ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
сценического движения, не подозревая об этом. К такому актерскому арсеналу относится, безусловно, паралингвистическое сопровождение речи. Иногда его называют экстралингвистическим. Имеется в виду то, что включается в речевое обеспечение: интонация, темп речи, высота издаваемых звуков, акценты, паузы, мелизмы (музыкальность интонаций, слов), тембр голоса.Некоторые авторы (Б.Д. Карвасарский) относят к паралингвистическим сигналам жесты, мимику. Мы в данном пособии излагаем свою точку зрения, считая лицевые экспрессии,жестикуляцию, позы невербальными средствами общения.
Пара- или экстралингвистические приемы делают речь живой, доступной, психологически эффективной. Представьте себе врача, говорящего монотонно, не делающего пауз, не подчеркивающих интонационно важность отдельных моментов в своем сообщении. Скорее всего, он произведет впечатление равнодушного человека, не стремящегося проникнуться сочувствием к пациенту, высокомерного, а то и брезгливого. Вряд ли такое впечатление послужит эффективному общению, а тем более созданию терапевтического альянса. Сравните с первым случаем речь другого врача, обладающего эмпатией, заинтересованного в позитивном эффекте лечения. В его речи обязательно появятся теплые нотки, окраска звуков будет нерезкой, но и не серой. Он будет повышать голос в тех местах речи, где она должна передать взволнованность, чуткость, надежду и оптимизм специалиста. Он понизит голос там, где словам надо придать доверительную интонацию, задушевность, понимание тревоги пациента.
Итак, рассмотрим некоторые паралингвистические приемы. Темп речи. Это – скорость, с которой произносятся отдельные слова и фразы. Скорость говорения не должна быть слишком высокой, когда собеседник не может уследить за смыслом отдельных слов и терминов. Восприятие речи связано со способностью пациента сосредоточивать, концентрировать внимание. Современные исследователи пришли к выводу, что ребенок в возрасте до 12 лет способен к устойчивому вниманию 20-25 минут, у взрослых эта временнáя зона более широка, но небесконечна. Поэтому злоупотреблять вниманием пациента, как бы благородны мотивы врача ни были, не стоит. Это просто бесполезно, даже при мастерски подготовленной и произнесенной речи. При этом замечено, что утомление от слишком быстрой и,
напротив, медленной речи развивается приблизительно в одно и то же время. Если вы все-таки хотите донести важную информацию, попытайтесь менять темп вербального общения во время вашего контакта с больным. Быстрая речь воспринимается как свидетельство важности передаваемой информации, признак уверенности говорящего. В этой части коммуникации с пациентом и следует изложить неприятную, но требующую признания ее важности информацию. Медленная речь способствует созданию атмосферы рефлексии. Вы как бы приглашаете пациента к совместному размышлению над его проблемой, успокаиваете его плавностью речи, ее размеренностью. Средний темп речи важно использовать, когда вы хотите обучить пациента каким-то приемам или стараетесь, чтобы он твердо запомнил изложенную информацию. Например, в среднем темпе вы даете рекомендации по дозировкам лекарственных средств, времени приема таблеток, излагаете диетические принципы лечения его болезни. При таком темпе обоснованно просить пациента повторить основные положения или подтвердить, что он все понял и будет следовать вашим рекомендациям. Подчеркнем, что никакой из темпов не замаскирует грамматическую или лексическую беспомощность врача, косноязычие, применение просторечных выражений не к месту и не ко времени. Поэтому со студенческой скамьи необходимо воспитывать, кропотливо формировать культуру речи. Язык, на котором вы говорите как врач, профессионал, должен быть безупречен. Недаром врача высокой квалификации и высокого признания всегда можно отличить по его речи - грамотной, интеллигентной, включающей отточенные паралингвистические приемы.
7.Из истории развития стоматологии.
8. Цемент покрывает корневую часть зуба и отвечает за прикрепление связочного аппарата к зубу. Состав зубного цемента близок к составу костной ткани.
9.Кровоснабжение зуба осуществляется веточками, отходящими от наружной сонной артерии. Наиболее значимые веточки – верхнечелюстная и нижняя альвеолярная артерии. Венозная система повторяет артериальную. Венозная система зубов тесно связана с мозговыми венозными синусами, поэтому стоматологические заболевания могут давать осложнения в виде тромбозов вен твердой мозговой оболочки.
10.Иннервация зубов осуществляется в основном тройничным нервом. Название тройничный происходит от трех веточек этого нерва – верхнечелюстного, нижнечелюстного и глазного.
11. Лимфатические сосуды зуба обеспечивают отток лимфы через ближайшие лимфоузлы, часть из которых доступна для пальпации, а значит, с помощью их обследования можно косвенно судить о наличии воспалительных заболеваний. Для более детальной постановки диагноза применяют методы рентгеноконтрастных исследований лимфатической системы. Итак, зубы имеют достаточно сложную анатомию, сама структура зубов подчинена главной функции – приему пищи, с которой они превосходно справляются при бережном к ним отношении.
9.Развитие и строение зубов.
1.Зубы - это твердые образования, которые располагаются в альвеолах челюстей. Зубы являются составной частью жевательно-речевого аппарата и принимают участие в жевании, дыхании, образовании голоса и речи. Зубы человека характеризуются большой дифференцированностью. Каждый зуб имеет анатомические особенности, позволяющие отличать его от других зубов. Характерным для человека, по сравнению с обезьянами, является уменьшение размеров зубов, обусловленное ослаблением жевательного аппарата.
2. У человека различают 4 группы зубов - резцы, клыки, премоляры и моляры. В стоматологии зубы подразделяются на переднюю (резцы, клыки) и боковую (премоляры, моляры) группы. Вначале функционируют временные зубы (20 зубов), которые полностью появляются к 2 годам. Начиная с 6-7 лет, они заменяются постоянными зубами (32 зуба). Последние большие коренные зубы обнаруживают у человека признаки редукции (отсутствие, неполное прорезывание, недоразвитие).
3.Зубы являются производными слизистой оболочки ротовой полости эмбриона. Эмалевый орган развивается из эпителия слизистой оболочки, дентин, пульпа, цемент и пародонт - из мезенхимы слизистой оболочки. Развитие зубов протекает в три стадии: в первой формируются закладки зубов и их зачатки, во второй - происходит дифференцировка зубных зачатков и в третьей - образование зубов.
4. Стадия 1. На 6-й неделе развития на верхней и нижней поверхностях ротовой полости возникают утолщения эпителия - зубные пластинки, врастающие в подлежащую мезенхиму. На преддверной поверхности зубных пластинок появляется по 10 колбовидных выпячиваний, которые дают начало эмалевым органам молочных зубов. На 10-й неделе эмбрионального развития в эмалевые органы врастает мезенхима, которая является зачатком зубных сосочков. К концу 3-го месяца эмалевые органы отделяются от зубных пластинок посредством шейки, вокруг эмалевого органа формируется зубной мешочек.
5. Стадия П. Эмалевый орган делится на слои, внутри формируется пульпа, а по периферии - слой внутренних эмалевых клеток, дающих начало эмали. Зубной сосочек увеличивается, на его поверхности появляется несколько рядов одонтобластов (дентинобразующие клетки). Зубные зачатки обособляются от зубной пластинки, вокруг них образуются костные перекладины, формирующие стенки зубных альвеол.
6. Стадия Ш. На 4-м месяце возникают зубные ткани - дентин, эмаль и пульпа. Эмаль появляется на вершинах зубных сосочков в области жевательных бугорков, а затем распространяется на боковые поверхности зубов.
7. Развитие корня зуба происходит в постэмбриональном периоде. После формирования коронки зуба верхний отдел эмалевого органа редуцируется, а нижний превращается в эпителиальное влагалище, которое врастает в мезенхиму и дает начало дентину корня зуба. Цемент корня и периодонт образуются за счет цементобластов и клеток зубного мешочка.
