кедр.). 26. При смешении (быстро)растущих пород со (свето)любивыми (медленно)растущими последние отстают в росте и усиленно отмирают (учеб.). 27. Засмеяться добрым, светлым смехом может только одна (глубоко)добрая душа (Гог.). 28. Дело воспитания есть дело (обще)народное. 29. (Одно)стороннее искусственное воспитание рано или поздно вступает в разлад с жизнью, которая беспрерывно требует полноты и (все)стороннего развития человеческих способностей.
Задание 277. Напишите диктант, объясните правописание сложных слов.
В гостях у (учёного) ботаника
Был (ослепительно)яркий летний день, когда я собрался посетить (опытно)показательный участок известного (учёного)ботаника.
Дорожка, начавшаяся прямо от (лимонно)жёлтого домика маленькой дачной станции, шла молодым леском с такой (изумрудно)зелёной листвой, будто она лишь сегодня вылупилась из (буро)коричневой кожицы почек. (Прозрачно)чистый воздух был напоен доносившимся откуда-то со стороны (сладко)горьким ароматом цветущей гвоздики и (едва)распустившегося жасмина.
Сделав крутой поворот, дорожка вывела меня к опушке леса, откуда стала отчётливо видна (ярко)окрашенная крыша небольшого (кирпично)черепичного строения, утонувшего в (густо)лиственных пышных кустах. Вся изгородь была обсал<ена (дико)растущим боярышником, а грядки усеяны острыми иголочками обыкновенного (лука)порея. Никем не встреченный, я вошёл за ограду и направился в глубь сада. Через несколько шагов моему взору представился роскошный цветник.
Здесь были розы всех оттенков — от (нежно)розового и (пурпурно)красного до (бархатно)чёрного. (Голубовато)дымчатые ирисы и (золотисто)оранжевые настурции, (много)лепестковые гвоздики, (молочно) белые лилии с (янтарно)жёлтыми пестиками и незнакомые мне (красиво)цветущие растения, несколько напоминающие цинии, — всё это составляло (художественно)полноценную картину, в которой не было ничего (крикливо)пёстрого. Это был (хитро)сплетённый узор, представляющий собой редкую цветовую гармонию.
Между тем, казалось, никто не обращал внимания на человека, (нежданно)негаданно появившегося в чужом цветнике. Но вскоре на дорожке, обложенной плитками (известняка)ракушечника, показался мужчина. Это был сам хозяин. (Энциклопедически)образованный учёный, написавший немало (всемирно)известных трудов, (вице)президент научного общества, он в молодости много путешествовал по (южно)американским и (западно)европейским странам, бывал на (Рио)(Гранде)(дель)Норте, островах (Де)Лонга, изучал растительный мир (Верхне)Рейнской низменности.
Вскоре я уже сидел в уютной комнате, несколько напоминавшей корабельное помещение: на стене висел (барометр)анероид, на столе стоял сделанный из (папье)маше большой, длиной почти в (пол)метра, парусник с (фок)мачтой и (бизань)мачтой, а в двух стеклянных сосудах виднелись заспиртованные (меч) и (молот)рыбы.
Раскрыв передо мной один из альбомов с коллекцией трав, учёный начал свой увлекательный рассказ. Когда-то он занимался (палео)ботаникой и теперь показывал мне рисунки уже не существующих (невероятно)болыних (сростно)лепестковых растений, а также папоротников с (многократно)рассеченными листьями. Среди таких вот гигантов, очевидно, когда-то летали (ящеро)птицы.
В отдельном альбоме были засушены различные травы и цветы. Здесь были (иван)(да)марья, (мать)(и)мачеха, (плакун)трава. Встретил я в коллекции и похожие на одуванчики (каучуко)носы (кок)сагыз и (тау)сагыз, и круглые (листья)тарелочки южной красавицы (виктории)регии. Венцом же всего были прекрасные экземпляры корней (жень)шеня, найденные в (северо)восточном районе Уссурийского края у подножия (Сихотэ)Алинских отрогов (371 слово).
Правописание наречий и наречных сочетаний
Задание 278. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Назовите правила правописания наречий, которые можно проиллюстрировать следующими примерами.
(По)видимому, (мало)помал..., искус...н..., сосредоточен...о, навзнич..., настеж..., (в)припры...ку, (из)редк..., (за)нов..., (с)начал..., свеж..., неуклюж..., (по)преж...нему, (в)ручную.
