Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли (на примере ООО «Мобидик»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 218

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отсутствие ассортиментной стратегии ведет к неустойчивости структуры ассортимента, потере контроля над конкурентоспособностью и потере коммерческой эффективности товаров.

Формирование ассортиментной стратегии направлено на удовлетворение реальных требований и пожеланий покупателей. К основным направлениям ассортиментной стратегии относятся:

  • исследование товарного рынка;
  • оценка имеющейся ресурсной базы;
  • учет темпов обновления продукции;
  • формирование ассортимента номенклатуры товара;
  • определение состава товаров по видам, маркам, артикулам;
  • освоение новых видов товаров;
  • оценка жизнедеятельности новых товаров [18].

Оптимальная структура ассортимента должна обеспечивать максимальную рентабельность с одной стороны и достаточную стабильность экономических и маркетинговых показателей, с другой стороны.

Стратегическое управление ассортиментом товаров определят направление развития всей торговой компании в зависимости от меняющихся потребностей и ожиданий покупателей. Управление ассортиментом товаров является той частью стратегического управления торговой компании, которая определяет ее конкурентоспособность.

Ассортиментная политика - определение ассортимента, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечения экономической эффективности деятельности организации в целом, формирование ассортимента продукции в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния организации и его стратегических целей. Обычно ассортиментная политика преследует долгосрочные цели [12].

Ассортиментная политика - одно из важнейших направлений маркетинга торговой компании [10].

Особенно ассортиментная политика имеет значение в жесткой конкурентной среде, когда к продукту у потребителя предъявляются повышенные требования к качеству и ассортименту, а эффективность работы организации с продуктом зависит от всех экономических показателей деятельности организации.

Лидерство в конкурентной борьбе за клиента получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами ее реализации и может управлять ею максимально эффективно.

Ассортимент продукции организации должен соответствовать представлениям целевых покупателей. Ассортимент становится все более важным элементом конкуренции между аналогичными компаниями. Продуманная ассортиментная политика не только позволяет оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента, но и служит для управления организацией индексом общей направленности. Формирование и реализация ассортиментной политики необходимо для определения условий безубыточной деятельности организации, контроля объема прибыли с целью оптимизации налогообложения и прогнозирования собственных инвестиций в развитие бизнеса.


Суть управления ассортиментом заключается в том, что товаропроизводитель своевременно предлагал определенный набор товаров, который, соответствующий всему профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворял требования определенных категорий покупателей [13].

Таким образом, управление ассортиментом товаров заключается в формировании и развитии ассортимента товаров в соответствии с рыночными условиями и стратегическими целями организации.

В управлении ассортиментом организации, а также в управлении другими объектами на предприятии выполняются четыре основные функции управления: планирование ассортимента, организация ассортимента, координация и контроль ассортимента.

Планирование ассортимента - это процесс определения программы действий по формированию ассортимента на основе анализа рынка и всех видов ресурсов организации.

Организация ассортимента - это распределение задач между отдельными подразделениями или сотрудниками организации по формированию ассортимента и установлению взаимодействия между ними.

Координация ассортимента обеспечивает соответствие принципов управления ассортиментом стратегическим целям организации [19].

Ассортиментный контроль - это вид управленческой деятельности, связанный с формированием информации о состоянии и функционировании ассортимента, изучением данных об ассортименте (его анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения поставленных целей. Эффективность ассортиментных стратегий, успехи и неудачи в использовании инструментов и методов управления ассортиментом.

Но управление ассортиментом обеспечивает широкий спектр функций, так как в большинстве торговых компаний важность процесса управления ассортиментом товаров в точках продаж считается одной из ключевых, наряду с финансовым управлением, персоналом и многим другим. На основании принципов, приведенных в предыдущем параграфе о формировании товарного ассортимента, можно сформулировать следующие функции управления ассортиментом:

- Стратегическое управление ассортиментом товаров - возможности и задачи компании на рынке, обеспечение плановых объемов оборота и прибыли; адекватное использование имеющихся ресурсов; экологический учет; интеграция дельфин в смежные области с помощью информационных систем; планирование ассортимента товарных предложений.

- Оперативное управление ассортиментом товаров - подбор товарных позиций; подбор источников снабжения; прогнозирование объема торговли; система управления цепями поставок; ценообразование; разработка эффективной планограммы размещения товаров в торговых точках; дифференциация мест продаж; оформление витрин; поддержка товарных поставок инструментами мерчендайзинга.


- Управление ассортиментом товаров в местах продаж - подготовка эффективной планограммы мест продаж; эффективное размещение и презентация товаров; обеспечение эффективного инвентаря; мерчендайзинг.

Важность управления ассортиментом товаров подтверждается той ролью, которую он играет в минимизации издержек обращения торговой компании, с одной стороны, и в росте товарооборота, а также доходов - с другой. Ассортимент товаров, предлагаемых к продаже в торговой точке, может существенно повлиять на товарооборот [5].

Управление ассортиментом товаров в торговле направлено на создание такого набора товаров, который обладает особыми преимуществами перед конкурентами с точки зрения покупателя.

