Файл: 1. Управление, социальное управление основные понятия, соотношение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 769
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Необходимо обратить внимание, что законодатель не исключает возможности осуществления некоммерческими организациями предпринимательской деятельности, однако предполагает для ее осуществления ряд условий: она не должна осуществляться в качестве основной деятельности; она должна служить достижению целей, ради которых создана организация, и соответствовать им.
Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету.
Некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений)[91], общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, государственных корпораций, государственных компаний, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
В настоящее время федеральными законами дополнительно предусмотрены, в частности, следующие формы некоммерческих организаций: садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество[92]; товарищество собственников жилья[93], объединение работодателей[94], нотариальная палата[95], торгово-промышленная палата[96], автономное учреждение[97], саморегулируемая организация[98].
Следует отметить, что автономная некоммерческая организация и автономное учреждение – разные организационно-правовые формы. По признаку формирования учредителями имущественной базы автономная некоммерческая организация схожа с автономным учреждением, но отличие заключается в том, что автономной некоммерческой организации имущество передается в собственность, а автономному учреждению – на праве оперативного управления.
Административно-правовой статус общественных объединений – это их правовое положение в сфере государственного управления.
Он определяется теми же элементами, что и административно-правовой статус граждан. Это прежде всего комплекс их прав и обязанностей, закрепленный нормами административного права, административная правоспособность и административная дееспособность.
· Комплекс основных прав и обязанностей общественных объединений устанавливается соответственно ст. 27 и 29 Закона РФ «Об общественных объединениях». Для осуществления своих уставных целей и задач эти объединения имеют право:
Административно-правовой статус религиозных объединений регулируется Федеральным законом от 26 сентября 1997г. «О свободе совести и религиозных объединениях», а также Постановлением Правительства РФ «О порядке регистрации, открытии и закрытии в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций» и другими нормативными правовыми актами.
Религиозным объединением признается добровольное объединение граждан России, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на ее территории, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
В Российской Федерации установлен специальный порядок создания религиозных объединений. Оно может быть создано при обязательном соблюдении следующих условий: совершеннолетними гражданами, в количестве не менее 10 человек; имеющих устав и другие учредительные документы, зарегистрированные в Министерстве юстиции России или его органах на местах.
С момента регистрации религиозное объединение получает права юридического лица. Устав регистрируется в течение месяца со дня подачи документов. Отказ в государственной регистрации создаваемого религиозного объединения может быть лишь в следующих основных случаях:
1) если цели и деятельность религиозной организации противоречат законодательству России;
2) если организация не может быть признана в качестве религиозной;
3) если устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства.
За религиозными объединениями в России признается право собственности (на здания, сооружения, предметы культа (иконы, свечи, церковную утварь), денежные средства, а также на предприятия, производящие предметы культа или издающие богослужебную литературу)..
29. Понятие, особенности, классификация административно–правовых форм государственного управления.
Формы государственного управления – это внешнее выражение содержания исполнительной власти и государственно-управленческой деятельности. Деятельность исполнительной власти имеет организационные формы (аппарат (органы) управления) и юридические формы (административное право).
Административно-правовые формы (АПФ) принято классифицировать по следующим основаниям.
По содержанию: правотворческая, правоприменительная, договорная.
Правотворческая форма государственного управления заключается в издании субъектами государственного управления подзаконных нормативных правовых актов управления, регулирующих общественные отношения в сфере их государственно-управленческой деятельности. Нормативные правовые акты управления федеральных органов исполнительной власти
издаются на основе и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в своей правотворческой деятельности руководствуются также законодательством соответствующих субъектов Российской Федерации.
Правоприменительная форма государственного управления включает издание индивидуальных правовых актов управления (актов применения норм права) и совершение действий юридического характера.
Издание индивидуальных правовых актов управления осуществляется субъектом государственного управления тогда, когда по обстоятельствам дела этот субъект в соответствии с правовыми нормами должен принять решение в виде индивидуального правового акта.
Совершение действий юридического характера осуществляется в тех случаях, когда правовые нормы не требуют от субъекта государственного управления принятия правового акта и он совершает предусмотренные в этих случаях юридически значимые действия (например, составление протокола, регистрация обращения и др.).
Договорная форма государственного управления – это форма координационных (согласительных) административно-правовых отношений, предполагающая равенство участников этих отношений. То есть использование этой формы ставит возникновение административного правоотношения в зависимость от согласия на вступление в него каждой из потенциальных сторон этого отношения (поступление на государственную службу по контракту, заключение органами исполнительной власти соглашения о разграничении компетенции, о совместных действиях и т.п.).
По функциональной направленности: регулятивная АПФ и правоохранительная АПФ.
Регулятивная форма используется в процессе государственного управления в различных сферах государственной деятельности (экономической, социально-культурной, оборонной, внешнеполитической и др.).
