Файл: Практикум по орфографии и пунктуации 031000. 62 филология Форма подготовки Очная.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 2706

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая часть
1.Подчеркните грамматические основы и определите, что соединяет сочинительный союз – однородные сказуемые или предикативные части сложносочиненного предложения. Расставьте знаки препинания.

Это или медведь пробежал в чащу или тигр промчался за своею жертвой (Пришв.). Мне хотелось застать медведя за едой где-нибудь на полянке или за рыбной ловлей на берегу реки или на отдыхе (Сок.-Мик.). Звонко кукушка вдали куковала да, как безумная, галка кричала (Некр.). Палящие ветры несносны и ввысь улетая стрелой стоят раскаленные сосны расплавленной пахнут смолой (Ванш.). Лес влажный от стоявшего инея ржавел осиновым и клиновым листом краснел папоротниковыми ягодами и кис прелью умерших растений и каких-то разлагающихся трав и сгнивших грибов (Ю. Наг.).. У берегов вода то струилась по переметным пескам то стояла глубокими омутами (Пауст.). Небо то заволакивалось рыхлыми белыми облаками то вдруг местами расчищалось на мгновение и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь ясная и ласковая, как прекрасный глаз (Тург.). Я у него двор хотел поджечь да он меня поймал (Тург.). Я поглядел рассмеялся и встряхнулся и грустные думы тотчас отлетели прочь (Тург.).
2.Найдите в сложных предложениях однородные придаточные, подчеркните в них грамматические основы. Расставьте знаки препинания.

Крупные алые ягоды калины созревают поздней осенью когда начинает перепархивать первый снежок и все листья на деревьях уже облетели (Сок.-Мик.). . Когда наступал поздний вечер и небо охватывала мгла ночи над садом показывалась большая красная комета размером в половину луны (К.Коровин). . Если им нравился какой-нибудь цветок и он мог добраться до него и сорвать или если они забыли какую-нибудь вещь за которой он мог сбегать он был так счастлив что со всех ног бросался оказать им услугу (А. Кривцова). . Разговор так затянулся что стало светло за лесом на другой стороне дороги и соловей проснулся но собеседники все курили и разговаривали разговаривали и курили (Л.Т.). . Пока дети так говорили и утро продвигалось все больше к рассвету борина Звонкая наполнялась птичьими песнями, воем, стоном и криками зверьков (Пришв.). . Но глушь эта нам была мила потому что в лесу теплело и чувствовалась во всем весна (Пришв.). . Казалось что мгновенно померкнул слабый утренний свет и хлынула чернота ночи (Кожевн.). . Приходилось выезжать на старом челне на середину озера где доцветали кувшинки и голубая вода казалась черной, как деготь (Пауст.). . Если светит солнце и на небе нет облаков то пение и запах сена чувствуется сильнее (Ч.). . Слышно только как жужжат комары да молит о помощи муха, попавшая на обед к пауку (Ч.). . Когда поля освобождаются от снега и трава показывает зеленые кончики начинается праздник зеленеющей земли (Пришв.). . Однако оказалось что никакого объезда нет и что ехать надо именно здесь (А. Шнитн.). . Он нашел иную область где у него был подлинный дар и где он мог по-настоящему рассчитывать на успех (М. Гнедовский).


3. Подчеркните грамматические основы. Объясните, почему в этих сложных предложениях не ставится запятая перед сочинительным союзом.