Для оценки ассортимента продукции организации доступны следующие методы:

- анализ продажи товара;

- анализ основных характеристик ассортимента (широта, глубина, полнота, стабильность, новизна);

- ABC анализ;

- XYZ анализ;

- комбинированный ABC- и XYZ-анализ;

- матрица Бостонской консалтинговой группы [14].

Возможные ассортиментные стратегии организации розничной торговли:

- стратегия покупки товаров широко используется в розничной торговле. В процессе использования этой стратегии оперативного управления администрация магазина через определенные промежутки времени принимает оперативное решение: заказывать или не заказывать товар, а если заказывать, то сколько стоит определенный товар;

- стратегия равномерной доставки товаров через равные промежутки времени подразумевает заказ на постоянное количество единиц товара, то есть происходит повторная покупка товара без изменений;

- стратегия постоянного снабжения на регулярной основе. Используя эту стратегию, проверяется фактический уровень запасов. Решение о повторной покупке с изменениями, такими как условия поставки, цена, упаковка, постоянный объем товаров, принимается при условии, что запас на момент проверки был меньше или равен установленному уровню запасов. В этом случае заказ имеет место. В противном случае примите деловое решение «не заказывать»;

- стратегия расширения ассортимента предполагает внедрение новых товарных групп. Эта возможность рассматривается в условиях, когда организации стремятся к полномасштабной деятельности на рынке;

- стратегия сужения ассортимента предполагает удаление определенных групп товаров. Эта стратегия используется с ограниченными рыночными возможностями и сниженной активностью. Позволяет сэкономить на хранении товара;


- стратегия углубления ассортиментной группы направлена на привлечение новых потребителей и требует хорошего знания сегмента рынка, для которого предназначен новый продукт;

- стратегия утончения ассортиментной группы предполагает выведение из ассортимента ряда товаров, которые перестали пользоваться спросом. Эта стратегия очень важна для розничных магазинов одежды, благодаря ее использованию можно избежать затоваривания устаревших моделей [3].

Многие магазины считают, что чем шире ассортимент, тем выгоднее будет организация. Однако из-за широкого спектра распыляемых сил компания несет неоправданные расходы, затрудняет надлежащую поставку товаров покупателям, отвлекает конечных пользователей.

При анализе ассортимента используются показатели широты и глубины ассортимента, насыщенности ассортимента, полноты и гармоничности ассортимента, стабильности ассортимента. Для оценки круга организаций используются разные методы, такие как ABC-анализ, XYZ-анализ, матрица Бостонской консалтинговой группы [9].

Таким образом, управление ассортиментом товаров в торговых организациях не ограничивается структурой предлагаемых товаров. Для покупателей также важна стратегия представления товаров в торговых точках, логика их расположения, обеспечение взаимосвязи между отдельными товарными группами. В процессе управления ассортиментом товаров эти вопросы имеют первостепенное значение.

2. Анализ ассортиментной политики торгового предприятия

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Мобидик»

Магазин «Мобидик» занимается продажей одежды для детей от 5 до 12 лет.

Организационно-правовая форма предприятия – общество с ограниченной ответственностью.

График работы с 10.00 –20.00 .

Организационная структура магазина ООО «Мобидик» является линейно-функциональной, так как в данном случае имеется штат специалистов, имеющих высокую квалификацию в узкой предметной области и отвечающих за определенное направление. Данная структура признается оптимальной, так как между звеньями и ступенями управления на всех уровнях управления устанавливаются рациональные связи при наименьшем числе ступеней управления.


Наглядно организационная структура «Мобидик» представлена на рисунке 1.

Директор

Товаровед

Главный бухгалтер

Продавцы консультанты

Кассир

Старший продавец

Рисунок 1 – Организационная структура управления

При проведении анализа структуры персонала ООО «Мобидик» использованы данные из таблицы 2.

Таблица 2 - Структура персонала ООО «Мобидик» за 2017 - 2019 год

Категории работников

2017 год

2018 год

2019 год

Абсолютный прирост, чел

чел.

%

чел.

%

чел.

%

2018/ 2017

2019/ 2018

среднесписочная численность работников всего, в т.ч.

8

100,0

9

100,0

10

100,0

1

2

руководители

1

10,0

1

9,2

1

7,6

0

0

специалисты

3

40,0

3

36,3

3

38,4

0

1

служащие

4

50,0

5

54,5

6

53,8

1

1

На 2019 год численность работников в ООО «Мобидик» составляла 10 человек. В 2019 году численность персонала увеличилась на 1 человека.

Из общего числа работников ООО «Мобидик» 84,6% (8 человек) составляют женщины, и 15,4% (2 человека) – мужчины. Преобладание работников женского пола объясняется спецификой деятельности организации.

Предприятие занимает площадь в 320 м2. Площадь склада – 70 м2 (рис. 2).

Склад 50м2

Бытовое помещение 5 м2

Торговый зал 245 м2

Рисунок 2 – Площадь магазина

Таблица 3 - Площадь ООО «Мобидик»

Наименование

Размер площади, м2

Доля, в %

Торговая площадь

245

77

Служебные помещения

5

2

Склад

50

21

Общая площадь

320

100

Из таблицы 3 можно сделать вывод, что в структуре общей площади организации наибольшее место занимает торговая площадь 245 м2 или 77%.

Об эффективном использовании площади торгового зала судят покоэффициенту установочной площади, который рассчитывают по формуле: