Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли (на примере ООО «Мобидик»).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 207
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования ассортимента торгового предприятия
1.1 Основные характеристики торгового ассортимента и факторы, на него влияющие
1.2 Методы и механизмы управления товарным ассортиментом и критерии оценки его эффективности
2. Анализ ассортиментной политики торгового предприятия
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Мобидик»
2.2 Анализ ассортимента и ценовой политики торгового предприятия
2.3 Анализ и оценка хозяйственной деятельности предприятия на основе матрицы БКГ
3. Рекомендации по формированию ассортимента на торговом предприятии
3.1 Разработка «Положения об ассортиментной политике»
3.2 Рекомендации по совершенствованию ассортимента на торговом предприятии
ВВЕДЕНИЕ
Как известно, основная цель торговой организации - максимизировать прибыль. В условиях рыночных отношений это возможно только за счет эффективного удовлетворения потребительского спроса при высокой культуре торгового обслуживания. Следовательно, маркетинг как система управления производственно-сбытовой деятельностью организации становится ключевым фактором развития компании.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что управление ассортиментом является одним из основных направлений деятельности каждой организации. Для обеспечения эффективной предпринимательской деятельности организация должна управлять ассортиментом. Необходимость этого продиктована изменениями спроса на отдельные товары; появление новых продуктов; изменения в ассортименте продукции конкурентов.
Именно здесь нужна продуманная товарная политика, которая является основой всей маркетинговой деятельности.
Полнота, рациональность и стабильность ассортимента товаров определяют стабильность торговли. Рост товарооборота и ускорение продажи товаров напрямую зависят от состава и скорости обновления ассортимента. Отсутствие необходимых товаров, их узкое, несоответствующее потребностям потребителей или нестабильный ассортимент порождают неудовлетворенный спрос, что негативно сказывается на эффективности торговли.
Ассортиментная политика определяет товарные группы, обеспечивающие успешное функционирование организации на рынке и прибыльность организации в целом.
Различные аспекты проблемы управления ассортиментом были рассмотрены в работах таких ученых-экономистов, как Ю.А. Елагина, Т.П. Николаевой, Н.А. Николаевой, С.Н. Виноградовой, Л.П. Дашкова, В.К. Памбухчиянц, О.В. Памбухчиянц, А. Жигульского, Л.И. Кравченко и др. Кроме того, данные вопросы освещаются многими периодическими изданиями.
Цель работы – на основе изучения теоретических источников в области управления ассортиментом и анализа практического опыта разработки мероприятия по совершенствованию управления ассортиментной политики и повышению эффективности сбытовой деятельности ООО «Мобидик».
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы формирования ассортимента торгового предприятия;
- провести анализ ассортиментной политики торгового предприятия ООО «Мобидик»;
- разработать рекомендации по формированию ассортимента на торговом предприятии и повышению эффективности сбытовой деятельности ООО «Мобидик».
Объектом исследования является ассортиментная политика ООО «Мобидик».
Предмет исследования – процессы управления ассортиментом ООО «Мобидик».
Методы исследования: теоретический анализ товароведной литературы; анализ нормативных документов; сравнительный анализ, обобщение, систематизация и эмпирические методы.
Структура работы состоит из введения, трех глав основной части, заключения и списка использованной литературы.
1. Теоретические основы формирования ассортимента торгового предприятия
1.1 Основные характеристики торгового ассортимента и факторы, на него влияющие
Эффективность деятельности любого организации принято оценивать по прибыли, которую организация получает в процессе реализации производимой продукции или предоставляемой услуги. Прибыль организации зависти от множества факторов, например: характер предпочтений покупателей и уровень спроса на товар, объем продаж имеющегося ассортимента, уровень конкуренции на рынке, напрямую зависит от спроса на рынке на данный товар или услугу. Для того, чтобы товар или услуга были конкурентоспособными и имели спрос на рынке, необходимо осуществлять множество маркетинговых решений, в основе которых лежит товарная политика.
Товарная политика - это маркетинговая деятельность, связанная с планированием и осуществлением системы мероприятий и стратегий по формированию конкурентных преимуществ и созданию характеристик товара, которые удовлетворяют ту или иную потребность и делают его постоянно ценным для потребителя [6].