8. Во второй половине внутриутробного периода начинается обызвествление коронок молочных зубов. После рождения завершается обызвествление коронок, и вслед за этим обызвествляются корни зубов. Постоянные зубы возникают также из зубных пластинок. На 5-м месяце развития позади зачатков молочных зубов образуются эмалевые органы резцов, клыков и малых коренных зубов. Одновременно зубные пластинки растут кзади, где по их краям закладываются эмалевые органы больших коренных зубов. Дальнейшие этапы формирования сходны с описанными для молочных зубов, причем зачатки постоянных зубов лежат вместе с молочным зубом в одной костной альвеоле. Зачатки постоянных зубов начинают обызвествляться в первые два месяца после рождения. Сначала это происходит у первых моляров, затем у остальных зубов. Развитие корней постоянных зубов заканчивается к 10-l5 годам, и только корни 3-х моляров обызвествляются позже.
10.Оборудование стоматологического кабинета.
1.Прогресс не стоит на месте: стоматологическое оборудование, особенно стоматологические установки, непрерывно совершенствуются, становясь более надежными и совершенными, чтобы посещение стоматологического кабинета принесло пациенту только позитивные эмоции.
2.Эксперты считают, что для оказания стоматологических услуг наиболее удачным считается эргономичный стоматологический кабинет. Оптимизация движений за счет правильно подобранного и правильно расставленного зуботехнического оборудования сокращает время обслуживания пациента и экономит силы врача-стоматолога. Добиться хорошей эргономичности кабинета можно, скрупулезно подбирая стоматологические установки. Необходимо учитывать персональные пожелания стоматолога при подборе зуботехнического оборудования. Обязательно уделить внимание рабочему месту ассистента – персонал должен работать в благоприятной обстановке и тогда производительность труда повысится.
3.Правила выбора стоматологического оборудования: именно стоматологическое оборудование помогает врачу проявлять мастерство и в полной мере раскрыть свои таланты. Правильно подобранное стоматологическое оборудование не ограничивает возможностей стоматолога: все, что требуется для качественного лечения можно осуществить, благодаря хорошей эргономике работать на нем удобно - у врача все под рукой, не затекает спина и т.п.
4.Стоматологическая установка включает в себя несколько блоков: блок пациента, блок врача и блок ассистента. Каждая из этих частей, в свою очередь, состоит из ряда основных и дополнительных опций. Блок пациента. Среди электромеханических и гидравлических видов приводов для стоматологического кресла надежнее и долговечнее оказываются электромеханические приводы. Даже если такое кресло выйдет из строя во время работы, прием пациента может быть продолжен.
5. Основной рабочий блок стоматологической установки. Работа врача со стоматологической установкой зависит от нескольких факторов: типа подачи инструментов (стационарная, верхняя и нижняя), количества этих инструментов и, разумеется, их качества.
6.Минимальный набор инструментов в стоматологическом кабинете включает в себя: турбинный наконечник, микромотор и пистолет воздух-вода. Как правило, к этому стандарту добавляется еще ряд необходимых предметов: лампа, второй микромотор, вторая турбина, скалер и т. д. .
Пара- или экстралингвистические приемы делают речь живой, доступной, психологически эффективной. Представьте себе врача, говорящего монотонно, не делающего пауз, не подчеркивающих интонационно важность отдельных моментов в своем сообщении. Скорее всего, он произведет впечатление равнодушного человека, не стремящегося проникнуться сочувствием к пациенту, высокомерного, а то и брезгливого. Вряд ли такое впечатление послужит эффективному общению, а тем более созданию терапевтического альянса. Сравните с первым случаем речь другого врача, обладающего эмпатией, заинтересованного в позитивном эффекте лечения. В его речи обязательно появятся теплые нотки, окраска звуков будет нерезкой, но и не серой. Он будет повышать голос в тех местах речи, где она должна передать взволнованность, чуткость, надежду и оптимизм специалиста. Он понизит голос там, где словам надо придать доверительную интонацию, задушевность, понимание тревоги пациента.
Итак, рассмотрим некоторые паралингвистические приемы. Темп речи. Это – скорость, с которой произносятся отдельные слова и фразы. Скорость говорения не должна быть слишком высокой, когда собеседник не может уследить за смыслом отдельных слов и терминов. Восприятие речи связано со способностью пациента сосредоточивать, концентрировать внимание. Современные исследователи пришли к выводу, что ребенок в возрасте до 12 лет способен к устойчивому вниманию 20-25 минут, у взрослых эта временнáя зона более широка, но небесконечна. Поэтому злоупотреблять вниманием пациента, как бы благородны мотивы врача ни были, не стоит. Это просто бесполезно, даже при мастерски подготовленной и произнесенной речи. При этом замечено, что утомление от слишком быстрой и,
напротив, медленной речи развивается приблизительно в одно и то же время. Если вы все-таки хотите донести важную информацию, попытайтесь менять темп вербального общения во время вашего контакта с больным. Быстрая речь воспринимается как свидетельство важности передаваемой информации, признак уверенности говорящего. В этой части коммуникации с пациентом и следует изложить неприятную, но требующую признания ее важности информацию. Медленная речь способствует созданию атмосферы рефлексии. Вы как бы приглашаете пациента к совместному размышлению над его проблемой, успокаиваете его плавностью речи, ее размеренностью. Средний темп речи важно использовать, когда вы хотите обучить пациента каким-то приемам или стараетесь, чтобы он твердо запомнил изложенную информацию. Например, в среднем темпе вы даете рекомендации по дозировкам лекарственных средств, времени приема таблеток, излагаете диетические принципы лечения его болезни. При таком темпе обоснованно просить пациента повторить основные положения или подтвердить, что он все понял и будет следовать вашим рекомендациям. Подчеркнем, что никакой из темпов не замаскирует грамматическую или лексическую беспомощность врача, косноязычие, применение просторечных выражений не к месту и не ко времени. Поэтому со студенческой скамьи необходимо воспитывать, кропотливо формировать культуру речи. Язык, на котором вы говорите как врач, профессионал, должен быть безупречен. Недаром врача высокой квалификации и высокого признания всегда можно отличить по его речи - грамотной, интеллигентной, включающей отточенные паралингвистические приемы.
7.Из истории развития стоматологии.
1.Ученыe утверждают, что первые попытки лечить зубы предпринимались уже XII веке. В древнем Египте использовали различные мази и пасты. Лекари считали, что они такие смеси избавляют от зубной боли, снимают воспаление десен, устраняют отеки и зубной налет, и освежают и оздоравливают ротовую полость и защищают зубы от ломкости и расшатывания. А римляне первыми изобрели сверло, чтобы лечить пульпит. Это была первая попытка добраться до зубного корня с помощью оборудования. Однако это новшество было забыто на несколько веков. Древние китайцы, создавали трактаты и манускрипты, многие из которых сохранились до наших времен. В них четко описаны многие зубные заболевания и методы их лечения. Как правило, наряду с народными средствами (мазями и отварами), применялись и нетрадиционные, то есть всевозможные заклинания и обряды. Но самая популярная процедура была - удаление заболевшего зуба, которую осуществляли цирюльники, банщики или коновалы. 2.Стоматологию, как отдельный вид врачевания, стали выделять в период конца VIIв. – начала VIIIв. Во Франции в 1700 году, королевским декретом было положено начало зуболечению, как самостоятельной медицинской отрасли. Этим декретом была создана специальность хирурга-дантиста, которая давала право вести зубоврачебную практику. Именно европейские ученые осуществили все наиболее важные разработки, которые и по сей день используют в зубоврачебной практике. Однако эти разработки имеют существенные различия, поскольку они более усовершенствованы и современны. 3. В конце VIII века, как первую бормашину, применяли ручную дрель, в 1790 году изготовили первую примитивную бормашину с ножным приводом, используя для вращения механизм от прялки. В 1871 году был выписан первый патент на настоящую бормашину, изобретенную американским стоматологом ДмеймсомМоррисоном. В 1876 году первые бормашины запустили в серийное производство. Постепенно число оборотов сверла бормашины увеличивалось. В первых аппаратах число оборотов было 2000, а современные машины осуществляют до 3-х миллионов оборотов. 4. Стоматология, как отрасль медицины, сформировалась в 20-х годах XX века путем слияния челюстно-лицевой хирургии и зуболечения. Челюстно-лицевая хирургия развивалась в пределах общей хирургии и прошла все этапы становления медицины. 5. В конце XIX в начале XX веке в результате бурного развития химии, биологии, физиологии и остальных наук, которое значительно повлияло на развитие зубоврачевания, получило название "стоматология". 6.Этап истории в развитии стоматологии XX века по праву считается одним из наиболее прогрессивных и активных. В этот период, впервые в мире, создали полную научно-обоснованную систему медицинского наблюдения за развитием зубов у детей, что позволило организовывать и открывать специализированные кафедры стоматологии в детском возрасте, а также предоставлять услуги стоматологической помощи детям от момента рождения до их совершеннолетия в детских стоматологических поликлиниках, кабинетах, открываемых прямо в школьных и дошкольных учреждениях. | ||
|
8. Цемент покрывает корневую часть зуба и отвечает за прикрепление связочного аппарата к зубу. Состав зубного цемента близок к составу костной ткани.
9.Кровоснабжение зуба осуществляется веточками, отходящими от наружной сонной артерии. Наиболее значимые веточки – верхнечелюстная и нижняя альвеолярная артерии. Венозная система повторяет артериальную. Венозная система зубов тесно связана с мозговыми венозными синусами, поэтому стоматологические заболевания могут давать осложнения в виде тромбозов вен твердой мозговой оболочки.
10.Иннервация зубов осуществляется в основном тройничным нервом. Название тройничный происходит от трех веточек этого нерва – верхнечелюстного, нижнечелюстного и глазного.
11. Лимфатические сосуды зуба обеспечивают отток лимфы через ближайшие лимфоузлы, часть из которых доступна для пальпации, а значит, с помощью их обследования можно косвенно судить о наличии воспалительных заболеваний. Для более детальной постановки диагноза применяют методы рентгеноконтрастных исследований лимфатической системы. Итак, зубы имеют достаточно сложную анатомию, сама структура зубов подчинена главной функции – приему пищи, с которой они превосходно справляются при бережном к ним отношении.
9.Развитие и строение зубов.
1.Зубы - это твердые образования, которые располагаются в альвеолах челюстей. Зубы являются составной частью жевательно-речевого аппарата и принимают участие в жевании, дыхании, образовании голоса и речи. Зубы человека характеризуются большой дифференцированностью. Каждый зуб имеет анатомические особенности, позволяющие отличать его от других зубов. Характерным для человека, по сравнению с обезьянами, является уменьшение размеров зубов, обусловленное ослаблением жевательного аппарата.
2. У человека различают 4 группы зубов - резцы, клыки, премоляры и моляры. В стоматологии зубы подразделяются на переднюю (резцы, клыки) и боковую (премоляры, моляры) группы. Вначале функционируют временные зубы (20 зубов), которые полностью появляются к 2 годам. Начиная с 6-7 лет, они заменяются постоянными зубами (32 зуба). Последние большие коренные зубы обнаруживают у человека признаки редукции (отсутствие, неполное прорезывание, недоразвитие).
3.Зубы являются производными слизистой оболочки ротовой полости эмбриона. Эмалевый орган развивается из эпителия слизистой оболочки, дентин, пульпа, цемент и пародонт - из мезенхимы слизистой оболочки. Развитие зубов протекает в три стадии: в первой формируются закладки зубов и их зачатки, во второй - происходит дифференцировка зубных зачатков и в третьей - образование зубов.
4. Стадия 1. На 6-й неделе развития на верхней и нижней поверхностях ротовой полости возникают утолщения эпителия - зубные пластинки, врастающие в подлежащую мезенхиму. На преддверной поверхности зубных пластинок появляется по 10 колбовидных выпячиваний, которые дают начало эмалевым органам молочных зубов. На 10-й неделе эмбрионального развития в эмалевые органы врастает мезенхима, которая является зачатком зубных сосочков. К концу 3-го месяца эмалевые органы отделяются от зубных пластинок посредством шейки, вокруг эмалевого органа формируется зубной мешочек.
