Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли (на примере ООО «Мобидик»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 217

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Kу = Sу / Sт. з,

где Kу - коэффициент установочной площади;

Sу - установочная площадь магазина, кв. м.;

Sт. з. - площадь торгового зала, кв. м.

Таким образом, зная площадь торгового зала (245 м2) и установочную площадь (90 м2) вычислим установочную площадь нашего магазина:

Kу = 90 / 245 = 0,36

Оптимальная величина этого коэффициента находиться в интервале от 0,25 до 0,35.

В нашем случае коэффициент установочной площади превышает нормы, а именно площадь занятая торговым оборудованием составляет 36%, а 64% торговой площади – это проходы для покупателей и продавцов, места дополнительного обслуживания покупателей, территория для товаропотоков. Завышение коэффициента установочной площади может привести к неудобству для покупателей.

Степень использования площади торгового зала под выкладку товаров характеризует коэффициент экспозиционной площади. Его рассчитывают по следующей формуле:

Kэксп. = Sэксп / Sт. з.,

где Kэксп - коэффициент экспозиционной площади торгового зала;

Sэксп - экспозиционная площадь магазина, кв. м.;

Sт. з. - площадь торгового зала, кв. м.

Таким образом, если в нашем случае площадь торгового зала составляет 245 м2 , а экспозиционная площадь – 171,5 м2 ., то:

Kэксп.= 171,5 /245 = 0,7

Наиболее приемлемыми отношениями между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазинах самообслуживания со смешанным ассортиментом - 0,75-0,82.

Значение коэффициента экспозиционной площади зависит от типа используемого оборудования, его высоты, количества полок, кронштейнов и других элементов, используемых для выкладки товаров.

В нашем случае коэффициент экспозиционной площади составил 0,7.

В приведенной ниже таблице 4 обобщены основные финансовые результаты деятельности ООО «Мобидик» за рассматриваемый период (с 31.12.2017 по 31.12.2019).

Таблица 4 - Основные финансовые результаты деятельности ООО «Мобидик»

Показатель

Значение показателя, тыс. руб.

Изменение показателя

Средне-
годовая
величина, тыс. руб.

2018 г.

2019 г.

тыс. руб.

± %

1. Выручка

33 174

36 163

+2 989

+9

34 669

2. Расходы по обычным видам деятельности

29 775

30 559

+784

+2,6

30 167

3. Прибыль (убыток) от продаж  

3 399

5 604

+2 205

+64,9

4 502

4. Прочие доходы и расходы, кроме процентов к уплате

-776

-2 164

-1 388

-1 470

5. EBIT (прибыль до уплаты процентов и налогов) 

2 623

3 440

+817

+31,1

3 032

6. Проценты к уплате

1 223

-1 223

-100

612

7. Изменение налоговых активов и обязательств, налог на прибыль и прочее

-340

-368

-28

-354

8. Чистая прибыль (убыток) 

1 060

3 072

+2 012

+189,8

2 066


За последний год значение выручки составило 36 163 тыс. руб., при том что за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 годовая выручка составляла 33 174 тыс. руб. (т.е. имело место изменение +2 989 тыс. руб.).

За последний год прибыль от продаж составила 5 604 тыс. руб. За анализируемый период наблюдалось стремительное, на 2 205 тыс. руб., повышение финансового результата от продаж.

Таким образом, можно сказать, что ООО «Мобидик» является узкоспециализированным, на протяжении трех лет наблюдается положительная динамика роста выручки от сбыта.

2.2 Анализ ассортимента и ценовой политики торгового предприятия

Рынок детской одежды – один из наиболее перспективных: здесь минимальная доля масс-маркет компаний, с которыми обычно сложно конкурировать, и у покупателей вызывают доверие российские компаний.

Рынок детской одежды занимает 15% от общего рынка одежды.

А внутри рынка детских товаров сегменты распределены следующим образом: 33% – одежда, 24% – игрушки, 21% – одежда для новорожденных, 10% – обувь, 12% – другое.

Если выделять по половому признаку: девочек – 41%, мальчиков – 34% и новорожденных (0-3 года) – 25%.