Ассортимент товаров представляет собой группу товаров, согласованную на этой основе или их комбинацию [8].
Ассортимент товаров - это набор товаров, предлагаемых производителем на рынке, называемый ассортиментом [12].
Таким образом, можно сделать вывод, что ассортимент представляет собой набор товаров, объединенных по какому-либо критерию.
Следует отметить, что ассортимент товаров делится на производственный и коммерческий ассортимент. Кроме того, первое преобразуется во второе путем сортировки.
Промышленный ассортимент товаров (недопустимо: «производственный ассортимент») представляет собой ассортимент товаров, разрабатываемых отдельной отраслью промышленности или отдельной промышленной организацией. В повседневной жизни мы чаще сталкиваемся с торговым ассортиментом. Подойдя к магазину, супермаркету или любой другой розничной сети, на витрине мы можем увидеть множество похожих товаров, которые вместе представляют диапазон торговли.
Подводя итог вышеприведенному материалу, можно сделать вывод, что ассортимент включает в себя группирование товаров, в то время как товарная номенклатура предполагает перенос всех существующих товаров и их подвидов [2].
Не менее важно различать понятия расширенного и расширенного ассортимента. Эта классификация встречается редко, но степень ее значимости не меняется совсем. К расширенному ассортименту обычно относят разделение товаров на категории, классификацию широкого значения. А классификация расширенного ассортимента обычно включает разделение на мелкие, скрупулезные подвиды товаров.
Известно, что ассортимент не может лидировать по всем показателям одновременно. Даже если у торговой сети такие параметры, как ширина, глубина и длинна будут лидировать по сравнению с ассортиментом конкурента, то с полнотой и устойчивостью могут возникнуть проблемы. К сожалению, на наличие товаров в витрине влияет множество факторов и чем масштабнее торговая сеть, тем сложнее держать под контролем сложившуюся ситуацию. В истории любой организации всегда найдутся случаи форс-мажоров, из-за которых товар отсутствовал на прилавке. К числу таких примеров можно отнести недобросовестного поставщика, нехватка материалов для производства товара по причине нерационального распределения ресурсов, неправильные условия хранения готовой продукции и многое другое [10].
На факторы, по которым определяется ассортимент конкретной компании влияет ряд отдельных обстоятельств.
Анализ воздействия указанных факторов происходит в ходе анализа рынка в маркетинговом отделе и в отделе финансов на определенном предприятии. Подразделение факторов при анализе происходит на общие и специфические [13].
Часть ученых полагает что воздействие общих факторов никак не зависит от деятельности внутри компании. В свою очередь они также имеют классификацию, делясь на:
- общественные, включающие менталитет населения, культурный уровень, финансовое благополучие общества, принадлежность к определенному трудовому классу населения;
- коммерческие, включающие расширение производственных мощностей продукции, покупательскую способность населения и сферу их деятельности, уровень развития экономики района сбыта, стоимость товаров и т.д.;
- демографический, в который входит возраст и половая принадлежность потребителя, структура семей, сфера деятельности основного процента населения и т.д.;
- национально-бытовые, включающие национальность потребителя, традиции, обычаи, моральные ценности;
- природно-климатические, включающие географическую принадлежность населенного пункта сбыта, климатические условия, природные ресурсы и т.д. [8].
Специфические факторы направлены на определение конкретных условий деятельности компании. Определяя широту ассортимента, следует учитывать:
- значение данной торговой точки в торговой сети потребления;
- расположение других торговых точек в зоне, охватывающей деятельность и специализацию;
- вид и уровень мощности компании;
- виды сегментов;
- транспортные соединения [15].
Определяя глубину ассортимента, следует учитывать:
- степень прибыли с сегмента;
- специфика реализации в определенном сегменте;
- площадь, занимаемой торговой точки, характер и свойства оборудования [17].
Кроме того, в значительной степени определяет ассортимент спрос потребителя. Но первостепенно коммерческая система должна определить сегменты, на которых организация намерена работать. Эта задача выполняется в отделе маркетинга, а также специальными коммерсантами в ходе исследования рынка, основываясь на показателях всеобщего анализа реализующих товар предприятий в определенном регионе.
Именно это необходимо учитывать, когда происходит формирование ассортимента товара, что позволяет оперировать точными данными о системе спроса, его масштабах, колебаниях развития, принципах и характере спроса на определенные продукты у различного контингента потребителей.
Также следует регулярно проводить мониторинг области деятельности компании, а также осуществлять контроль торговых операций. Это необходимо знать для коррекции процесса формирования ассортимента в нужное время, на определенном предприятии, на оптовом складе или розничном магазине [9].
Таким образом, ассортимент товаров - набор товаров, предлагаемых организацией-изготовителем на рынке, называют ассортиментом. Ассортимент товаров делятся на промышленный и торговый ассортимент. Не менее важно разграничивать понятия укрупненного и развернутого ассортимента. Ассортимент также можно сортировать по следующим направлениям: групповой ассортимент, видовой ассортимент и внутривидовой ассортимент.
1.2 Методы и механизмы управления товарным ассортиментом и критерии оценки его эффективности
Под координацией торгового ассортимента понимается взаимодействие связанных между собой типов деятельности. Среди них научно-техническая и проектная деятельность, полноценный анализ рынка, организации сбыта, услуги, рекламная деятельность, стимуляция спроса.
В таблице 1 приведена номенклатура свойств и показателей ассортимента.
Таблица 1 - Номенклатура свойств и показателей ассортимента
Наименования и условные обозначения |
Расчет показателей |
|
свойства |
показатели |
|
Широта (Ш): Действительная Базовая |
Показатель широты (Ш): Действительный (Шд) Базовый (Шб) Коэффициент широты (Кш) |
Шд=д=∑mПд Шб=б=∑mПб Кш=(Шд/Шб)100,% |
Полнота (П): Действительная Базовая |
Показатель полноты (П): Действительный (Пд) Базовый (Пб) Коэффициент полноты (Кп) |
Пд=д однородной группы товаров Пб=б однородной группы товаров Кп=(Пд/Пб)100,% |
Глубина (Гл) |
Показатель глубины: Действительный (Глд) Базовый (Глб) Коэффициент глубины (Кг) |
Глд=nд Глб=nб Кг=(Глд/Глб)100,% |
Устойчивость(У) |
Показатель устойчивости (У) Коэффициент устойчивости (Ку) |
У=у Ку=(У/Шд)100,% |
Новизна (обновление) (Н) |
Показатель новизны (Н) Степень (коэффициент) обновления (Кн) |
Н=н Кн=(н/Шд)100,% |
Структура (С) |
Относительный показатель структуры (Сi) отдельных товаров (i) |
Ci=Ai/Si |
Рациональность (Р) |
Коэффициент рациональности (Кр) |
Кр=(∑m(Ку*ву+Кн*вн+Кг*вг)/3 |
Гармоничность (Г) |
Коэффициент гармоничности(Кгар) |
Кгар=nгар/Шд |
Рассмотрим перечень базовых параметров, с помощью которых можно охарактеризовать исследуемый ассортимент, а также применить в качестве действия как инструмент формирования ассортимента:
- широта ассортимента. Данное понятие подразумевает под собой комплексность числа товарных блоков. Например, средства транспортировки: автобусы, троллейбусы, трамваи, метро и т.д.;
- глубиной ассортимента принято называть группировку множества подвидов определенной совокупности товаров в зависимости от существующего спроса. В качестве примера можно рассмотреть кроссовки как товар для разных потребителей: кроссовки для футболистов с шипами, кроссовки для бега, кроссовки для повседневной носки, кроссовки для плохих климатических условий с утепленной стелькой;
- под длиной или насыщенностью товарного ассортимента обычно понимают число товарных групп в совокупности;
- полнота ассортимента. Идея данного параметра включает в себя материальное присутствие определенного товара, относящегося к исследуемой торговой группе;
- гармоничность ассортимента- степень непротиворечивости или схожести товаров в группах и группах между собой внутри ассортимента по показателю удовлетворенности существующего спроса;
- устойчивость ассортимента непосредственно связана с предыдущим показателем - полнотой. Однако ее особенность заключается в непрерывном или бесперебойном наличии товара в выделенном сегменте [6].