5. Стадия П. Эмалевый орган делится на слои, внутри формируется пульпа, а по периферии - слой внутренних эмалевых клеток, дающих начало эмали. Зубной сосочек увеличивается, на его поверхности появляется несколько рядов одонтобластов (дентинобразующие клетки). Зубные зачатки обособляются от зубной пластинки, вокруг них образуются костные перекладины, формирующие стенки зубных альвеол.
6. Стадия Ш. На 4-м месяце возникают зубные ткани - дентин, эмаль и пульпа. Эмаль появляется на вершинах зубных сосочков в области жевательных бугорков, а затем распространяется на боковые поверхности зубов.
7. Развитие корня зуба происходит в постэмбриональном периоде. После формирования коронки зуба верхний отдел эмалевого органа редуцируется, а нижний превращается в эпителиальное влагалище, которое врастает в мезенхиму и дает начало дентину корня зуба. Цемент корня и периодонт образуются за счет цементобластов и клеток зубного мешочка.
8. Во второй половине внутриутробного периода начинается обызвествление коронок молочных зубов. После рождения завершается обызвествление коронок, и вслед за этим обызвествляются корни зубов. Постоянные зубы возникают также из зубных пластинок. На 5-м месяце развития позади зачатков молочных зубов образуются эмалевые органы резцов, клыков и малых коренных зубов. Одновременно зубные пластинки растут кзади, где по их краям закладываются эмалевые органы больших коренных зубов. Дальнейшие этапы формирования сходны с описанными для молочных зубов, причем зачатки постоянных зубов лежат вместе с молочным зубом в одной костной альвеоле. Зачатки постоянных зубов начинают обызвествляться в первые два месяца после рождения. Сначала это происходит у первых моляров, затем у остальных зубов. Развитие корней постоянных зубов заканчивается к 10-l5 годам, и только корни 3-х моляров обызвествляются позже.
10.Оборудование стоматологического кабинета.
1.Прогресс не стоит на месте: стоматологическое оборудование, особенно стоматологические установки, непрерывно совершенствуются, становясь более надежными и совершенными, чтобы посещение стоматологического кабинета принесло пациенту только позитивные эмоции.
2.Эксперты считают, что для оказания стоматологических услуг наиболее удачным считается эргономичный стоматологический кабинет. Оптимизация движений за счет правильно подобранного и правильно расставленного зуботехнического оборудования сокращает время обслуживания пациента и экономит силы врача-стоматолога. Добиться хорошей эргономичности кабинета можно, скрупулезно подбирая стоматологические установки. Необходимо учитывать персональные пожелания стоматолога при подборе зуботехнического оборудования. Обязательно уделить внимание рабочему месту ассистента – персонал должен работать в благоприятной обстановке и тогда производительность труда повысится.
3.Правила выбора стоматологического оборудования: именно стоматологическое оборудование помогает врачу проявлять мастерство и в полной мере раскрыть свои таланты. Правильно подобранное стоматологическое оборудование не ограничивает возможностей стоматолога: все, что требуется для качественного лечения можно осуществить, благодаря хорошей эргономике работать на нем удобно - у врача все под рукой, не затекает спина и т.п.
4.Стоматологическая установка включает в себя несколько блоков: блок пациента, блок врача и блок ассистента. Каждая из этих частей, в свою очередь, состоит из ряда основных и дополнительных опций. Блок пациента. Среди электромеханических и гидравлических видов приводов для стоматологического кресла надежнее и долговечнее оказываются электромеханические приводы. Даже если такое кресло выйдет из строя во время работы, прием пациента может быть продолжен.
5. Основной рабочий блок стоматологической установки. Работа врача со стоматологической установкой зависит от нескольких факторов: типа подачи инструментов (стационарная, верхняя и нижняя), количества этих инструментов и, разумеется, их качества.
6.Минимальный набор инструментов в стоматологическом кабинете включает в себя: турбинный наконечник, микромотор и пистолет воздух-вода. Как правило, к этому стандарту добавляется еще ряд необходимых предметов: лампа, второй микромотор, вторая турбина, скалер и т. д. .