За последние 4 года наметилось перераспределение в ценовых сегментах. До кризиса 51% брендов находилось в нижнем ценовом сегменте, 39% в среднем и 10% в верхнем. Сейчас до 65% вырос нижний сегмент и вырос он за счет вытеснения марок среднего ценового сегмента. Так, мы наблюдаем рост количества магазинов крупных сетей, таких как Gloria Jeans, «Твое» и «Детский Мир». Это в свою очередь приводит к сокращению локальных сетей, т.к. они не выдерживают конкуренции с федеральными сетями, например, закрывались региональные сети в Новосибирске («Нати»), Нижний Новгороде («Мама плюс я»).

Ценовая политика - это общие принципы и методы, которых предприятие собирается придерживаться в сфере установления цен на продаваемые товары. Компания устанавливает уровень цен на свои товары, исходя из соображений получения прибыли от своей деятельности.

Как правило, при выработке политики ценообразования принимаются во внимание издержки производства, конкуренция и спрос потребителей. Если компания ориентирована в первую очередь на прибыль и в меньшей степени на объем рынка, то оправдано ценообразование на основе себестоимости. Этот метод еще называют затратным. В такой стратегии минимальная цена определяется издержками фирмы – нужно назначить за товар такую цену, чтобы она полностью покрывала все затраты по его закупкам, распределению, продвижению и продажам, включая норму прибыли.


При этом сначала подсчитывают издержки, а затем определяют норму прибыли, которую хотелось бы получить.

Можно выделить три уровня ценообразования в магазине «Мобидик»:

1) анализ спроса (демографические изменения, появление товаров-заменителей, изменения в предпочтениях потребителей) и предложения (внутренняя конкуренция, импорт) на уровне отрасли, анализ издержек;

2) анализ рынка товара, соотношение «цена — качество», восприятие потребителями важности отдельных характеристик и желание платить за их наличие (улучшение), влияние рекламы, других методов стимулирования спроса на восприятие товара потребителями;

3) анализ ценообразования на уровне сделки, то есть управление ценой каждой конечной сделки.

Стратегическое ценообразование (первые два уровня) определяет долговременное позиционирование продукта в магазине «Мобидик» в рыночном пространстве «цена — качество» и позволяет получить долгосрочные конкурентные преимущества.

Для исследования ассортимента в магазине «Мобидик» будет проведен сравнительный анализ ассортимента с магазином «Розовый дельфин», т.к. данная торговая организация реализует аналогичные товары.

Структура ассортимента детского бельевого трикотажа в исследуемых магазинах представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 - Структура ассортимента детского бельевого трикотажа

На рисунке 4 представлена диаграмма распределения товаров по виду производителя.

Рисунок 4 - Диаграмма распределения товаров по виду производителя

В магазинах города большую часть предложения составляет отечественная продукция (в магазине «Мобидик» - 71 %,в магазине «Розовый дельфин» - 75 %), доля импорта в магазине «Мобидик» составляет – 29 %, в магазине «Розовый дельфин» - 25 %.

Анализ ассортимента детских трикотажных изделий проводился в магазине «Мобидик». На момент исследования действительная широта детских трикотажных изделий составляла 996 наименований.

Удельный вес детских трикотажных изделий по производителям представлен в таблице 5.

Таблица 5 - Структура ассортимента детских трикотажных изделий, реализуемых магазином «Мобидик», по странам-производителям

Страна-производитель

Число

наименований, шт.

Удельный вес ,%

Россия

437

53,6

Узбекистан

388

29,0

Белоруссия

136

13,7

Китай

37

3,7

Итого

996

100,0


Как видно из данных таблицы 5, самый большой процент в ассортименте детских трикотажных изделий приходится на изделия российского производства – 53, далее идут изделия узбекского производства – 29%, белорусского – 14% и китайского – 4%.

Необходимо отметить, что российские изделия, представленные в магазине, производятся омским предприятием ООО «Кроха» и производственно-торговой компанией «Виктория-Текс», в состав которой входят три фабрики:

- ООО «Орская мануфактура»,

- ЗАО «Трубчевский трикотаж»,

- ООО «Тритэкс».

В Узбекистане изготавливаются изделия торговой марки «Crockid» производства ООО «НТО Консалт» (г. Кемерово) и «Милослава» производственно-торгового предприятия «Том-Текс» (г. Томск). Данные предприятия имеют собственные производства, как в российских  городах, так и в Узбекистане. В Китае изготавливаются изделия российской компании – ООО «Компания Пеликан».