Задание 280. Распространите данные слова наречиями, максимально реализуя их сочетаемостные свойства. Определите разряд наречия по значению. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
Говорить, идти, отказаться, смотреть, грубый, простодушный. Образец:как? по-русски; когда? накануне; откуда? издалека; почему? сгоряча; с какой целью? нарочно и т.д.
Для справок: (с)дуру, (со)слеп..., (со)зла, (на)отрез, вызывающ..., потрясающ..., (по)одному, (в)пятером, (по)одиночк..., (в)слух, (в)последстви..., (во)время, (тот)час, (в)кратц..., (за)светл..., (до)сыт..., (по)пусту, подкупающ..., умоляющ..., (по)очереди, (не)(с)проста, (по)пустому, (по)утру, (в)даль, (из)редк..., (с)боку, певуч..., (на)легке, (по)хорошему, (по)французски, (на)обум, (на)перебой, (на)распев, (на)тощак, (на)последок, (ис)(под)лобья, (в)припры...ку, (в)первые, (черес)чур, (до)нельзя, (по)детски.
Задание 281. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите зависимость написания конечных гласных от приставок.
Снов..., справ..., насух..., добел..., сызмал..., засветл..., изжелт..., спервоначал..., дочист..., зажив..., пзредк..., наглух..., справ..., надолг..., наскор..., докрасн..., досух..., изредк..., вправ..., слев..., дотемн..., искос..., направ..., сызнов... .
Задание 282. Образуйте по одному наречию, используя заданные модели. Определите, от каких частей речи и каким способом образованы эти наречия. Образец: из...а—изредка.
На...о, на...е, ...о, ...е, в...е, в...о, до...а, за...о, ...либо, на...ую, по...у, по...ому, с...у, с...а, в..., на...ой, на...а, ...жды, ...-в-...,
на...у, от...у, по...у, по...ьи, в...ую, по...и, в...ом.
Для справок: весело, широко, смело, мягко, грозно, (еле)еле, (чуть)чуть, (крепко)накрепко, (нежданно)негаданно, (на)прав..., (на)лев..., (на)скор..., (на)долг..., предостерегающ..., (на)глух..., испытующ..., (когда)либо, подкупающ..., (где)либо, ошеломляющ..., искренн..., (по)новому, излишн..., (откуда)либо, (с)прав..., (в)далеке, (зачем)либо, (в)лев..., (на)мертв..., (строго)настрого, (за)светл..., (до)сыт..., (до)красн..., (по)хорошему, (по)прежнему, (до)нага, (на)пропалую, (с)высока, (по)праздничному, (с)легка, (по)осеннему, (с)молоду, (с)горяча, (до)бела, (за)нов..., (на)удалую, (на)легке, (в)кратце, (на)готове, (на)коротке, (с)пьян..., (до)чист..., (в)прав..., (с)дуру, (по)долгу, (в)черне, (по)немногу, (в)скоре, (в)начал..., (в)рассыпную, (по)напрасну, (нога)(в)ногу, (в)переди, (на)верху, (в)заперти, (на)яву, (в)близи, (от)роду, (на)перебой, (на)верняка, (по)бабьи, (в)слепую, (по)многу, (по)детски, (в)пятером, четырежды, (в)двое, (так)сяк.
Задание 283. Замените слова или сочетания слов наречиями, которые пишутся через дефис, запишите их. Образец: во вторую очередь—во- вторых.
На русском языке; в первую очередь; небрежно; плохо; с трудом; насилу; в какое-нибудь время; не так, как раньше, новым способом; неизвестно куда; совсем немного; понемногу, постепенно; много, полно; очень давно; неуклюже; очень крепко; одинаково, ни больше, ни меньше; миролюбиво; неожиданно; хоть сколько-нибудь, хоть немного.
Для справок: (чуть)чуть, (точка)(в)точку, (по)дружески, (по)русски, (точь)(в)точь, (во)первых, (по)новому, (нежданно)негаданно, (куда)то, (всего)навсего, (куда)нибудь, (еле)еле, (когда)нибудь, (кое)как, (мало)помалу, (как)нибудь, (еле)еле, (когда)нибудь, (кое)как, (мало)помалу, (крепко)накрепко, (день)(ото)дня, (шаляй)валяй, (по)медвежьи, (буква)(в)букву, (давным)давно, (видимо)невидимо, (полным)полно, (слово)(в)слово, (лицом)(к)лицу.