Во многих местах тропу перегораживают упавшие деревья и пронизывают миллионы извивающихся, бугрящихся корней (О.Гус.). Всю ночь у Яна болела рука и боль и мысли не давали спать (А.Н.Т.). За это время он сам сильно изменился и все вокруг него преобразилось необыкновенно (Т. Васина). Где-то неподалеку ворковала горлинка и, заглушая ее, работал с перебоями и выхлопами мотор трактора (М. Шол). За последнее время геологами открыты большие запасы полезных ископаемых и исследована огромная территория Западной Сибири (И. Проценко). При солнечном затмении Луна закрывает собой Солнце и вокруг нее появляется отблеск солнечных лучей – так называемая «солнечная корона» (П. Стороженко). На довольно большом пространстве, огороженном и разгороженном легкими металлическими решетками, стояли машины, зеленели подстриженные газоны и бежали бетонированные дорожки (Е. Кондратьев). Однако, когда завод уже давал металл, в мартеновском цехе прорвало под печи и кипящая сталь ушла (Б. Пол.). Хотя до отхода поезда оставалось еще больше часа, провожающие уже стояли на перроне и мать уже плакала (В. Храмов). Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете! (Бун.). Неужели она, измученная сейчас бессонницей, стояла когда-то на той сырой дорожке и летний, пахнущий дождем ветер трепал ее черный фартучек? (А.Н.Т.). Дороги мне твои слезы и дорого каждое слово! (А.К.Т.). Какие есть исключения из этого правила и чем они объясняются? (учеб.). Как по-взрослому солон пот этого труда и как по-детски светел взгляд маленького пахаря на плоды рук своих! (Г. Зубков). Как совместить эти два сильнейших впечатления и нужно ли их вообще совмещать? (Г. Бояджиев). Уже нет алмазной нанизи и нет звона в воздухе (Г. Ник.). 17. Лень думать и лень рассуждать (Б. Лиходеев). Нет передо мною больше синих морских горизонтов и в душе нет ощущения свободы и счастья (И. Таран). Надо извиниться перед ним и нужно больше не допускать бестактных высказываний в адрес его друзей (Н. Шустова).

II. По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла (Пришв.). . Весь день дождь и парит (Пришв.). Правда, влезать сюда надо было на четвереньках, но зато там было сравнительно сухо и горел свет (Сим.). 4 Жаль только, что на дворе бушевали метели и окна вагона были наглухо заполнены снегом (А. Гайд.). . Москвичи чувствовали, что что-то нехорошо и что обсуждать эти дурные вести трудно и потому лучше молчать (Л.Т.). . В конце зимы в доме Щербацких происходил консилиум, долженствующий решить, в каком положении находится здоровье Кити и что нужно предпринять для восстановления ее ослабевающих сил (Л.Т.). . Как хорошо мне было в неприступных болотах и какими далекими

сроками зимы веяло от этих больших птиц, пересекающих диск солнца! (Пришв.). . Лизе казалось, что она видит эти вещи очень давно и они скоро ей надоедят, как лишнее время, как чрезмерный досуг (К. Фед.). . Ночью печально и широко шумело море и было холодно (Пауст.). . Только гудел за поворотом катер да… орали во все горло беспокойные петухи (Пауст.).

II семестр

МОДУЛЬ IV. Образование и правописание неспрягаемых глагольных форм.

Занятие 13. Неспрягаемые формы глагола. Образование причастий (4 час.).
Неспрягаемые формы глагола. Вопрос об их частеречном статусе.

Сопоставительная характеристика причастий и деепричастий (семантические, морфологические и синтаксические различия).

Залоговые формы причастий, их семантика и грамматические форманты.

Специфика временных форм причастий.

Образование причастий: связь образования причастий с переходностью и видом глагола;

Морфологическая структура причастных форм.

Глагольные основы инфинитива и настоящего времени, методика их нахождения.

Образование деепричастий.

Практическая часть
1. Образовать все причастия, выделить глагольные основы и формообразующие суффиксы.

Включить, передать, занимался, возглавлять, устанавливались, вспугнуть, поддержу, закреплять, понимать, тронулись, подвинься, простились, вырастить, выросла, пригласить, вырываться, сразимся, отметить, развиваешься, выдавать, закреплялся, отпускать, ехать, замесить, замешать, вмешаюсь, рекомендуя, расположить, раскаялись, разрастись.
2. Выделить глагольную основу и формообразующий суффикс, подобрать инфинитив.

Брошенный (бросить, бросать), выкупленный (выкупать, выкупить), пристреленный зверь (пристрелить, пристрелять), выгруженный (выгрузить, выгружать), подожжённый (поджечь, поджигать), сбережённый (сберечь, сберегать), выкачанный (выкатить, выкачать), увиденный (увидеть, увидать), развешанные картины (развесить, развешать), завешенное окно (завесить, завешать), замешенное тесто (замесить, замешать), замешанный в историю подросток (замесить, замешать).

3.Образуйте от данных глаголов страдательные причастия прошедшего времени; выделите формообразующие суффиксы, объясните их правописание. Подчеркните гласную перед -НН-.

Выкопать, прочитать, возместить, выравнять, сровнять, променять, втащить, выломать, выломить, высмеять, газировать, гранить, запаять, гофрировать, вынянчить, выковырять, усеять, отполировать, увенчать, усеять, увешать, завесить.
4. Образовать деепричастия, выделить глагольные основы и формообразующие суффиксы.

Развернуться, замедлить, пройти, пробираться, опереться, бить, разливаться, сократить, догорать, сокращать.
Занятия 14. Неспрягаемые формы глагола. Правописание причастий
(4 час.).

Правописание суффиксов причастий настоящего времени.

Суффиксы основы инфинитива в составе причастий прошедшего времени.

Практическая часть

1.Замените подчёркнутые слова страдательными причастиями настоящего времени, выделите суффиксы причастий, определите устно тип спряжения.

. Нефть, которую добывают со дна моря. . Курсы по повышению квалификации, которые организуют на заводе. . Деньги, которые хранят в банке. . Новые здания, которые воздвигают на окраине города. . Ранние овощи, которые выращивают в теплице. . Свет, который видят издалека. . Книга, которую рекомендуют прочитать.Человек, которого мучит жажда. . Топливо, которое сжигает двигатель. . Человек, которого все уважают. . Товар, который взвешивают. . Гвоздь, который забивают в стену. . Число, которое множат. . Трава, которую колеблет ветер. . Голос, который хочется слышать и воспринимать. . Поступок, который зависит от обстоятельств. . Корабль, который сопровождает буксир. . Товар, который привозят издалека. . Желание, которое нужно подавлять. . Щенок, которого нужно выводить на прогулку.
2.Запишите под диктовку, выделите суффиксы причастий настоящего времени, объясните их правописание.

. На мысли, дыш...щие силой, как жемчуг, нижутся слова (Лерм.). .В Ломоносове были два бор...щихся призвания—поэта и учёного (Бел.). . Колебл...щийся полёт бабочек над свежей зелене...щей поляной—одно из прелестнейших зрелищ (Акс.). . Эти тонкие и прозрачные узоры в золотой атмосфере, как мечты, тянутся в дремл...щей душе (Гонч.). . Зло никогда не было зижд...щей силой... (С.-Щ.). Ребята, кле...щие коробочки для игрушек, отказывались вырезать звёзды (Леек.). Сидел я и вдруг, знаете ли, почувствовал страшную кол...щую боль в боку (Чех.). . Егорушка... вообразил себе штук шесть высоких, рядом скач...щих колесниц (Чех.).Рыбьей чешуёй осыпаны и синие воды залива, лениво колыш...щиеся под осенним солнцем (Купр.). . Едва брезж...щий рассвет не мог разбудить нас (Пришв.). . Я заметил особый вид можжевельника, стел...щийся по земле длинными плетями (арс.).Людей незнач...щих—для него не существовало (Фед.). . Яподнимаю бинокль, вглядываюсь в зыбл...щуюся глубину мёртвой пустыни (Сок.-Мик.). . Колебл...мая волной тень то укорачивалась, то удлинялась (Нагиб.). . Не вид...мое нами судно подавало из тумана еле слыш...мые гудки. . Малыш, поддержива...мый матерью, подошёл к окну. . Никакие морозы не могут сковать буду...щую водную лавину, плещ...щую и брызж...щую во все стороны. . Пологие склоны гор знойно волновались в трепещ...щей дымке (Ф. Глад.). . Снег, пронза...мый лучами, быстро оседал.