Правоохранительная форма используется при применении мер принуждения к лицам, нарушающим нормы административного права, при осуществлении защиты субъективных прав граждан и организаций, а также разрешении споров, возникающих в сфере управления.
30. Правовые акты управления: понятие, особенности, виды.
Правовой акт управления (ПАУ) – это основанное на законе одностороннее юридически властное решение органа исполнительной власти или его должностного лица, изданное в пределах их компетенции, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления либо направленное на возникновение, изменение или прекращение конкретных административно-правовых отношений.
Характерные черты.
Подзаконность ПАУ означает, что он издается на основании (актом более высокой юридической силой разрешено или прямо предусмотрено издание ПАУ по данному вопросу) и во исполнение закона (ПАУ являются средством реализации законодательных и иных норм, на основании которых они издаются).
Подзаконность акта управления в широком смысле понимается и как соответствие актов не только закону, но и актам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и других органов исполнительной власти.
Правовой характер ПАУ означает, что его принятие направлено на возникновение определенных юридических последствий. Эти последствия могут выражаться в установлении общеобязательных правил поведения (правовых норм) или направлены на конкретных лиц.
Императивность ПАУ означает обязательность его исполнения, соблюдения его требований лицами и органами, которым он адресован, независимо от того, являются ли эти лица подчиненными органа, издавшего акт, или таковыми не являются.
Авторитарность ПАУ выражается в том, что он воплощает властную волю его автора, которая обязательна для подвластных субъектов независимо от их согласия с ним.
Субъектный признак. ПАУ издаются только уполномоченными органами или должностными лицами.
Содержательный признак. ПАУ представляют собой управленческое решение, то есть он направлен на реализацию функций государственного управления.
Правовые акты управления – это разновидность юридически значимых документов. Однако ПАУ следует отличать от юридически значимых документов, неправового характера (или служебных документов) (справки, заключения, докладные записки, протоколы, акты ревизий, инвентаризаций, проверок и т.д.), которые фиксируют определенные обстоятельства, имеют юридическую значимость, но не содержат (в отличие от правовых актов) односторонние государственно-властные обязательные к исполнению предписания. Служебные документы могут выступать основанием для издания правовых актов управления.
Необходимо обратить внимание, что законодатель не исключает возможности осуществления некоммерческими организациями предпринимательской деятельности, однако предполагает для ее осуществления ряд условий: она не должна осуществляться в качестве основной деятельности; она должна служить достижению целей, ради которых создана организация, и соответствовать им.
Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету.
Некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений)[91], общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, государственных корпораций, государственных компаний, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
В настоящее время федеральными законами дополнительно предусмотрены, в частности, следующие формы некоммерческих организаций: садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество[92]; товарищество собственников жилья[93], объединение работодателей[94], нотариальная палата[95], торгово-промышленная палата[96], автономное учреждение[97], саморегулируемая организация[98].
Следует отметить, что автономная некоммерческая организация и автономное учреждение – разные организационно-правовые формы. По признаку формирования учредителями имущественной базы автономная некоммерческая организация схожа с автономным учреждением, но отличие заключается в том, что автономной некоммерческой организации имущество передается в собственность, а автономному учреждению – на праве оперативного управления.
Административно-правовой статус общественных объединений – это их правовое положение в сфере государственного управления.
Он определяется теми же элементами, что и административно-правовой статус граждан. Это прежде всего комплекс их прав и обязанностей, закрепленный нормами административного права, административная правоспособность и административная дееспособность.
· Комплекс основных прав и обязанностей общественных объединений устанавливается соответственно ст. 27 и 29 Закона РФ «Об общественных объединениях». Для осуществления своих уставных целей и задач эти объединения имеют право:
-
свободно распространять информацию о своей деятельности; -
o участвовать в выработке решений в органах государственной власти и органах местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренном законодательством; -
o проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; -
o учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность; -
o представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; -
o осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях -
o выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти; -
o участвовать в избирательных кампаниях (в случае государственной регистрации общественного объединения и при наличии в уставе данного общественного объединения положения об участии его в выборах)
Административно-правовой статус религиозных объединений регулируется Федеральным законом от 26 сентября 1997г. «О свободе совести и религиозных объединениях», а также Постановлением Правительства РФ «О порядке регистрации, открытии и закрытии в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций» и другими нормативными правовыми актами.
Религиозным объединением признается добровольное объединение граждан России, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на ее территории, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
В Российской Федерации установлен специальный порядок создания религиозных объединений. Оно может быть создано при обязательном соблюдении следующих условий: совершеннолетними гражданами, в количестве не менее 10 человек; имеющих устав и другие учредительные документы, зарегистрированные в Министерстве юстиции России или его органах на местах.
