Файл: 1. Управление, социальное управление основные понятия, соотношение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 769

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Необходимо обратить внимание, что законодатель не исключает возможности осуществления некоммерческими организациями предпринимательской деятельности, однако предполагает для ее осуществления ряд условий: она не должна осуществляться в качестве основной деятельности; она должна служить достижению целей, ради которых создана организация, и соответствовать им.

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету.

Некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений)[91], общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, государственных корпораций, государственных компаний, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

В настоящее время федеральными законами дополнительно предусмотрены, в частности, следующие формы некоммерческих организаций: садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество[92]; товарищество собственников жилья[93], объединение работодателей[94], нотариальная палата[95], торгово-промышленная палата[96], автономное учреждение[97], саморегулируемая организация[98].


Следует отметить, что автономная некоммерческая организация и автономное учреждение – разные организационно-правовые формы. По признаку формирования учредителями имущественной базы автономная некоммерческая организация схожа с автономным учреждением, но отличие заключается в том, что автономной некоммерческой организации имущество передается в собственность, а автономному учреждению – на праве оперативного управления.

Административно-правовой статус общественных объединений – это их правовое положение в сфере государственного управления.

Он определяется теми же элементами, что и административно-правовой статус граждан. Это прежде всего комплекс их прав и обязанностей, закрепленный нормами административного права, административная правоспособность и административная дееспособность.

· Комплекс основных прав и обязанностей общественных объединений устанавливается соответственно ст. 27 и 29 Закона РФ «Об общественных объединениях». Для осуществления своих уставных целей и задач эти объединения имеют право:

  • свободно распространять информацию о своей деятельности;

  • o участвовать в выработке решений в органах государственной власти и органах местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренном законодательством;

  • o проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

  • o учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

  • o представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

  • o осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях

  • o выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

  • o участвовать в избирательных кампаниях (в случае государственной регистрации общественного объединения и при наличии в уставе данного общественного объединения положения об участии его в выборах)

Административно-правовой статус религиозных объединений регулируется Федеральным законом от 26 сентября 1997г. «О свободе совести и религиозных объединениях», а также Постановлением Правительства РФ «О порядке регистрации, открытии и закрытии в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций» и другими нормативными правовыми актами.



Религиозным объединением признается добровольное объединение граждан России, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на ее территории, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

В Российской Федерации установлен специальный порядок создания религиозных объединений. Оно может быть создано при обязательном соблюдении следующих условий: совершеннолетними гражданами, в количестве не менее 10 человек; имеющих устав и другие учредительные документы, зарегистрированные в Министерстве юстиции России или его органах на местах.

С момента регистрации религиозное объединение получает права юридического лица. Устав регистрируется в течение месяца со дня подачи документов. Отказ в государственной регистрации создаваемого религиозного объединения может быть лишь в следующих основных случаях:

1) если цели и деятельность религиозной организации противоречат законодательству России;

2) если организация не может быть признана в качестве религиозной;

3) если устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства.

За религиозными объединениями в России признается право собственности (на здания, сооружения, предметы культа (иконы, свечи, церковную утварь), денежные средства, а также на предприятия, производящие предметы культа или издающие богослужебную литературу)..
29. Понятие, особенности, классификация административно–правовых форм государственного управления.

Формы государственного управления – это внешнее выражение содержания исполнительной власти и государственно-управленческой деятельности. Деятельность исполнительной власти имеет организационные формы (аппарат (органы) управления) и юридические формы (административное право).

Административно-правовые формы (АПФ) принято классифицировать по следующим основаниям.

По содержанию: правотворческая, правоприменительная, договорная.

Правотворческая форма государственного управления заключается в издании субъектами государственного управления подзаконных нормативных правовых актов управления, регулирующих общественные отношения в сфере их государственно-управленческой деятельности. Нормативные правовые акты управления федеральных органов исполнительной власти
издаются на основе и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в своей правотворческой деятельности руководствуются также законодательством соответствующих субъектов Российской Федерации.

Правоприменительная форма государственного управления включает издание индивидуальных правовых актов управления (актов применения норм права) и совершение действий юридического характера.

Издание индивидуальных правовых актов управления осуществляется субъектом государственного управления тогда, когда по обстоятельствам дела этот субъект в соответствии с правовыми нормами должен принять решение в виде индивидуального правового акта.

Совершение действий юридического характера осуществляется в тех случаях, когда правовые нормы не требуют от субъекта государственного управления принятия правового акта и он совершает предусмотренные в этих случаях юридически значимые действия (например, составление протокола, регистрация обращения и др.).

Договорная форма государственного управления – это форма координационных (согласительных) административно-правовых отношений, предполагающая равенство участников этих отношений. То есть использование этой формы ставит возникновение административного правоотношения в зависимость от согласия на вступление в него каждой из потенциальных сторон этого отношения (поступление на государственную службу по контракту, заключение органами исполнительной власти соглашения о разграничении компетенции, о совместных действиях и т.п.).

По функциональной направленности: регулятивная АПФ и правоохранительная АПФ.

Регулятивная форма используется в процессе государственного управления в различных сферах государственной деятельности (экономической, социально-культурной, оборонной, внешнеполитической и др.).

Правоохранительная форма используется при применении мер принуждения к лицам, нарушающим нормы административного права, при осуществлении защиты субъективных прав граждан и организаций, а также разрешении споров, возникающих в сфере управления.

30. Правовые акты управления: понятие, особенности, виды.

Правовой акт управления (ПАУ) – это основанное на законе одностороннее юридически властное решение органа исполнительной власти или его должностного лица, изданное в пределах их компетенции, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления либо направленное на возникновение, изменение или прекращение конкретных административно-правовых отношений.

Характерные черты.

Подзаконность ПАУ означает, что он издается на основании (актом более высокой юридической силой разрешено или прямо предусмотрено издание ПАУ по данному вопросу) и во исполнение закона (ПАУ являются средством реализации законодательных и иных норм, на основании которых они издаются).

Подзаконность акта управления в широком смысле понимается и как соответствие актов не только закону, но и актам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и других органов исполнительной власти.

Правовой характер ПАУ означает, что его принятие направлено на возникновение определенных юридических последствий. Эти последствия могут выражаться в установлении общеобязательных правил поведения (правовых норм) или направлены на конкретных лиц.

Императивность ПАУ означает обязательность его исполнения, соблюдения его требований лицами и органами, которым он адресован, независимо от того, являются ли эти лица подчиненными органа, издавшего акт, или таковыми не являются.

Авторитарность ПАУ выражается в том, что он воплощает властную волю его автора, которая обязательна для подвластных субъектов независимо от их согласия с ним.

Субъектный признак. ПАУ издаются только уполномоченными органами или должностными лицами.

Содержательный признак. ПАУ представляют собой управленческое решение, то есть он направлен на реализацию функций государственного управления.

Правовые акты управления – это разновидность юридически значимых документов. Однако ПАУ следует отличать от юридически значимых документов, неправового характера (или служебных документов) (справки, заключения, докладные записки, протоколы, акты ревизий, инвентаризаций, проверок и т.д.), которые фиксируют определенные обстоятельства, имеют юридическую значимость, но не содержат (в отличие от правовых актов) односторонние государственно-властные обязательные к исполнению предписания. Служебные документы могут выступать основанием для издания правовых актов управления.