Структура ассортимента по торговым маркам представлена в таблице 6.

Таблица 6 - Структура ассортимента детских трикотажных изделий, реализуемых в магазине «Мобидик», по торговым маркам

Торговая марка

(производитель)

Число наименований, шт.

Удельный вес, %

«Кроха» (ООО «Кроха»)

303

30,3

«Свитанок» (АО «Свитанок»)

136

13,7

 «Милослава»

(ООО «Том-Текс»)

288

29,0

«Feel Free»

(ООО «Виктория-Текс»)   

132

13,3

«Crockid»

(ООО «НТО Консалт»)

100

10,0

«Пеликан»

(ООО «Компания Пеликан»)

37

3,7

Итого

996

100,0

Как видно из данных таблицы 6, большую часть ассортимента составляет продукция торговой марки «Кроха» – 30%. Это объясняется тем, что производство одежды находится в Омске, что облегчает формирование коммерческих связей, сокращает расходы на доставку и положительно сказывается на цене изделий.

Далее идут изделия марки «Милослава», их удельный вес составляет 29%, 14% приходится на изделия белорусской торговой марки «Свитанок», 13% – «Feel Free» , 10% – «Crockid»  и 5% составляют изделия марки «Пеликан».

Структура ассортимента по возрасту ребенка представлена в таблице 7.

Таблица 7 - Структура ассортимента детских трикотажных изделий, реализуемых в магазине «Мобидик», по возрасту


Возраст детей

Число наименований, шт.

Удельный вес, %

ясельный

232

23,8

дошкольный

295

29,5

школьный

469

46,7

Итого

996

100,0

Как видно из данных таблицы 7, наибольший удельный вес приходится на изделия для школьников – 46,7 %, по количеству им уступают им изделия для детей дошкольного возраста – 29,5 %, 23,8 % приходится на изделия для детей ясельного возраста.

Таким образом, можно сделать вывод, что в магазин в основном представлены трикотажные изделия для детей школьного возраста.

Удельный вес изделий из хлопчатобумажного трикотажа составляет 69%, изделия из хлопка и эластана (2%) составляют 18%. Добавление эластана в незначительных количествах никак не влияет на гигиенические показатели, но повышает упругость, формоустойчивость, несминаемость изделий. 8% составляют изделия из трикотажа состава вискозна + 2% эластана. Вискоза является искусственным волокном, полученным из целлюлозы, по гигиеническим показателям превосходит хлопок, материалы из нее более мягкие, шелковистые. 5 % составляют изделия из хлопка с содержанием синтетических волокон (10-20%), к ним относятся чулочно-носочные изделия для детей школьного и дошкольного возраста.

Содержанием синтетических волокон повышает износостойкость данных изделий. Таким образом, все изделия, реализуемые магазином, вследствие их сырьевого состава, обладают хорошими гигиеническими свойствами.

Наибольшую долю в структуре ассортимента занимают верхние и бельевые изделия, соответственно 36,5 и 35,5%, доля чулочно-носочных изделий составляет 21% и головных уборов 7%.

Структура ассортимента детских трикотажных изделий по разновидностям представлена в таблице 8.

Таблица 8 - Структура ассортимента детских трикотажных изделий, реализуемых в магазине «Мобидик», по разновидностям

Разновидности

Число наименований, шт.

Удельный вес, %

платье

футболка для мальчика

футболка для девочки

шорты

бриджи

туника

брюки для мальчика

брюки для девочки

джемпер для мальчика

блуза

водолазка

кофточка ясельная

ползунки

распашонка

чепчик

пинетки

шапочки

комплект ясельный

колготки

носки

трусы для мальчика

плавки для мальчика

плавки для девочек

комплект (трусы + майка)

пижамы

кальсоны

лосины

спортивный костюм для мальчика

спортивный костюм для девочки

35

40

50

30

30

20

15

15

15

25

30

40

60

48

48

20

20

35

60

130

40

40

60

40

18

10

10

12

10

3,5

4,0

5,0

3,0

3,0

2,0

1,5

1,5

1,5

2,5

3,0

4,0

6,0

4,8

4,8

2,0

2,0

3,5

6,0

13,1

4,0

4,0

6,0

4,0

1,8

1,0

1,0

1,2

1,0

Итого

996

100,0