Файл: 1. Управление, социальное управление основные понятия, соотношение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 770

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


• разъяснительная работа – деятельность по разъяснению содержания чего-либо;

• критика – отрицательное суждение и указание недостатков в какой-то (чьей-то)деятельности;

• осуждение антисоциального поведения – выражение неодобрения, порицания отклоняющегося (девиантного) поведения.

Поощрение – способ воздействия субъекта управления, применяемый к объекту управления при позитивной оценке его деятельности, наличии заслуги в целях побуждения к дальнейшим успехам в деятельности.

Особенности поощрения:

1) является методом государственного управления;

2) фактическим основанием для применения поощрения выступает заслуга, высокие результаты деятельности;

3) является реакцией на прошлое поведение (деятельность) объекта управления;

4) реализуется путем применения конкретных мер поощрения;

5) имеет конкретного адресата;

6) осуществляется в рамках особого административно-поощрительного производства;

7) результат применения поощрений не может быть обжалован;

8) стимулирует дальнейшую активную деятельность объекта управления.

В зависимости от правовой основы поощрение может быть регламентированным правовыми нормами и не имеющим правового закрепления (публичная благодарность).

По содержанию выделяют такие виды поощрений, как моральное (благодарность, Почетная грамота, занесение на Доску почета), материальное (денежная премия, ценный подарок), статусное (имеющее правовое положение объекта управления, например присвоение почетного звания «Заслуженный строитель Российской Федерации»), смешанное (включает как моральное, так и материальное или статусное поощрение, например присвоение звания Героя России).

Поощрение может применяться к индивидуальным субъектам, к коллективным субъектам и к индивидуальным и коллективным субъектам.
34. Понятие, особенности, классификация мер административного принуждения.

Административное принуждение – метод государственного управления, основанный на нормах административного права, совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Особенности административного принуждения:


• основывается на нормах административного права;

• применяется как физическими, так и юридическими лицам;

• применяется в сфере общественных отношений, урегулированных как нормами административного права, так и нормами других отраслей права;

• закрепляется как в законных, так и в подзаконных нормативных правовых актах;

• применяется широким кругом уполномоченных субъектов;

• система мер административного принуждения отличается разносторонним характером (широкого спектра действия);

• применяется чаще всего в административном (внесудебном) порядке;

• порядок применения регламентируется административно-процессуальными нормами, создающими упрощенную процедуру;

Цели административного принуждения:

1) предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий, не связанных с правонарушением;

2) пресечение правонарушений;

3) восстановление нарушенного состояния;

4) процессуальное обеспечение;

5) наказание (ответственность) правонарушителя.

По характеру и специфике правонарушения выделяют меры психического воздействия, меры физического воздействия, меры материального (имущественного) воздействия, меры организационного воздействия.

По субъекту применения существуют меры, применяемые индивидуальными субъектами и применяемые коллективными субъектами.

По нормативным основаниям меры принуждения могут основываться на законах и подзаконных актах. Применяются меры либо в административном (внесудебном), либо в судебном порядке. Меры принуждения могут быть основаны на правонарушениях, на иных фактах (аномалии с правовым содержанием).

По сфере воздействия выделяют внутриорганизационные и внеш-невластные меры.

По способу обеспечения общественного порядка и целевому предназначению существуют меры административного предупреждения, административного пресечения, административно-процессуального обеспечения, административные правовосстановительные меры (меры защиты), меры административного наказания.


35. Административно–предупредительные меры.

Административно-предупредительные меры - это меры принудительного характера, которые применяются, как это следует из их названия, в целях предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления, которые могут привести к нарушениям общественного порядка и общественной безопасности, другим явлениям, вредным для режима управления государством.

Основания применения административно-предупредительных мер – наступление особых условий, как связанных, так и не связанных с действием человека (несчастные случаи, стихийные бедствия и т.д.).

Цели применения административно-предупредительных мер: предупреждение правонарушений в сфере государственного управления, предотвращение обстоятельств, угрожающих общественной безопасности.

Они применяются, например, для предотвращения аварий на производстве, дорожно- транспортных происшествий, пожаров; обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасности пассажиров воздушных судов; защиты жизни, здоровья и безопасности граждан при стихийных бедствиях, катастрофах, чрезвычайных событиях.