С момента регистрации религиозное объединение получает права юридического лица. Устав регистрируется в течение месяца со дня подачи документов. Отказ в государственной регистрации создаваемого религиозного объединения может быть лишь в следующих основных случаях:
1) если цели и деятельность религиозной организации противоречат законодательству России;
2) если организация не может быть признана в качестве религиозной;
3) если устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства.
За религиозными объединениями в России признается право собственности (на здания, сооружения, предметы культа (иконы, свечи, церковную утварь), денежные средства, а также на предприятия, производящие предметы культа или издающие богослужебную литературу)..
29. Понятие, особенности, классификация административно–правовых форм государственного управления.
Формы государственного управления – это внешнее выражение содержания исполнительной власти и государственно-управленческой деятельности. Деятельность исполнительной власти имеет организационные формы (аппарат (органы) управления) и юридические формы (административное право).
Административно-правовые формы (АПФ) принято классифицировать по следующим основаниям.
По содержанию: правотворческая, правоприменительная, договорная.
Правотворческая форма государственного управления заключается в издании субъектами государственного управления подзаконных нормативных правовых актов управления, регулирующих общественные отношения в сфере их государственно-управленческой деятельности. Нормативные правовые акты управления федеральных органов исполнительной власти
издаются на основе и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в своей правотворческой деятельности руководствуются также законодательством соответствующих субъектов Российской Федерации.
Правоприменительная форма государственного управления включает издание индивидуальных правовых актов управления (актов применения норм права) и совершение действий юридического характера.
Издание индивидуальных правовых актов управления осуществляется субъектом государственного управления тогда, когда по обстоятельствам дела этот субъект в соответствии с правовыми нормами должен принять решение в виде индивидуального правового акта.
Совершение действий юридического характера осуществляется в тех случаях, когда правовые нормы не требуют от субъекта государственного управления принятия правового акта и он совершает предусмотренные в этих случаях юридически значимые действия (например, составление протокола, регистрация обращения и др.).
Договорная форма государственного управления – это форма координационных (согласительных) административно-правовых отношений, предполагающая равенство участников этих отношений. То есть использование этой формы ставит возникновение административного правоотношения в зависимость от согласия на вступление в него каждой из потенциальных сторон этого отношения (поступление на государственную службу по контракту, заключение органами исполнительной власти соглашения о разграничении компетенции, о совместных действиях и т.п.).
По функциональной направленности: регулятивная АПФ и правоохранительная АПФ.
Регулятивная форма используется в процессе государственного управления в различных сферах государственной деятельности (экономической, социально-культурной, оборонной, внешнеполитической и др.).
Правоохранительная форма используется при применении мер принуждения к лицам, нарушающим нормы административного права, при осуществлении защиты субъективных прав граждан и организаций, а также разрешении споров, возникающих в сфере управления.
30. Правовые акты управления: понятие, особенности, виды.
Правовой акт управления (ПАУ) – это основанное на законе одностороннее юридически властное решение органа исполнительной власти или его должностного лица, изданное в пределах их компетенции, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления либо направленное на возникновение, изменение или прекращение конкретных административно-правовых отношений.
Характерные черты.
Подзаконность ПАУ означает, что он издается на основании (актом более высокой юридической силой разрешено или прямо предусмотрено издание ПАУ по данному вопросу) и во исполнение закона (ПАУ являются средством реализации законодательных и иных норм, на основании которых они издаются).
Подзаконность акта управления в широком смысле понимается и как соответствие актов не только закону, но и актам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и других органов исполнительной власти.
Правовой характер ПАУ означает, что его принятие направлено на возникновение определенных юридических последствий. Эти последствия могут выражаться в установлении общеобязательных правил поведения (правовых норм) или направлены на конкретных лиц.
Императивность ПАУ означает обязательность его исполнения, соблюдения его требований лицами и органами, которым он адресован, независимо от того, являются ли эти лица подчиненными органа, издавшего акт, или таковыми не являются.
Авторитарность ПАУ выражается в том, что он воплощает властную волю его автора, которая обязательна для подвластных субъектов независимо от их согласия с ним.
Субъектный признак. ПАУ издаются только уполномоченными органами или должностными лицами.
Содержательный признак. ПАУ представляют собой управленческое решение, то есть он направлен на реализацию функций государственного управления.
Правовые акты управления – это разновидность юридически значимых документов. Однако ПАУ следует отличать от юридически значимых документов, неправового характера (или служебных документов) (справки, заключения, докладные записки, протоколы, акты ревизий, инвентаризаций, проверок и т.д.), которые фиксируют определенные обстоятельства, имеют юридическую значимость, но не содержат (в отличие от правовых актов) односторонние государственно-властные обязательные к исполнению предписания. Служебные документы могут выступать основанием для издания правовых актов управления.