Задание 284. От приведённых ниже слов образуйте наречия, используя разные словообразовательные модели. Объясните правописание наречий.
Горячий, свежий, блестящий, певучий, похожий, манящий, разбойничий, скрипучий, общий, летний, дружеский, скорбящий, лисий, два, волчий, человеческий, человечий, человечный^
Задание 285. Образуйте от данного корня все возможные наречия, составьте с ними словосочетания, укажите на их смысловое различие.
Образец: даль—чернеет вдали, протекать поодаль, жить вдалеке, зайти далеко в лес, увидеть издали, приехать издалека и т.д.
Один, начало, низ, верх, строгий, весь, редко, долго, куда, первый.
Задание 286. Закончите предложения, подобрав наречные сочетания. Объясните, всегда ли наречные можно заменить наречиями; почему возможно употребление наречного сочетания сочетания в качестве уточняющего члена предложения. Образец: Стрелок бил в мишень ... (без промаху).
1. Нельзя брать чужие вещи ... . 2. Надо уметь говорить правду ... .
-
Заказ был выполнен ... . 4. Ребята наелись ягод ... . 5. Дети хохотали ... . 6. В темноте мы продвигались. 7. Ночыо больной не спал и уснул только ... . 8. Надо всегда поступать честно, ... . 9. Часть продуктов мы оставили ... . 10. Перепрыгнуть этот ручей можно только ... . 11. Мы поздравили товарища искренне, ....
Для справок:
(от)души, (без)спроса, (под)утро, (через)силу, (на)рассвете, (в)глаза, (на)ощупь, (в)срок, (с)трудом, (до)отвала, (про)запас, (во)время, (до)упаду, (на)угад, (по)совести.
Задание 287. Выпишите из орфографического словаря не менее 20 наречных сочетаний разных моделей. Включите их в контекст. Сгруппируйте по общности значения (значение образа действия, меры и степени; места, времени, причины, цели и т.д.).
Примечание. Для выполнения этого задания можно использовать следующие словари: Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? Словарь-справочник.—М.: Рус. яз., 1988.—874 с.; Рогожникова Р.П. Словарь эквивалентов слова.—М.: Рус. яз., 1991.—254 с.
Задание 288. Выпишите из художественной литературы не менее 5 предложений с наречными сочетаниями разных моделей, имеющими разное значение.
Задание 289. Из приведённых ниже наречных сочетаний выберите 5 и составьте с ними словосочетания. Выделите наречные сочетания, изменяющие значение в зависимости от сочетаемости. Запишите модель этих сочетаний, группируя однотипные.
(По)праву, (по)возможности, (на)глазок, (с)наскока, (с)размаху, (по)старинке, (по)памяти, (без)разбору, (без)оглядки, (в)старину, (в)складчину, (с)благодарностью, (под)конец, (на)лету, (на)время, (на)днях, (в)подтверждение, (с)интересом, (по)временам, (до)слёз, (по)ночам, (под)боком, (с)годами, (в)стороне, (без)меры, (без)передышки, (в)отдалении, (без)труда.
Задание 290. Запишите предложения с наречиями и наречными сочетаниями-омонимами: (в)слух—(про)себя , (в)серьёз—(в)шутку, (на)яву—(во)сне.
Задание 291. Раскройте скобки. Сформулируйте правила написания следующих наречий и наречных сочетаний.
(В)брод, (в)верху, (в)догонку, (вот)вот, (крест)(на)крест, (в)накладку, (в)ничью, (мало)(по)малу, (по)видимому, (в)перемежку, (в)(пол)голоса, (в)(пол)оборота, (по)товарищески, (по)латыни, (в)припрыжку, (в)приглядку, (просто)(на)просто, (ис)(под)тишка, (к)низу, (туда)сюда, (на)зубок, (на)(из)нанку, (на)перегонки, (на)смарку, (на)чеку, (не)(в)значай, (не)(за)чем, (от)того, (под)час, (по)многу, (по)(не)многу, (с)плеча, (без)просыпу, (без)устали, (в)заключение, (в)насмешку, (в)ногу, (в)одиночку, (в)обтяжку, (в)открытую, (в)придачу, (в)рассрочку, (в)розницу, (в)ряд, (до)бесконечности, (за)полночь, (из)(под)мышек, (на)цыпочках, (с)разгона, (честь)(по)чести.
Задание 292. Проверьте по орфографическому словарю, слитно или раздельно следует писать данные наречия и наречные сочетания. Запишите их, включив в минимальный контекст.