Административно-предупредительные меры достаточно многообразны, они применяются различными субъектами системы исполнительной власти во многих сферах государственного управления. Наиболее типичные из них связаны:

  • с осуществлением надзорных проверок;

  • дачей обязательных для исполнения предписаний о проведении профилактических мероприятий;

  • досмотром вещей и личным досмотром граждан;

  • проверкой документов, удостоверяющих личность;

  • введением карантина;

Так, в соответствии с Законом РФ «О полиции» ей предоставляется право применять следующие административно-предупредительные меры:

  • проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность (при наличии к тому достаточных оснований);

  • осуществлять надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также осужденными к лишению свободы, в отношении которых исполнение приговора отсрочено;

  • производить досмотр ручной клади и багажа пассажиров гражданских воздушных судов, а при необходимости — личный досмотр пассажиров;



36. Административно–пресекательные меры.

Административно – пресекательные меры – имеют прекращение противоправных действий и предотвращение их вредных последствий.

Виды: а) непосредственное физ. Воздействие; б) применение спец. Средств; в) примени оружия; г) принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; д) запрещение или ограничение ремонтно – строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдается требования по обеспечению общ. безопасности; е) временное отстранение от работы инфекционных больных.

Основаниями применения мер административного пресечения являются:

• совершение правонарушения;

• совершение объективно противоправных деяний или наступление представляющих опасность противоправных состояний или событий.

Меры общего административного пресечения применяются различными должностными лицами государственных органов исполнительной власти. Специальные же административно-пресекательные меры являются прерогативой узкого круга данных лиц. К ним относятся сотрудники органов внутренних дел, ведомственной военизированной охраны, военнослужащие, инкассаторы, инспекторы рыбоохраны, члены экипажей государственных воздушных судов и др. Следует отметить, что вооружение огнестрельным оружием охранников негосударственных организаций, телохранителей частных лиц, фермеров и пр. никакого отношения к специальному административному пресечению не имеет. Последнее выступает формой государственного принуждения, тогда как перечисленные лица не являются государственными служащими.

Рассмотрим отдельные меры пресечения общего назначения.

1. Административное задержание.

2. Отстранение лиц от управления транспортными средствами.

3. Запрещение эксплуатации транспортных средств.
37. Административные процессуально–обеспечительные меры.

Главная особенность этой группы мер административного пресечения в том, что они применяются с целью обеспечить нормальный ход производства по делу, носят обеспечительный характер.

По содержанию принудительного воздействия среди мер процессуального принуждения следует различать, во-первых, меры ограничения личных неимущественных прав (доставление, задержание, привод, принудительное освидетельствование, личный досмотр), во-вторых, меры ограничения имущественных прав (изъятие, арест, досмотр вещей, задержание транспортных средств и другого имущества, принудительное исполнение постановления о наложении штрафа, отстранение от управления транспортным средством).


Административное задержание на срок до трех часов может быть произведено, если помимо общей предпосылки — совершение административного нарушения, — имеется одно из следующих дополнительных условий:

1) наличие серьезных оснований предполагать, что активные противоправные действия будут продолжаться, что нарушитель может причинить ущерб общественным интересам, другим гражданам, себе;

2) когда исчерпаны другие меры воздействия, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановления по нему.
38. Административно-правовые режимы: понятие, основные черты, виды.

Административно-правовой режим (в широком смысле) – общий режим деятельности органов государственного управления по реализации возложенных на них правомочий.

Административно-правовой режим (в узком смысле) – совокупность правил поведения, деятельности граждан и юридических лиц, закрепленных в нормативных правовых актах, порядок реализации ими прав и законных интересов в определенных ситуациях в сфере публичного управления, направленный на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности специально создаваемыми для этой цели органами, подразделениями и службами органов государственного управления.

Виды административно-правовых режимов:

По степени принадлежности режимов к обеспечению национальной безопасности существуют: режимы обеспечения безопасности государства (государственной тайны, Государственной границы, пограничного режима, режима въезда в Российскую Федерацию и др.);

режимы обеспечения безопасности государства и общественного порядка (пребывание иностранных граждан на территории Российской Федерации);

ежимы обеспечения (охраны) общественного порядка (порядок оборота огнестрельного оружия, взрывчатых и ядовитых веществ, радиоактивных изотопов, наркотических веществ – разрешительные режимы; паспортно-визовый режим);

административно-правовые режимы, направленные на достижение целей в иных отраслях управления (таможенный режим, санитарный режим и др.);

комплексные административно-правовые режимы (в условиях массовых беспорядков, эпидемии, эпизоотии, стихийных бедствий, техногенных процессов, военной угрозы и др.).